Деепричастие
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему

Шебалова Ольга Витальевна

В презентации содержится теоретический и практический материал по теме "Деепричастие". Можно использовать на заключительном уроке по изучению данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastie.pptx127.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деепричастие как часть речи. Почему так названо?

Слайд 2

Тетерев сел на самом верху , где сук ел и сл о жился, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостик е ближе к ел и , Косач как будто стал ра с цветать в лучах во с ходящ его солнца. На голове его гребеш о к заг о релся огне нн ым цветком. Син яя в глубине черн ого гру дь его стала перел и вать из син его на зелёное. И особенно красив был его радужный , ра ск инутый лирой хвост. Завидев солнце над болотн ыми , жалк ими ело чк ами, он по д прыгнул на своём высоком мостик е , показав своё белое, чистейш ее бел ь ё по д хвост ь я, по д крыл ь я , и крикнул: « Чуф ! Ши !» (М.Пришвин)

Слайд 3

Причастно к Глаголу ( от него образуется) Вид Вопрос: что делая? что сделав? Обозначает добавочное действие Возвратность Переходность Зависит от глагола Наречию : Зависит от глагола (« Довесок к сказуемому») Является обстоятельством Не изменяется ни по числам, ни по родам, ни по падежам Отвечает на вопросы Как? Когда? С какой целью?

Слайд 4

Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное действие, отвечают на вопрос что делая? и образуются с помощью суффиксов а,я : работая, слыша Деепричастия совершенного вида обозначают законченное действие, отвечают на вопрос что сделав? и образуются с помощью суффиксов в, вши, ши : поняв, рассмеявшись, принесши

Слайд 5

Правильно употребляй деепричастия. Основное действие, обозначенное глаголом - сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу . Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа.

Слайд 6

Спишите, исправляя ошибки, если они есть. Открыв окно, я залюбовался видом города. Открывая дверь, она громко скрипнула. Мама сидела, откинувшись на спинку стула. Брат, склонив голову набок, что-то писал. Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш. Возвращаясь домой, шел дождь. Разложив игрушки на диване, дети начали какую-то интересную игру. Кое-кто из малышей, занявшись рисованием, не хотел идти на обед. Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным.

Слайд 7

НЕ с деепричастиями. НЕ с деепричастиями пишется раздельно: не зная, не сделав, не разобравшись, не спеша. Некоторые деепричастия без НЕ не употребляются: недоумевая, негодуя, недомогая, невзлюбив, ненавидя.

Слайд 8

Допиши НЕ. …давши слово, крепись, а давши, держись. …зная броду, …суйся в воду. …убив медведя, шкуры …продают. …поглядев на пирог, …говори, что сыт. …поклонясь до земли,грибка…поднимешь. …вытащив невода, рыбою…хвались.

Слайд 9

Понятие о деепричастном обороте. Деепричастие с зависимыми словами называют деепричастным оборотом. Ученик, заболев гриппом , не пришел в школу. Сравните: Ученик, заболевший гриппом , не пришел в школу.(причастный оборот)

Слайд 10

Заменить причастный оборот деепричастным. Художник, нарисовавший картину, показал ее зрителям. Дети, выкупавшиеся в реке, загорали на солнце. Мальчик, увлекшийся чтением, забыл о еде.

Слайд 11

Знаки препинания при деепричастном обороте. 1. Деепричастный оборот и одиночное деепричастие выделяются запятыми независимо от места , занимаемого ими по отношению к глаголу. Все жители находились тут же, ожидая самозванца. Увидев меня, он остановился. Возвратясь , он велел подавать свою карету .

Слайд 12

2.Однородные деепричастия и деепричастные обороты подчиняются правилу однородных членов. С нетерпением ожидал я ответа на письмо, не смея надеяться и стараясь заглушить печальные предчувствия.

Слайд 13

Примечание к правилу. Фразеологические обороты не выделяй запятыми : Сломя голову Засучив рукава.

Слайд 14

Расставьте знаки препинания. Чему научится он служа в Петербурге. Отдохнув пустились мы далее. Товарищи заметив его беспокойство ушли. Утром проезжая мимо Казбека увидел я чудное зрелище. Возвратясь домой он бросился не раздеваясь на кровать и крепко заснул. Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату. Идя по шумному городу и чувствуя себя счастливым он напевал. Прокричал пароход и шлепая колесами протащил мимо грузные баржи.

Слайд 15

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения Войдя в аудиторию, 1) мной была совершена ошибка; 2) профессор поздоровался со студентами; 3) не каждым соблюдается тишина; 4) у нас возникло чувство страха.

Слайд 16

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения . 1) у меня затряслись руки; 2) не хочется верить, что это сделал мой товарищ; 3) я долго не мог уснуть; 4) лучше сразу уничтожить эту анонимку . Прочитав подобную клевету

Слайд 17

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Отдохнув несколько дней, 1) я вернулся к обычной работе; 2) мною была прочитана книга; 3) часто забываются все дела; 4) у нас появились новые силы.

Слайд 18

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения Гордо подняв голову, 1) не видится ошибок; 2) у всех возникло чувство обиды; 3) она вышла из комнаты; 4) мною был никто не замечен.

Слайд 19

5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Обучив лошадь всем премудростям выездки, 1) наездника ждет заслуженная награда; 2) создается впечатление, что не всадник управляет конем, а конь- всадником; 3) особенно трудно давался пируэт конем на галопе; 4) можно было выходить на соревнование.

Слайд 20

Повторение изученного в разделе «Деепричастие». Расставить знаки препинания в стихотворении Бунина : По лощинам звезды отражая Ямы светят тихою водой. Журавли друг друга окликая Осторожно тянутся гурьбой. А весна в заледеневшей роще Ждет зари дыханье затая.

Слайд 21

Раскрыть скобки, расставить знаки препинания. Гром грохотал (не)переставая. Дождь барабанил по крыше точно сердясь и (не)годуя на кого-то. В саду за окнами (не)умолкая ни на одну минуту кричали воробьи. (Не)помня себя от восторга я побежал домой.

Слайд 22

Образуйте от глаголов действительные причастия прошедшего времени и деепричастия. Сомневаться Отдохнуть Снять Принять Кипеть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" С деепричастием на "ты"! (систематизация и обобщение изученного по теме "Деепричастие")

Урок является обобщающим по теме "Деепричастие", поэтому составлен так, что позволяет проверить и теоретические знания, и практические навыки учащихся по теме. На уроке используется презентация, индив...

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

·        Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении...

Дидактический материал. Карточки по теме "Причастные и деепричастые обороты. Одиночные деепричастия" для учащихся 7 класса (Н.В. Гоголь "Тарас Бульба")

В 7 классе обучающиеся 7 класса изучают причастие и деепричастие, причастные и деепричастные обороты. Зачастую эта тема для учащихся сложна. Для того чтобы закрепить и обобщить знания по ...

Деепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. С. МаршакДеепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.Беседина Т.ПУчитель русского языка и литературы. МКОУ «СОШ ...

Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия

Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия...

Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.

Урок способствует развитию навыков морфологического разбора деепричастий; обобщению и систематизации знаний о деепричастии; закреплению знаний о деепричастии и деепричастном обороте....

Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.

Урок способствует развитию навыков морфологического разбора деепричастий; обобщению и систематизации знаний о деепричастии; закреплению знаний о деепричастии и деепричастном обороте....