Урок русского языка в 8 классе « Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них»
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Алямкина Татьяна Борисовна

Урок русского языка в 8 классе "Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6838_razrabotka_uroka_8_kl.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания

 при них »

Цель:  • повторить материал об обособлении деепричастия и деепричастного оборота.

• отработать умения определять границы деепричастного оборота.

• закрепить навыки постановки выделительных знаков препинания при обособленных обстоятельствах.

Задачи:

Образовательные:

  • повторить сведения об обстоятельствах как второстепенном члене предложения, о разных способах его выражения;
  • знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах;
  • применять полученные знания при пунктуационном оформлении письменного текста;

Развивающие:

  • развивать творческие способности, познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
  • формировать умения самостоятельной работы с текстом, построения предложений, составления предложений по заданной теме;
  • закрепить умение правильно употреблять деепричастия в речи;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала,  использования ИКТ.

Тип урока: урок - объяснение нового материала  с использованием ИКТ.

Оборудование: записи на доске, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент

(Слайд 1 –  тема «?»)

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новой темой, но вот,  с какой вы узнаете чуть позже,  после того как выполните ряд заданий.

    Проверочная работа по теме «Обособленные определения и приложения»

- Начнём мы с проверочной работы по темам  «Обособленные определения и приложения», которые  мы изучали на предыдущих  уроках.   У каждого из вас карточка с заданием: расставить знаки препинания, подчеркнуть обособленный член предложения, объяснить причину обособления.    

Предложения:

  • В воздухе закружилась сухая трава, листва, сорванная с деревьев, и мелкие сучья.
  • Летний дождь, обильный, тёплый, напоил влагой землю.
  • Стиснутая чёрными чащами и освещённая впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.

  • Осторожные звери, тигры редко обнаруживают себя.
  • Ровесники годами, близкие родственники, они почти никогда не разлучались.
  • Мне, механику, сделать это ничего не стоило.
  • Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым стариком.

  • Река, вымотавшись за день,  присмирела и отдаленным шёпотом перекатов напоминала о своём бурном нраве.
  • Льды, растаяв, становятся синью в реке.
  • Серёжа бежал сломя голову.
  • Задачу я решил шутя.

Время выполнения  - 5 минут.

- А теперь проверим, правильно ли вы справились с заданием (Слайд 2,3)

(сравнить с правильным вариантом на слайдах).

  3. Знакомство с новым материалом.  На доске на месте темы «?»

-  Посмотрите, пожалуйста, на доску. Сейчас мы с вами попытаемся  сформулировать тему сегодняшнего урока. Когда вы выполняли проверочную работу, у вас осталось 4 «лишних» предложения. Внимательно посмотрите на них и скажите, есть ли у них что-то общее? Нужны ли запятые в этих предложениях? Почему? Какие второстепенные члены обособляются в этих предложениях?  (Слайд 4)

- О чём же мы сегодня будем говорить с вами?  Конечно, тема урока – «Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки  препинания при них» ( Слайд 5)

- (сообщение целей урока) На сегодняшнем уроке мы должны углубить наши представления  об обособленных обстоятельствах; познакомиться с разными условиями обособления обстоятельств; совершенствовать пунктуационные навыки; закрепить умение правильно употреблять деепричастия в речи.    

-  при каких условиях обособляются или не обособляются обстоятельства, я думаю, что вы мне расскажете сами после того, как самостоятельно рассмотрите п. 51 стр. 151.

 Закрепление материала

- Ребята, вернемся вновь к тем предложениям, в которых вы не выделили обособленные члены. Прочитав параграф учебника, вы определите, какие это члены предложения и назовете случай  их обособления или  необособления.

- Я думаю, что рассмотренные предложения не вызвали особых затруднений.  У вас может возникнуть вопрос по последнему предложению. В нем есть слово, похожее на деепричастие, но оно необособленное. Почему? Вспомним, что обозначает деепричастие? (Добавочное действие к основному, выраженному глаголом.) В данном предложение слово «шутя» приобретает значение наречия. Его можно заменить словом «легко». Это слово утратило свои глагольные признаки, не выполняет функции добавочного сказуемого, переходит в наречие. При таких наречиях не может быть зависимых слов. (Сравните:  Смеясь и шутя, мы побежали к реке. – дополнительное действие смеялись, шутили и бежали)

(От деепричастий и деепричастных оборотов нужно отличать наречия стоя, сидя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя. Крадучись и другие и фразеологические обороты наречного значения(спустя рукава, сломя голову), связанные с деепричастиями только по своему происхождению. Такие наречия и фразеологические обороты не обособляются.( слайд №7)

Работа с текстом.

- Ребята, сейчас мы закрепим теоретические знания заданием №2 на ваших карточках.

Задание: Внимательно прочитайте предложения. Восстановите текст, записав цепочку цифр в нужной последовательности.  Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

- Составили, проверили.

- Что изменилось бы, если бы мы убрали из текста обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами.

- Ребята, мы с вами знаем о выразительных возможностях деепричастия. Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали, позволяет более точно выразить наши мысли. Деепричастия делают нашу речь более точной и выразительной. Оно дорисовывает действие, оно помогает создать живописную картину действий в дополнение к основному действию.

1. Под вечер вдоволь налюбовавшись степным привольем  орлы попарно опустились на землю.

2. Утром в степи появились орлы.

3. Расправив бурые ловкие и чуткие крылья лишь изредка трогая ими воздух орлы начали стремительно выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.

4. Едва коснувшись земли  орёл сделал несколько порывистых прыжков расплескивая помятый ковыль затем вдруг замер на месте.

5. Немного отдохнув они вновь поднялись с земли и быстро набрав высоту достойную их могучего племени тут же ворвались в незримо кочующие над степью воздушные потоки.

Проверяем( слайд №8)

Утром в степи появились орлы. Немного отдохнув,  они вновь поднялись с земли и, быстро набрав высоту, достойную их могучего племени, тут же ворвались в незримо кочующие над степью воздушные потоки. Расправив бурые ловкие и чуткие крылья,  лишь изредка трогая ими воздух,  орлы начали стремительно выписывать в раздольном поднебесье огромные круги. Под вечер, вдоволь налюбовавшись степным привольем,  орлы попарно опустились на землю. Едва коснувшись земли,  орёл сделал несколько порывистых прыжков, расплескивая помятый ковыль, затем вдруг замер на месте.    

2)  Задание: составить предложение с данными деепричастными оборотами.

(слайд №9)

     - Следующее задание будите выполнять в группах. Вам необходимо составить предложения с данными деепричастными оборотами.  Причем 1-я группа ставит оборот в начале предложения, 2-я группа – в конце, 3-я группа  - в середине.

      Обороты:

  1.  Побродив по лесу, …                                      1.  …, испугавшись нас.
  2.   Перепрыгивая с ветки на ветку, …               2.…, любуясь закатом.                      

             1. … , едва касаясь снега, … .

             2. … , вертясь и обгоняя друг друга, … .

   

    - Не забывайте, пожалуйста, подчеркивать обособленные обстоятельства и  

      расставлять знаки  препинания.  

  1.  Дополните предложения деепричастными оборотами, заменяя глаголы из скобок деепричастиями. 

Запишите. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, подчеркните.  (Слайд 10)      Выполняют по одному предложению у доски.

    Образец. Прошёл внезапный дождь, (закрыть) ... .— Прошёл внезапный дождь,  

    закрыв косыми полосами опушку леса.

     

     1. От реки шёл туман, (окутывать) ... .

     2 . Деревья шумели, (качаться) ... .

     3. Яркое солнце встало над лесом, (озарять) ... .

4) Задание: исправить ошибки в употреблении деепричастий  (слайд 11).

- Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи. Как только что сказали мы: это способствует повышению образности, выразительности, точности нашей речи, но, к сожалению, мы не всегда замечаем ошибки, которые допускаем.

Давайте исправим ошибки в употреблении деепричастий.

1.Выехав в открытую степь, их застал буран. (они  попали в буран)

2. Читая повесть, перед нами встает яркий образ предводителя народного восстания.

3.Склонившись над рисунком, у малыша был задумчивый вид.

4. Подъезжая к лесу, выскочил заяц.
5. Неукротимая стихия, бушуя и сокрушив все на своем пути, устремляется вдаль.

Подведение итогов урока

- Ребята, на этом наш урок подходит к концу.

- Что узнали нового? Что было интересно? Что вызвало затруднения?

- Выставление оценок.

 

  6.  Домашнее задание: Изучить теоретическую часть параграфа 51(с. 151,155, упр. 317)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Обособленные обстоятельства"

Цели: 1. Работать над развитием навыка у учащихся видеть и слышать в тексте предложения с обособленными обстоятельствами, выделять их интонацией при произношении и знаками препинания на письме.2. Прод...

Урок русского языка в 9 классе "Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них"

Данный материал содержит разработку урока по теме "Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них" и раздаточный материал для учащихся....

Разработка урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них"

Цель урока: дать понятие об обособлении членов предложения; показать, что обособление - один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения; научить находить грамматические у...

Урок русского языка в 8 классе "Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них".

Цель:Воспитательная цель:1.Воспитывать у учащихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам через исследовательскую работу с текстом.2.Сформировать умение использовать полученные знания...

«Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них" 8 класс

Урок построен в соответствие с требованиями ФГОС, направлен на изучение, закрепление  материаяла по разделу синтаксис....

Техкарта по русскому языку. 8 класс. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель педагогической деятельности учителя:Дидактическая: познакомить учащихся со способами выражения обособленного определения, способами выражения определяемого с...