планирование по русскому языку для 11 класса по программе Львовых
календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс) на тему

Азарова Елена Викторовна

Особенность данного планирования в разном количестве часов в филологическом и социально-экономическом классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_rus_yaz_2016-17.doc319 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Гимназия № 115»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                             «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель МО                                                                                Зам. директора по УВР

______/Азарова Е.В./                                                                           ______/Бухтиярова А.А/

Протокол № 1                                                                                      «__»_________2016 г.

от «29» августа 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

11 класс

2016-17 уч.г.

Азаровой Е.В.

Общее количество часов по учебному плану

в 11 А класса (базовый уровень) — 68 ( 2 ч. в неделю),

в 11 Б классе (профильный уровень) — 102 (3 ч. в неделю)

В план включено проведение 6 КР, 6 сочинений

Основное учебное пособие: Львова С.И. Русский язык и литература. Русский язык. 11 кл.: учебное пособие для образовательных организаций (базовый и углубленный уровни) / С.И. Львова, В.В. Львов. - М.: Мнемозина, 2014. - 336 с.


Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, содержание которого раскрывается в авторской программе: Львова С.И. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы. Рабочая программа для образовательных организаций (базовый и углубленный уровни). Предметная линия учебников С.И. Львовой, В.В. Львова / С.И. Львова. - М.: Мнемозина, 2014. - 104 с.

Календарно-тематический план (Раздел V) детализирует содержание программы, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены государственным образовательным стандартом.

Данная рабочая програма последовательно реализует дифференцированный подход к обучению русскому языку в 10-11-м классах. В составленном на основе программы планировании специальными значками * выделены дидактические единицы, которые отличают программу углубленного уровня от базового.

Структура документа

Программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; развернутый календарно-тематический план; график контрольных работ.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ученика, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Курс русского языка 10-11-го классов направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: интенсивное развитие речемыслительных способностей старшеклассников, коммуникативных навыков; формирование представлений о связи языка и культуры народа, об истоках богатства и выразительности русского языка; формирование представления об эстетическом речевом идеале и о том, как к нему можно приблизиться в собственной речевой практике, руководствуясь критериями образцовой речи; целенаправленное и взаимосвязанное развитие предметных компетенций, необходимых для успешного участия в разных сферах жизни, в том числе в учебно-коммуникативной деятельности.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В 11 классе предполагается развивать коммуникативную, языковую и лингвистическую, рефлексивную, ценностно-ориентационную компетенции и способствовать личностному саморазвитию школьников. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Системообразующей доминантой курса русского языка в старших классах становится речевая деятельность во всем многообразии ее проявлений, а также ценностные ориентиры, позволяющие осознать, что родной язык является величайшим достоянием народа, важнейшим механизмом познавательной деятельности, обеспецивающей формирование общенаучной картины мира. Курс русского языка для 11 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на текстовой основе через обобщение и углубление знаний о стилистической дифференциации языка  и подготовку к ЕГЭ. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме в разных стилях и жанрах, соблюдать этические нормы общения, а также на качественную подготовку к ЕГЭ.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

– воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

– совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

– освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

– формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык»
в базисном учебном плане БОУ г. Омска «Гимназия №115»
 

По учебному плану  11 А класса (социально-экономический профиль) предмет изучается на базовом уровне 2 ч. в неделю, 68 ч. в год; в 11 Б классе (филологический профиль) предмет изучается в углубленном объеме 3 ч. в неделю, 102 ч. в год.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 11 класса (Раздел IV настоящей программы), которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Раздел II. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов в 11 А классе (базовый уровень)

Кол-во часов в 11 Б классе (углублен-ный уровень)

Кол-во контроль-ных работ

Кол-во сочинений

Календарное время на изучение

Язык и культура

4

5

-

-

02-14.09.2016

Функциональная стилистика

28

38

3

2

16.09.2016-27.01.2017

Культура речи

21

28

2

3

30.01-28.04.17

Повторение в конце учебного года

5

7

1

1

03-24.05.16

Повторение и обобщение изученного в 5-9 классах, подготовка к ЕГЭ

10

10

-

-

в течение года

Резервные часы

-

14

-

-

в течение года

ИТОГО

68

102

6

6

Раздел III. Содержание тем учебного курса

(знаком * выделено содержание, которое отличает углубленный уровень от базового,

знаком ** выделено содержание, которое можно предложить самым сильным классам)

Язык и культура (4/*5 ч)

Русский язык как составная часть национальной культуры (4/*5 ч)

Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, эстетическая (повторение). Кумулятивная (культуроносная) функция как способность языка накапливать и передавать опыт поколений, служить хранилищем человеческого опыта, культурно-исторической информации.

Язык как составная часть национальной культуры; как продукт культуры, в котором сосредоточен исторический культурный опыт предшествующих поколений; как средство дальнейшего развития культуры, условие формирования и существования нации, средство формирования личности.

*Отражение в языке материальной и духовной культуры народа (реального мира, окружающего человека, условий его жизни; общественного самосознания народа, его менталитета, национального характера, образа жизни, традиций, обычаев, морали, системы ценностей, мироощущения).

**Развитие новых лингвистических дисциплин, в центре внимания которых находится человек как носитель языка (языковая личность). **Лингвокультурология как наука, объектом изучения которой являются язык и культура народа. **Концепты как ключевые слова, характеризующие национальную культуру.

*Прецедентные имена или тексты как важнейшее явление, которое имеет культурологическую ценность и изучается современной лингвокультурологией.

**Безэквивалентная лексика как группа слов, трудно переводимых на другие языки и обозначающих реалии жизни данного культурно-языкового сообщества, которые не зафиксированы в других языка.

**Основные группы безэквивалентной лексики: фразеологические единицы, историзмы, слова-наименования традиционного русского быта, фольклорная лексика и др.

Функциональная стилистика (28/*38 ч)

Функциональные разновидности русского языка (2/*4 ч)

Функциональная стилистика как раздел лингвистики, который изучает исторически сложившуюся в русском языке систему функциональных разновидностей литературного языка в их соотношении и взаимодействии.

Современное учение о функциональных разновидностях языка.

Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический), язык художественной литературы (повторение изученного).

Учёт основных факторов при разграничении функциональных разновидностей языка: экстралингвистических (сфера применения, основные функции речи) и лингвистических факторов (основные особенности речи, типичные языковые средства).

Речевой жанр как относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказываний, имеющих общие признаки: соответствие определённой коммуникативной цели, завершённость, связь с конкретной сферой общения

Характеристика лексики с точки зрения её стилистической маркированности. Слова нейтральные, книжные, разговорные. * Стилистические синонимы как основные ресурсы функциональной стилистики.

Разговорная речь (4/*6 ч)

Сфера применения разговорной речи: разговорно-бытовая.

Основная функция разговорной речи: общение, обмен мыслями, впечатлениями, мнениями.

Основные разновидности разговорной речи: разговорно-официальный и разговорно-бытовой подвиды.

Основные признаки разговорной речи: непринуждённость, непосредственность, неподготовленность; эмоциональность, экспрессивность; прерывистость и непоследовательность; оценочная реакция; конкретность содержания. Особая роль интонации, мимики и жестов при устном общении.

Языковые средства разговорной речи: лексические (разговорная и просторечная лексика, фразеологизмы; лексика с эмоционально-экспрессивной окраской, слова с суффиксами субъективной оценки; активность слов конкретного значения и пассивность слов с отвлечённо-обобщённым значением и др.), морфологические (грамматические формы с разговорной и просторечной окраской; преобладание глагола над существительным; частотность местоимений, междометий, частиц; пассивность отглагольных существительных, причастий и деепричастий), синтаксические (активность неполных, побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, обращений, вводных слов разных групп; преобладание простых предложений; ослабленность синтаксических связей, неоформленность предложений, разрывы вставками; повторы; использование инверсии, особая роль интонации).

Основные жанры разговорной речи: беседа, разговор, рассказ, сообщение, спор; записка, дружеское письмо, дневниковые записи и др.

*Новые жанры разговорной речи, реализующиеся с помощью интернет-технологий: СМС-сообщение, чат-общение и др. *Особенности организации диалога (полилога) в чате. *Основные правила речевого поведения в процессе чат-общения.

*Скайп как форма организации устного общения в интернет-пространстве.

Официально-деловой стиль (5/*6 ч)

Сфера применения: административноправовая.

Основные функции официально-делового стиля: сообщение информации, имеющей практическое значение, в виде указаний, инструкций.

Основные разновидности (подстили) официально-делового стиля: законодательный, дипломатический, административно-канцелярский.

Основные особенности официально-делового стиля: императивность (предписывающе-долженствующий характер); стандартность, точность, не допускающая разночтений; соответствие строгой форме (шаблону), логичность, официальность, бесстрастность; сжатость, компактность, экономное использование языковых средств.

Языковые средства официально-делового стиля: лексические (слова в прямом значении, профессиональные термины, слова с официально-деловой окраской, сочетания терминологического характера, речевые клише, общественно-политическая лексика; отглагольные существительные, языковые штампы; сложносокращённые слова, отсутствие эмоционально-экспрессивной лексики), морфологические (преобладание имени над местоимением; употребительность отглагольных существительных на -ени(е) и с приставкой не-, отымённых предлогов, составных союзов, числительных), синтаксические (усложнённость синтаксиса — сложные синтаксические конструкции; предложения с причастными оборотами, большим количеством однородных членов; преобладание повествовательных предложений, использование страдательных конструкций, конструкций с отымёнными предлогами и отглагольными существительными, употребление сложных предложений с чётко выраженной логической связью; прямой порядок слов).

Основные жанры официально-делового стиля: законодательного подстиля (постановление, закон, указ; гражданские, уголовные и другие акты государственного значения); дипломатического подстиля (международный договор, соглашение, конвенция, меморандум, дипломатическая нота, коммюнике); административно-канцелярского подстиля (устав, договор, приказ, письменное распоряжение, расписка, заявление, справка, доверенность, автобиография, характеристика, официальное объявление, постановление, отчёт, благодарственное письмо, инструкция, резолюция,указание, доклад, выступление, служебный телефонный разговор, устное распоряждение; различные виды юридической документации: исковое заявление, протокол допроса, обвинительное заключение, акт экспертизы, кассационная жалоба и др.)

Научный стиль речи (8 ч)

Сфера применения: научная.

Основные функции научного стиля: сообщение научной информации, её объяснение с представлением системы научной аргументации. Основные разновидности (подстили) научного стиля: собственно научный, научно-информативный, научно-справочный, научно-учебный, научно-популярный.

Основные особенности научного стиля: обобщённо-отвлечённый характер изложения, подчёркнутая логичность; смысловая точность, информативная насыщенность, объективность изложения, безобразность речи; стилистическая однородность, упорядоченный характер использования языковых средств.

Языковые средства научного стиля: лексические (абстрактная лексика, научные термины, сочетания терминологического характера, речевые клише, отглагольные существительные со значением действия, слова, указывающие на связь и последовательность мыслей; отсутствие образности, экспрессивно-эмоциональной лексики), морфологические (преобладание имени над глаголом, частота использования существительных со значением признака, действия, состояния; форм родительного падежа, имён числительных, употребление единственного числа в значении множественного),синтаксические (преобладание простых осложнённых и сложноподчинённых предложений; использование пассивных, неопределённо-личных, безличных конструкций, вводных, вставных, уточняющих конструкций, причастных и деепричастных оборотов).

Термины и их употребление в текстах научного стиля речи. **Терминологические словари.

Основные жанры научного стиля: собственно научного подстиля (монография, научная статья, научный доклад, рецензия, дипломная работа, диссертация); научно-информативного подстиля (реферат, тезисы, аннотация, патентное описание); научно-справочного подстиля (словарь, словарная статья, справочник, научный комментарий к тексту, библиография); научно-учебного подстиля (учебник, учебное пособие, лекция; сообщение, доклад ученика); научно-популярного подстиля (статья, очерк, лекция, научно-популярная беседа).

Текст школьного учебника как образец научно-учебного подстиля научной речи.

План и конспект как форма передачи содержания научного текст.

*Научно-популярные книги о русском языке как образцы научного стиля речи.

Словарная статья как текст научно-справочного подстиля научного стиля. Виды лингвистических словарей и содержание лингвистической информации (обобщение).

Цитата как способ передачи чужой речи в текстах научного стиля.

Сообщение на лингвистическую тему как вид речевого высказывания научного стиля речи.

Публицистический стиль речи (4/*6 ч)

Сфера применения: общественно-политическая.

Основные функции публицистического стиля: сообщение информации, воздействие на слушателей и читателей.

Основные разновидности (подстили) публицистического стиля: газетно-публицистический, радио- и тележурналистский, ораторский, рекламный.

Основные особенности публицистического стиля: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность; чередование экспрессии и стандарта.

Языковые средства публицистического стиля: лексические (торжественная лексика, общественно-политическая лексика и фразеология; публицистические речевые штампы, клише; употребление многозначных слов, слов в переносном значении, ярких эпитетов, метафор, сравнений, гипербол, воздействующих на читателей), морфологические (активное использование личных местоимений 1-го и 2-го лица и соответствующих форм глагола; единственного числа в значении множественного; глаголов в форме повелительного наклонения; причастий на -омый и т. д.), синтаксические (распространённость экспрессивных конструкций: восклицательных предложений, риторических вопросов, вводных слов; обратный порядок слов, синтаксический параллелизм предложений; предложения с однородными членами, построенные по законам градации — усиления значения; парцелляция; повторы слов и союзов).

Основные жанры публицистического стиля: газетно-публицистического подстиля (информационные: заметка, информационная статья, репортаж, интервью, отчёт; аналитические: беседа, проблемная статья, корреспонденция, рецензия, отзыв, обзор; художественно-публицистические: очерк, эссе, фельетон, памфлет); радио-, тележурналистского подстиля (интервью, пресс-конференция, встреча «без галстуков», телемост); ораторского подстиля (публичное выступление на митинге, собрании; дебаты, напутственная речь, тост); рекламного подстиля (очерк, объявление-афиша, плакат, лозун).

Язык художественной литературы (5/*8 ч)

Сфера применения: художественная (произведения художественной литературы).

Основная функция языка художественной литературы: воздействие на чувства и мысли читателей, слушателей.

Основные разновидности языка художественной литературы: лирика, эпос, драма.

Основные особенности языка художественной литературы: художественная образность; эмоциональность, экспрессивность, индивидуализированность; подчинённость использования языковых средств образной мысли, художественному замыслу писателя, эстетическому воздействию на читателей.

Языковые средства языка художественной литературы: лексические (неприятие шаблонных слов и выражений, широкое использование лексики в переносном значении, фразеологизмов, разнообразных тропов и фигур речи; намеренное столкновение разностилевой лексики), морфологические (экспрессивное употребление разнообразных морфологических средств), синтаксические (использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств, широкое использование разнообразных стилистических фигур).

Троп как оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении с целью создания образа. Основные виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, аллегория, эпитет, гипербола, литота, сравнение и др.

Фигуры речи (риторические фигуры, стилистические фигуры) — обороты речи, которые образуются путём особого, стилистически значимого построения словосочетания, предложения или группы предложений в тексте. Основные фигуры речи: инверсия, антитеза, умолчание, эллипсис, градация, парцелляция, хиазм, анафора, эпифора и др.

Основные жанры художественной литературы: лирики (ода, сонет, элегия, гимн, мадригал, эпиграмма); эпоса (рассказ, повесть, роман, эпопея, новелла, художественный очерк, эссе, биография); драмы (трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль).

**Смешение стилей как приём создания юмора в художественных текстах.

Культура речи (21/*28 ч)

Культура речи как раздел лингвистики (4/*6 ч)

Культура речи как раздел лингвистики, в котором изучаются нормы русского  литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, правописные), а также нормы построения речевого высказывания (устного и письменного) в рамках определённой функциональной разновидности языка и в соответствии с речевой ситуацией общения.

Культура речи как владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах; умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определённой ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации; соблюдение в процессе общения речевых правил поведения.

Основные компоненты культуры речи: языковой (или нормативный, состоящий в изучении норм языка), коммуникативный (изучение особенностей выбора и употребления языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами речевого общения) и этический (описание речевого этикета, эффективных приёмов общения).

Качества образцовой речи как свойства речи, которые обеспечивают эффективность коммуникации и характеризуют уровень речевой культуры говорящего: правильность, точность, уместность, содержательность, логичность, ясность (доступность), богатство, выразительность, чистота, вежливость.

Языковой компонент культуры речи (6/*8 ч)

Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) как правила использования языковых средств в речи. Норма как образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

**Языковые нормы как явление историческое. **Изменение литературных норм, обусловленное развитием языка.

Основные виды норм современного русского литературного языка: произносительные (орфоэпические, интонационные), лексические, грамматические (морфологические, синтаксические), правописные (орфографические, пунктуационные).

Взаимосвязь раздела «Культура речи» с другими разделами лингвистики (орфоэпией, лексикой, морфологией и т. п.).

Основные нормативные словари русского языка: орфографические, орфоэпические, грамматические; словари лексических трудностей русского языка; словари паронимов, синонимов, антонимов, фразеологические словари русского языка и др.

Правильность как качество речи, которое состоит в её соответствии принятым нормам литературного языка и достигается благодаря знанию этих норм и умению их применять при построении устного и письменного речевого высказывания.

Коммуникативный компонент культуры речи (7/*8 ч)

Коммуникативный компонент культуры речи как требование выбора и употребления языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами общения. Необходимость владения функциональными разновидностями языка, а также умение ориентироваться на условия общения — важное требование культуры речи.

Точность как коммуникативное качество речи, которое состоит в соответствии её смысла отражаемой реальности и коммуникативному замыслу говорящего. Точность как требование правильности словоупотребления, умения выбирать необходимый синоним, пароним, учитывать многозначность и омонимию и др.

Уместность как строгое соответствие речи условиям и задачам общения, содержанию передаваемой информации, избранному жанру и функциональной разновидности языка; как способность пользоваться стилистическими ресурсами языка в соответствии с обстановкой общения.

Содержательность речи как наличие в высказывании четко выраженных мыслей, чувств, стремлений, желаний, что во многом зависит от словарного запаса, позволяющего человеку адекватно выразить самые различные свои мысли и оттенки мыслей.

Логичность речи как логическая соотнесенность высказываний или частей одного высказывания, связанность мыслей, ясный композиционный замысел текста.

Ясность (доступность) как коммуникативное качество речи, которое облегчает восприятие и понимание высказывания при сложности его содержания. Ясность речи связана с умением говорящего (пишущего) сделать свою речь удобной для восприятия, максимально учитывая при этом знания и речевые навыки собеседника.

Богатство как коммуникативное качество речи, которое определяет способность выразить одну и ту же мысль, одно и то же грамматическое значение разными способами, используя разнообразные языковые средства (лексические, грамматические, интонационные, стилистические и др.). Лексико-фразеологическое и грамматическое богатство русского языка. Словообразование как источник богатства речи.

Выразительность как качество речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать на его разум и чувства. Достижение выразительности речи путем использования разнообразных изобразительных средств языка (тропов, риторических фигур и др.), фразеологических оборотов, пословиц, крылатых фраз и др. Выразительные возможности фонетики, интонации, лексики, фразеологии, грамматики. Невербальные средства выразительности (жесты, мимика, пантомимика).

*Неуместное, стилистически неопревданное употребление тропов, излишнее украшательство речи, использование слов, не сочетающихся в рамках одного стиля, как недостаток речи.

Этический компонент культуры речи (4/*6 ч)

Этический компонент культуры речи как применение правил поведения, связанных с речевым выражением нравственного кодекса народа; строгий запрет на сквернословие, разговор на «повышенных тонах» в процессе общения.

Речевой этикет как правила речевого поведения (обобщение изученного).

Чистота речи как отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, нелитературных слов (жаргонных, диалектных, нецензурных).

Вежливость речи как соответствие её коммуникативным нормам поведения. Это качество речи предполагает знание речевого этикета и умение применять его в разных ситуациях общения; внутреннюю потребность человека общаться доброжелательно, учтиво, благопристойно в любых обстоятельствах; способность уважительно относиться к собеседнику даже в непростой ситуации общения.

*Соблюдение правил речевого поведения во время обсуждения спорных вопросов (спор, диспут, дискуссия).

*Этикетные формулы выражения несогласия с собеседником, вежливого отказа в выполнении просьбы.

*Основные ошибки аудирования, которые мешают эффективности общения во время спора, диспута, дискуссии.

Повторение в конце учебного года (5/*7 ч)

Повторение и обобщение изученного в 5—9 классах, подготовка к ЕГЭ (10 ч — в течение всего года)

*Резервные часы (*14 ч)

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс

русского языка 11 класса.

Учащиеся должны знать:

  1. Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;
  2. Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи, стилистическая окраска, функциональная разновидность языка, функциональный стиль, форма речи, речевой этикет;
  3. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  4. Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Учащиеся должны уметь:

1. использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;

2. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;

3. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

4. проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

5. использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

6. извлекать необходимую информацию из различных источников;

7. применять в практике речевого общения основные нормы литературного русского языка, варьируя способ языкового представления в зависимости от сферы общения и используемой стилевой разновидности языка;

8. соблюдать нормы речевого этикета в различных условиях и ситуациях общения, варьируя их в зависимости от речевой ситуации, стилевой и данровой дифференциации речи;

9. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

-осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

-развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;

-увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

-самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


Раздел V. Календарно-тематическое планирование.

Значком * выделены темы, сведения о языке и речи, виды деятельности, которые отличают программу углубленного уровня от программы базового.

Значком ** выделены дидактические единицы, не обязательные для усвоения в классах с углубленным изучением русского языка, но которые можно предложить самым сильным учащимся.

№ урока п/п

Дата проведения урока

Тема урока, основные сведения о языке и речи (кол-во часов на тему в 11 А/ *в 11 Б)

Полужирным шрифтом выделены названия тематических разделов и тем каждого урока

Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности, совершенствование видов речевой деятельности, некоторые формы работы

11 А

(базовый)

11 Б

(углубленный)

11 А

(базовый)

11 Б

(углубленный)

Язык и культура (4/*5 ч + *1 ч резервный в 11 Б)

1

2

3

4

1

3

2

4

5

6

05.09.16

07.09.16

12.09.16

14.09.16

02.05.16

07.09.16

05.09.15

09.09.16

12.09.16

14.09.16

Русский язык как составная часть национальной культуры
(4/*5 ч + *1 ч Резерв)

Язык и культура. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, эстетическая (повторение). Кумулятивная (культуроносная) функция как способность языка накапливать и передавать опыт поколений, служить хранилищем человеческого опыта, культурно-исторической информации.

Диагностическая работа в формате ЕГЭ (*в 11 Б за счет резервного часа - *Резерв 1)

Язык как составная часть национальной культуры; как продукт культуры, в котором сосредоточен исторический культурный опыт предшествующих поколений; как средство дальнейшего развития культуры, условие формирования и существования нации, средство формирования личности.

Отражение в языке материальной и духовной культуры народа (реального мира, окружающего человека, условий его жизни; общественного самосознания народа, его менталитета, национального характера, образа жизни, традиций, обычаев, морали, системы ценностей, мироощущения).

*Понятие о концепте. **Концепты как ключевые слова, характеризующие национальную культуру. **Развитие новых лингвистических дисциплин, в центре внимания которых находится человек как носитель языка (языковая личность). **Лингвокультурология как наука, объектом изучения которой являются язык и культура народа.

*Прецедентные имена или тексты как важнейшее явление, которое имеет культурологическую ценность и изучается современной лингвокультурологией.

**Безэквивалентная лексика как группа слов, трудно переводимых на другие языки и обозначающих реалии жизни данного культурно-языкового сообщества, которые не зафиксированы в других языка.

**Основные группы безэквивалентной лексики: фразеологические единицы, историзмы, слова-наименования традиционного русского быта, фольклорная лексика и др.

** Элементарный анализ лексических единиц, в которых наиболее ярко проявляется кумулятивная функция языка (отражение предметов и явлений материального мира, социальных факторов, социального опыта народа, его деятельности, насущных потребностей и т. п.).

*Анализ языковых единиц (слов, фразеологизмов), которые хранят «следы» национальной культуры.

**Элементарный анализ примеров слов-концептов, характеризующих национальную культуру.

* Элементарный анализ примеров прецедентных имён и текстов, имеющих культурологическую ценность.

** Поиск примеров безэквивалентной лексики в разных словарях (фразеологизмов, устаревших слов и др.) и в предлагаемых текстах.

Функциональная стилистика (28/*38 ч + 5 ч ЕГЭ + *7 ч резервных в 11 Б)

5

6

7

7

8

9

10

11

19.09.16

21.09.16

26.09.16

16.09.16

19.09.16

21.09.16

23.09.16

26.09.16

Функциональные разновидности русского языка (2/*4 ч + 1 ч ЕГЭ)

Функциональная стилистика как раздел лингвистики, который изучает исторически сложившуюся в русском языке систему функциональных разновидностей литературного языка в их соотношении и взаимодействии. Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический), язык художественной литературы (повторение изученного). Современное учение о функциональных разновидностях языка. Учёт основных факторов при разграничении функциональных разновидностей языка: экстралингвистических (сфера применения, основные функции речи) и лингвистических факторов (основные особенности речи, типичные языковые средства).

Речевой жанр как относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказываний, имеющих общие признаки: соответствие определённой коммуникативной цели, завершённость, связь с конкретной сферой общения. Характеристика лексики с точки зрения её стилистической маркированности. Слова нейтральные, книжные, разговорные. *Стилистические синонимы как основные ресурсы функциональной стилистики.

ЕГЭ 1. Структура сочинения в формате ЕГЭ (задание 25): повторение изученного в 10 классе. Подготовка к домашнему сочинению в формате задания 25 ЕГЭ.

*Объяснение целесообразности обращения к стилистике на заключительном этапе изучения родного языка в школе. Обобщение изученного о функциональных разновидностях языка. *Обобщение опыта стилистического анализа текстов разных функциональных разновидностей языка. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности, подстилю, жанру речи (на основе изученного ранее).

Установление принадлежности текста к определённому речевому жанру (простые и ясные случаи).   Дифференциация нейтральной, книжной, разговорной лексики. *Составление и подбор синонимического ряда, состоящего из стилистических и семантико-стилистических синонимов (без введения терминов).

Создание собственного речевого высказывания в рамках заданной функциональной разновидности и речевого жанра.

8

9

10

11

12

13

12

13

14

15

16

17

18

19

20

27.09.16

03.10.16

05.10.16

10.10.16

12.10.16

17.10.16

28.09.16

30.09.16

03.10.16

05.10.16

07.10.16

10.10.16

12.10.16

14.10.16

17.10.16

Разговорная речь (4/*6 ч + 2 ч ЕГЭ + *1 ч Резерв)

Сфера применения разговорной речи: разговорно-бытовая. Основная функция разговорной речи: общение, обмен мыслями, впечатлениями, мнениями. Основные разновидности разговорной речи: разговорно-официальный и разговорно-бытовой подвиды. Основные признаки разговорной речи: непринуждённость, непосредственность, неподготовленность; эмоциональность, экспрессивность; прерывистость и непоследовательность; оценочная реакция; конкретность содержания. Особая роль интонации, мимики и жестов при устном общении. *Практикум по пунктуации (только в 11 Б).

Языковые средства разговорной речи: лексические (разговорная и просторечная лексика, фразеологизмы; лексика с эмоционально-экспрессивной окраской, слова с суффиксами субъективной оценки; активность слов конкретного значения и пассивность слов с отвлечённо-обобщённым значением и др.), морфологические (грамматические формы с разговорной и просторечной окраской; преобладание глагола над существительным; частотность местоимений, междометий, частиц; пассивность отглагольных существительных, причастий и деепричастий), синтаксические (активность неполных, побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, обращений, вводных слов разных групп; преобладание простых предложений; ослабленность синтаксических связей, неоформленность предложений, разрывы вставками; повторы; использование инверсии, особая роль интонации). Тренинг по пунктуации (11 А).

Проверочная работа по теории. Основные жанры разговорной речи: беседа, разговор, рассказ, сообщение, спор; записка, дружеское письмо, дневниковые записи и др.

*Новые жанры разговорной речи, реализующиеся с помощью интернет-технологий: СМС-сообщение, чат-общение и др. *Особенности организации диалога (полилога) в чате (только в 11 Б)

Средства связи предложений в тексте. Практикум по заданию 23 ЕГЭ.

ЕГЭ 2. Сочинение 1 в формате задания 25 ЕГЭ.

*Основные правила речевого поведения в процессе чат-общения.

*Скайп как форма организации устного общения в интернет-пространстве (только в 11 Б за счет резервного часа — Резерв 2)

ЕГЭ 3. КР 1. Контрольная работа № 1 в формате ЕГЭ (задания 1-24)

*Объяснение основных экстралингвистических (сфера применения, основные функции речи) и лингвистических признаков разговорной речи. Установление принадлежности текста к определённой разновидности (подстилю) разговорной речи. *Обобщение собственного речевого опыта использования невербальных средств при устном общении. **Проведение интонационной разметки примеров разговорной речи.

Наблюдение за использованием лексических, морфологических и синтаксических средств в разговорной речи; их уместное употребление в собственном речевом высказывании данного стиля речи. **Анализ образцов разговорной речи, содержащихся в текстах произведений художественной литературы.

Характеристика наиболее распро-странённых жанров разговорной речи. Составление устного рассказа на заданную тему с использованием элементов разговорной речи. *Обобщение собственного речевого опыта построения речевого высказывания в рамках типовых жанров разговорной речи.

Формулирование основных правил построения речи и речевого поведения в рамках общения в интернет- пространстве

14

15

16

17

18

21

22

23

24

25

26

27

28

19.10.16

24.10.16

25.10.16

09.11.16

14.11.16

19.10.16

21.10.16

24.10.16

26.10.16

28.10.16

09.11.16

11.11.16

14.11.16

Официально-деловой стиль (5/*6 ч + 2 ч. Резерв)

Анализ контрольной работы. Официально-деловой стиль: общие особенности. Сфера применения: административноправовая. Основные функции официально-делового стиля: сообщение информации, имеющей практическое значение, в виде указаний, инструкций. Основные разновидности (подстили) официально-делового стиля: законодательный, дипломатический, административно-канцелярский. Основные особенности официально-делового стиля: императивность (предписывающе-долженствующий характер); стандартность, точность, не допускающая разночтений; соответствие строгой форме (шаблону), логичность, официальность, бесстрастность; сжатость, компактность, экономное использование языковых средств.

Языковые особенности официально-делового стиля. Основные средства лексики (слова в прямом значении, профессиональные термины, слова с официально-деловой окраской, сочетания терминологического характера, речевые клише, общественно-политическая лексика; отглагольные существительные, языковые штампы; сложносокращённые слова, отсутствие эмоционально-экспрессивной лексики) и морфологии (преобладание имени над местоимением; употребительность отглагольных существительных на -ени(е) и с приставкой не-, отымённых предлогов, составных союзов, числительных) в деловом стиле.

Синтаксис деловой речи (усложнённость синтаксиса — сложные синтаксические конструкции; предложения с причастными оборотами, большим количеством однородных членов; преобладание повествовательных предложений, использование страдательных конструкций, конструкций с отымёнными предлогами и отглагольными существительными, употребление сложных предложений с чётко выраженной логической связью; прямой порядок слов). Обособленные члены предложения: повторение пунктуации при них (только в 11 А).

*Обособленные определения, приложения, обстоятельства: повторение пунктуации (11 Б).

*Обособленные члены предложения: пунктуация. Решение тестов (11 Б).

Основные жанры официально-делового стиля: законодательного подстиля (постановление, закон, указ; гражданские, уголовные и другие акты государственного значения); дипломатического подстиля (международный договор, соглашение, конвенция, меморандум, дипломатическая нота, коммюнике); административно-канцелярского подстиля (устав, договор, приказ, письменное распоряжение, расписка, заявление, справка, доверенность, автобиография, характеристика, официальное объявление, постановление, отчёт, благодарственное письмо, инструкция, резолюция,указание, доклад, выступление, служебный телефонный разговор, устное распоряждение; различные виды юридической документации: исковое заявление, протокол допроса, обвинительное заключение, акт экспертизы, кассационная жалоба и др.)

Правила написания некоторых деловых бумаг (заявление, объяснительная, автобиография). Самостоятельная работа. Тренинг ЕГЭ. (тренинг — только в 11 А; в 11 Б тема за счет резервных часов - *Резерв 3).

*Резерв 4 (только в 11 Б). Пунктуация в конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения (вводные слова и предложения, междометия, обращения). Тренинг ЕГЭ (задание 17).

Объяснение основных экстралингвис-тических (сфера применения, основ-ные функции речи) и лингвистических признаков официально-делового сти-ля. Анализ образцов официально-делового стиля речи с точки зрения проявления в них основных признаков данного стиля. *Создание собственных речевых высказываний по данным образцам. *Установление принадлежности текста к опреде-лённой разновидности (подстилю) официально-делового стиля.

*Наблюдение за использованием лексических, морфологических и синтаксических средств в текстах официально-делового стиля; их уместное употребление в собственных речевых высказываниях данного стиля. **Анализ и редактирование примеров неуместного использования речевых штампов.

Характеристика наиболее распро-странённых жанров официально-делового стиля речи. *Обобщение собственного опыта построения речевого высказывания в рамках типовых жанров официально-делового стиля.

19

20

21

22

23

24

25

26

27

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

16.11.16

21.11.16

23.11.16

28.11.16

29.11.16

05.12.16

07.12.16

12.12.16

14.12.16

16.11.16

18.11.16

21.11.16

23.11.16

25.11.16

28.11.16

30.11.16

02.12.16

05.12.16

07.12.16

09.12.16

12.12.16

14.12.16

Научный стиль речи (8 ч + *4 ч. Резерв + 1 ч ЕГЭ)

Сфера применения: научная. Основные функции научного стиля: сообщение научной информации, её объяснение с представлением системы научной аргументации. Основные разновидности (подстили) научного стиля: собственно научный, научно-информативный, научно-справочный, научно-учебный, научно-популярный.

Основные особенности научного стиля: обобщённо-отвлечённый характер изложения, подчёркнутая логичность; смысловая точность, информативная насыщенность, объективность изложения, безобразность речи; стилистическая однородность, упорядоченный характер использования языковых средств.

Языковые средства научного стиля: лексические (абстрактная лексика, научные термины, сочетания терминологического характера, речевые клише, отглагольные существительные со значением действия, слова, указывающие на связь и последовательность мыслей; отсутствие образности, экспрессивно-эмоциональной лексики), морфологические (преобладание имени над глаголом, частота использования существительных со значением признака, действия, состояния; форм родительного падежа, имён числительных, употребление единственного числа в значении множественного), синтаксические средства научного текста (преобладание простых осложнённых и сложноподчинённых предложений; использование пассивных, неопределённо-личных, безличных конструкций, вводных, вставных, уточняющих конструкций, причастных и деепричастных оборотов). Повторение пунктуации в сложном предложении.(в 11 Б  повторение за счет резервных часов - *Резерв 5).

Пунктуация в сложном синтаксическом целом. Тренинг задания 18-19 ЕГЭ.

*Резерв 6 (только в 11 Б). *Термины и их употребление в текстах научного стиля речи. **Терминологические словари.

Основные жанры научного стиля (по подстилям): собственно научного подстиля (монография, научная статья, научный доклад, рецензия, дипломная работа, диссертация); научно-информативного подстиля (реферат, тезисы, аннотация, патентное описание); научно-справочного подстиля (словарь, словарная статья, справочник, научный комментарий к тексту, библиография); научно-учебного подстиля (учебник, учебное пособие, лекция; сообщение, доклад ученика); научно-популярного подстиля (статья, очерк, лекция, научно-популярная беседа). *Научно-популярные книги о русском языке как образцы научного стиля речи. Практическая работа по определению подстиля и жанра (практикум только в 11 Б за счет резервных часов - *Резерв 7).

Текст школьного учебника как образец научно-учебного подстиля научной речи.

План и конспект как форма передачи содержания научного текст. Сообщение на лингвистическую тему как вид речевого высказывания научного стиля речи. Цитата как способ передачи чужой речи в текстах научного стиля, пунктуационное оформление цитат.

Научно-справочный подстиль. Словарная статья как текст научно-справочного подстиля научного стиля. Виды лингвистических словарей и содержание лингвистической информации (обобщение). Подготовка к контрольной работе за 1 полугодие в формате ЕГЭ. (последнее в 11 Б за счет резервного часа - *Резерв 8)

ЕГЭ 4. КР 2. Контрольная работа № 2 за 1 полугодие в формате ЕГЭ (задания 1-24).

Объяснение основных экстралинг- вистических (сфера применения, основные функции речи) и лингвистических признаков научного стиля речи. Установление принадлежности текста к определённой разновидности (подстилю) научного стиля речи.

Анализ речевых образцов научного стиля речи (тексты школьных учебников, статьи, лекции, словари, справочные пособия, энциклопедии, устные ответы на уроке, инструкции и др.) с точки зрения проявления в них основных признаков данного стиля речи. Создание собственных речевых высказываний по данным образцам.

Наблюдение за использованием лексических, морфологических и синтаксических средств в текстах научного стиля; их уместное употребление в собственном высказывании данного стиля речи. Лексический анализ слов-терминов.

**Этимологическая справка как способ объяснения происхождения и значения термина. **Роль греческих и латинских словообразовательных элементов в создании научных терминов. **Работа с терминологическими словарями. **Составление терминологических словариков на основе учебников по разным школьным предметам.

Характеристика наиболее распространённых жанров научного стиля речи. Обобщение собственного речевого опыта построения речевого высказывания в рамках типовых жанров научного стиля речи (научно-учебный, научно-справочный, научно-информативный и научно-популярный подстили).

Использование разных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, изучающего) в зависимости от коммуникативной задачи.

Передача содержания научного текста в виде плана, тезисов, конспекта. Устный или письменный пересказ научного текста; создание устного или письменного текста-рассуждения на заданную лингвистическую тему и др.

Применение рациональных приёмов работы со словарями в поисках необходимой информации (в том числе и с интернет-словарями и справочниками).

28

29

30

31

32

42

43

44

45

46

47

48

19.12.16

21.12.16

26.12.16

28.12.16

объеди-нение тем уроков 31-32,

дата отсут-ствует в 2016-17 уч.г. по графику каникул

16.12.16

19.12.16

21.12.16

23.12.16

26.12.16

28.12.16

объеди-нение тем уроков 46-47, дата отсут-ствует в 2016-17 уч.г. по графику каникул

Публицистический стиль речи (4/*6 ч + 1 ч ЕГЭ)

ЕГЭ 5. Сочинение 2 в формате задания 25 ЕГЭ.

Анализ контрольной и творческой работ. Публицистический стиль. Сфера применения: общественно-политическая. Основные функции публицистического стиля: сообщение информации, воздействие на слушателей и читателей. Основные особенности публицистического стиля: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность; чередование экспрессии и стандарта.

Языковые средства публицистического стиля: лексические (торжественная лексика, общественно-политическая лексика и фразеология; публицистические речевые штампы, клише; употребление многозначных слов, слов в переносном значении, ярких эпитетов, метафор, сравнений, гипербол, воздействующих на читателей), морфологические (активное использование личных местоимений 1-го и 2-го лица и соответствующих форм глагола; единственного числа в значении множественного; глаголов в форме повелительного наклонения; причастий на -омый и т. д.), синтаксические (распространённость экспрессивных конструкций: восклицательных предложений, риторических вопросов, вводных слов; обратный порядок слов, синтаксический параллелизм предложений; предложения с однородными членами, построенные по законам градации — усиления значения; парцелляция; повторы слов и союзов).

Основные разновидности (подстили) публицистического стиля: газетно-публицистический, радио- и тележурналистский, ораторский, рекламный.

Основные жанры публицистического стиля: газетно-публицистического подстиля (информационные: заметка, информационная статья, репортаж, интервью, отчёт; аналитические: беседа, проблемная статья, корреспонденция, рецензия, отзыв, обзор; художественно-публицистические: очерк, эссе, фельетон, памфлет); радио-, тележурналистского подстиля (интервью, пресс-конференция, встреча «без галстуков», телемост); ораторского подстиля (публичное выступление на митинге, собрании; дебаты, напутственная речь, тост); рекламного подстиля (очерк, объявление-афиша, плакат, лозун).

Объяснение основных экстралинг- вистических (сфера применения, основные функции речи) и лингвистических признаков публицис-тического стиля речи. Анализ образцов публицистического стиля речи с точки зрения проявления в них основных признаков данногостиля. Создание собственных речевых высказываний по данным образцам.

Наблюдение за использованием лексических, морфологических и синтаксических средств в текстах публицистического стиля; их уместное использование в собственных речевых высказываниях, создаваемых в рамках публицистического стиля речи.

*Установление принадлежности текста к определённой разновидности (подстилю) публицистического стиля речи.

*Характеристика наиболее распространённых жанров публицистического стиля речи. *Обобщение собственного опыта анализа речевого высказывания в рамках типовых жанров публицистического стиля речи. *Создание портретного очерка (рассказ об интересном человеке), небольшой по объёму проблемной статьи, репортажа-повествования о событии (посещение театра, экскурсия, поход), репортажа — описания памятника историиили культуры (родного города, посёлка, улицы, музея)

33

34

35

36

37

49

50

51

52

53

54

55

56

11.01.17

16.01.17

18.01.17

23.01.17

25.01.17

11.01.17

13.01.17

16.01.17

18.01.17

20.01.17

23.01.17

25.01.17

27.01.17

Язык художественной литературы (5/*8 ч)

Сфера применения: художественная (произведения художественной литературы). Основная функция языка художественной литературы: воздействие на чувства и мысли читателей, слушателей. Основные разновидности языка художественной литературы: лирика, эпос, драма. Основные особенности языка художественной литературы: художественная образность; эмоциональность, экспрессивность, индивидуализированность; подчинённость использования языковых средств образной мысли, художественному замыслу писателя, эстетическому воздействию на читателей.

Языковые средства языка художественной литературы: лексические (неприятие шаблонных слов и выражений, широкое использование лексики в переносном значении, фразеологизмов, разнообразных тропов и фигур речи; намеренное столкновение разностилевой лексики), морфологические (экспрессивное употребление разнообразных морфологических средств), синтаксические (использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств, широкое использование разнообразных стилистических фигур).

Троп как оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении с целью создания образа. Основные виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, аллегория, эпитет, гипербола, литота, сравнение и др.

Фигуры речи (риторические фигуры, стилистические фигуры) — обороты речи, которые образуются путём особого, стилистически значимого построения словосочетания, предложения или группы предложений в тексте. Основные фигуры речи: инверсия, антитеза, умолчание, эллипсис, градация, парцелляция, хиазм, анафора, эпифора и др. Тренинг по заданию 24 ЕГЭ.

Основные жанры художественной литературы: лирики (ода, сонет, элегия, гимн, мадригал, эпиграмма); эпоса (рассказ, повесть, роман, эпопея, новелла, художественный очерк, эссе, биография); драмы (трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль). **Смешение стилей как приём создания юмора в художественных текстах. Определение проблематики художественных текстов разных жанров.

Самостоятельная работа по определению стиля и типа речи. Подготовка к контрольной работе.

КР 3. Контрольная работа № 3 в формате 1-25 задания ЕГЭ.

*Трудные случаи установления стилистической принадлежности текста. Анализ контрольной работы (в 11 Б)

Объяснение основных экстралинг-вистических (сфера применения, основные функции речи) и лингви-стических признаков языка художе-ственной литературы. *Установление принадлежности текста к определённой разновидности языка художественной литературы. Анализ отрывков из художественных произведений с точки зрения проявления в них основных признаков данной функциональной разно-видности языка.

Наблюдение за использованием в художественных текстах изобрази-тельно-выразительных языковых средств: фонетических (звукопись), словообразовательных (индивиду-ально-авторские неологизмы, повторы слов), лексических и фразе-ологических, морфологических, синтаксических (односоставные, неполные предложения, обращения, прямая речь, диалоги и т. д.). Использование тропов и фигур речи для создания образности художественной речи (обобщение). Работа со словариком «Тропы и фигуры речи». *Лингвистический анализ отрывков из художественных произведений, выразительное чтение этих фрагментов.

Характеристика наиболее распростра-нённых жанров языка художественной литературыОбобщение собственного речевого опыта анализа языка художественной литературы. **Анализ художественных текстов, построенных на смешении стилей речи. **Анализ трудных случаев уста-новления принадлежности текста к
определённой функциональной разно-видности, подстилю, жанру речи.

Культура речи (21/*28 ч + 3 ч ЕГЭ + *5 ч резервных в 11 Б)

38

39

40

41

57

58

59

60

61

62

30.01.17

01.02.17

06.02.17

07.02.17

30.01.17

01.02.17

03.02.17

06.02.17

08.02.17

10.02.17

Культура речи как раздел лингвистики (4/*6 ч)

Культура речи как раздел лингвистики, в котором изучаются нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, правописные), а также нормы построения речевого высказывания (устного и письменного) в рамках определённой функциональной разновидности языка и в соответствии с речевой ситуацией общения, и как владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах; умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определённой ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации; соблюдение в процессе общения речевых правил поведения. Анализ КР (в 11 А)

Основные компоненты культуры речи: языковой (или нормативный, состоящий в изучении норм языка), коммуникативный (изучение особенностей выбора и употребления языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами речевого общения) и этический (описание речевого этикета, эффективных приёмов общения). Орфоэпический тренинг (задание 4 ЕГЭ).

*Речевые ошибки как нарушение литературных норм.

Сочинение 3 в формате задания 25 ЕГЭ.

Качества образцовой речи как свойства речи, которые обеспечивают эффективность коммуникации и характеризуют уровень речевой культуры говорящего: правильность, точность, уместность, содержательность, логичность, ясность (доступность), богатство, выразительность, чистота, вежливость.

*Практическая работа по редактированию текстов разных стилей  с нарушением качеств письменной речи.

Объяснение важности овладения навыками культуры речи для каждого литературного языка.

Объяснение соотношения понятияй «компоненты культуры речи» и «качества речи» (языковой компонент — правильность речи; комму-никативный компонент (точность, уместность, содержательность, логичность, ясность (доступность), богатство, выразительность речи; этический компонент — чистота, вежливость речи)

42

43

44

45

46

47

63

64

65

66

67

68

69

70

13.02.17

15.02.17

20.02.17

22.02.17

27.02.17

01.03.17

13.02.17

15.02.17

17.02.16

20.02.17

22.02.17

24.02.17

27.02.17

01.03.17

Языковой компонент культуры речи (6/*8 ч)

Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) как правила использования языковых средств в речи. Норма как образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений). **Языковые нормы как явление историческое. **Изменение литературных норм, обусловленное развитием языка. Основные виды норм современного русского литературного языка: произносительные (орфоэпические, интонационные), лексические, грамматические (морфологические, синтаксические), правописные (орфографические, пунктуационные). Взаимосвязь раздела «Культура речи» с другими разделами лингвистики (орфоэпией, лексикой, морфологией и т. п.).

Нормы употребления (произношения, склонения, сочетания с другими словами) несклоняемых существительных, иноязычных имен, фамилий: повторение изученного в средней школе и углубление знаний. Практикум в группе.

*Орфографические и пунктуационные нормы в текстах разных стилей. Практикум.

Трудные случаи согласования сказуемого и подлежащего. Самостоятельная работа.

Правильность как качество речи, которое состоит в её соответствии принятым нормам литературного языка и достигается благодаря знанию этих норм и умению их применять при построении устного и письменного речевого высказывания. Подготовка к контрольной работе.

КР 4. Контрольная работа № 4 в форме диктанта и грамматических заданий с кратким ответом (формат ЕГЭ №№ 1, 3, 5, 6, 20, 21, 22, 23, 24).

Анализ контрольной работы. Основные нормативные словари русского языка: орфографические, орфоэпические, грамматические; словари лексических трудностей русского языка; словари паронимов, синонимов, антонимов, фразеологические словари русского языка и др. Практическая работа в группах.

Осмысление накопленного опыта при-менения языковых норм в собствен-ной речевой практике. **Анализ при-меров, иллюстрирующих изменение литературных норм, обусловленное развитием языка. Соблюдение основ-ных норм современного литературного произношения: произ-ношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имён и отчеств. Интонационный анализ предложений. Выразительное чтение текста с соблюдением основ-ных интонационных норм. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и стилистической окраски. Нормативное употребление форм слова, построение словосочетаний разных типов, правильное построение предложений разных синтаксических конструкций. Согласование сказуемого с подлежащим. Применение орфогра-фических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицис-тического стилей.

Оценка правильности устного и письменного высказывания. Исправление ошибок, связанных с неправильным употреблением слов и грамматических конструкций в устной и письменной речи.

Работа с нормативными словарями русского языка: орфографическими, орфоэпическими, грамматическими; со словарями лексических трудностей русского языка; словарями паронимов, синонимов, антонимов, фразеологи-ческими словарями русского языка и др.

48

49

50

51

52

53

54

55

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

06.03.17

08.03.17

13.03.17

15.03.17

20.03.17

22.03.17

05.04.17

10.04.17

03.03.17

06.03.17

08.03.17

10.03.17

13.03.17

15.03.17

17.03.17

20.03.17

22.03.17

24.03.17

05.04.17

07.04.17

10.04.17

Коммуникативный компонент культуры речи (7/*8 ч + 1 ч ЕГЭ + * 4 ч резервных в 11 Б)

Коммуникативный компонент культуры речи как требование выбора и употребления языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами общения. Необходимость владения функциональными разновидностями языка, а также умение ориентироваться на условия общения — важное требование культуры речи. Точность как коммуникативное качество речи, которое состоит в соответствии её смысла отражаемой реальности и коммуникативному замыслу говорящего. Точность как требование правильности словоупотребления, умения выбирать необходимый синоним, пароним, учитывать многозначность и омонимию и др. *Резерв 9 (в 11 Б)

Уместность как строгое соответствие речи условиям и задачам общения, содержанию передаваемой информации, избранному жанру и функциональной разновидности языка; как способность пользоваться стилистическими ресурсами языка в соответствии с обстановкой общения. Содержательность речи как наличие в высказывании четко выраженных мыслей, чувств, стремлений, желаний, что во многом зависит от словарного запаса, позволяющего человеку адекватно выразить самые различные свои мысли и оттенки мыслей.

Логичность речи как логическая соотнесенность высказываний или частей одного высказывания, связанность мыслей, ясный композиционный замысел текста. Логика при создании собственного письменного высказывания в формате задания 25 ЕГЭ (в 11 Б отдельный урок за счет резервного часа - *Резерв 10).

ЕГЭ 6. Сочинение 4 в формате задания 25 ЕГЭ

Ясность (доступность) как коммуникативное качество речи, которое облегчает восприятие и понимание высказывания при сложности его содержания. Ясность речи связана с умением говорящего (пишущего) сделать свою речь удобной для восприятия, максимально учитывая при этом знания и речевые навыки собеседника.

Богатство как коммуникативное качество речи, которое определяет способность выразить одну и ту же мысль, одно и то же грамматическое значение разными способами, используя разнообразные языковые средства (лексические, грамматические, интонационные, стилистические и др.). Лексико-фразеологическое и грамматическое богатство русского языка. Словообразование как источник богатства речи.

Выразительность как качество речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать на его разум и чувства. Достижение выразительности речи путем использования разнообразных изобразительных средств языка (тропов, риторических фигур и др.), фразеологических оборотов, пословиц, крылатых фраз и др. Выразительные возможности фонетики, интонации, лексики, фразеологии, грамматики. Невербальные средства выразительности (жесты, мимика, пантомимика). (в 11 Б - *Резерв 11)

*Неуместное, стилистически неопревданное употребление тропов, излишнее украшательство речи, использование слов, не сочетающихся в рамках одного стиля, как недостаток речи. (в 11 Б - *Резерв 12)

Осмысление накопленного опыта применения коммуникативных норм в собственной речевой практике. Анализ текстов различных функциональных разновидностей языка с точки зрения их соответствия критериям точности, уместности, содеожательности, логичности, ясности, богатства и выразительности речи. Выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со сферой и ситуацией речевого общения.

Анализ примеров неуместного, стилистически не оправданного упо-требления тропов, излишнего укра-шательства речи, использования слов, не сочетающихся в рамках одного стиля.

56

57

58

59

60

61

84

85

86

87

88

89

90

91

92

12.04.17

17.04.17

19.04.17

24.04.17

26.04.17

01.05.17

12.04.17

14.04.17

17.04.17

19.04.17

21.04.17

24.04.17

26.04.17

28.04.17

01.05.17

Этический компонент культуры речи (4/*6 ч + 2 ч. ЕГЭ + *1 ч резервный в 11 Б)

Этический компонент культуры речи как применение правил поведения, связанных с речевым выражением нравственного кодекса народа; строгий запрет на сквернословие, разговор на «повышенных тонах» в процессе общения. Речевой этикет как правила речевого поведения (обобщение изученного).

ЕГЭ 7. Сочинение 5 в формате задания 25 ЕГЭ

Чистота речи как отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, нелитературных слов (жаргонных, диалектных, нецензурных). Вежливость речи как соответствие её коммуникативным нормам поведения. Это качество речи предполагает знание речевого этикета и умение применять его в разных ситуациях общения; внутреннюю потребность человека общаться доброжелательно, учтиво, благопристойно в любых обстоятельствах; способность уважительно относиться к собеседнику даже в непростой ситуации общения.

Подготовка к контрольной работе.

ЕГЭ 8. КР 5. Контрольная работа № 5 в формате ЕГЭ (1-25 задания)

*Анализ КР. Соблюдение правил речевого поведения во время обсуждения спорных вопросов (спор, диспут, дискуссия). *Этикетные формулы выражения несогласия с собеседником, вежливого отказа в выполнении просьбы. *Основные ошибки аудирования, которые мешают эффективности общения во время спора, диспута, дискуссии.

*Резерв 13.

Осмысление накопленного опыта при-менения этических норм поведения в собственной речевой практике. Применение норм речевого этикета в учебной и бытовой сферах общения.

Анализ текстов различных функцио-нальных разновидностей языка с точки зрения соответствия их крите-риям чистоты и вежливости речи.

*Соблюдение правил речевого пове-дения при проведении диспута (дис-куссии) на заданную тему

62

63

64

65

66

67

68

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

03.05.17

08.05.17

10.05.17

15.05.17

17.05.17

22.05.17

24.05.17

03.05.17

05.05.17

08.05.17

10.05.17

12.05.17

15.05.17

17.05.17

19.05.17

22.05.17

24.05.17

Повторение в конце учебного года, подготовка к ЕГЭ

(5/*7 ч + 2 ч ЕГЭ + *1 ч резервный в 11 Б)

Контрольное сочинение 6 в формате задания 25 ЕГЭ

ЕГЭ 9. Повторение трудных случаев орфографии: правописание гласных в корнях; слитное, раздельное, дефисное написание слов; НЕ с разными частями речи; Н/ННв суффиксах прилагательных, причастий, наречий и существительных; правописание приставок, суффиксов и окончаний разных частей речи. ЕГЭ-тренинг в формате 8-14 заданий.

Подготовка к годовой контрольной работе в формате ЕГЭ.

КР 6. Годовая контрольная работа в формате 1-24 заданий ЕГЭ.

Анализ КР. Стилистическая дифференциация русского языка: повторение, работа в группах.

Культура речи, выразительные средства русского языка: повторение.

*Резерв 14. Типичные речевые ошибки морфологического и синтаксического уровней

ЕГЭ 10. Проблемные задания ЕГЭ: повторение


График контрольных работ (даты совпадают в 11 А и в 11 Б классах)

07.09.2016 — Диагностическая работа в формате ЕГЭ

17.10.2016 — Контрольная работа № 1 в формате ЕГЭ (1-24 задания)

14.12.2016 — Контрольная работа № 2 за 1 полугодие 2016-17 уч.г. в формате ЕГЭ (1-24 задания)

25.01.2017 — Контрольная работа № 3 в формате 1-25 заданий ЕГЭ (полный пробный экзамен)

27.02.2017 — Контрольная работа № 4 в форме диктанта с грамматическим заданием с кратким ответом (формат отдельных заданий ЕГЭ)

26.04.2017 — Контрольная работа № 5 в формате ЕГЭ (1-25 полный пробный экзамен)

15.05.2017 — Годовая контрольная работа № 6 в формате 1-24 заданий ЕГЭ (контрольное сочинение в формате задания 25 ЕГЭ проводится 03.05.2017)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование по русскому языку 5 класс( под ред. Львова)

Календарно- тематическое планирование по русскому языку 5 класс( под ред. Львова)...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс по программе С.И.Львовой, В.В.Львова

Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И.Львовой, В.В.Львова для 7 класса на 2013-2014 учебный год....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс по программе С.И.Львовой, В.В.Львова

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс по программе С.И.Львовой, В.В.Львова на 2013-2014 учебный год...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс по программе С.И.Львовой, В.В.Львова

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс по программе С.И.Львовой и В.В.Львова на 2013-2014 учебный год....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку . 7 класс . По программе –170 часов в год (автор учебника С.И.Львова, В.В.Львов)

Календарно-тематическое планирование  по русскому языку . 7 класс . По программе –170 часов в год  (автор учебника С.И.Львова,  В.В.Львов)...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку . 8 класс . По программе –136 часов в год, 4 часа в неделю. (автор учебника С.И.Львова, В.В.Львов)

Календарно-тематическое планирование  по русскому языку . 8 класс . По программе –136 часов в год, 4 часа в неделю.  (автор учебника С.И.Львова,  В.В.Львов)...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка 8 класс ( по программе Е.А. Быстровой)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка 8 класс ( по программе Е.А. Быстровой)...