« ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
статья по литературе

Мои размышления о современном уроке...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_novoklyuchi.docx36.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Петровская основная общеобразовательная школа

 Купинского района Новосибирской области

Доклад

« ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Подготовила:

 учитель русского языка

и литературы

Калашникова Галина Ивановна

д. Петровка

2018 г.

Приходит ученик к Учителю и говорит:

- Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… что мне делать?

Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую – положил яйцо, а в третью – насыпал молотые зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3-й емкости.

     -Что изменилось? – спросил он ученика.

- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде, – ответил ученик.

- Нет, – сказал Учитель, – Это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри – твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств – кипятка.

    Так и люди… Сильные внешне – могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные – лишь затвердеют и окрепнут.

   -А кофе? – спросил ученик.- О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили её – превратили кипяток в великолепный ароматный напиток.

Мораль притчиесть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства, превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации и той среды, в которой они находятся»! Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий.

     Современный педагог немыслим вне творчества. С позиции философии творчество – деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями, потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности.

    Творческий педагог – это, прежде всего,  исследователь, обладающий следующими личностными качествами: 
– научным психолого-педагогическим мышлением,
– высоким уровнем педагогического мастерства, 
– определенной исследовательской смелостью, 
– развитым педагогическим чутьем и интуицией, 
– критическим анализом, 
– потребностью в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта.

     Каждый педагог должен учить и воспитывать детей через призму того, что у него лучше всего получается, что ему больше всего нравится. А чтобы определить, что же получается лучше всего, необходимо постоянно пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть бесконечным.

    В наше время люди все больше осознают, что именно творчество – одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. В США, например, существует институт по вопросам творческого решения проблем (Нью-Йоркский университет в Буффало), созданы различные консалтинговые компании, которые организуют семинары по вопросам творческого развития. У нас же много написано о различных методиках, об инновационных процессах, а на деле учителям, создавая творческий урок, приходится самостоятельно, буквально по крупицам собирать, конструировать, систематизировать материал. Коллеги согласятся, что, готовиться к 5 - 6 урокам в день, это почти невозможно.

    Конечно, единственный истинный источник творчества – это наша собственная личность. Необходимо постоянно подпитывать свой творческий дух. Исследователь творческого  мышления Джордан Айян сердцевиной духа творчества считает ЯДРО:

Я – я хочу знать (любознательность)

Д – действенность (энергичность)

Р – риск (готовность рисковать)

О – открытость новому

    Это ЯДРО, думаю, и является направляющей, толчком к поиску, к новому, к творчеству и, в конечном итоге, повышению самообразования учителя и ученика, их социальной значимости, самоуважению.

   Для себя как учителя русского языка и литературы формой инновационной деятельности выбрала творчество, творческие мастерские.  Всегда, еще до появления новых модных слов, старалась свой урок сделать интересным, выйти за рамки нужного и дозволенного. Теперь это не можно, а нужно. Рада этому. Рады и ученики. Что же использую нового в своей работе, чем могу поделиться? Сразу, наверное, в одной статье и не охватишь. Ведь накапливается не один год. Что-то уходит как не оправдавшее себя, что-то не очень нравится детям. Вот и получается, что педагогический процесс – это своеобразная фильтрация полезного и нет, плохого и хорошего, говоря детским языком.

Итак, инновации на моих уроках и внеурочных занятиях:

  1. Каждый урок – тематический. Будь то урок русского языка или литературы, он имеет определенную тематику образовательного или воспитательного характера. Пример: урок доброты, урок вежливости, урок мужества,  «Книга в жизни писателей» и т.д. 
  2. Интегрированные уроки. Считаю, все в жизни должно быть взаимосвязано, должно преподаваться в системе, «дружно». Мои интегрированные уроки разнообразны (стараюсь, чтобы было больше двух предметов): русский язык-литература-история, русский язык-литература-изобразительное искусство, литература-история-музыка, русский язык-литература-физкультура и т.д. Кроме того, считаю наиболее приемлемой формой проведения интегрированных уроков – творческие мастерские. 
  3. Технология педагогических мастерских. В последние годы в образовательной практике появился новый жанр – инновационная технология «мастерская». Урок-мастерская – явление многомерное и многогранное, которое может быть представлено в самых разных вариантах; единственным условием является творчество. Именно поэтому данная технология привлекла мое внимание. «Мастерская» от «мастер» - творение, произведение искусства, кропотливый каждодневный труд, вечный поиск, гончарный круг, руки – чуткие, слышащие, вылепляющие что-то, что родилось в глазах и душе. 


    Немного истории. Технология педагогических мастерских пришла в Россию в начале 90 – х годов из Франции в результате контактов с представителями ЖДЕН (Французская группа нового воспитания). Основные идеи ЖДЕН, ставшие международными, охватившие Европу и США, выражаются в следующих положениях: 

  • личность сама способна строить свое знание 
  • гражданин понимается как личность самостоятельная, способная оказать позитивное воздействие на окружающий мир 
  • отношение учителя к ученику как к себе равному 
  • многообразие мнений 
  • свободное самовыражение 
  • создание собственного продукта творчества и т.д. 


   В основе подхода – убеждение, что дети сами, в совместном поиске либо индивидуально (без навязывания) способны постигать новое. Руководитель мастерской, Мастер, опирается на следующие принципы: 

  • Мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. 
  • Мастер включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, пробуждает его личную заинтересованность в изучении проблемы ( отсюда и высокая мотивация). 
  • Мастер работает вместе со всеми, он равен ученику. 
  • Мастер не торопится отвечать на вопросы 
  • Необходимую информации дает лишь малыми порциями, обнаружив у ребенка потребность в ней. 
  • Мастер исключает официальное оценивание работы ученика, но через ее «социолизацию», «афиширование» создает условие для самооценки, самокоррекции. 
    Основные элементы мастерской следующие: 
  • «Индукция» (наведение): создание эмоционального настроя, включение области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Это своеобразный толчок к работе. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. – все, что может разбудить чувства, воспоминания, ассоциации ребенка, родит вопросы, ответы на которые он будет искать на уроке. 
  • «Самоконструкция» - индивидуальное создание предположения, решения, текста и тп. Она следует после демонстрации учебного материала. 
  • «Социоконструкция» - групповая работа в малых группах. Мастер корректирует состав групп. Построение, создание результата в совместном поиске. 
  • «Социолизация» - «афиширование» результата работы групп индивидуально или представителем от группы. Все мнения должны быть услышаны ( но учитывается желание детей, без давления). 
  • «Разрыв» - внутреннее осознание участником (возможно с помощью вопросов Мастера) неполноты или несоответствия своего старого знания новому, более глубокому, подвигающее к поиску ответов в дальнейшем. Момент сильной мотивации учащихся. 
  • «Рефлексия» - отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской и т.д. 

По времени мастерская далеко не всегда равна уроку, поэтому в своей практике французских мастерских, в основном беру уроки - пары, уроки-дуэты, уроки с продолжением, уроки без конца, уроки – серии. Их всегда очень ждут ребята, потому что каждая новая встреча – неожиданность, «что-то веселенькое» (по словам ребят). Уроки-мастерские стараюсь смело вводить во все большие темы русского языка и литературы. Считаю, что для гуманитариев это самая благодатная почва, чтобы заронить в детские души зерна любви к книге, к познанию прошлого, настоящего, стремления в будущее. 

  1. Проверка устного домашнего задания (правила) – по методике «полетного» повторения (по Шаталову). 
  2. Уроки-семинары. Использую несколько их видов: 
  • семинар-собеседование 
  • семинар-обсуждение 
  • семинар-диспут 

6.Урок открытого письма. Провожу редко, но урок помогает учителю скорректировать планирование, провести то занятие, которое просят ученики в своих письмах, увидеть их интересы по данному предмету, пробелы. Этот урок очень нужен, так как не всегда ученик может прямо в глаза сказать учителю свое мнение, пожелание, незнание.

7. Урок – суд, урок- концерт, урок-игра и т.д. – эти и другие виды необычных уроков очень ожидаемы и интересны, дают высокий результат работы на уроке, эффективности ее. Но проводить подобные уроки нецелесообразно каждый день, так как:

- не всегда содержание урока может быть представлено в занимательной форме;

- данные уроки требуют большой подготовки учителя и ученика;

- возникает эффект привыкания, необычное становится обычным;

- необходимо разнообразие в учебном процессе.

Инновационные моменты стараюсь использовать и в дидактическом, раздаточном материале. Некоторые из них:

  • ОСК (опорно-структурный конспект). Делаю ОСК по целым большим темам: «А.С. Пушкин « Капитанская дочка»,  «Слово о полку Игореве», «Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» и т.д. По тематике ОСК делаю зачеты, выбор темы сочинения, тесты. Для сильных учеников домашним заданием является составление ОСК на определенную более узкую тему по определенному писателю или произведению. 
  • Клише: к сочинениям разных видов, писем, эссе, аннотации и т.д., а также к устным ответам. Особенно это помогает и необходимо слабым ученикам. 
  • Игры «Черный ящик», « Говорун–шоу», « Своя игра», « Лингвистический марафон», « счастливый случай» и др. Такие уроки, неся в себе познавательный и закрепляющий момент, становятся интересной игрой для детей. Больше подходит для ребят среднего звена. 
  • Творения собственного сочинения учащихся (стихи, прозу, рисунки) – для изучения любой темы по русскому языку. Возможно задание создания стилизованного под какого-либо автора текста, предварительно подробно изучив характерные особенности стиля этого автора. 
  • Интерактивный текст – для работы на обычном рядовом уроке. 
  • Презентации – как форма представления урока учителем для учащихся, как форма зачета и экзамена. 
  • Электронные приложения к учебникам, фонохрестоматии и диски – незаменимая вещь в подаче материала, его изучении, проверке. С помощью видеоинформации ученик наиболее полно воспринимает материал, работают все виды памяти. Порой далеко не все можно передать словами, тогда на помощь приходит изображение, и звук, и  музыка.
  • Ассоциативные рисунки (как на уроках русского языка, так и на уроках литературы). На уроках русского языка ученик может представить себе, например, числительное в виде длинной гусеницы, а глагол в виде идущего человека, а тему «Вводные слова» - в виде целой галереи мордашек с различной мимикой и настроением и т.д. На уроках литературы – это создание портретов героев, обстановки дома и т.п., но предваряя просмотр иллюстраций художников. Таких рисунков за годы работы накопилось несколько папок, и все они дают личностное видение и отношение к тому, что изучал человек на уроке

          Мой список не закончен, но охватить все довольно–таки трудно. Конечно, не все сразу применяется на моих уроках. Одно сменяет другое. Свою работу стремлюсь разнообразить, так как понимаю: где скучно – там неинтересно, где неинтересно – там непонятно, где непонятно – там неизвестность, где неизвестность – там ненужность. А значит, нет достаточного уровня образованности наших будущих поколений, нет востребованности знаний и, как следствие этого, нет востребованности человека. Это уже страшно. Поэтому и стараемся мы с вами инновировать свою педагогическую деятельность, сделать ее как можно продуктивнее, полезнее, жизненно важнее.

    Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в других, но и в себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. А как найти новое? По мнению Сергея Гиппиуса  (известный режиссер, который написал материалы для проведения тренингов развития креативности) так:

“Трудное сделать привычным, привычное - легким, легкое – красивым ”.

Проведём небольшой практикум « Развитие творческого потенциала педагога»
1.
Разминка.  Назовите свое имя.  Подберите  3 личностных качества на ту же букву, с которой начинается ваше имя, которые относятся к вам.

  1. Скажите, какие ассоциации у вас возникают со словом «ТВОРЧЕСТВО» (можно использовать и сущ., глаголы, фразы)
  2. Упражнение «Хвасталки»

Цель: формирование внутренней позиции успешности педагога.

Задачи: Расширение зоны личной уверенности педагогов.

– Я хочу поговорить о ваших успехах. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдётся сфера, в которой вы успешны. Вспомните, пожалуйста, какое-либо достижение, которое произошло за последнее время, при этом не имеет значение, большое оно или маленькое, главное, чтобы это было важно для вас. Подумайте об этом 1-2 минуты.

– Сейчас вам необходимо сообщить о своих достижениях как можно большему количеству людей. Постарайтесь показать, насколько вас это порадовало. Человек, которому вы скажите об успехе, отвечает: «Я рад за тебя!».

    Вопросы:  легко ли было говорить о своих успехах; узнали ли вы что-то новое о ком-нибудь; легко ли было радоваться вместе с другими?

3.  Составьте синквейн на тему « Творчество».

СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлЕксии.

Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.

      В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Для составления синквейна требуется умение находить в материале наиболее существенные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества.

  Правила составления синквейна:

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
  •      Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Например, синквейн на тему Пушкин
Пушкин
Великий, талантливый.
Думает, страдает, любит.

Чувства добрые пробуждает.

Гений.

( Чтение синквейнов)

Психологический анализ дня, жизни

Саморазвитие личности связано с механизмом рефлексии (самоанализа). Предлагаю вашему вниманию одну из методик.

Используя пальцы руки, проводим рефлексию прожитого дня (название пункта анализа совпадает с первой буквой в названии пальца руки).

  1. Мизинец — Мыслительная деятельность - Что нового узнали?
  2. Безымянный — близость цели  - Что сегодня сделали для достижения цели?
  3. Средний - состояние духа -  Преобладающее настроение, мысли.
  4. Указательный - услуга (польза, помощь) -  Кому оказали помощь, услугу, порадовали?
  5. Большой -  Что я сделала для своего здоровья, для поддержания физического тела?

«Тот день, в который человек не сделал никакого полезного дела или ничему не научился, чтобы знать больше, чем он знал вчера, называется потерянным днем». (В. Осеева «Потерянный день»).

Талантом можешь ты не быть, но творческим ты быть обязан!

Но какие бы новации не вводились, только на уроке, как и сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда!) – океан знаний и рифы противоречий. И это нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его одарит постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытой жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. Мы, учителя, ныряем с головой в этот океан, боремся, плывем навстречу стихии, вглядываемся жадно в горизонт – где он, красивый берег? И вот когда к тебе в двери постучит взрослый, воспитанный, образованный, востребованный в обществе Человек, которого люди называют «Душа-человек, золотые руки, ходячая энциклопедия» и ты узнаешь в нем своего ученика – это и есть тот красивый долгожданный берег, к которому стремится каждый Учитель. 
И в заключении предлагаю материал для размышления.

 «Важнейшее условие духовного роста педагога - это прежде всего время - свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам… Время - ещё и ещё раз повторяю – это большое духовное богатство учителя… Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать».  (Василий Александрович Сухомлинский - выдающийся советский педагог-новатор, писатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по модулю "Формирование творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы"

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Формирование творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы через применение развивающих педагогических технологий и ИКТ"Работа с...

Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы.

Статья обзорно представляет из опыта работы приемы и формы  организации учебного труда по развитию мыслетворчества учащихся в интеграции музыки, изобразительного искусства, медиасредств....

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках реализации требований ФГОС

Проблема творчества - проблема века, так как  разбуженное в какой-либо области знаний творческое начало служит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к  лю...

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы.

Я считаю, что развитие информационных технологий и новых стандартов обучения требует от нас, работников образования, создать условия для воспитания творческой личности, имеющей активную жизненную пози...

Творческий отчёт по проблеме «Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»

Творческий отчёт по проблеме«Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»...

«Развитие и реализация творческого потенциала ученика на уроках русского языка и литературы с учетом требований ФГОС»

В статье поднимается вопрос о развитии и реализации творческого потенциала учащихся. Автор в статье приводит примеры методов, приемов и форм обучения, которыми пользуется на уроках русского языка и ли...