Эссе "Я - педагог!"
материал на тему

ОНИЩЕНКО Оксана Николаевна

Эссе "Я - педагог" (для конкурса "Учитель года  - 2017")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_-_pedagog_onishchenko_o.n.docx92.35 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Дмитрий\Desktop\шапка.png

ЭССЕ «Я - педагог»

     «Учитель – не только профессия, суть которой - транслировать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке»

 Аристотель.

        Перекрёсток… Кем быть? Этот вопрос рано или поздно встаёт перед каждым человеком. Мне тоже пришлось на него ответить, произошло это без мучительных сомнений, как бы, само собой.  Почему я стала учителем?

         Я с детства мечтала стать учителем.  Любила играть в школу, воображая себя педагогом. Всегда старалась подражать своему классному руководителю. После школы приходила домой и с куклами давала уроки. Иногда собирала вокруг себя младших мальчиков и девочек и учила их читать и писать. Шло время... И вот, я окончила школу, и твердо знала, что пойду учиться на учителя русского языка и литературы.

          Для меня профессия учителя всегда была уважаемой и почетной. С большим уважением я вспоминаю своего учителя Бондаренко Валентину Афанасьевну.  Это - интересный, умный человек, с которым всегда можно было поговорить на любую тему, спросить совета. У нее уроки были очень интересными. Она всегда старалась создавать такую атмосферу в классе, чтобы мы, ее ученики постоянно впитывали доброту, чуткость, внимание. И мы все ходили в школу с великой радостью. Может быть, именно она помогла мне выбрать профессию учителя. Чему я безмерно благодарна ей. Стоя на воображаемом пересечении дорог, я точно знала, что моя работа должна быть непременно связана с детьми.

Окончив Ромненскую школу,

Учителем я стать решила.

Собравшись в дальнюю дорогу,

В пединститут я поступила.

                Перекресток… Я знала: чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать море света, и таким морем стал для меня институт. Слово обладает огромной властью: лечит и убивает, низвергает и поднимает. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», - писал Вадим Шефнер. Невозможно до конца постичь его силу. А мне так хотелось этого! Я помнила из истории, как Петр I всегда перед решающим сражением обращался с речью к полкам. Красноречие помогало, спасало, излечивало. Я хотела научиться обращаться со словом и решила продолжить учебу в институте.

        Величественное здание Благовещенского педагогического института впечатлило меня настолько, что я, не раздумывая, отправилась туда подавать документы. Сила знания, мощный дух творчества, исходящий от стен этого храма науки, не оставлял никаких сомнений: здесь я получу то, что ищу. Дороги, открывшиеся мне, были удивительны: столько интересных людей, замечательных педагогов не только увлеченных, но и умеющих увлечь. Закружившись в вихре открытий, я не заметила, как стала дипломированным специалистом.  Какое это удивительное ощущение заниматься любимым делом и увлекать им тех, кто рядом! Я была на своем месте!

Уже закончились давно

Весёлые студенческие годы.

По ним скучаю всё равно,

Хоть времени прошло уж много.

              Перекрёсток … Вот уже двадцать четыре года я работаю учителем. Много это или мало? На этот вопрос можно ответить по-разному: у каждого своя система жизненных координат. Что эти годы изменили во мне? Что я привнесла в жизнь других людей и в окружающий мир? Ясно, что точкой отсчёта стал тот самый день, когда я солнечным августовским днём 1993 года впервые переступила порог школы, в которой мне предстояло работать учителем. Признаюсь, я очень сильно волновалась! Много вопросов задавала я себе тогда: найду ли общий язык с учениками, будет ли нам интересно друг с другом, да справлюсь ли вообще? Из ответов на них и складывается моя педагогическая философия. Только на первый взгляд, определение «педагогическая» кажется узким. Учитель – это не просто профессия, это образ жизни, который определяет стиль общения, гражданскую позицию, моральные убеждения.

              С чего же начинается для меня профессия учителя? Конечно же, с урока! На каждый урок до сих пор иду с некоторой долей волнения и с тайным замиранием сердца. Ведь там меня ждут ученики. Мы вместе, шаг за шагом, постигаем премудрости русского языка и литературы. И на этом пути познания надо быть очень внимательным: дети перестанут следовать за тобой, если почувствуют какую-то долю фальши, если увидят отсутствие интереса со стороны учителя. Современный учитель не должен быть ретранслятором знаний, демонстрирующим безукоризненное владение учебным материалом и разнообразными методиками преподавания. Образовательный процесс включает в себя две стороны: обучающую и воспитывающую. Эти составляющие неразрывно связаны друг с другом. Поэтому моя задача на данном этапе заключается в следующем: не только научить детей инструментарием русского языка и литературы познавать и изменять мир к лучшему, но и помочь им выйти во взрослую жизнь здоровыми, компетентными и… гуманными. Вспомним всеми нами любимую Лидию Михайловну из «Уроков французского» В. Распутина, которая дала смышленому деревенскому мальчишке, может быть, гораздо больше всех вместе взятых учителей, учивших его. Она дала ему урок великой доброты, которая осталась с ним, известным писателем, до конца его жизни. Ей, совсем юной учительнице, с детства было внушено то, что когда-то высказали поэт и философ Кафка: «То, что мы делаем для себя, умирает вместе с нами; то, что мы делаем для других, остается навсегда».

            Бывают такие моменты, когда кажется, что у тебя ничего не получается, опускаются руки, мучают сомнения в правильности принятого решения или совершённого поступка, но… ночь сменяется днём, пасмурность – ясностью. Промелькнувшая искорка в глазах ребёнка, открытый радостный взгляд при виде тебя, заинтересованные лица, улыбки, вовремя сказанное доброе слово в твой адрес… И всё проходит, остаётся только желание жить и работать.  Учитель должен создать все условия для развития творческих способностей, стремления к творческому восприятию знаний учеников. Учить их самостоятельно мыслить, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные дарования и склонности. Мы должны выпустить такого ученика, который будет практически приспособлен к трудностям современной взрослой жизни. Будущее общества зависит именно от этих ребят, сидящих сегодня за партой. Роль педагога сегодня – «стоять не над, а рядом», «я помогу», «я поддержу», «у тебя всё получится». На каждом уроке учитель и ученик должны быть сотрудниками. 

            Новые программы, соответствующие ФГОС, полностью помогают учителю в этом. Мы живём в веке новых современных информационных технологий. Современному педагогу необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Современный ученик не представляет свою жизнь без телефона-айфона, интернета, компьютера и ноутбука. Из своего педагогического опыта могу сказать, что использование на уроках мультимедиа, интерактивных комплексов, интернета, мобильных классов повышает интерес к изучаемому материалу, возрастает качество самостоятельной работы учеников.

        Я считаю, что главная роль в современном образовательном процессе должна отводиться именно ученику. Учитель должен научить школьника добывать знания собственными усилиями, только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать своё мнение ученика. Ещё в XIX веке Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить».        Современный настоящий педагог не только должен помогать учиться детям, но и сам способен учиться у своих учеников. Сегодня педагог стоит между предметом и маленькой личностью. Он эрудирован, образован, знает свой предмет, что даёт ему право учить других. Это человек, преданный своему делу и своим ученикам. Это профессионал. Наша цель не только воспитывать патриотизм, уважение, любовь к Родине, людям, братьям нашим меньшим, формировать знания, умения и навыки, но и помочь каждому ребёнку сформироваться как личность, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда. Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, художник – в картинах, скульптор – в созданных им творениях. А труд учителя будет жить в мыслях и поступках людей.

На уроках тесты мы решаем,

А также конкурсы проводим,

Различные уроки-игры,

Которые сегодня в моде.

Физкультминутки на уроках

Люблю я в классе проводить:

Ребятам тоже нужен отдых,

Ведь трудно без него учить.

                 Можно ли стать хорошим учителем? Да. А что же для этого нужно? Современный педагог должен постоянно повышать уровень своего образования, мастерства. Ученики простят своему учителю и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела... Поэтому я постоянно повышаю свой профессиональный уровень на курсах, семинарах, провожу открытые уроки и мастер-классы на уровне школы, района, области, а также размещаю свои методические разработки на различных педагогических и образовательных сайтах в сети интернет.  Активно принимаю участие в различных конкурсах профессионального мастерства как очных, так и дистанционных. Становилась неоднократно не только призёром, но и победителем различных конкурсов муниципального, регионального и федерального уровней, о чём свидетельствуют многочисленные грамоты, дипломы и благодарственные письма.  

           Думая о своей будущей профессии, я никогда не представляла себя строгим учителем, грозно топающим по классу, с указкой в руке. Нет! Мне хотелось быть для своих учеников звёздочкой в пасмурную ночь, но при этом учиться и открывать новые знания вместе с ними, никогда не ставить себя выше… На мой взгляд, учитель – культурный человек, тогда и только тогда, когда он способен уважать других, способен уважать то, чего не знает, способен к самоуважению. «Никто не лучше никого». Я стараюсь нести эту мудрость детям! Думаю, учителю необходимо иметь шестое чувство, которое помогает находить контакт с людьми, а особенно с детьми. Шестое чувство – это доброта, совесть, толерантность, умение найти «ключ» к любому ребенку. Стараюсь быть отдушиной, доставлять детям радость от общения со мной, показать свою обеспокоенность за их дальнейшую жизнь.

        1054 урока в год, и каждый не похож один на другой. Я его обдумываю, планирую, провожу! Каждый урок я начинаю с улыбки, которая по словам Сент-Экзюпери объединяет людей. В ответ на улыбку зажигаются, искрятся глаза, теплеют детские лица. Получается, что урок должен стать событием – открытием нового знания в себе и о себе, счастливым мгновением, когда становится возможным соединением, содружество разных мировоззрений, культур, носителями которых выступает учитель и ученик.

Именно уроки родного языка помогают ребятам почувствовать себя частью великой страны, патриотами не только малой Родины, но и державы в целом. Моё назначение - помочь ученикам открыть закономерности и противоречия, гармонию и красоту родного языка. Учу на уроках ребят применять всё богатство родной речи: яркость, меткость, многозначность. Учитель-словесник, на мой взгляд, должен привить ученикам твердые эстетические, нравственные идеалы, ибо я убеждена:

         «Душа, потрясенная прекрасным,

          Не способна на злодейство».

Ребенок, «потрясенный прекрасным» (поэзией, художественным словом, художественным образом), способен оградить себя от пошлости, культа денег, агрессии. Сеять зерна доброты, разума, растить человечность, возвышать детское «я» - в этом я вижу свою педагогическую философию:

                     А урок для меня – тетива,

                     Зазвеневшая из темноты,

                     Вместо стрел в колчане – слова,

                     А когда захочу – цветы.

        Провожу на своих уроках литературные экскурсии, создаем с детьми презентации, учебные проекты. Новые информационно-коммуникационные технологии обеспечивают информационную насыщенность занятия, доступность и наглядность материала. Их применение способствует не только лучшему усвоению материала, но повышению интереса к предмету.

        На своих уроках использую различные виды диагностики (тестирование, анкетирование, разноуровневые контрольные работы), постоянно совершенствую формы контроля, используя результаты для формирования глубоких и прочных знаний учащихся.  Индивидуальная работа на уроках русского языка и литературы способствует поиску, отбору и творческому развитию одаренных детей, умению держать в поле зрения «сильных», «слабых», «средних» по уровню знаний учащихся. Для моих уроков характерна эмоциональность проведения, использование активных форм обучения (уроки-интеграции, деловые игры и т.д.). Развитию познавательной активности учащихся способствуют уроки, проводимые в лекционной форме. Ребята учатся отбирать и систематизировать материал. На уроках литературы большое значение уделяю эмоциональному восприятию произведений. Демонстрирую кадры из фильмов, и мы с ребятами анализируем. При подготовке к Единому экзамену на уроках–практикумах применяю компьютерные технологии. Учащиеся работают с программами «Репетитор», «Фраза». Теоретический материал на этапе повторения выдаю блоками. Использование блочной технологии обучения позволяет повысить уровень знаний учащихся. Стараюсь формировать у своих учеников активную жизненную позицию, стимулирую их желание заниматься общественной работой, участвовать в конкурсах и олимпиадах. Мои ученики занимают призовые места на областных конкурсах, на региональных этапах олимпиад, выступают на районных и областных научно-практических конференциях. Я являюсь в школе руководителем дружины юных пожарных «Спасатель» и заместителем руководителя военно-патриотического клуба «Амурский тигр». Наши воспитанники активные участники региональных соревнований по пожарной безопасности и пожарно-прикладному спорту, спортивному туризму и военно-прикладным видам спорта, где неоднократно становятся призёрами и победителями не только в личном, но и в командном первенстве.

                Наши дети - будущее государства. Только счастливые, с чувством собственного достоинства педагоги могут воспитать таких же учеников. А для этого, я уверена, нужно поднять престиж преподавательской профессии, это – инвестиции в будущее. Не хочется думать, что наши усилия – сизифов труд. Мы сделаем всё от нас зависящее, чтобы возродить былую духовность общества.

           Ради этого стоит быть учителем. Современным учителем! Я горжусь тем, что я не просто учитель, а учитель-словесник! Ведь кому, как не нам, словесникам, предначертано беречь национальную историческую память и приобщать к этому наших учеников! И, наконец, учитель любой специальности должен занимать твёрдую нравственную позицию при любых обстоятельствах.

Так жизнь моя разнообразна,

В ней много было перемен.

Порой трудна, но всё ж прекрасна,

Я не хотела бы другой взамен.

            Перекресток… Скрещение судеб: моей и детской. Теперь я точно знаю, почему пришла в школу, почему моя профессия важна. Необходимо не только научить учеников, но и помочь им сделать свой выбор так, чтобы потом не пришлось оглядываться на свои перекрестки и жалеть, что не на ту дорогу свернули.  Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Стоит пробовать, дерзать, творить, не останавливаясь на достигнутом.

           Перекрёсток… Как часто в жизни нам приходится выходить на «перекрёсток двух дорог», чтобы выбрать единственную верную… Я нашла себя и знаю, чего я хочу, куда я иду и за чем.    Я свой выбор сделала: моё утро начинается с дороги в школу.

Не пророчество, не самоцель,

Не внезапное озарение:

Находясь в середине пути,

Сознаю своё назначение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.

Апрель 2012 года.IIIтур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц».  ...

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.

 Апрель 2012 года.III тур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц»....

Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"

Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"...

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....

Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»

Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...

Методические рекомендации для педагогов "Психолого-педагогическая культура педагога. Психогигиена педагога"

Данные методические рекомендации больше подходят для педагогов школ, училищ, техникумов и дополнитльного образования. Здесь представлено 2 раздела темы "Психолого-педагогическая культура педагога".Дан...