Рабочая программа. Русский язык 7-9.
рабочая программа по русскому языку на тему

Дубинина Елена Вячеславовна

     Рабочая программа по русскому языку для 7-9 классов составлена на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_7-9.docx39.93 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 7-9 классы

Рабочая программа по русскому языку для 7-9 классов составлена на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой (М.: Просвещение, 2010. – 47 с.)

Планируемые результаты освоения учебного предмета

7 класс

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать

определения основных изученных языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь

  • производить морфологический разбор частей речи, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;
  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии

  • находить в словах изученные орфограммы,
  • обосновывать их выбор,
  • правильно писать слова с изученными орфограммами,
  • находить и исправлять орфографические ошибки;
  • правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации

выделять запятыми причастный и деепричастный обороты.

По связной речи

  • адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;
  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда;
  • описывать человека, процессы труда;
  • писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения-рассуждения на материале своего жизненного опыта;
  • грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

8 класс

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать

определения основных изученных языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь

  • производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
  • составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
  • пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации

  • находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;
  • ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях;
  • ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

По орфографии

  • находить в словах изученные орфограммы,
  • обосновывать их выбор,
  • правильно писать слова с изученными орфограммами,
  • находить и исправлять орфографические ошибки;
  • правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи

  • определять тип и стиль текста;
  • подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников;
  • писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц, описание местности, памятника культуры или истории);
  • сочинения-рассуждения на морально-этические нормы;
  • совершенствовать  изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки;
  • уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

9 класс

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать

определения основных изученных языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь

  • производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
  • составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
  • соблюдать все основные нормы литературного языка.

По пунктуации

  • находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
  • находить и исправлять пунктуационные ошибки;
  • производить пунктуационный разбор предложений.

По орфографии

  • находить в словах изученные орфограммы,
  • обосновывать их выбор,
  • правильно писать слова с изученными орфограммами,
  • находить и исправлять орфографические ошибки;
  • правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи

  • определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи;
  • подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику;
  • составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи);
  • писать сочинение публицистического характера;
  • писать заявление, автобиографию;
  • совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте;
  • свободно и грамотно говорить на заданные темы;
  • соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

Содержание курса

7 класс

Русский язык как развивающееся явление

Повторение изученного в 5-6 классах

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

Морфология. Орфография. Культура речи

Причастие

Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.

Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные»слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание
внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие

Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.

Рассказ по картине.

Наречие

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.

Буквы о и в после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

Описание действий как вид текста: структура текста, его
языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием
действий.

Категория состояния

Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наре чий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

Служебные части речи. Культура речи.

Предлог

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль
предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль
союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы
сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях. Употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица ми и союза также от наречия так с частицей же.

Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль
частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Повторение и систематизация изученного в 7 классе

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

8 класс

Функции русского языка в современном мире

Русский язык в современном мире.

Повторение изученного в 5-7 классах

Синтаксис, словосочетание

Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.

Повторение пройденного о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Простые двусоставные предложения

Главные члены предложения

Повторение пройденного о подлежащем.

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Р/р Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

Р/р Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Простые односоставные предложения

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Р/р Рассказ на свободную тему.

Однородные члены предложения

Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

Р/р Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обособленные члены предложения

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Р/р Ораторская речь, ее особенности.

Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения

Повторение изученного об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.

Текстообразующая роль обращений.

Публичное выступление на общественно значимую тему.

Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль вводных слов и междометий.

Р/р Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.

Обращения, знаки препинания при обращениях.

Вводные слова, группы вводных слов по значению, вставные конструкции.

Междометия, вопросительно-восклицательные, утвердительные и отрицательные слова.

Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля.

Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания.

Функции знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные, собственно факультативные.

Р/р Авторская пунктуация.

Чужая речь

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Р/р Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация изученного в VIII классе

Р/р Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

 

9 класс

Общие сведения о русском языке

Международное значение русского языка.

Речевая деятельность. Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с различной  степенью свёрнутости.

Р/р Сжатое изложение «Общечеловеческая ценность русского языка».

Повторение пройденного в 5 – 8 класса

Фонетика. Орфоэпия.  Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Морфология: причастие, деепричастие, наречие, местоимение. Морфология: предлог, союз, частица. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова, вставные конструкции в простых предложениях.

Функциональные разновидности языка. Устная и письменная речь. Монолог и диалог.  Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально делового стилей. Особенности языка художественной литературы. Языковые средства, характерные для разных стилей.

Синтаксис

Сложное предложение

Смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения.

Союзные сложные предложения

Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения.

Бессоюзные и союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) сложные предложения.

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

Речевая деятельность. Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с различной  степенью свёрнутости.

Р/р. Сочинение в форме дневниковой записи.

Сложносочинённые предложения

Сложносочинённое предложение, его строение.

Средства связи частей сложносочинённого предложения.

Сложносочинённые предложения с соединительными, разделительными, противительными союзами.

Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении с общим второстепенным членом.

Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.

Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях с общим второстепенным членом.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.

Умение интонационно правильно произносить сложносочинённые предложения.

Речевая деятельность. Письмо.  

Написание сочинений различных функциональных стилей.          

Р/р Рецензия на литературное произведение.

Сложноподчинённые предложения

Сложноподчинённое предложение, его строение

Сложноподчинённое предложение, его строение.

Главная и придаточная части предложения.

Место придаточного предложения по отношению к главному.

Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

Средства связи частей сложноподчинённого предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова.

Тестирование по теме «СПП. Главное и придаточное предложения».

Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи.

Вопрос о классификации сложноподчинённых предложений.

Виды сложноподчинённых предложений.

Наблюдение за особенностями использования сложноподчинённых предложений в устных и письменных текстах.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Союзные слова в сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей.

Умение использовать в речи сложноподчинённые предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

Речевая деятельность. Письмо.  Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме.

Р/р Изложение с элементами сочинения - рассуждения в жанре научной статьи.

Написание сочинений различных функциональных стилей.

Р/р Сочинение-отзыв  по картине И. Тихого «Аисты».  

Р/р Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Р/р Реферат небольшой статьи на лингвистическую тему.

 о родном крае.

Создание собственных текстов.

Р/р Деловые бумаги (автобиография, заявление). Инструкция.

Бессоюзные сложные предложения

Бессоюзное сложное предложение.

Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений.

Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений и их текстообразующая роль.

Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

Речевая деятельность. Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с различной степенью свёрнутости.

Р/р Контрольное сжатое изложение.

Сложные предложения с различными видами связи

Типы сложных предложений с разными видами связи.

Правильное построение сложных предложений разных видов.

Синонимия простого и сложного предложений.

Разделительные знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

Урок-практикум «Синтаксический  и пунктуационный разборы предложений с различными видами связи».

Контрольное тестирование по теме «Сложные предложения с различными видами связи».

Урок-практикум по теме «Подготовка к ГИА. Выполнение заданий типа В1-В9»

Общие сведения о языке

Литературный язык как основа русской художественной литературы.

Русский литературный язык и его стили.  

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения.

Место русского языка среди языков мира.

Видные ученые-лингвисты, исследовавшие русский язык.

Речевая деятельность. Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с различной степенью свёрнутости.

Р/р Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Систематизация  изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи  

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли  связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Художественные средства выразительности в тексте, их значение и роль. Тестирование «Художественные средства выразительности». Типы и стили речи. Особенности  разных стилей  речи. Использование различных стилей речи в художественном произведении. Особенности официально-делового стиля. Публицистический  стиль и его жанры. Эссе.  Особенности жанра. Понятие культуры речи, природа норм литературного языка.

Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей.

Фонетика. Графика. Орфоэпия. Лексикология и фразеология. Состав слова и словообразование. Орфография. Морфология. Самостоятельные части речи. Морфология. Служебные части речи.

Синтаксис словосочетания. Синтаксис простого осложненного предложения. Синтаксис сложного союзного предложения. Пунктуация. Синтаксис сложного бессоюзного предложения. Пунктуация. Контрольный итоговый тест по программе 9 класса.

Функциональные разновидности языка. Стилистический анализ текста. Комплексный анализ текста. Речевая деятельность. Письмо.  Создание собственных письменных текстов на актуальные темы. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с различной степенью свёрнутости

Тематическое планирование

7 класс

Наименование раздела/темы

Количество часов

1

Русский язык как развивающееся явление:

Русский язык в современном мире.

1

2

Повторение изученного в 5-6 классах

14  (12+2 р/р)

3

Причастие:

Причастие. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда тельные причастия. Причастный оборот. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности

31  (25+6р/р)

4

Деепричастие:

Деепричастие. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Деепричастный оборот. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.

Рассказ по картине.

12  (10+2р/р)

5

Наречие:

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий. Степени сравнения наречий и их образование. Словообразование наречий. Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. Буквы о и в после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий. Описание действий как вид текста: структура текста, его
языковые особенности.

34  (28+6р/р)

6

Категория состояния:

Категория состояния как часть речи. Синтаксическая роль слов категории состояния.

6  (4+2р/р)

7

Служебные части речи:

Понятие служебных частей речи. Отличие служебных частей речи от самостоятельных

1

8

Предлог:

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль
предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Слитные и раздельные написания предлогов. Дефис в предлогах из-за, из-под. Рассказ от своего имени на основе прочитанного.

13  (11+2р/р)

9

Союз:

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль
союзов. Простые и составные союзы. Союзы
сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях. Употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица ми и союза также от наречия так с частицей же. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

18  (16+2р/р)

10

Частица:

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль
частиц. Формообразующие и смысловые частицы. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

22  (18+4р/р)

11

Междометие. Звукоподражательные слова:

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

4

12

Повторение и систематизация изученного в 7 классе: Повторение.

14  (12+2р/р)

ВСЕГО

170 часов

8 класс

Наименование раздела/темы

Количество часов

1

Функции русского языка в современном мире:

Русский язык в современном мире.

1

2

Повторение изученного в V–VII классах:

Морфология: причастие, деепричастие, наречие, местоимение, предлог, союз, частица.

7  (6+1 р/р)

3

Синтаксис, словосочетание:

Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Связь слов в словосочетании. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Употребление формы зависимого слова при согласовании и управлении. Использование в речи синонимических по значению словосочетаний.

4

4

Простое предложение:

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

4  (3+1 р/р)

5

Главные члены предложения:

Способы выражения подлежащего. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения.

8  (6+2 р/р)

6

Второстепенные члены предложения:

Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

8  (6+2 р/р)

7

Простые односоставные предложения:

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

11  (9+2 р/р)

8

Однородные члены предложения:

 Понятие о неполных предложениях. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

15  (13+2 р/р)

9

Обособленные члены предложения:

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения.

18  (16+2 р/р)

10

Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения:

Обращения. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Текстообразующая роль обращений. Вводные слова, группы вводных слов по значению, вставные конструкции. Вводные предложения. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль вводных слов и междометий. Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля.

11  (9+2 р/р)

11

Чужая речь:

Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью.

7  (5+2 р/р)

12

Повторение и систематизация изученного в VIII классе:

Синтаксис словосочетания и простого предложения. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова, вставные конструкции в простых предложениях.

8  (6+2 р/р)

ВСЕГО

102 часа

(86+16 р/р)

9 класс

Наименование раздела/темы

Количество часов

1

Международное значение русского языка:

Международное значение русского языка. Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с различной  степенью свёрнутости.

1

2

Повторение изученного в 5-8 классах:

Фонетика. Орфоэпия.  Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Морфология: причастие, деепричастие, наречие, местоимение. Морфология: предлог, союз, частица. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова, вставные конструкции в простых предложениях. Функциональные разновидности языка. Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Особенности языка художественной литературы. Языковые средства, характерные для разных стилей.

7  (5+2 р/р)

3

Сложное предложение. Союзное сложное предложение:

Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные сложные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с различной  степенью свёрнутости.

3 (2+1 р/р)

4

Сложносочиненные предложения:

Средства связи частей сложносочинённого предложения. Сложносочинённые предложения с соединительными, разделительными, противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений, их текстообразующая роль. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях с общим второстепенным членом. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.

6  (4+2 р/р)

5

Сложноподчиненные предложения:

Сложноподчинённое предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Средства связи частей сложноподчинённого предложения. Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Виды сложноподчинённых предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей. Умение использовать в речи сложноподчинённые предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

25  (22+3 р/р)

6

Бессоюзные предложения:

Бессоюзное сложное предложение.

Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений и их текстообразующая роль. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

9  (7+ 2 р/р)

7

Сложные предложения с разными видами связи:

Типы сложных предложений с разными видами связи. Правильное построение сложных предложений разных видов. Синонимия простого и сложного предложений. Разделительные знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

3

8

Общие сведения о языке:

Литературный язык как основа русской художественной литературы. Русский литературный язык и его стили.  Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Видные ученые-лингвисты, исследовавшие русский язык.

3

9

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи:

Фонетика. Лексикология и фразеология. Состав слова и словообразование. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Синтаксис словосочетания. Синтаксис простого осложненного предложения. Синтаксис сложного союзного предложения.

11

ВСЕГО

68  часов (58+10 р/р)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа русский язык 9 класс. Программа Ладыженской Т.А.

Рабочая программа по русскому языку, 2 часа в неделю. Календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский....

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

рабочая программа русский язык программа Гольцовой,11 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...