Урок по теме "В гости к королеве Имени существительному"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мошинская Евгения Сергеевна

Конспект урока по теме "В гости к королеве  Имени существительному"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe.docx21.11 КБ
Файл kartochkiword.docx12.68 КБ
Файл dokument_microsoft_office_word_7.docx25.17 КБ
Файл kriterii_zhyuri.docx12.59 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель- Гацко Евгения Сергеевна.

Класс- 5-2.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма- путешествие.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, листы оценивания, карточки с заданиями.

Тема: «Путешествие к королеве Имени Существительному»

Цель: обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Имя существительное».

Задачи: развивать коммуникативные навыки, умение ставить перед собой цель и достигать ее, сотрудничать с другими участниками образовательного процесса, оценивать работу членов группы, а так же самого себя.

1. Добрый день, ребята.                                                               (2-3 мин)

Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в путешествие в страну замечательной части речи.

- давно живу я в мире этом, даю названия предметам.

О какой части речи говорится в стихотворении?( об имени сущ.)

Верно! Мы отправимся в гости к имени сущ.

 А как вы думаете, почему к имени существительному, а не глаголу или имени прилагательному?( потому что мы закончили изучение имени сущ.)

Слайд1

Хорошо! Имя существительное приготовило вам подарки- хорошее настроение и за продуктивную работу- хорошие отметки.

2. Определение ожидание и опасений. ( 1 мин).

 У вас имеются билетики, на части «Контроль» напишите опасения……на центральной части- ожидания от урока, в конце урока мы вернемся к вашим ожиданиям.

( учитель отрывает часть «контроль»)

3. Аукцион ролей. ( 3 мин).

- Придумайте название вашей команды, распределите роли( капитан, часовой…)

4.- Итак тема урока---? (2 мин)

( Путешествие  «В гости к имени существительному»)

Мы с вами многое узнали об этой части речи, посвятили не одни урок, пришло время проверить ваши знания и умения.

Отправляясь в путешествие, необходимо точно знать цель и задачи, чтобы не сбиться с пути. Давайте  с вами зададим цель нашему путешествию.

----Повторить и систематизировать знания по теме «Имя существительное».

Задачи:

  1. Вспомнить, что мы знаем об имени существительном, все изученные правила.
  2.  Отработать умения использовать на практике полученные знания.

--Молодцы! Полный вперед!

5.Знакомство с критериями. (1 мин).

На столах лежат листы «Критерии оценивания работы в группе на каждого ученика, после выполнения задания необходимо будет оценивать свою работу по предложенным мною критериям( это для вас не ново), работу всей группы мы тоже будем оценивать: за каждое выполненное задание вы будете получать ключики.

Вспомните правила работы в группе!( 1 мин).

6. «Работа над темой».

Чтобы добраться до королевства Имени Существительного нам необходимо следовать карте. Посмотрите, что сначала нам нужно будет преодолеть? ( Дремучий лес, топкое болото, непогоду, море)

Слайд 2

Вы готовы?

7.«Дремучий лес»  (3 мин)

Вам предлагаются теоретические вопросы, отвечает та команда, которая подняла табличку первой. За каждый правильный ответ 1 балл, команда, набравшая больше баллов получает ключ.

Какая первая наша задача?

………………………..

Итак.

  1. Что такое имя существительное ( полный ответ).
  2. Имена существительные, называющие живой предмет и отвечающие на вопрос кто называются (одушевл.)
  3. Как определить категорию одуш./неодуш. имен сущ. Помимо вопроса? (Р.п.=В.п)
  4. Непостоянные грамматические признаки имен существительных? ( Род, число, падеж).
  5. Изменение сущ. по падежам называется? (Склонение).
  6. Каким членом предложения является имя существительное в форме И.п.(Подлежащим).
  7. Что необходимо сделать, чтобы узнать, какой суффикс –ек или- ик пишется в слове?
  8. Назовите условия слитного написания не с существительными.

Молодцы! Подведем итоги. ( 3 мин).

Жюри подсчитывает баллы, а вы заполните листы критерии оценивания.

Вручение ключика.

Вспомните, какая задача была первой?

 Мы ее решили? (Частично, да).

  1. Переходим плавно к решению 2 задачи. Вспомните ее! ( 2 мин).

Посмотрите на карту, куда нам следует идти, какое препятствие перед нами?

-Топкое болото.

Нам необходимо преодолеть топкое болото, для этого мы будем перепрыгивать с кочки на кочку. Каждая кочка-это задание.

Итак, вы получаете карточки со словами.

Слова какой части речи записаны?(Сущ.)

Ваша задача, расставить ударение в словах и при проверке правильно прочитать, если ошибок не будет, вы получаете 1 балл, время на выполнение 1 мин.

1 гр.диалог, документ, километр, партер, щавель, эпиграф.

2.гр.ворота, досуг, квартал, столяр, торты, цемент.

3.гр.щавель, свекла, творог, банты, искра, недУг.

4 гр.документ, столяр, цемент, ворота, творог,, эпиграф.

Проверка.

Если ошибок нет, то 1 балл, меняем баллы на ключики.

Заполните критерии оценивания.

10.Молодцы! топкое болото преодолели, орфоэпические нормы повторили. ( 4 мин).

Глядя на вас,  имя сущ. улыбается, радуется вашим успехам.

Что такое? Ребята, пошел ливень. Непогода! Ничего не видно. Чтобы нам не потеряться мы должны будем  поддерживать связь друг с другом. Ребята, а какую задачу мы решаем, напомните мне!...................

Хорошо, мы с вами сейчас будем писать послания друг другу, но не простое…

Каждая команда должна записать по 5 существительных и отправить письмо противоположной команде, полученные слова анализируем- определяем категорию одуш./неодуш. время на выполнения 4 минуты, при проверке за правильно выполненную работу 1 балл.

 Проверка.

Жюри оценивает правильность работы в 1 балл и меняет на ключ у кого больше баллов.

Заполните критерии оценивания.

  1. Ребята, вы молодцы! Вы преодолели уже 3 препятствия. А какую задачу мы решаем?

Шум моря.( 1 мин).

Слайд 3

Ребята, посмотрите, перед нами море, через которое нужно переправиться. Ой, а кто это к нам пришел?

Морячок. ( 4 мин).

Здравствуйте, дорогие пятиклассники! Вы куда путь держите?

( В гости к имени сущ. )

Знаю- знаю эту замечательную часть речи, дружу с ней. Только вам, я вижу корабль мой нужен. Я вмиг вас домчу, но при одном условии.

---Каком?

Вы должны будете выполнить мои задания!

(Хорошо).

Я зазываю вам существительные, вы их записываете, от этих слов образуете сущ.с уменьшительно-ласкательным значением, после проверим, время на выполнения 2 минуты.

Коридор-

Кирпич-

Мешок-

Горох

Заяц-

Порог-

Карандаш

Цветок

Карман

Проверка.

Сделайте вывод, когда пишем ек, а когда ик.

Жюри подсчитывает баллы.

Ребята, молодцы! Получайте ключики.(Вручает).

Заполните критерии

Слайд 4 Музыка физминутка.

  1. Ребята, мы переплываем море, посмотрите, кто это? (3 мин)

Слайд.5

Дельфина интересует вопрос, как правильно написать не с именем существительным: слитно или раздельно. Вы учили данное правильно? Тогда запишите предложение, найдите интересующую орфограмму, объясните правописание. Кто первый поднимет табличку, тот и будет отвечать.

Тогда, душой беспечные невежды, мы жили все и легче, и смелей.

 Проверка. Дети объясняют написание.

 А что значит слово невежда? Кто автор этих строк?

Ребята, вы молодцы! Жюри подсчитывает баллы, вручает ключик.

Заполните листы критерии оценивания.

Выкл. проектор.

12.Встают жюри. ( 4 мин.)

Ребята, вы отлично работаете! Тему «Имя существительное» отлично знаете. Однако, нам тоже хочется посмотреть, как вы справитесь с нашим заданием.

Готовы? А какую задачу вы решаете?.....

Вам необходимо  записать словосочетания, графически объясняя написание -е, -и в окончаниях существительных: Опыты в лаборатори.., об ударени.. в слов.., работать на стройк.., на станции.., на фабрик.., был на заняти.., о внимани.., на урок.., о волнени.. при ответ.., прочитать в объявлени.., в газет.., сидеть на топол.., на акаци.., на сирен.., ходил по площад.., отдыхать на взморь.., в санатори.., проехали по Сибир.., Средней Ази.. .

Обозначить морфему, в которой пропущена буква.

Время на выполнение 4 минуты.

А в это время конкурс капитанов.

Составить предложение или стих,  используя только имена существительные, можете вспомнить творения поэтов.

Время тоже 4 минуты.

Проверка.

Команды сдают листы ( 1 жюри проверяет), слушаем капитанов.

Жюри за баллы вручают ключики. ( 2 мин).

 Заполните листы критерии оценки…

Включ.проектор.

  1. Слайд.6

Ребята, посмотрите, что это перед нами.

---Королевство Имени Существительного!

Осталось преодолеть последнее препятствие. Это открыть дверь в зАмок.

Вам необходимо получить последний ключ.

Для этого ответьте на мои вопросы. За правильный ответ-1 балл.

1 ком.  Назовите разносклоняемые имена существительные.

2.ком. Назовите, какие слова относятся ко 2 склонению, приведите примеры.

3.ком. Как определить род несклоняемых имен существительных?.

4 ком. После каких букв пишутся суффиксы чик/щик? Примеры.

Заполните критерии оценивания.

Баллы

Ключики.

Входит Имя Существительное.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть, рада, что вы справились с заданиями, что вы знаете правила и умеете их применять.

Скажите, а какая цель путешествия у вас была?

А какие задачи вы решали?

Цель реализована?

Задачи решены? А почему вы так решили, аргументируйте.

Ребята, вспомните, в начале урока вы записывали свои ожидания, давайте вернемся к ним,  если путешествие вам понравилось, все было понятно, вопросов не осталось, то оставьте билетики себе на память, а если путешествие было скучным и непонятным, то сдайте билетики учителю.

Хорошо.

Ну а теперь самая приятная часть.

Мне тоже хочется вас порадовать, подсчитайте, сколько у вас ключиков, сейчас мы их обменяем на отметки.

У кого сколько.(Выслушиваем).

Команда, набравшая больше всего баллов получает отметку «5»

….. «4»

…… «3»

Вы все работали хорошо, не расстраивайтесь( для «3»), вам стоит немного повторить материал, если есть вопросы, то обратиться к учителю.

До свидания, ребята, я рада была видеть вас в гостях. Учитесь хорошо!

Учитель. Домашнее задание: Слайд 7

Спасибо за урок, до свидания.Слайд 8.



Предварительный просмотр:

1 гр.диалог, документ, километр, партер, щавель, эпиграф.

2.гр.ворота, досуг, квартал, столяр, торты, цемент.

3.гр.щавель, свекла, творог, банты, искра, недуг.

4 гр.документ, столяр, цемент, ворота, творог,, эпиграф.

Вам необходимо записать словосочетания, графически объясняя написание -е, -и в окончаниях существительных:

 Опыты в лаборатори.., об ударени.. в слов.., работать на стройк.., на станции.., на фабрик.., был на заняти.., о внимани.., на урок.., о волнени.. при ответ.., прочитать в объявлени.., в газет.., сидеть на топол.., на акаци.., на сирен.., ходил по площад.., отдыхать на взморь.., в санатори.., проехали по Сибир.., Средней Ази.. .

Обозначить морфему, в которой пропущена буква.

Вам необходимо записать словосочетания, графически объясняя написание -е, -и в окончаниях существительных:

 Опыты в лаборатори.., об ударени.. в слов.., работать на стройк.., на станции.., на фабрик.., был на заняти.., о внимани.., на урок.., о волнени.. при ответ.., прочитать в объявлени.., в газет.., сидеть на топол.., на акаци.., на сирен.., ходил по площад.., отдыхать на взморь.., в санатори.., проехали по Сибир.., Средней Ази.. .

Обозначить морфему, в которой пропущена буква.

Вам необходимо записать словосочетания, графически объясняя написание -е, -и в окончаниях существительных:

 Опыты в лаборатори.., об ударени.. в слов.., работать на стройк.., на станции.., на фабрик.., был на заняти.., о внимани.., на урок.., о волнени.. при ответ.., прочитать в объявлени.., в газет.., сидеть на топол.., на акаци.., на сирен.., ходил по площад.., отдыхать на взморь.., в санатори.., проехали по Сибир.., Средней Ази.. .

Обозначить морфему, в которой пропущена буква.

Вам необходимо записать словосочетания, графически объясняя написание -е, -и в окончаниях существительных:

 Опыты в лаборатори.., об ударени.. в слов.., работать на стройк.., на станции.., на фабрик.., был на заняти.., о внимани.., на урок.., о волнени.. при ответ.., прочитать в объявлени.., в газет.., сидеть на топол.., на акаци.., на сирен.., ходил по площад.., отдыхать на взморь.., в санатори.., проехали по Сибир.., Средней Ази.. .

Обозначить морфему, в которой пропущена буква.



Предварительный просмотр:

«Дремучий лес»

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

Я активно отвечаю на поставленные вопросы, нахожу ответ на каждый вопрос

Я активно отвечаю на вопросы, однако затрудняюсь ответить на некоторые из них.

Я понимаю  вопросы, однако сам не могу сформулировать ответ

Я не понимаю смысл вопросов/ не знаю ответы на них.

«Топкое болото»

Я знаю орфоэпические нормы, правильно ставлю ударение в словах.

Я знаю орфоэпические нормы, иногда сомневаюсь в правильности расстановки ударения.

Я не знаю орфоэпических норм, но ударение в словах ставлю верно.

Я не знаю, как правильно расставить ударение.

«Непогода»

Я знаю способ определения категории одуш./неодуш., умею его использовать.

Я знаю способ определения категории одуш./неодуш., но не всегда могу его применить.

Я определяю категорию одуш./неодуш. по вопросу.

Я не умею определять одуш./неодуш. сущ.

«Вопросы морячка»

Я знаю, когда следует употреблять суффиксы –ек-ик, правильно образую сущ. с уменьшительно-ласкательным значением.

Я знаю, когда следует употреблять суффиксы –ек-ик, затрудняюсь в образовании  сущ. с уменьшительно-ласкательным значением.

Я не знаю, когда следует употреблять суффиксы –ек-ик, но правильно образую сущ. с уменьшительно-ласкательным значением.

Я не знаю, когда следует писать суффикс –ек, а когда –ик.

«Задача дельфина»

Я знаю условия слитного и раздельного написания не с именами сущ., умею его использовать на практике.

Я знаю условия слитного и раздельного написания не с именами сущ., умею его использовать на практике, допускаю 1-2 ошибки в написании слов.

Я знаю условия слитного и раздельного написания не с именами сущ., испытываю затруднения при написании слов на данную орфограмму.

Я не знаю условия слитного и раздельного написания не с сущ.

«Вопросы жюри»

Я знаю, как определять правописание безударных падежных окончаний, пишу слова без ошибок.

Я знаю, как определять правописание безударных падежных окончаний, но допускаю 1-2 ошибки при записи слов.

Иногда я путаю падежи, допускаю 1-2 ошибки в написании.

Я не знаю падежи и не умею определять правописание безударных падежных окончаний сущ.

«Дверь в замок»

Я усвоил теорию по теме «Имя существительное», свободно применяю полученные знания на практике.

Я усвоил теорию по теме «Имя существительное». Но у меня остались некоторые вопросы, применяю полученные знания на практике.

Я усвоил многое по теме «Имя существительное», но у меня осталось много вопросов.

Я не усвоил ничего из пройденного.

Критерии оценивания работы в группе.   Ф.И.___________________________класс____________

[Введите текст]

21б-17б ----«5», 16б-14б-«4», 13б-7б-«3»,менее 6б-«2»



Предварительный просмотр:

Названия команд.

Баллы

Баллы

Баллы

Баллы

«Дремучий лес»

«Топкое болото»

«Непогода»

«Вопросы морячка»

«Задача дельфина»

«Вопросы жюри»

«Дверь в замок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык.5 класс. Презентация к уроку по теме "Морфологический разбор имени существительного"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе позволяет полностью повторить и обобщить знания учащихся по теме "Имя существительное" и отработать порядок морфологического разбора данной части речи....

Открытый урок на тему "Путешествие в мир существительных"

Нетрадиционный урок: урок-путешествие...

Конспект урока по теме «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик». 6 класс

Данный ресурс  предназначен для  использования на уроках  русского языка в 6-ом классе. Это урок  изучения новых знаний, в ходе урока идёт  объяснение...

Урок по теме "Род несклоняемых имен существительных"

Презентация предназначена для работы на уроке русского языка в 6 классе. В презентации представлен основной теоретический материал по теме "Род несклоняемых имен существительных"....

Урок по теме "Множественное число имен существительных" в 5 классе

Целью данного урока является закрепление знаний учащихся о множественном числе имен существительных. К тому же учитель подробно останавливается на существительных, имеющих форму только множественного ...

Технологическая карта урока по теме: «Род несклоняемых имён существительных».

Цели  урока:  1)  Предметные:  способствовать  формированию  и  развитию  умений  и  навыков  в  определении  рода  несклоняемых...

Разработка открытого урока на тему: "Три склонения имен существительных" по русскому языку 5 класс ФГОС

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Так как, курс 5 класса - это повторение, то тема для них не новая, поэтому я использовала комбинированный тип урока. Сценарий урока был разработан в соотв...