Технологическая карта, оценочный лист.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Смотрова Людмила Николаевна

Урок в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5В классе(учитель русского языка и литературы МАОУ СШ №55г.Липецка «Лингвист» Смотрова Л.Н.)

Тема:        Корень ­раст­ (­ращ­) – ­рос­ (с презентацией).                                

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников:

М/п: преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму.

4ЛР: находить слова с буквами чередующихся гласныха–о в корне ­раст­ (­ращ­) – ­рос­, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм, устанавливать общность условий выбора написания корней с чередованием.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Организационный  момент.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Воспитание «зоркости»

Здравствуйте! Улыбнитесь. Присядьте. Мы начинаем погружение в удивительный мир лингвистики.

Предлагаю вчитаться в цитату дня.

«Если человек не  знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»-,утверждал Сенека.

-Как данное высказывание соотносится с аббревиатурой на 1 слайде?                                                                                                                               Работаем на результат.                                                                                                      -А пригодится в жизни это качество- быть грамотным человеком?(Успешный человек?) 

Значит ,взаимодействие наше будет продуктивным .

Психологический тренинг

 (Вижу ,слышу, чувствую).  

-Что увидели?Услышали?Почувствовали?                                                        

Обоснуйте выбор  речевой темы «.Россия–наш общий дом ».                                  Акция телевидения  на 1 канале . «Росси Я»

-Какую мысль стремились донести телезрителям авторы проекта?

Я –       Россия…     Россия- это мы !  (тепло,гордо)

Эмоциональный настрой(проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности)                          

 Выявление готовности к уроку

Коммуникативные УУД

Построение понятных для собеседника высказываний.

II. Языковая разминка.Актуализация знаний.

Цель:готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

Герой рассказа Экзюпери («Маленький принц»)приводил в порядок себя и свою планету.

 -Как воспринимаете его размышления о том,как  следует вести себя?                                                     

 ?      СОВЕТ (добрый ,мудрый …)

Наша планета – Липецк

 Д/з. Путешествие по осенней карте города (викторина).Слайды4,5,6,7.

 

 -Кто узнал местность-пейзаж?(Заповедник  Галичья гора)

 

Экология… «Учение о доме»    

 Предлагаю вслушаться в необычные сочетания :экология души, экологическая культура… (Ответственность человека перед природой) Слайд 9

-Что можем сделать мы?  Акция городская звучит так : «Город начинается с тебя»)                                                  

2. Ищем слово-ищем  мысль.Составьте предложения с обращением. (Слово ,которое задержалось в памяти)

3.Отдохнем с помощью орфографической разминки. Слайд№10

-На какие правила правописания гласных в корне не было примеров?

(чередование)

-Вспомним, от чего зависит правописание гласных в корнях?

Кластер .Слайд №11                                                                                    

Предложение.                                                                                                             Найти орфограммы – объяснить написание, используя кластер  .Определить круг «известного» (орфограмма, чередование) и «неизвестного»(корень –раст-).   

Определить  объект исследования(тему ) урока                                                                        «Корень ­раст­ (­ращ­) – ­рос­»      Слайд12                                

Цель исследования .

Желаемый результат( Определите личностные ориентиры :хочу.могу.надо)

2 пути:

Ситуация выбора .Учебник? Превращаемся в исследователей ?

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

ТОУУ

Взаимодействуют с учителем во время опроса.                                                                      Принимать и сохранять учебную задачу.

Взаимодействовать в парах.,осуществлять самоконтроль и вносить коррективы в учебно-познавательную деятельность.

III. Постановка проблемы урока.

Цель: подготовка к обобщению понятий, правил.

Повторять да учить-ум точить

Работа с презентацией «Определяем проблему .Решаем проблему»                                    

1.Назовите лишнее слово .Почему?                                                                                    2.Обратитесь к оценочному листу ,записаны однокоренные слова, что необычного в них?                                                                                                                Проблема : В каких случаях  пишется  о.в каких  а?

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

IV. Поиск решения. Открытие новых знаний. «Мозговой штурм»

1)Работа в парах

 (Сравнительный анализ примеров. Самостоятельная работа. Наблюдения. Выводы: выявление видимой  закономерности в правописании .                                                            

2).Составление кластера.

 3). Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника.

– Совпали  ваши выводы с правилом?

Динамическая пауза.

Регулятивные УУД

3. Искать пути решения проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5.Аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации

Познавательные УУД

1.Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3.Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).

.4.Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.                                          

V. Тренинг по теме исследования                        Цель :первичное закрепление правил

1.    «Что нужно знать и уметь ,чтобы писать без ошибок корень  -раст-,(-ращ-),рос-?»- об этом спрашивает Дядя Федор, получивший письмо от друзей из Простоквашино.

В письме ошибки.

-

-Какой совет дадите? (Увидеть состав слова, конечный согласный; теория + практика)

а).Правописание букв а–о в корне - рос-.ращ-,раст»(проговорить соседу)

б)Работа   с текстом.(  «Ученик- учитель, ученик -консультант)»

- Проблемы были? (Нет ,были внимательны) Слайд 19

в) Подбираем и записываем 5–6 слов с чередованием а–о в корне (упр.101)

Наблюдение .взаимопроверка и взаимооценка  

-

Как думаете,какие трудности могли встретить «невнимательные» при выполнении упр?   (Морфемный разбор)

Г).Алгоритм действий:

1шаг-корень;

2шаг-согласный;        

3шаг выбор,- результат: о-а

-О  какой информации мы на уроке еще не говорили?

 Слова-исключения.Почему их так называют? Прочитайте их, запишите по памяти.

Зрительный ряд… (Какой ? Подбираем определения) Слайды 21-25

–Работа с презентацией. Беседа о лексическом значении слов-исключений

Отдохнем      -«Птичий базар»(скороговорка)

Блиц-опрос:

молодой кустарник-

отдельная область производства-

частый кустарник-

дать рост-

стать гуще-

Познавательные УУД

3. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).

Коммуникативные УУД

2. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

5. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

6.Прогнозирование результата и уровня усвоения материала

Погружение в тему..Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

VI.  Итог урока. Рефлексия (прием «Комплимент»)

Тестовые задания «Правописание корней с чередованием»(в формате ЕГЭ)  

 Нужная      строчка Слайд 26

 Текст

Поиграем…      

   -В чем залог взаимной радости человека и природы?

-Учителя и ученика?

-Знакомых и незнакомых людей?

-Что общего между светофором и Красной книгой?

- Между светофором и корнями с чередованием?                                                 -Почему «корень жизни»?

- Лингвистическая тема?      Речевая?

«Это –моя Родина»  …Пишем сочинение вместе..                                                                                                                  

Вопросы Совушки к классу по теме исследования:                                                                                                                

-Что удалось?                                                                                                                           -Чему удивились?                                                                                                           -Что понравилось?                                                                                                             -Чему порадовались?                                                                                                       -За что можете похвалить себя? Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?

-Достигли ли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока?

-Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке.

-Как вы оцениваете собственную работу на уроке

Музыкальная заставка .Песня о русском языке.    

 (Заполнения карты достижений ученика)                                                                                                                          

Определяется «ЗНАТОК ТЕМЫ»,ему вручается яблоко

Регулятивные УУД

5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные УУД

6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

VII. Дифференцированное домашнее задание (перспективные задания)

1. Выучить правило, используя кластер. Выполнить упр.100

2Составить тест на тему: «Гласные в корнях с чередованием»                                                                                                                     3.Каждой группе учитель предлагает создать свой проект по выбранной группе корней с чередованием:

Сочинить лингвистическую сказку.                                                                                                      Придумать текст на тему «Люблю тебя, мой край родной!»,

Сочинить синквейн о корнях с чередованием


        Страница



Предварительный просмотр:

Оценочный лист к уроку русского языка ученика (-цы)

Двадцать третье ноября .                                                                                                                        Классная работа.

Речевая тема:

Лингвистическая:

Баллы

1

Экология,

1

2.

Придумайте предложение , в котором одно из слов было бы обращением. Россия, родина, отчизна, отечество.

1

3.

Эк…логические пр…блемы к…снулись з…мли ,в…ды ,воздуха, животного и р…стительного мира.

3

4.

Повторяем то.что знаем.                                                                                           Предл…гать             предл…жить                

сл…гаемое              сл…жить

изл…гать                 изл…жение

предпол…гать         прил…жение

.

4

5.

Кластер Корень –раст-(-ращ-),рос-

1

6.

ДорогойДядя Федор!У нас проблемы.Шарик с Матроскиным поругались и не хотят работать,а в огороде выр…сли помидоры.Дорожки позар…стали сорняками.В бочке с водой одна тина да водор…сли.Яблоки выр….сли ,да ,думаю,червякам достанутся.Пропадает выр…щенный урожай!!!Приезжай

4

7.

Тренинг( упр 102 )                                                                              

4

8

НАЙДИТЕ «ЛИШНЕЕ»

Выр…сли, ор…сили, отр…стать

Р…стительный, р…столстеть, р…стяпа.

1

9

Листья р…стения, молодая пор…сль, р…сток розы, разр…стаются розы, отр…сль промышленности, мальчик Р…стислав, морские водор…сли, выр…щивание молодняка, город Р…стов, зар…сли камыша, жадный р…стовщик.

5

10

Молодой лес-                                                                                           Отдельные области науки,производства-                                                             Частый кустарник-                                                                                                Дать ростки-                                                                                                                    Стать ветвистее, больше,гуще-

4

11

  1. Зар…сли, прил…гать
  2. Предпол…жение, водор…сли
  3. Подр…стать, изл…жение
  4. Отр…щивать, ул…жить

1в.р…сти  ,  р…стительность.                                        выр…сла,отр…сль,отр…сла.выр…стать

                                                                                                                                                                   2.в разр…слась,обр…сла.зар…сла.р…стения.р…сточек.зар…сли

1

1

б) подрасти; г) отращу.

2. Найдите «лишнее» слово.

а) растение; б) растереть; в) росток; г) росла.

1

А. Они заметили, что все канавы, в которых встречалась руда, располагаются среди зарослей высокой травы с фиолетовыми цветами.

Б. Так на помощь геологам часто приходят растения.

В. В одном из районов Липецкой области геологи искали руду.

Г. Исследователи поднялись на вершину, нанесли на карту их местоположение и спустились в лагерь.

1)А В Б Г                        3)В А Г Б

2)Г А Б В                        4)В Г А Б

1

Итоги.

Отвечал +

Не отвечал-

18-16-----«5»

15-13------«4»

12-9----«3»

-Как вы оцениваете собственную работу на уроке

                                                                                                                         

Задания

Тема


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта"Изготовление рамки из газетных листов"

Технологическую карту можно использовать для уроков по разделу "Ремонтно-строительные работы" в 5 классе при изучении темы : Бумага и картон". В карте дается последовательность изготовления рамки для ...

Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие". (Маршрутный лист, групповая и индивидуальная формы работы. Самоанализ урока)

Урок русского языка Класс: 5Тема: «Прилагательные полные и краткие»Тип урока: изучение нового материалаФормы и методы: слово учителя, беседа, анализ языкового материала, наблюдение, орфографическ...

Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие". (Маршрутный лист, групповая и индивидуальная формы работы. Самоанализ урока)

Урок русского языка Класс: 5Тема: «Прилагательные полные и краткие»Тип урока: изучение нового материалаФормы и методы: слово учителя, беседа, анализ языкового материала, наблюдение, орфографическ...

Технологическая карта конструирования урока биологии по теме: "Внешнее строение листа. Листорасположение " с использованием СДМ.

Технологическая   карта   урока   разработана  в соответствии   с  требованиями  ФГОС  по   биологии....

Оценочный лист, Лист обратной связи - инструменты технологии формирующего оценивания при работе с опорным конспектом-листом

При заполнении опорного конспекта-листа, учитель может применять наиболее распространенные инструменты  технологии формирующего оценивания – Оценочный лист и Лист обратной связи....

Технологическая карта урока 6 класс по теме Лист- часть побега. Внешнее строение листа.

Цель урока: Сформировать представление о внешнем строении листа.Познакомиться с разнообразием листьев.Отработать умение пользоваться гербарным материалом.Отработать умение пользоваться ручной луп...