Игра-турнир «Путешествие в страну Филологию»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Морозова Ирина Евгеньевна

Урок направлен на развитие познавательных интересов учащихся, мышления, воображения, способности высказывать свое мнение и аргументированно его отстаивать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Морозова И.Е.,

                                                                заместитель директора по воспитательной работе,

                                          учитель русского языка и литературы

                                                                    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22»  

                             муниципального образования

                                                               городской округ Симферополь Республики Крым

       Открытый урок во время проведения недели русского языка и литературы в 7 классе

(Класс делится на две команды знатоков русского языка, выбираются капитаны. Остальные учащиеся – болельщики и члены жюри. Учитель – ведущий.)

Тема: «Игра-турнир «Путешествие в страну Филологию»

Цель:

         1) развитие познавательных интересов учащихся;

         2) закрепление знаний по русскому языку и литературе;

         3) привитие любви к предметам;

        4)развитие мышления, воображения, памяти, способности высказывать мнение и аргументированно его отстаивать, быстрой реакции, умения коллективно решать проблемы, личной инициативы ребят.

Ход урока

Музыка-заставка из кинофильма «Игрушка»

Слайд 1.

Слово учителя:

- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы проводим игру-турнир знатоков русского языка и литературы «Путешествие в страну Филология».

- Однажды Ксанф, философ Древней Греции, захотел пригласить гостей и приказал Эзопу, своему рабу, знаменитому баснописцу, приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Слайд 2.

- Пусть девизом путешествия будут слова Н. И. Пирогова: «Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное».

Слайд 3.

-  Язык объединяет людей, и у нас объединились две команды-соперники.

Приветствие команд:

1 команда (встают):

                  Мы ребята - грамотеи,

                  С нами некогда скучать.

                  С удовольствием мы с вами

                  Вдруг решили поиграть.

2 команда:

                  А мы – всезнайки.

                  Соревнуясь вместе с вами, мы останемся друзьями.

                  Пусть борьба кипит сильней,

                  Наша дружба крепнет с ней!

Ведущая (обращается к болельщикам):

                  А вы тихонько все сидите,

                  За всем внимательно следите.

                  Когда вопрос задам вам я.

                  Вы будьте сдержанны, друзья:

                  Сначала руку поднимите,

                  Потом уж смело говорите.

Ведущая (обращается к жюри):

                  А наше строгое жюри

                  Оценит все ответы.

Слайд 4.

Условие проведения турнира:

  1. Первый вопрос адресуется 1-й команде. Если за 2 минуты 1-я команда не отвечает, то ответ может дать 2 команда.
  2. Второй вопрос задаётся 2-й команде. Если за 2 минуты 2-я команда не отвечает, то ответ может дать 1-я команда.
  3. И так по порядку.

Слайд 5.

Конкурс-разминка «Знаешь ли ты…?»

Слайд 6.

Угадай слово по шутливой характеристике:

Фон для конкурсов

  1. Не цветы, а вянут; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди. (Уши)
  2.  Её толкут, носят решетом, в неё прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода)
  3. Он в голове у несерьёзного человека, его советуют искать в поле, когда кто – нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это… (ветер)

Слайд 7.

  1. Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в своё дело; им клюют; его задирают; на нём ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого – нибудь одурачить. Что это? (Нос)
  2. Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык)
  3. Его иногда приходится держать, не занимая руки; за ним можно лезть в карман. Что это? (Слово)

Слайд 8.

Объясни значение фразеологизмов:

1) Водой не разольёшь (неразлучные друзья).

2) Как в воду опущенный (грустный человек).

3) Толочь воду в ступе (бесполезная работа).

4) Седьмая вода на киселе (дальний родственник).

5) Набрал в рот воды (молчаливый человек).

6) Как в воду глядел (предсказал).

7) Как две капли воды (очень похожи).

8) Прошли огонь и воду (всё испытали).

Музыка-заставка из кинофильма «Игрушка»

Слайд 9.

Конкурс «В стране Грамматике»

Слайд 10.

Изменив в слове только одну букву, получить как можно больше новых слов.

Фон для конкурсов

Бак (бок, бык, бук, бал, лак, мак, рак, бар, бас и т.д).

Дом (ком, лом, сом, том, дым, дог, ром и т.д).

Кот (бот, пот, рот, кит, код, кок, кол, ком, кон и т.д.).

Бочка (дочка, кочка, ночка, почка, точка, мочка и т.д.).

Слайд 11

2. Помогите восстановить загадочную надпись.

Однажды ветер решил пошутить. Над дверью школы он заметил плакат. Ветер налетел и сорвал все согласные буквы. Когда утром в школу пришли ребята, то увидели такую надпись: …о…о …о…а…о…а…ь! (Добро пожаловать)

Слайд 12

3. Прочтите ребус.

Фон для конкурсов

Прежде, чем 7я 05 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку.

Слайд 13

4. Образуйте уменьшительно – ласкательные формы от женского имени Елена. (Еленка, Елка, Аленка, Аленушка, Ленушка, Ленуся и т.д.)

Слайд 14

5. Кто больше вспомнит слов с начальной буквой Э? (Экватор, экскаватор, экскурсия, экспедиция, экран, эмигрант и т.д. можно 22 и больше)

Музыка-заставка из кинофильма «Игрушка»

Слайд 15

Конкурс «В редакции»

Слайд 16

1. Объясните загадочные знаки.

Рассказывают, что французский писатель В. Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идут дела с распродажей, послал записку своему издателю, в которой стоял только «?» Издатель ответил остроумно и коротко: «!»

Фон для конкурсов

Слайд 17

2. Выполните корректуру предложений, правильно перестроив их.

Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах.

Подгоняемая лодка волнами неслась по реке.

Выглянув в окно, шум привлёк моё внимание.

Слайд 18

Самолёт сел на аэродром, вылетевший из Москвы.

Выбирая подарочную книгу, мне бросилось в глаза великолепное качество репродукций.

Потребляя небольшое количество воды, становится невозможным быстрый рост растений.

Слайд 19

Музыка-заставка из кинофильма «Игрушка»

Конкурс «Поэтический»

Слайд 20

Закончите строфу, назовите стихотворение и его автора

  • «Ягненок в жаркий день….»
  • «Волк ночью, думая залезть в овчарню…»
  • «Под голубыми небесами…»
  • «Играют волны, ветер свищет…»
  • «Скажи – ка, дядя, ведь недаром…»
  • «Белая береза под моим окном…»

Слайд 21

Конкурс «Блиц-турнир»

Слайд 22

1 команда

Слайд 23

  • Какими видами искусства, помимо литературы, увлекался М. Ю. Лермонтов в юности? (Живописью, лепкой, музыкой)
  • Самое лучшее привидение в мире. (Карлсон)
  • Как звали внука сына Абрама Петровича Ганнибала? (А. Пушкин)
  • Имя подлого труса. (Леопольд)
  • Имя Вырина (Самсон)
  • Синоним преувеличения (Гипербола)
  • Возраст Тараса Бульбы (60 лет)
  • В кого превратился гадкий утенок? (В лебедя)
  • Автор стихотворения «Тучи» (М. Ю. Лермонтов)
  • Сколько детей было у Дуни? (Трое)
  • Имя и отчество купца Калашникова (Степан Парамонович)

Слайд 24

2 команда

Слайд 25

  • Город, в котором родился Пушкин (Москва)
  • Кто ходит в гости по утрам? (Винни-Пух)
  • Возраст Остапа (22 года)
  • Образное определение (Эпитет)
  • Автор стихотворения «Узник» (А. С. Пушкин)
  • С кем дрался купец Калашников? (С опричником Кирибеевичем)
  • Перечислите Бременских музыкантов. (Кот, Пёс, Петух, Осёл, Трубадур)
  • Как погибли А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов? (На дуэли)
  • Национальность пленной служанки прекрасной панночки. (Татарка)
  • Кто воспитывал М. Ю. Лермонтова в детские годы? (Бабушка Елизавета Арсеньева)
  • В какой деревне жили дядя Фёдор и кот Матроскин?

Слайд 26

Конкурс «Болельщиков»

Слайд 27

1.Ответьте на вопросы.

Фон для конкурсов

Что находится между рекой и берегом? (Союз «и»)

Какой русский город летает по воздуху? (Орёл)

Что стоит посредине Земли (Буква «М»)

Какой город у моря состоит из одного мужского и ста женских имён? (Севастополь)

Какие четыре моря носят название цвета? (Черное, Красное, Желтое, Белое)

Каким поясом не подпояшешься? (Климатическим)

Слайд 28

2. Отгадайте загадки.

Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса)

Какой год продолжается один день? (Новый)

Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)

С помощью наречий перечислите по порядку пять дней недели. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

У семи братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (Одна)

Шли рядком: сын с отцом, да дед с внуком. Сколько их? (Трое)

Один льёт, второй пьёт, третий зеленеет да растёт (Дождь, земля, рожь)

Слайд 29

Земля белая, а птицы на ней чёрные. (Бумага и буквы)

Чёрные, кривые, от рождения немые, станут в ряд – сразу заговорят. (Буквы)

Какие два местоимения мешают транспорту? (Я - Мы)

Какую часть слова можно в земле найти? (Корень)

Точка с хвостиком. (Запятая)

Слайд 30

Музыка-заставка из кинофильма «Игрушка»

Награждение (благодарности)

Слайд 31

Ведущая:  

                     Грамматика, грамматика -

                     Наука очень строгая,

                     Учебник по грамматике

                     Всегда беру с тревогой я.

                     Люблю тебя, грамматика.

                     Ты умная и строгая.

                     Тебя, моя грамматика,  

                     Осилю понемногу я.

Слайд 32

                     Всем спасибо за внимание,

                     За огонь соревнования.

                     Путешествию конец,  

                     До свидания, до новых встреч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в страну Филологию" турнир знатоков русского языка и литературы

Цель: развиввать творческий потенциал школьников, углублять их знания по русскому языку и литературе в игровой форме....

Презентация. Игра "Путешествие в страну филологию"

Неделя русского языка и литературы...

Турнир знатоков русского языка и литературы "Путешествие в страну Филологию"

Урок разработан с целью активизации познавательной деятельности учащихся через использование нетрадиционной формы урока...

Путешествие в страну Филологию

для учителей (внеурочная деятельность)...

Турнир знатоков русского языка и литературы "Путешествие в страну Филологию"

Материал поможет учителям русского языка и литературы для проведения внеклассного занятия в рамках Недели русского языка и литературы. Занятие проводится в групповой форме, делятся на группы по 2 кома...

Турнир знатоков русского языка и литературы "Путешествие в страну филологию"

Внеклассное мероприятия для учащихся 5-7 классов направлено  на развитие познавательных интересов учащихся, мышления, воображения, памяти, способности высказывать свое мнение и аргументированно е...

Внеклассное мероприятие по русскоиу языку и литературе "Путешествие в страну Филологию"

В данной разработке помещен материал конкурса по русскому языку и литературе (Турнира)...