Контрольно-оценочные средства по русскому языку .
учебно-методический материал по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Учебно-методический материал  для проверки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку после изучения курса дисциплины ОУД 01. Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolno-otsenochnye_sredstva_po_russkomu_yazyku.docx80.43 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики

Ставропольского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Государственный агротехнический колледж» с. Московское

РАССМОТРЕНО  и ОДОБРЕНО

УТВЕРЖДАЮ:

на заседании МО

Заместитель директора  по УР

Протокол №_____ от ____________

___________Л.С. Набокова

Руководитель__________________

«___»____________20___ г.

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

по учебной дисциплине   ОУД 01. Русский язык и литература

по профессии СПО  35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

Вид промежуточной аттестации:  экзамен

Учебный год    2016-2017   семестр 3

Курс 2  группа   № 26

Преподаватель: ___________ Маслова В.В.

Министерство образования Ставропольского края

ГБПОУ «Государственный агротехнический колледж»

с. Московское

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

(ПИСЬМЕННЫЙ ЭКЗАМЕН)

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Бланк регистрации

Сведения об участнике экзамена

Заполнять ЗАГЛАВНЫМИ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ по следующим образцам:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

,

-

Фамилия

Имя

Отчество

Группа №

Краткая инструкция для обучающихся

              На выполнение письменной экзаменационной работы по русскому языку даётся 4 астрономических часа (240 минут). Экзаменационная работа состоит из 2-х частей: обязательной и дополнительной. Обязательная часть содержит задания минимально обязательного уровня, а дополнительная часть – более сложные задания.

              В письменную экзаменационную работу по русскому языку включено 28 заданий. Обязательная часть содержит 21 задание, дополнительная часть – 7 заданий.

             Правильное выполнение экзаменационных заданий оценивается баллами, которые указаны в скобках около номера задания.

            Если обучающийся приводит неверный ответ или ответ отсутствует, ставится 0 баллов.

            Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

           Перед началом работы внимательно изучите критерии оценивания. Начните работу с заданий обязательной части. И только после этого, как Вы наберёте необходимое количество баллов для удовлетворительной оценки, переходите к выполнению заданий дополнительной части, чтобы повысить оценку до четырех или пяти.

Критерии оценки выполнения работы

Оценка

Число баллов, необходимое для получения

«3» (удовлетворительно)

14 - 18

«4» (хорошо)

19 – 27

(не менее одного задания из дополнительной части)

«5» (отлично)

28

(не менее трёх заданий из дополнительной части)

Желаем успехов!

Вариант 1

Обязательная часть

  1. (1балл). Определите, в каких словах неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите эти слова и поставьте правильно ударение.

- кухОнный;                       ______________________________

- докУмент;                      ______________________________

- обОстрить;                   ______________________________

- начАв.                              ______________________________

  1. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы ы  -   и    после  ц  в словах:

- дисц…плина;

- ц…рк;

- делегац…я;

- мотоц…клист;

- ц…фра

.

  1. (1 балл). Вставьте нужное окончание в имена существительные:

- участвует в соревновани…;

- побывали на станц…;

- говорили о дорог…;

- бежать по алле…;

- отметка по географи…;

- заботиться о матер…  

  1. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы в словах. Запишите их в два столбика.

пр…красные отношения, пр…дорожное кафе, пр…морский бульвар, пр…шить пуговицу, сделать  пр…вивку, пр…бывание на природе.

с приставкой

при-

с приставкой

пре-

  1. (1 балл). Определите какие прилагательные пишутся с одним н, какие- с двумя нн. Запишите их в две колонки:

земля…ой, кожа…ое, бли…ая, серебря…ый, стекля…ый, песча….ый.

с  н

с  нн

  1. (1 балл). Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки. Подчеркните их и напишите правильно.

- пара ботинок                            ___________________________________

- двое ножниц                              ___________________________________

- ящик помидор                           ___________________________________

- пять апельсин                           ___________________________________

  1. (1 балл). Определите допущенные ошибки, связанные с неправильным определением числа имен существительных, и выпишите все словосочетания в правильном виде.

- лечебная шампунь,                                         ______________________________

- болезненный мозоль,                                      ______________________________

- белый гуашь,                                                   ______________________________

- разнообразная меню.                                    ______________________________

  1. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы. Выпишите предложение(-я), в котором(-ых) есть слово с пропущенной буквой Ь.

- Одному хорошо думает…ся.                  _________________________________

- Так и должно было случит…ся.              ___________________________________

- Кажется, в дверь стучат…ся.              _________________________________

  1. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы. Выпишите строчку, во всех словах которой пишется буква А.

- реж…щий, пожарные бор…тся с огнем;      ____________________________

- они слаш…т, знач…щий;                              ____________________________           - дети пол…т грядки, кле…щий                          ____________________________  

  1.  (1 балл). Выпишите предложение(-я), в котором(-ых) вместо пропущенной должна стоять буква Е.  

- Быль за сказкой не угон…тся.

- Друга на деньги не куп…шь.

- Какое слово произнесёшь, такое в ответ и услыш…шь.

- Дитя  плач…т, мать не разумеет.

_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1.  (1 балл). Выпишите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

- Абитуриент дал (не)правильный ответ на вопрос экзаменатора.

- Это поле (не)вспахано.

- (Не)откуда ждать помощи.

- По листьям деревьев (не)угомонно стучал дождь.

__________________________________________________________________

  1.  (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Проставьте там, где считаете нужным, запятую перед союзом и. Отметьте это предложение знаком «+».

- Светит весёлое солнце и природа пробуждается ото сна.

- Бурно тают снега и веселыми ручьями бегут по улице.

- Радостно летают птицы и наполняют воздух своим гомоном.

  1.  (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

- На ручей рябой и пестрый за листком летит листок.

- Ветер гнал облака дымчатые легкие.

- Артисты приехавшие к нам на гастроли выступили с интересной программой.

- Девушки шли по степи выжженной солнцем и вытоптанной овцами.

__________________________________________________________________  

  1.  (1 балл). Среди приведённых найдите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и выпишите его, исправив ошибку.

- Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

- М. Горький в одной из своих статей указывает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нем.

- Те, кто с детства стремиться к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.

- Большинство проголосовало за моё предложение, меньшинство было против.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________  

  1.  (1 балл). Прочитайте первую часть предложения и четыре варианта его продолжения. Выберите из предложенных грамматически правильное продолжение предложения и поставьте около него знак «+».

Возражая против отдельных положений доклада,

- большую роль играет культура спорта,

- присутствующие в целом согласились с докладчиком,

- выступление в целом произвело хорошее впечатление,

- сообщение было хорошее.

16. (1 балл). Прочитайте все четыре предложения и определите, в каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ? Выпишите это предложение, заменив в нем слово ПРЕДСТАВИТЬ на слово ПРЕДОСТАВИТЬ.

- Его ПРЕДСТАВИЛИ к высшей награде государства.

- Рефераты вы обязаны ПРЕДСТАВИТЬ на проверку не позднее, чем через неделю.

- Ему ПРЕДСТАВИЛИ отпуск всего лишь на неделю.

- На суде адвокат ПРЕДСТАВИЛ серьезные доводы в пользу его невиновности.

__________________________________________________________________

  1.  (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Прочитайте и определите, где нужно поставить одну запятую, вставьте ее и отметьте это предложение знаком «+».

- Полы в средневековом замке устилали ароматными травами и тростниковыми циновками.

- Тряска в легком возке и пьянящий степной воздух усыпили мальчика.

- Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.

- Номера в дополнительном корпусе не только простые но и уютные.

    18. (1 балл). Укажите (отметив знаком «+») правильное объяснение постановки  

          запятой  перед и в предложении:

Крепость наша стояла на высоком месте, вид с вала был прекрасный.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.  

Прочитайте ниже приведенный текст и

 выполните задания 19 -21

  1. … (2) Но у каждого возраста есть свои преимущества. (3) Так, дети младшего возраста легко усваивают произношение, подростки – синтаксис и морфологию, взрослые лучше понимают тонкости значений, быстро пополняют свой словарь. (4) В последнее время многие родители стараются начать обучать детей языку как можно раньше. (5) Иногда против этого возражают. (6) Чужой язык, как утверждают некоторые, может сбить ребенка с толку, помешать освоению родного. (7) … такие опасения напрасны: известно, например, что в городах,  где живут люди разных национальностей, маленькие дети могут знать по три-четыре языка и не путать их.

  1.  (1 балл). В приведённом выше тексте отсутствует первое предложение.

Определите, какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте и отметьте его знаком «+».

- В любом возрасте люди способны к творчеству.

- Творческие способности человека формируются еще в детстве.

- Иностранный язык, как говорят специалисты, можно учить в любом возрасте.

    20.  (1 балл). Определите, какое из слов (сочетаний слов) должно быть на месте

            пропуска в шестом предложении приведённого выше текста. Подчеркните его.

          - Однако,

          - Таким образом,

          - Одним словом,

          - Кроме того.

  1.  (1 балл). Определите,  какие слова из приведённых ниже являются грамматической основой в седьмом (7) предложении приведённого выше текста и отметьте их знаком «+».

- живут люди разных национальностей

- такие опасения напрасны

- дети могут знать и не путать

Дополнительная часть

  1.  (3 балла). Вставьте пропущённые гласные. Выпишите слова той строчки, во всех словах которой пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.

- нагр…вать, стр…мление, соч…тающий;

- под…рить, хв…стун, просл…вляя;

- переб…решь, к…варный, ст…рона;

- об…яние, прик…снуться, л…скающий.

_________________________________________________________________

  1.  (3 балла). Прочитайте предложение. Решите, нужно ли поставить запятую на место скобки. Укажите, какое из четырех предложенных объяснений является правильным объяснением пунктуации в предложении. Отметьте правильный ответ знаком «+».  

Если бы не выпадали дожди, давно бы высохла зелень ( ) и земля лежала бы вся в трещинах и морщинах.

- сложное предложение с разными видами союзной связи, перед союзом и нужна запятая;

- сложноподчинённое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна;

- сложное предложение с разными видами союзной связи, перед союзом и  запятая

не нужна, т.к. есть общее придаточное;

- сложноподчинённое предложение с однородными членами, перед союзом и  нужна запятая.

 

  1.  (3 балла). В следующем предложении знаки препинания не расставлены. Прочитайте и расставьте отсутствующие знаки препинания.

Когда Анне Федотовне дали в руки шкатулку с фронтовыми письмами сына она открыла ее бережно достала бесценные листочки пожелтевшие от времени и слезы выступили на ее глазах.

  1.  (3 балла).  Определите, слитно или раздельно следует писать в каждом из данных предложений выделенные слова. Одной чертой подчеркните те  из выделенных слов, которые надо писать слитно, двумя чертами – те,  которые пишутся раздельно.

- Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

- Первые несколько лет, прожитые в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрел настоящую известность.

- (В)ПОСЛЕДСТВИИ он (НЕ)РАЗ думал об этом.

- Он шел (НЕ)УВЕРЕННО, (КАК)БУДТО через силу.

       26.  (3 балла).  Прочитайте предложения. Из приведенных в скобках паронимов  

             выберите нужные, подчеркните их.            

  1. В моей жизни это было самое (памятливое, памятное) событие.   2. Послышалось (зловещее, злобное) карканье.  3. (Генеральское, генеральное)сражение было проиграно.  4. Все лето стояла (нестерпимая, нетерпимая) жара.                           5. (Дефективные, дефектные) вещи подлежат обмену.  6. В конце соревнования (авторитарному, авторитетному) жюри предстоит назвать победителя.

 7. (Голодовка, голодание) поможет нашему организму вывести вредные шлаки, накопившиеся в нем из-за плохого питания.  8. (Одел, надел) и вышел вон.  

9. (Абонемент, абонент) на связи, говорите.  10. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.

  1.  (3балла). Составьте и запишите словосочетания со следующими паронимами.

эффектный – эффективный;

удачный – удачливый.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

  1.  (3 балла). Прочитайте текст.

          Именно здесь был изобретён алфавит, зародились торговля, земледелие и строительство. Побывать в Сирии и в ее столице Дамаске – значит прикоснуться к истокам человеческой цивилизации. Упоминание о Дамаске, одном из древнейших на земле городов, можно найти даже в Библии. Он вырос в оазисе на берегу реки примерно 5000 лет до н. э. Центр Дамаска – Старый город, окруженный стенами, построенными еще во времена Древнего Рима. В музее сирийского искусства и традиций хранятся образцы письменности, датируемые XIV веком до н. э. А возраст представленных там скульптур – около 4000 лет.

Определите, в каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащая в тексте, выпишите это предложение.

- Побывав в Дамаске, столице Сирии, можно увидеть многие памятники  древнего искусства.

- Посетив Сирию и ее столицу Дамаск, мы увидим место, где начиналась современная цивилизация.

- В Сирии бережно сохраняются памятники древнего искусства и культуры.

- Народы, населяющие Сирию и ее столицу Дамаск, первыми начали заниматься торговлей, земледелием, строительством.

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Вариант 2

Обязательная часть

  1. (1балл). Определите, в каких словах неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите эти слова и поставьте правильно ударение.

крЕмень;                  ______________________________

опредЕлён;               ______________________________

знАчимость;            ______________________________

нАчала (она)             ______________________________

  1. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы ы  -   и    после  ц  в словах:

пац…ент;

ц…нк;

дистанц…я;

ц…пленок;

ц…ркуль.

  1. (1 балл). Вставьте нужное окончание в имена существительные:

виновен в происшестви…;

побывали на лекци…;

купались в лужиц…;

о несчастном слеча…;

в распустившейся лили…;

о сверкающей поверхност…

  1. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы в словах. Запишите их в два столбика.

Пр…милый ребенок, пр…вокзальная площадь, пр…усадебный участок, пр…бить гвоздь,  пр…открыть дверь, пр..одолевать трудности.

с приставкой

при-

с приставкой

пре-

  1. (1 балл). Определите какие прилагательные пишутся с одним н, какие- с двумя нн. Запишите их в две колонки:

водя…ой, песча…ый, дли…ый, оловя…ый, тыкве…ый, станцио…ый.

с  н

с  нн

  1. (1 балл). Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки. Подчеркните их и напишите правильно.

шестью учебниками                    __________________________________________

едь вперед                                    ___________________________________________

спелых яблоков                            _________________________________________

жёстче дерева                            _________________________________________

  1. (1 балл). Определите допущенные ошибки, связанные с неправильным определением рода имен существительных, и выпишите все словосочетания в правильном виде.

белый гуашь                       _____________________________________________

красивый тюль                  _____________________________________________

темный вуаль                     _____________________________________________

новый шампунь                  _____________________________________________

  1. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы. Выпишите предложение(-я), в котором(-ых) есть слово с пропущенной буквой Ь.

- Все минет…ся, одна правда        ____________________________________

останется.                                         ____________________________________

- Он ни о  чем не заботит…ся.         ____________________________________

- Всегда нужно делит…ся               ____________________________________

  1. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы. Выпишите строчку, во всех словах которой пишется буква Я.

стро…щийся дом, иголки кол…тся;         _______________________________

крас…щие вещества, травы стел…тся;   ______________________________                          

пен…щиеся волны, соседи разбуд…т         ______________________________  

  1.  (1 балл). Выпишите предложение(-я), в котором(-ых) вместо пропущенной должна стоять буква И.  

На одном месте и камешек обрасте…т.

Обычая не перелом…шь.

На леченой кобылке далеко не уед…шь.

В апреле земля пре…т.

_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1.  (1 балл). Выпишите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

- Друзья разъехались, и (не)кого позвать в гости.

- Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не)большой, но быстрой речки.

- Оседает пыль, и взору открываются (не)высокие пирамидальные тополя.

- Солнце, еще (не)скрытое облаками, освещает мрачную желто-лиловую тучу.  

__________________________________________________________________

  1.  (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Проставьте там, где считаете нужным, запятую перед союзом и. Отметьте это предложение знаком «+».

- У причала суетятся матросы и торжественно отплывают в море корабли.

- Софья Петровна расставила вещи по своим местам и целую неделю не могла    нарадоваться чистоте в комнате.

- Из-за макушек елей выглянула луна и тотчас осветила все вокруг.  

  1.  (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

- Начались каникулы долгожданные веселые.

- Шарф связанный мамой и подаренный Лизе прошлой зимой был ей к лицу.

- На фоне неба появились кони вытянувшие шеи.

- Тьма пришедшая со Средиземного моря накрыла город.

__________________________________________________________________  

  1.  (1 балл). Среди приведённых найдите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и выпишите его, исправив ошибку.

- График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора.

- Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство.

- Приезжий, видимо турист, спросил у прохожего, есть ли поблизости почта.

- Моя сестра любит играть на фортепиано и петь в хоре.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1.  (1 балл). Прочитайте первую часть предложения и четыре варианта его продолжения. Выберите из предложенных грамматически правильное продолжение  предложения и поставьте около него знак «+».

Возражая против отдельных положений доклада,

- речь наполняется яркими красками,

- писатель в образной форме решает проблему наполеонизма,

- подчеркивается индивидуальность стиля,

- мысль автора выглядит более убедительно.

  1.  (1 балл). Прочитайте все четыре предложения и определите, в каком предложении

вместо    слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНИСТЫЙ? Выпишите это предложение, заменив в нем слово ВОДНЫЙ на слово ВОДЯНИСТЫЙ.

- На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина, которая постепенно зарастает лесом.

- Со временем ВОДНАЯ поверхность озера становится зеленоватой или красноватой: в ней поселяются мириады клеток микроводорослей.

- Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с ВОДНЫМИ стеблями.

- ВОДНЫЙ стадион – гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни.

__________________________________________________________________

17. (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. и определите, где нужно поставить одну запятую, вставьте ее и отметьте это предложение знаком «+».

- Индивидуальность писателя проявляется и в предпочтении того или иного цветового эпитета.

- Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажных жанрах.

- Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса таки уютные приморские города.

- Лес шумел то убаюкивающе, то порывисто.  

    18. (1 балл). Укажите (отметив знаком «+») правильное объяснение постановки  

          запятой  перед и в предложении:

У входной двери послышались шаги, и княгиня Бетси взглянула на Вронского. 

- Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.  

- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

Прочитайте ниже приведенный текст и

 выполните задания 19 -21

  1. …   (2) Он экспериментально определил коэффициенты трения и пришел к идее шарикового подшипника.  (3) В его эскизах представлены весьма сложные и разнообразные варианты зубчатых передач. Которые до сих пор применяются в недорогих устройствах, например в механических будильниках.  (4) Кроме того, Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот, придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов.   (5) Конструирование сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов – пространственных и плоских зубчатых сцеплений, передач с гибкими звеньями и переменными скоростями вращения.   (6) … оно послужило фундаментом, на котором спустя века выросла классическая инженерная механика.

19.  (1 балл). В приведённом выше тексте отсутствует первое предложение.  Определите, какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте и отметьте его знаком «+».

      - Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял  

       механике.

- Занимаясь вопросами гидравлики, ученые впервые исследовали течение жидкости, наблюдая за поведением зернышек проса.

- В эпоху возрождения были попытки получить вакуум в опрокинутых колбах, вставленных в чаши с водой.

- Как известно, «золотым сечением» считают гармоничное соотношение пропорций предмета.

    20.  (1 балл). Определите, какое из слов (сочетаний слов) должно быть на месте

            пропуска в шестом предложении приведённого выше текста. Подчеркните его.

          - Потому что

          - Именно

          - Наоборот

          - Вопреки этому

21. (1 балл). Определите,   какие слова из приведённых ниже  являются    

      грамматической  основой во втором (2) предложении приведённого выше текста

      и  отметьте их знаком «+».

- он определил

- он определил и пришел

- определил коэффициенты и пришел к идее

Дополнительная часть

22. (3 балла). Вставьте пропущенные гласные. Выпишите слова той строчки,  во

       всех  словах которой пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.

- осн…стить, уд…литься, эл…мент

- в…рсистый, соч…тание, обт…рание

- расп…вал песни, ум…лять о пощаде, оскв…рнение

- угн…тение, перест…лает постель, рез…денция

_________________________________________________________________

23. (3 балла). Прочитайте предложение. Решите, нужно ли поставить запятую на место скобки. Укажите, какое из четырех предложенных объяснений является правильным объяснением пунктуации в предложении. Отметьте правильный ответ знаком «+».  

Не помню, чтобы ты меня об этом просил и чтобы я тебе чего-то обещал.

- сложное предложение с разными видами союзной связи, перед союзом и нужна запятая;

- сложноподчинённое предложение с однородными придаточными, перед союзом и запятая не нужна;

- сложное предложение с разными видами союзной связи, перед союзом и  запятая

не нужна, т.к. есть общее придаточное;

- сложноподчинённое предложение с однородными придаточными, перед союзом и  нужна запятая.

 

24. (3 балла). В следующем предложении знаки препинания не расставлены. Прочитайте и расставьте отсутствующие знаки препинания.

Хочется говорить о красоте солнца когда оно обняв землю своими лучами несёт ее любимую в голубое пространство.

25. (3 балла).  Определите, слитно или раздельно следует писать в каждом из данных предложений выделенные слова. Одной чертой подчеркните те  из выделенных слов, которые надо писать слитно, двумя чертами – те,  которые пишутся раздельно.

- Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.

- По некоторым мелочам, ПО(ТОМУ), например, как оба они (В)МЕСТЕ  варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.

- Выражение лица у нее было такое, словно она готова (ТОТ)ЧАС  заплакать, (НЕ)СМОТРЯ на то что новости были очень хорошие.

- (В)СКОРЕ Степан привезёт почту, а ТАК(ЖЕ) продукты.

       26.  (3 балла).  Прочитайте предложения. Из приведённых в скобках паронимов  

             выберите нужные, подчеркните их.        

   

  1. Сбылось (зловещее, злобное) предсказание о войне.  2. В новостях прозвучала важная информация со ссылкой на (авторитарный, авторитетный) источник.      3. Южный климат оказался (благотворным, благотворительным) для его больной матери.  4. Он аккуратно (одел, надел) наживку на крючок.  5. На этом предприятии установлена сдельная (плата, оплата) труда.  6. Только (невежа, невежда) может оскорбить женщину.  7. Наше предприятие придерживается (жесткой, жестокой) экономии.  8 В нашем доме он всегда (желанный, желательный) гость.  9. На горизонте были видны (явные, явственные) очертания гор.  10. В столовой стоял массивный шкаф, из (цельного, целого) дуба.

27. (3балла). Составьте и запишите словосочетания со следующими паронимами.

тактичный – тактический

технический - техничный

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

28. (3 балла). Прочитайте текст.

          В начале XIX века отошедшие от дел дворяне и придворные фавориты переселялись в Москву, так что она стала, по словам современника, «инвалидным домом всех русских дворян, знатных и не знатных, чиновных и бесчиновных». Дворянская Москва была городом, полным противоречий. Роскошные особняки чередовались с жалкими деревянными домишками бедноты, крытыми соломой. Утончённость западной роскоши во многих дворянских домах уживалась с дедовскими обычаями. Здесь рядом существовали роскошь и нищета, изобилие и крайняя бедность, набожность и неверие, постоянство дедовских времен и передовые взгляды.

Определите, в каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащая в тексте, выпишите это предложение.

- В начале XIX века население Москвы быстро росло за счет приезжих.

- В начале XIX века в  Москву приезжали многие дворяне, отошедшие от дел, от царского двора.

- В начале XIX века Москва была городом противоречий.

- В Москве наряду с консерваторами было много людей передовых взглядов.

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Вариант 3

Обязательная часть

  1. (1балл). Определите, в каких словах неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите эти слова и поставьте правильно ударение.

- созвонИмся                 ______________________________

- мОлодёжь                  ______________________________

- намерЕние                  ______________________________

- тортЫ                        ______________________________

  1. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы ы  -   и    после  ц  в словах:

- нарц…сс;

- ц…кнуть;

- нумерац…я;

- ц…ферблат;

- кальц…й.

  1. (1 балл). Вставьте нужное окончание в имена существительные:

о минувшем происшестви…;

на зеленой лужайк…;

о звучащей реч…;

о драгоценнейшем здоровь…;

на плетущейся лошад…;

при сильнейшем течени…

  1. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы в словах. Запишите их в два столбика.

Пр…образование, пр…пугнуть, пр…хорошенькая, пр…азовский,  пр…строить, пр..глушить.

с приставкой

при-

с приставкой

пре-

  1. (1 балл). Определите какие прилагательные пишутся с одним н, какие- с двумя нн. Запишите их в две колонки:

Оловя…ый, травя…ой, баклажа…ый, лебеди…ый, листве…ый, авиацио…ый.

с  н

с  нн

  1. (1 балл). Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки. Подчеркните их и напишите правильно.

- молодые бухгалтеры                          ___________________________________

- ихней работой                                       __________________________________

- в течение тридцати пяти минут     ___________________________________

- жгет костер                                          ___________________________________

  1. (1 балл). Определите допущенные ошибки, связанные с неправильным определением форм падежа имён существительных, и выпишите все словосочетания в правильном виде.

- много партизанов ,                                           ________________________________

- пять киллограммов помидоров ,                   ______________________________

- засиделись до сумерков,                                 ______________________________

- пара чулок.                                                         ______________________________

  1. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы. Выпишите предложение(-я), в котором(-ых) есть слово с пропущенной буквой Ь.

- Клин клином вышибает…ся                               ___________________________            

- От малой искры сыр-бор загорает…ся        ___________________________

- За ветром в поле не угнат…ся                          ___________________________

  1. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы. Выпишите строчку, во всех словах которой пишется буква И.

- выдел…шь главное, знач…мый для нас;             ___________________________

- овца щипл…т траву, движ…мый чувством;   ___________________________                          

- погас…м свечи, неопису…мая радость            ___________________________  

  1.  (1 балл). Выпишите предложение(-я), в котором(-ых) вместо пропущенной должна стоять буква Е.  

- Рука руку мо…т.

- Пойдешь за чужим – свое утрат…шь.

- Добра не смысл…шь, так худа не делай

- Римлянин и сидя побежда…т

_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1.  (1 балл). Выпишите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

- Почти (не)заметная серая птичка вспорхнула из кустов.

- (Не)вдалеке  от дома начинался лес.

- (Не)распроданные игрушки уценили.

- Дуня (не)лишена обаяния.

__________________________________________________________________

  1.  (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Проставьте там, где считаете нужным, запятую перед союзом и. Отметьте это (-и) предложение (-я) знаком «+».

- А звезды нежданно в тумане блестят и свет свой холодный над липами льют.

- Блеснуло несколько вспышек и раздался гром.

- Лес реже да светлее и птицы поют тихо.  

  1.  (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

- По дороге в клуб Сергей и Валя увидели грузовую машину заваленную мешками и  никем не охраняемую.

- На берегу усеянном мелкими камнями еще приметнее чувствовалась полярная весна.

- В один осенний вечер сырой и холодный Стрешнев приказал оседлать лошадей.

- Мы голодные жизнь творили.

__________________________________________________________________  

  1.  (1 балл). Среди приведённых найдите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и выпишите его, исправив ошибку.

- В журнале была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.

- Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал ее поэтичность и живописность.

- В картине художника Богатова «Соседки» поражает роскошный интерьер комнаты.

- Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1.  (1 балл). Прочитайте первую часть предложения и четыре варианта его продолжения. Выберите из предложенных грамматически правильное продолжение и поставьте около него знак «+».

Высказав мысль о необходимости разностороннего образования,

- она очень слабо аргументирована,

- учёный не счел нужным комментировать ее,

- ее аргументация практически отсутствует,

- в статье поднимается очень актуальный вопрос.

  1.  (1 балл). Прочитайте все четыре предложения и определите, в каком предложении

вместо    слова   ПРАКТИЧЕСКИЙ  нужно употребить ПРАКТИЧНЫЙ? Выпишите это предложение, заменив в нем слово ПРАКТИЧЕСКИЙ на слово ПРАКТИЧНЫЙ.

- Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве.

- Вихрев в ПРАКТИЧЕСКОЙ жизни отличался редкостным простодушием.

- Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.

- Марина Васильевна очень взволновалась, но все-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице.

__________________________________________________________________

17. (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. и определите, где нужно поставить одну запятую, вставьте ее и отметьте это предложение знаком «+».

- Немецкий художник Дюрер много путешествовал по Италии и Нидерландам и был хорошо знаком с искусством этих стран.

- Художник сумел передать внешность этого человека и характер и настроение.

- Солнце – мощный источник как света и тепла так и других излучений.

- Часть населения или пешком или на телегах или на машинах двинулись из города.

    18. (1 балл). Укажите (отметив знаком «+») правильное объяснение постановки  

          запятой  перед и в предложении:

Туман рассеялся, и очертания предметов стали четче. 

- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

- Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.  

Прочитайте ниже приведенный текст и

 выполните задания 19 -21

(1)… (2) Однако зоологи пока не могут установить его точное предназначение. (3)До сих пор даже не ясно, обладает ли морская мышь цветным зрением. (4)Если нет, то напрашивается предложение, что радужное свечение ее меха либо отпугивает врагов, либо приманивает добычу.   (5) Если морская мышь все же способна воспринимать цвет, то радужные блики скорее всего как-то связаны с продолжением рода.  (6)… для нас гораздо важнее то обстоятельство, что двумерное фотонное строение ворсинок мышиного меха, формировавшееся в процессе эволюции на протяжении миллионов лет, начинает находить свое применение в волоконно-оптических кабелях нового поколения.

19.  (1 балл). В приведённом выше тексте отсутствует первое предложение.  Определите, какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте и отметьте его знаком «+».

      - Одномерные фотонные структуры обнаружили и на теле мерцающей медузы.

- Медуза искусно управляет своими щупальцами.

- Сложное строение волосков меха морской мыши, конечно, не было создано природой случайно.

    20.  (1 балл). Определите, какое из слов (сочетаний слов) должно быть на месте

            пропуска в шестом предложении приведённого выше текста. Подчеркните его.

          - Впрочем,

          - Во-первых,

          - Потому что,

          - Если

21. (1 балл). Определите,   какие слова из приведённых ниже  являются    

      грамматической  основой во втором (2) предложении приведенного выше текста

      и  отметьте их знаком «+».

- зоологи не могут

- зоологи не могут установить

- не могут установить

Дополнительная часть

22. (3 балла). Вставьте пропущенные гласные. Выпишите слова той строчки,  во

       всех  словах которой пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.

- экз…менатор, парад…ксальный, пол…скать (кошку)

- ав…нгард, утр…мбовать, возг…рание

- фил…рмония, рест…врировать, безотл…гательный

- ц…ремония, заг…релый, неприк…сновенность

_________________________________________________________________

23. (3 балла). Прочитайте предложение. Решите, нужно ли поставить запятую на место скобки. Укажите, какое из четырех предложенных объяснений является правильным объяснением пунктуации в предложении. Отметьте правильный ответ знаком «+».  

Свет был так ярок ( ) и звезд было так много, что на настоящие звезды не хотелось смотреть.

- сложное предложение с разными видами союзной связи, перед союзом и нужна запятая;

- сложноподчинённое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна;

- сложное предложение с разными видами союзной связи, перед союзом и  запятая

не нужна, т.к. есть общее придаточное;

- сложноподчинённое предложение с однородными членами, перед союзом и  нужна запятая.

 

24. (3 балла). В следующем предложении знаки препинания не расставлены. Прочитайте и расставьте отсутствующие знаки препинания.

Артистом писателем или ученым должен руководить такой непреодолимый импульс к творчеству что они должны были бы быть готовы сами платить за то чтобы иметь возможность заниматься своей работой если бы она не оплачивалась.

25. (3 балла).  Определите, слитно или раздельно следует писать в каждом из данных предложений выделенные слова. Одной чертой подчеркните те  из выделенных слов, которые надо писать слитно, двумя чертами – те,  которые пишутся раздельно.

- (И)ТАК, подытожим все сказанное: лес – наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд земли.

- Надо было дождаться Семенова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд решал многое.

- Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.

- (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.

       26.  (3 балла).  Прочитайте предложения. Из приведённых в скобках паронимов  

             выберите нужные, подчеркните их.        

   

  1. (Бережливость, бережность) и аккуратность – характеры его черты.  2. Добрый человек плачет от радости, а (злой, злостный) от ненависти.  3. Она проявила большое дарование (драматической, драматичной) актрисы.  4. (Мелодичное, мелодическое) стихосложение основано на упорядоченности числа и расположения слогов определенной высоты в стихе.  5. Переговоры на Балканах вели известные (дипломанты, дипломаты).  6. В сложившейся ситуации это было (логичное, логическое) поведение.  7. Хомяки да белки – (запасные, запасливые) животные.  8. Он ругал себя: «Экий я (нестерпимый, нетерпимый)!».    9. Воробьев провозгласил (здравицу, здравницу) в честь юбиляра.

27. (3балла). Составьте и запишите словосочетания со следующими паронимами.

ответный - ответственный

скрытый - скрытный

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

28. (3 балла). Прочитайте текст.

          Желание человека подняться в воздушное пространство и передвигаться в нем как идея существует очень давно. Основную роль в возникновении подобного желания и в первых попытках его осуществления сыграло существование на земле птиц и летающих насекомых. Возможность подняться в воздух, возможность двигаться в воздушном океане без точки опоры на земле, естественно, казалась человеку осуществимой лишь при условии, что он овладеет теми же приспособлениями для полета, которыми располагает птица.

Определите, в каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащая в тексте, выпишите это предложение.

- Основную роль в возникновении желания человека летать сыграли летающие насекомые.

- Мечта летать казалась человеку осуществимой только при условии овладения теми приспособлениями для полета, что есть у птицы.

- Мечта человека передвигаться по воздуху существует очень давно, и люди делали все возможное для ее осуществления.

- Человек давно мечтал двигаться в воздухе без точки опоры.

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

________________________________________________________________

Вариант 4

Обязательная часть

  1. (1балл). Определите, в каких словах неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите эти слова и поставьте правильно ударение.

- углУбить;                                  ______________________________

- статУя;                                    ______________________________

- дремотА;                                   ______________________________

- дозвонИшься.                            ______________________________

  1. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы ы  -   и    после  ц  в словах:

- ц…новка;

- ц…низм;

- нумерац…я;

- ц…ганский;

- ц…ц.

  1. (1 балл). Вставьте нужное окончание в имена существительные:

- о дальнем странстви…;

- о проявившейся гордост…;

- о надвигающемся ненасть…;

- о раскрывающемся альбом…;

- на шуршащей юбк…;

- на промокшей шал…  

  1. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы в словах. Запишите их в два столбика.

пр…богатый, пр…давить, пр…ставка, пр…беречь,  пр…ступить к делу, пр..града.

с приставкой

при-

с приставкой

пре-

  1. (1 балл). Определите какие прилагательные пишутся с одним н, какие- с двумя нн. Запишите их в две колонки:

соломе…ый, деревя…ый, традицио…ый, ледя…ой, бараба…ый, кожа…ый.

с  н

с  нн

  1. (1 балл). Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки. Подчеркните их и напишите правильно.

- несколько вишен,                              ___________________________________

- вкусные торта,                                ___________________________________

- пара сапогов,                                    ___________________________________

- в пятидесяти метрах                    ___________________________________

  1. (1 балл). Определите допущенные ошибки, связанные с неправильным определением форм падежа имен существительных, и выпишите все словосочетания в правильном виде.

- больные десна;                                       __________________________________

- летние отпуски ,                                   __________________________________

- опытные слесари,                                 __________________________________

- вкусные торты.                                     __________________________________

  1. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы. Выпишите предложение(-я), в котором(-ых) есть слово с пропущенной буквой Ь.

- Равняясь, строят…ся ряды.                      _______________________________            

- Волны плещут…ся у берега.                      _______________________________

- Волков боят…ся – в лес не ходить.          _______________________________

  1. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы. Выпишите строчку, во всех словах которой пишется буква И.

- пар…шься, обиж…нный;                          _______________________________

- невид…мый, бре…шь;                                _______________________________                          

- накле…шь, брос…вший.                             _______________________________  

  1.  (1 балл). Выпишите предложение(-я), в котором(-ых) вместо пропущенной должна стоять буква И.  

- Кро…т лист золотой землю в лесу.

- Журавль курлыч…т в небе.

- Солдат и ветром причеш…тся.

- Сколько волка не корми, он все в лес смотр…т.

_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1.  (1 балл). Выпишите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

- Легковерность глупцов такая же (не)исчерпаемая, как и изобретательность.

- (Не)принятый парламентом закон еще долго обсуждали.

- И такая тоска напала вдруг на Вареньку, но (ни)кому даже пожаловаться было нельзя.

- И тихо журчащий ручей, когда его остановят, (не)истовствует.

__________________________________________________________________

  1.  (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Проставьте там, где считаете нужным, запятую перед союзом и. Отметьте это (-и) предложение (-я) знаком «+».

- Небо очистилось от туч и ночь обещала быть холодной.

- В небе блестящие звезды повисли и ярко город осветили.

- Великий человек лишь громок на делах и думает свою думу без шуму.

  1.  (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

- Захотят ли люди умные и серьезные принять меня?

- В мае расцвела сирень красивая пахучая.

- Сраженный усталостью Илья мгновенно уснул.

- В раскрытое  окно выходившее в сторону шахты видно было движение машин.

__________________________________________________________________  

  1.  (1 балл). Среди приведённых найдите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и выпишите его, исправив ошибку.

- На предсказания метеорологов ориентируются как городская хозяйственная, так и медицинская службы.

- Большинство книг, рассказывающих о жизни рептилий. Издано в нашей стране.

- Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».

- Те, кто не изучает иностранный язык, лишены возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1.  (1 балл). Прочитайте первую часть предложения и четыре варианта его продолжения. Выберите из предложенных грамматически правильное продолжение  предложения и поставьте около него знак «+».

Отогнав акул далеко в море,

- спасателей уже ничто не волновало.

- дельфины вместе с людьми встретили спасательное судно.

- на рыбацких судах воцарилось спокойствие.

- жителей поселка ожидала другая напасть.

  1.  (1 балл). Прочитайте все четыре предложения и определите, в каком предложении

вместо    слова ВЕЛИКИЙ нужно употребить ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ? Выпишите это предложение, заменив в нем слово ВЕЛИКИЙ на слово ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ.

- Высокая, стройная, грациозная и ВЕЛИКАЯ, Елена держалась всегда необыкновенно прямо, и это придавало ей царственный вид.

- Литература – ВЕЛИКОЕ достояние народа.

- Народу было ВЕЛИКОЕ множество, как будто весь город пожелал увидеть поэта и услышать его удивительный голос.

- Каждый ВЕЛИКИЙ поэт является выразителем духа народа, его истории.

__________________________________________________________________

17. (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. и определите, где нужно поставить одну запятую, вставьте ее и отметьте это предложение знаком «+».

- В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.

- В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.

- Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.

- Хорошо теплой осенью потеряться в густых чащах осин и берез и дышать прелым запахом травы.

    18. (1 балл). Укажите (отметив знаком «+») правильное объяснение постановки  

          запятой  перед и в предложении:

небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной. 

- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

- Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.  

Прочитайте ниже приведенный текст и

 выполните задания 19 -21

(1)… (2) Это открытие произвело настоящую революцию в римской архитектуре.  (3) Новые храмы теперь освещались естественным светом, льющимся сквозь прозрачные или мозаичные стекла.  (4) В Древнем Риме стекольщики служили даже в армии: ученые предполагают, что в солдатских казармах окна были застеклены.  (5) А один специалист по сельскому хозяйству рекомендовал защищать растения весной от плохой погоды с помощью листового стекла.  (6) … римляне додумались до теплицы!

19.  (1 балл). В приведенном выше тексте отсутствует первое предложение.  Определите, какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте и отметьте его знаком «+».

      - В I веке до н.э. новые стеклодувные мастерские широко распространились даже  

       в отдаленных римских провинциях.

- Техника выдувания стекла позволила удешевить процесс изготовления блоков.

- Изобрели оконное стекло в Древнем Риме в I веке до н.э.

    20.  (1 балл). Определите, какое из слов (сочетаний слов) должно быть на месте

            пропуска в шестом предложении приведенного выше текста. Подчеркните его.

          - В отличие от него

          - И еще

          - Поэтому

          - Следовательно

21. (1 балл). Определите,   какие слова из приведенных ниже  являются    

      грамматической  основой во втором (2) предложении приведенного выше текста

      и  отметьте их знаком «+».

- открытие в архитектуре

- открытие произвело

- произвело революцию

Дополнительная часть

22. (3 балла). Вставьте пропущенные гласные. Выпишите слова той строчки,  во

       всех  словах которой пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.

- в…рсистый, ут…пический, м…рзлота;

- б…сиком, ок…ймлять, приг…рать;

- ав…нтюра, м…ндариновый, благорасрол…жение;

- компр…мисс, соприк…снуашись, обог…щение.

_________________________________________________________________

23. (3 балла). Прочитайте предложение. Решите, нужно ли поставить запятую на место скобки. Укажите, какое из четырех предложенных объяснений является правильным объяснением пунктуации в предложении. Отметьте правильный ответ знаком «+».  

Он был убежден, что живут они правильно ( ) и что иначе не могут жить.

- сложное предложение с разными видами союзной связи, перед союзом и нужна запятая;

- сложноподчинённое предложение с однородными придаточными, перед союзом и запятая не нужна;

- сложное предложение с разными видами союзной связи, перед союзом и  запятая

не нужна, т.к. есть общее придаточное;

- сложноподчинённое предложение с однородными придаточными, перед союзом и  нужна запятая.

 

24. (3 балла). В следующем предложении знаки препинания не расставлены. Прочитайте и расставьте отсутствующие знаки препинания.

Агентство предлагало несколько актрис среди которых была и примадонна театра оперетты вальяжная и томная женщина обладающая профессиональным обаянием.

25. (3 балла).  Определите, слитно или раздельно следует писать в каждом из данных предложений выделенные слова. Одной чертой подчеркните те  из выделенных слов, которые надо писать слитно, двумя чертами – те,  которые пишутся раздельно.

- (ОТ)ТОГО места, где они распрощались с Бруком, их отделяли теперь по меньшей мере пять километров, (ПО)ЭТОМУ возвращаться назад не было уже никакого смысла.

- И бледная поганка ТО(ЖЕ) нужна, (ПО)ЭТОМУ ее создала природа.

- ТУТ(ЖЕ) потребовалось просить малознакомых людей, ЧТО(БЫ) позвонили маме.

- Хозяйка не могла понять, (ПО)ЧЕМУ я так долго, (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких минут, разглядываю фотографию на стене.

       26.  (3 балла).  Прочитайте предложения. Из приведенных в скобках паронимов  

             выберите нужные, подчеркните их.        

   

  1. Ученики, школьники, студенты должны стать (участниками, соучастниками) образования и воспитания.   2. Прошу (представить, предоставить) мне отпуск.  3. Я (одела, надела) браслет на руку.  4. В моей жизни это было самое (памятное, памятливое) событие.   5. Нужно уметь находить и использовать (скрытные, скрытые) возможности.  6. Недавно я стал (абонентом, абонементом) сети «Мегафон».   7. В короткий срок удалось (усвоить, освоить) новую методику обучения слабослышащих детей.  8. Проверка проводилась без (согласия, согласованности) директора.  9. На этом участке значительная часть почвы (каменная, каменистая).

27. (3балла). Составьте и запишите словосочетания со следующими паронимами.

- будний – будничный;

- благотворительный – благотворный.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

28. (3 балла). Прочитайте текст.

          В наши дни значительная часть населения Земли проживает в городах, и может создаться впечатление, что современный человек не зависит от природы. Но это глубокое заблуждение. Человек по-прежнему является частью природы. Как и любое другое живое существо, человек нуждается в незагрязненном воздухе для дыхания,. В чистой воде для питья, в экологически чистых продуктах сельскохозяйственного производства. Для выращивания которых требуются плодородные почвы и богатые пастбища.

Определите, в каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащая в тексте, выпишите это предложение.

- Глубоким заблуждением является представление о том, что человек, проживающий сегодня в городе, по-прежнему является такой же частью природы. Как и любое другое живое существо.

- Современный человек – по-прежнему часть природы, он нуждается в чистом воздухе, воде и экологически чистых сельскохозяйственных продуктах.

- Сельскохозяйственные продукты, необходимые человеку, нужно выращивать на плодородных почвах.

- В наши дни значительная часть населения Земли проживает в городах, поэтому можно утверждать, что современный человек не зависит от природы.

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________  

_________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств по русскому языку

Контрольно-оценочные средства по русскому языку для студентов 1 курса СПО (социально-экономический профиль)...

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ  РЕЧИУчебно-методическое пособие для студентов специальности "Банковское дело" ЭФ ГБОУ СПО « МКУНТ»...

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ  РЕЧИУчебно-методическое пособие для студентов специальности "Банковское дело" ЭФ ГБОУ СПО « МКУНТ»...

Система контрольно-оценочной деятельности на уроках русского языка

В данной методической разработке даны способы оценивания в табличной форме...

Контрольно - оценочные материалы по предмету "Русский язык" 7 класс

Контрольно - оценочные материалы по предмету "Русский язык" для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации для 7 класса....

Контрольно – оценочные материалы по предмету «Русский язык», 5 класс

Контрольно-оценочные материалы по русскому языку для обучающихся 5 класса со спецификациями....

Контрольно – оценочные материалы по предмету «Русский язык», 8 класс

Контрольно-оценочные материалы для обучающихся 8 класса со спецификациями....