КАК НАУЧИТЬ ШКОЛЬНИКА ВИДЕТЬ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ?
статья по русскому языку (11 класс) по теме

Азарова Елена Викторовна

Статья опубликована в приложении к журналу "Методист" ("Местер-класс" 2016 № 3)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon речевые ошибки75 КБ

Предварительный просмотр:

Азарова Е.В., БОУ г. Омска «Гимназия №115»

КАК НАУЧИТЬ ШКОЛЬНИКА ВИДЕТЬ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ?
(сценарий мастер-класса, представленного на VI Областном форуме педагогов-наставников, работающих с одаренными детьми,
г. Омск, БОУ г. Омска «Гимназия №115», 5 ноября 2016 г.)

Цель мастер-класса — включив аудиторию в активную работу по совершенствованию собственных речевых умений, поделиться опытом использования различных методических приемов и учебно-практических задач для формирования у учащихся навыка обнаружения речевых ошибок и для развития универсальных учебных действий.

Форма проведения мастер-класса — групповая работа. Все присутствующие делятся на 4 примерно равные группы (по 6-7 человек). Группы получают одинаковые по формулировкам задания с различным языковым материалом.

Принцип формирования групп — случайный выбор незнакомых педагогов. При входе в аудиторию всем гостям выдаются жетоны 4 цветов, которые соответствуют цветовому индикатору на столе. Принципиально, что  знакомым между собой учителям выдаются индикаторы разных цветов, чтобы все группы оказались в равных условиях. Первоначальная задача участников групп — познакомиться и провести первичную коммуникативную оценку членов команды.

Рабочие материалы: презентация, распечатки рабочих материалов, цветовые жетоны для оценки, фломастеры.

Время мастер-класса — 40-45 минут.

Поэтапный ход работы

1. Организационный этап: приветствие, представление педагога, ведущего мастер-класс, знакомство в группах, выявление общей картины, кто из предметников присутствует и много ли специалистов-филологов, а также краткое сообщение ведущего о рабочих материалах, разложенных на столах,  просьба сохранить полученные при входе жетоны для дальнейшей работы.

Как выяснилось, только четверть присутствующих в аудитории педагогов — учителя русского языка и литературы, остальные гости — учителя истории, математики, физики, физической культуры, начальных классов. Это важно для следующих этапов, поскольку при однородности аудитории (учителя-филологи) часть заданий можно пропустить.

2. Мотивационный этап: сообщение цели мастер-класса, наблюдение над языковым материалом, беседа. Ведущий:

- Мне бы хотелось быть сегодня полезной всем присутствующим и не читать лекцию о приемах, формах и заданиях, которые я использую, а поработать вместе с Вами в группах практически таким образом, чтобы Вы могли повысить собственную речевую культуру и увидеть возможности использования отдельных заданий и приемов не только на уроках русского языка для обнаружения речевых ошибок, что является предметом нашего разговора, но и на других уроках для формирования у учащихся универсальных учебных действий. Для начала прочитайте размещенные на слайде предложения из школьных сочинений моих учеников разных лет и озвучьте свою первую реакцию на них.

На слайде презентации демонстрируются предложения:

  1. Человек будет неудачным и неуспешным.
  2. У пингвина на голове выросли только три пушинки и маленький хвостик.
  3. Недорослем быть плохо, некультурно, и им быть трудно в будущем.
  4. В двухтысячно четырнадцатом году отмечается двести лет со дня его рождения.
  5. Мамка его кормит, лелеет, а он бакланит.

- Кто улыбнулся? Кто негодует? Кому захотелось исправить эти фразы? Исправьте. А кому не захотелось? А как Вы думаете, какова реакция учеников на такие предложения, когда они звучат в классе при анализе работ? Бывает, что ученики никак не реагируют, не понимая ошибки, но нередко они чувствую ее и воспринимают, как хорошую шутку, случайно созданный каламбур. Чаще всего ошибки вызывают смех, в том числе у самого автора, и когда мы анализируем ошибки анонимно, ребята сами готовы прославляться как комики и с гордостью сообщают: «Это я придумал!» К сожалению, ошибаться сегодня не стыдно и не страшно, это даже весело, можно даже прославиться на всю школу. И еще один парадокс. Понятно ли Вам содержание этих неправильно постороенных предложений? Вот и ученикам смысл тоже понятен. Поэтому они искренне недоумевают – почему же снижена оценка, ведь все понятно, мысль донесли даже неверно выбранными средствами. В этом и заключается парадокс: нередко предложение с речевой ошибкой не является причиной непонимания высказывания и не влияет, следовательно, на успех коммуникации. Ошибаются иностранцы, но мы же их понимаем, ошибаемся мы, но нас в целом понимают окружающие. Зачем тогда говорить правильно? Где нам нужно это умение – говорить правильно, видеть и исправлять ошибку? И зачем сегодня нам с Вами весь этот разговор?

В ходе беседы с участниками мастер-класса выявляется, что есть такие ошибки, которые все-таки затрудняют коммуникацию, потому что сложно понять содержание неправильной фразы, кроме того умение видеть ошибку и вовремя ее исправить помогает строить речь грамотно, а это необходимо и самим учителям как образцам речевой культуры, и ученикам, особенно в следующих случаях (они сформулированы заранее ведущим на слайде, который открывается после беседы и может быть тут же подкорретирован в соответствии с предложениями аудитории):

  1. на ЕГЭ по русскому языку — задания 5, 6, 7.
  2. при написании и редактировании собственных текстов сочинений,
  3. при работе с эссе, презентациями на других уроках,
  4. при выполнении разного рода олимпиадных заданий по всем предметам, где есть требование построить грамотный связный текст,
  5. в реальной жизни и профессиональной речевой практике.

Затем ведущим делается вывод:

- Для того, чтобы научить ребенка видеть ошибку, надо это хорошо уметь делать самому учителю, данный мастер-класс поможет развить это умение вам и подскажет, как помочь в этом ученикам.

3. Теоретический этап: выявление содержания базового понятия темы через беседу и решение задачи по созданию схемы (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Виды речевых ошибок

Речевые ошибки

№ 1

Офоэпи-ческие

№ 2

Лесичес-кие

№ 3

Фразео-логичес-кие

№ 4

Грамматические

№ 5

Словообра-зовательные

№ 6

Морфологи-ческие

№ 7

Синтакси-ческие

№ 8

Наруше-ние правил ударения и произно-шения

№ 9

Наруше-ние норм слово-употре-бления

№ 10

Наруше-ние норм употре-бления фразео-логизмов

№ 11

Нарушение правил образования новых слов

№ 12

Нарушение правил изменения и употребления частей речи (образования форм слов)

  1. № 13

Нарушение правил построения словосочета-ний и предложений

Ведущий:

- Поскольку мы все разные предметники, прежде, чем начать работать, договоримся о понимании базового термина темы, который в науке толкуется двояко. Прошу помощи филологов: когда мы проверяем письменную работу по русскому языку и литературе, в том числе экзаменационную или олимпиадную, как понимаем термин «речевая ошибка»?

После реплик слушателей о том, что речевые – это ошибки словоупотребления, ведущий продолжает:

- Это узкое понимание термина. Мы же будем сегодня понимать термин широко как нарушение любых речевых норм, а поскольку нормы бывают различные, в соответствии с разными ярусами языка, то давайте общими усилиями создадим на доске схему «Речевые ошибки».

На доске размещен заголовок схемы «Речевые ошибки». Группам раздаются карточки разного цвета формата А4: гр. 1 - карточки №№ 1-4, гр. 2 - №№ 5-7, гр. 3 - №№ 8-10, гр.4 - №№ 11-13 (см. Таблицу 1). На карточках написаны виды ошибок, и задание: «Разместите карточки на доске, создав схему». Номера карточек условны, их можно поставить с обратной стороны. Карточки одного яруса должны быть одинакового цвета, например: №№ 1-4 синие, №№ 5-7  сиреневые, №№ 8-13 желтые. Единство цвета — подсказка для видов ошибок одного яруса. По 1 представителю выходят к доске, в итоге на доске появляется схема (см. Таблицу 1).

Ведущий после создания схемы:

- Подобные схемы и задания могут быть использованы на уроках по  совершенно разным предметам на этапе закрепления материала или при повторении и обобщении изученного. Ребята живо вовлекаются в эту несложную деятельность, при возникновении затруднений, можно подсказать им или дать прочитать теоретический материал. Для повышения интереса, чтобы мотивировать учеников особенно младших классов, можно это задание обыграть, придумав историю, например, о том, как ветер сорвал листы и все перемешал. Нам же эта схема помогла сориентироваться в предмете нашего разговора. В сегодняшней работе встретятся разные виды ошибок.

Ведущий предлагает обратиться к рабочим материалам, среди которых есть перечни грамматических и лексических ошибок из пособия Е.А. Гингель  [1, с. 8, 10, 16].

  1. Практический этап: выполнение в группе упражнений. По ходу работы ведущий контролирует деятельность групп, помогает в случае затруднений. Слово ведущего продолжается:

- Основываясь на этом или любом другом пособии [например, 3, 5], можно подобрать ряд упражнений, которые научат выпускника выполнять задание ЕГЭ-7 или другие, подобно построенные, т.е. с ограниченным перечнем  ошибок и примеров-предложений. Хорошее, на мой взгляд, упражнение при обучении 7 заданию ЕГЭ — «Игра в лото».

Упражнение 1. Лото

На доске размещен перечень из 8 грамматических ошибок (цветные карточки формата А4, 1 ошибка — 1 карточка, принципиально, что перечень маркирован буквами, как и в задании ЕГЭ-7):

а) нарушение управления (выбора падежной формы и предлога),

б) ошибка в построении сложноподчиненного предложения,

в) нарушение границ предложения,

г) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом,

д) ошибка в построении предложения с однородными членами,

е) нарушение способа выражения сказуемого,

ж) нарушение связи между подлежащим и сказуемым,

з) смешение прямой и косвенной речи.

На слайде презентации — 8 предложений из реальной речевой практики (устной и письменной) школьников и представителей разных профессий:

  1. Соблюдая режим питания, ваше самочувствие намного улучшится.
  2. Это ведь так интересно. Каждый день узнавать что-то новое.
  3. Вагнер сказал, что я буду биться за мяч до последнего.
  4. Пришелся к душе омским болельщикам хоккея.
  5. Я не хочу жить в окружении таких людей, в котором живет Митрофан.
  6. Мы будем непоколебимо следовать и осуществлять идею экономического преобразования хозяйства.
  7.  Хорошая русская зима!
  8. Наша группа решили вечерком собраться.

Каждой группы на карточках формата А4 выдается в качестве примера по 2 произвольно отобранных предложения из вышеперечисленных (необходимо пронумеровать эти предложения, как на слайде и в данном выше списке). Задание группам:

- Внимательно прочитайте предложения, найдите ошибку, определите ее тип, соотнеся с информацией на доске (и при необходимости — с подсказкой по теории), прикрепите лист с предложением напротив названия ошибки. Устно представьте правильный вариант предложения.

После выполнения первой части задания (до редактуры) на слайде открывается таблица с ключами (см. Таблицу 2).

Таблица 2. Ключи

а

б

в

г

д

е

ж

з

4

5

2

1

6

7

8

3

Ведущий резюмирует:

- Вы хорошо справились с работой, и ученики с подобными заданиями   довольно быстро справляются. Но при использовании этого упражнения с учащимися необходима визуализация исправленных предложений, поэтому ученикам выдаются чистые листы, на которых ребята фломастером крупно пишут правильные варианты, они крепятся на доску рядом с ошибочными. Можно организовать деятельность учащихся иначе: каждая группа работает со всем перечнем предложений, его можно увеличить до всех возможных в ЕГЭ-7 формулировок ошибок. Группе выдается таблица из трех колонок: в первой колонке содержится список ошибок, вторая и третья колонка пустые. Предложения по формату ячеек разрезаны и перемешаны, учащиеся приклеивают их во вторую колонку напротив соответствующей ошибки, а в третью колонку вписывают правильный вариант. Готовую таблицу сдают учителю на проверку или представляют классу. Ученики быстро осваивают эту форму работы и учатся выполнению задания ЕГЭ-7.

Переход к следующему упражнению - небольшой монолог ведущего, сопровождающийся слайдами:

- Гораздо сложнее научить видеть собственные ошибки с своем же тексте и исправлять их. И тут мы опять сталкиваемся с тем, что для такой работы нужно не только учить механизму поиска и исправления ошибки, но и мотивировать учащихся на их поиск. Как я учу видеть ошибки? Сначала нужно научить видеть лексические, фразеологические и словообразовательные ошибки. При изучении соответствующих разделов языка, начиная с 5 класса, учащимся предлагаются названия ошибок и упражнения, где представлены сначала 1, потом несколько ошибок одного яруса. Когда отдельные ошибки выучены, можно предлагать упражнения с разными ошибками. Например, изучая лексические ошибки, учим следующему алгоритму работы (он на слайде):

  1. прочитай предложение, все ли слова тебе понятны, непонятные объясни по словарю;
  2. внимательно посмотри, все ли слова употреблены в соответствии с их значениями, для этого истолкуй каждое из них в контексте и соотнеси твое толкование со словарным;
  3. обрати внимание на слова оценочные, стилистически окрашенные (разговорные, просторечные, канцелярские, книжные, научные и т.д.), ограниченной сферы употребления (устаревшие, окказиональные, профессиональные, диалектные и т.д.), уместно ли их употребление в данном предложении, нет ли эвфемизмов;
  4. обрати внимание на употребление синонимов, антонимов, многозначных слов, паронимов, все ли значения и употребления точны;
  5. вычлены из предложения словосочетания, подходят ли слова в словосочетаниях друг другу по смыслу, сочетаются ли друг с другом, нет ли речевой избыточности или недостаточности;
  6. если какой-то пункт нарушен, значит перед тобой ошибка.

Некоторые методики предлагают заучивать виды ошибок и каждый раз вспоминать их все и сравнивать, есть ли они в тексте. Думается, что это непродуктивно. Ребенок должен понимать, что лексическая ошибка, какой бы она ни была (эвфемизм, плеоназм, смешение паронимов, неудачный выбор синонима и проч.), сводится к одному — неверному употреблению слова, непониманию его значения и лексической сочетаемости. Эти ошибки не допускает человек с хорошим словарным запасом, поэтому в плане лексики продуктивнее учить не исправлять неправильное, а говорить правильно. Подобным образом можно построить работу с фразеологическими ошибками, только в них добавится еще пункт по структуре, или с ошибками словообразовательными.

А вот при работе с грамматическими ошибками нужно учить видеть структуру предложения и проверять, правильно ли употреблены его части. Перечень грамматических ошибок плана синтаксиса сводится к неверному построению словосочетания (ошибка на управление, например), несогласованности подлежащего и сказуемого, неверному употреблению осложняющих конструкций (причастного, деепричастного оборотов, однородных членов, приложений) и неправильному построению сложного предложения (в т.ч. предложений с косвенной речью, которые в основе своей тоже сложные). Поэтому работа с уровнем синтаксиса начинается с элементарного выделения основы предложения. Затем общий анализ структуры предложения (простое, сложное, осложненное), в простом - выявление групп подлежащего и сказуемого, осложнений (однородных членов, оборотов, приложений и проч.), в сложном — анализ посторения предложения и порядка частей, употребления союзов. Этот алгоритм представлен на слайде. Проверяя каждый элемент, мы обязательно найдем ошибку, что Вам и предстоит сделать в следующем упражнении, материал для которого подобран из пособия М.Ю. Федосюк и других [4, с. 86-89] и представлен на слайде.

Упражнение 2

Ведущий дает задание:

- Найдите, объясните и исправьте синтаксические ошибки, воспользовавшись предложенным алгоритмом и перечнем грамматических ошибок в рабочих материалах.

Каждой группе выданы 2 предложения. На слайде презентации представлены все 8. На следующем слайде представлены эти же предложения с выделением ошибочных частей и названием ошибочно употребленного синтаксического явления, варианта правки не представлено, группы его озвучивают. При работе с учащимися, как и в случае с первым упражнением, необходима визуализация правильного варианта. Приводим содержание второго слайда (на первом — просто перечень предложений без выделения):

  1. В их выступлениях чувствовалась уверенность в победу (падежная форма существительного).
  2. Проснувшись на другой день, первою мыслию моею было приключение с Колпиковым (деепричастный оборот).
  3. Мы говорим, что мы достигли в Думе (союз в сложном предложении).
  4. Множество народу приехали (форма сказуемого).
  5. Им руководила жажда в деятельности (управление — лишний предлог).
  6. Первые переводы Джерома в России появились после выхода их на его родине (неуместное местоимение).
  7. В дискуссии участвовали много ученых (форма сказуемого).
  8. Многие люди сейчас нуждаются — разве в этом мы не можем не согласиться (управление - предлог и падеж местоимения, неуместное двойное отрицание).

По окончании работы ведущий задает вопросы:

- Какие сложности Вы испытали при работе с заданием? В чем понадобится наша помощь ученику? Какого характера будет эта помощь?

Упражнение 3. Деловая игра

- Наиболее сложна для учащихся правка целого текста, особенно текста своего. Отредактировать текст - это фактически олимпиадное задание. Но его  можно превратить в деловую игру, чтобы мотивировать учащихся, показав, где им эти умения понадобятся в реальной жизни. С учениками мы играем на материале одного текста и одинакового задания. Для Вас я дифференцировала тексты. Надеюсь, что эта работа будет полезна и интересна. Итак, забудьте, что вы учителя, хотя именно в нашей работе, наверное, нужно уметь писать и редактировать самые разные тексты.

На карточках групп представлены тексты и следующие задания (тексты приведены ниже):

1 гр. Представьте, что Вы копирайтеры. Вам нужно отредактировать текст в рекламный каталог так, чтобы потребителю захотелось купить товар. В тексте 7 речевых ошибок, их необходимо найти и исправить.

2 гр. Представьте, что Вы секретари, Вам предстоит редактировать характеристику, чтобы на подпись директору и далее по месту требования она ушла в соответствующем виде. В тексте 7 речевых ошибок, их необходимо найти и исправить.

3 гр. Представьте, что Вы переводчики. Вы сделали дословный перевод отрывка из произведения К. Причард "Золотые мили", но издатель его не принял, поскольку никто его в таком виде читать не будет. Нужно найти 7 речевых ошибок и, исправив их, сделать перевод литературным.

4 гр. Представьте, что Вы медицинские работники, которые создали протокол своего отчетного собрания, но руководитель подписывать его отказался, велел найти и исправить 7 речевых ошибок.

Ведущий обращает внимание на то, что в текстах представлены и лексические, и грамматические ошибки, но тип ошибки называть не нужно, напоминает, что в рабочих материалах есть перечни ошибок и алгоритмы, и сообщает, что при возникновении затрудения можно воспользоваться подсказкой - получить текст, где выделены ошибочно употребленные слова и созданные конструкции. Далее обсуждаются критерии оценки: 1) исправление всех 7 ошибок, 2) правильное распределение ролей в группе и коллективная работа, 3) соблюдение регламента работы — 10 минут. После этого начинаетс работа групп, ведущий наблюдает, помогает.

По окончании работы группы представляют отредактированный текст, по мере выступления групп на слайдах появляются тексты каждой группы с выделенными ошибками:

1 гр. Laetitia Allen – это модное навание притягательного дамского белья. Комплект для дома «Страна роз» из чистого хлопка. В комплект входят прямые брюки и удобный свитер с атласными петельками и крошечными кнопками. Закажите пижаму прямо сейчас и получите бесплатную доставку и каталог очаровательной коллекции дамского белья Laetitia Allen!

2 гр. Иван — работоспособный ребенок с разнообразными интересами, аналитическим мышлением, стремление к расширению кругозора и получить новые знания. Он проявляет интерес к хорошим оценкам, умеет поставить перед собой цель и мобилизовать силы для достижения. Однако, взрослея, демонстрируется избирательное отношение к учебным предметам. Неустойчивость внутренней мотивации и отсутствие учебного прилежания.

3 гр. Золото не давалось Моррису в руки, поэтому он считал себя неудачником, хотя еще возился с акциями. В целом он чувствовал себя удовлетворительным. Жизнь научила его только, к чему многие стремились, но не всегда достигали, - здравому смыслу, не позволяющему желать более того, что могла дать проза будничного существования. Хотя его существование и не было настолько уж будничным: с ним была Салли и мальчишки, они создавали ощущение семейного очага.

4 гр. По отчету школьного врача И.А. Кузнецовой об организации медицинского обслуживания школ поселка было отмечено, что наряду с большой проводимой работой школьным врачом по плановому осмотру учащихся, проведен целый ряд профилактических прививок, хорошо подготавливаются в школе санитарные посты, занимая в этом первое место, имеется еще целый ряд существенных недостатков в медицинском обслуживании детей.

При выступлении одной группы другие играют роль должностного лица, указанного в карточке, и решают, принимать текст у сотрудников или нет. Оценивание после каждого выстулпения происходит по системе смайлов. В слайде презентации предлагается три разных смайла — улыбающийся (значение одобрения - «все удалось, получилось, отлично»), спокойный (значение «хорошо, не все удалось, но в целом работа принимается»), недовольный (значение неодобрения - «удовлетворительно, работа не принята, требует доработки»). Неудовлетворительной оценки не предполагается, поскольку была возможность воспользователься при затруднении подсказкой и помощью учителя-ведущего. Каждая группа, кроме выступающей, обсуждает ответ и рисует смалик оценки на жетоне соответствующего цвета, передает выступившей группе. Также смайл может нарисовать учитель-ведущий. Для учеников игровая ситуация завершается гонораром в виде сувенира (если речь идет не об уроке) или обычной оценки, которая выставляется по совокупности смайлов, переведенных в пятибалльную систему, за использование подсказок балл снижается. Одновременно с взаимооценкой происходит самооценка группы: на своих жетонах, полученных еще при входе, каждый участник выступившей группы рисует смайл самому себе, учитывая свой вклад в коллективную работу и ее результат. Тех, у кого спокойный или недовольный смайл, можно попросить  написать на обратной стороне жетона, что не удалось сделать.

По окончании всей работы смайлы собираются и участники обсуждают,  работает ли это задание на мотивацию, было ли оно полезным, чему оно учит, какие трудности возникли при выполении задания, что нужно предусмотреть, организуя подобную работу с учениками.

5. Завершающий этап: подведение итогов, обмен мнениями. Примерные вопросы ведущего (часть из них можно поместить на слайд):

- Вы пришли на этот мастер-класс с определенным ожиданием. С каким? Что Вас интересовало? Что Вы надеялись узнать, получить?Оправдалось ли Ваши ожидания? Кроме того, что мы сами учились видеть речевые ошибки и их исправлять, какие умения мы развивали, какие унимерсальные учебные действия формировали? Где это может пригодиться учащимся? Чем лично Вам было полезно наше общение и что пригодится в работе? Что Вам показалось спорным, лишним, вообще неприемлемым?

После обсуждения ведущий демонстрирует слайды презентации, на которых представлены новинки литературы по данной теме [например, 1, 2].

Библиография

  1. Гингель, Е.А. На ошибках учимся. Практическое пособие для учащихся. - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2012. - 92 с.
  2. Козлова, Т.И. ЕГЭ-2015. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий по культуре речи. - М.: Экзамен, 2015. - 80 с.
  3. Красиков, Ю.В. Теория речевых ошибок. – М.: Наука, 1980. - 124 с.
  4. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженска, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 256 с.
  5. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации и проведения самотеста в преподавании географии или как научить школьников формулировать вопросы.

Данный метод работы основан на самостоятельном составлении учащимися тестовых заданий, как с использованием источников информации (учебников, энциклопедий, различных словарей и т.д.), так и без ...

Развитие продуктивных видов речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров.Все вышесказанное делает особенно актуальной пр...

Буклеты в помощь родителям и учителям:"Виды речевых нарушений.Виды дисграфий.

Буклеты помогают наладить связь  с родителями или лицами их замещающими.В них кратко и доступно изложен материал по значимым проблемам ....

Доклад "Обучение чтению как самостоятельному виду речевой деятельности и как средству формирования сложных языковых и речевых навыков и умений.

Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить информацию из текста. Задачи обучения чтению как самостоятельному виду речево...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются основные виды речевой деятельности и их роль в процессе формирования единого речевого режима в образовательных организациях, реализующих образовательные программы о...

Виды речевых нарушений у мадших школьников

Ежегодно в сентябре логопеды проводят обследование речевого развития школьников 1-4 классов и составляют списки детей, имеющих речевые проблемы и нуждающихся в логопедическом воздействии. Учителя сооб...