Требования к современному уроку в контексте ФГОС
статья по русскому языку на тему

Колосова Марианна Дмитриевна

Предлагает вашему вниманию статью о требованиях к современному уроку русского языка и литературы с учетом новых стандартов обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_trebovaniya_k_sovremennomu_uroku_k_kontekste_fgos.docx73.62 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к современному уроку в условиях ФГОС.

Урок – это основная форма организации учебного процесса.  Каким должен быть современный урок ? Предлагаем поразмышлять над  этим вопросом.

Каждому педагогу понятно, что современный урок должен соответствовать требованиям ФГОС.  В чем же заключается принципиальное отличие новых стандартов образования от старых ?

Главная особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – системно-деятельный подход  (тезис о том, что развитие личности обучающегося осуществляется  в процессе активной образовательной деятельности путем формирования универсальных учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных - как основы образовательного процесса);

 Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; новые стандарты  указывают на реальные виды деятельности, на необходимость формирования  универсальных учебных действий. Перед тем , как ответить на вопрос «Как учить детей?», мы должны задуматься, чему мы должны их учить. Каков конечный результат? Представление о результатах обучения дает нам классификация УУД.

Обратим особое внимание на регулятивные универсальные учебные действия

Мы должны научить ученика :

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

На уроках по различным дисциплинам педагоги должны формировать коммуникативные универсальные учебные действия.

Учитель должен научить выпускника :

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности,

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

 строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Познавательные универсальные учебные действия, формируемые на уроках, предполагают, что выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

 • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:

• основ гражданской идентичности личности ;

• основ социальных компетенций (включая ценностно- смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

• готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

Давая общую оценку стандартам второго поколения, следует отметить еще три особенности процесса обучения.

  1.  Стандарты второго поколения особое место уделяют формированию ИКТ-компетентности обучающихся.

Предполагается, что выпускник научится:

• правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

• осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

• входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;

• выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

• соблюдать требования техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

• осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента,

• создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;

• использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.

• создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами;

• создавать специализированные карты и диаграммы: географические, хронологические;

• создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств.

• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;

• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.

На уроках истории, биологии, географии, литературы учащиеся должны показывать презентации, созданные дома с учётом изучаемого материала. Возможно создание учениками сайтов, на которых может быть размещён учебный материал.

  1.  На уроках по разным дисциплинам учащиеся должны учиться основам учебно-исследовательской и проектной деятельности :  планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

  1. Говоря о новых требованиях к процессу обучения, следует вспомнить о стратегии смыслового чтения.

Мы должны научить выпускника на уроках по разным дисциплинам :

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять главную и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции.

Теперь, когда мы сформулировали, чему следует учить учащихся, вернемся к вопросу о том, как их учить. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа

К сожалению, основной формой обучения в  школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому.

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку

Традиционный урок 

Урок современного типа 

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Данная таблица позволяет сделать вывод, что на современном уроке изменяется деятельность учителя и учащихся . Ученик  на уроке традиционного типа  просто присутствует и пассивно исполняет указания учителя , на современном уроке  он становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» ,- писал  К.Д. Ушинский, эти слова отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно– деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

 В условиях введения в практику работы  школы ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов.. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов?

Сначала уточним значение термина «метапредметные результаты». В ФГОС  ООО метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, предполагающие способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Под метапредметными результатами понимают ряд умений :

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки исимволы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью,  монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые формируются при правильной организации деятельности учащихся :

Требования к уроку

Урок современного типа 

Универсальные учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(учитель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Сформулируем основные требования к уроку нового типа.

.Современный урок должен быть проблемно-диалогическим. Учитель обязан создавать проблемные ситуации, разрешать которые  ученики должны самостоятельно.Нужно создать условия, чтобы каждый ученик мог проявить себя. Нам следует усвоить новый принцип : «Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает».

Традиционный урок

Современный урок

Проверка домашнего задания

Озвучивание учеником проблем, возникших при выполнении домашнего задания. Объяснение материала теми детьим, кто справился с заданием.

Объявление темы урока учителем

Создание проблемной ситуации учителем. Формулирование проблемы учениками.

Объяснение темы учителем.

Объяснительно-иллюстративный метод работы.

Самостоятельный  поиск  решения проблемы учениками.  Выражение решения проблемы. Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества. Вывод делают сами учащиеся.

Закрепление знаний учениками

Применение знаний учениками. Творческие задания.

Обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.

В соответствии с новыми стандартами нужно  усилить мотивацию ребенка к познанию  предмета, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

 Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама  собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию  проблемы урока в виде темы или цели.  Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений.  В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление  и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке (следует учитывать инвариантную и вариативную части учебника, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности и др.), следует продумать формы организации практической деятельности учащихся. . Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.  При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует  спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или  выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов  технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.Уже в процессе выработки основных ответов на вопросы и правил под руководством учителя, ребята  учатся слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение.

. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники  получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть  работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе.

Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные  варианты ответа. Побуждающий диалог  направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

Работа в группах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по сути своей останется значимым практико-ориентированным.

Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации. 

На основании опыта работы можно отметить возможности современного урока:

  • в развитии доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • при освоении основных моральных норм ( взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
  • при формировании адекватной позитивной осознанной самооценки; ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания и других личностных действий.

Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), в конце каждой главы подведены  Итоги, что позволяет каждому учащемуся в случае необходимости восполнить пробелы в своих знаниях и закрепить пройденный материал.

Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Если учебник прошел экспертизу на соответствие требованиям ФГОС ООО, это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД. Такую таблицу учитель может составить самостоятельно (например, при разработке рабочих программ), проанализировав авторские материалы (учебники, пособия, методические материалы), по которым он организует учебную деятельность учащихся на уроках.

Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое обращение к  справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД.

Современный урок  в условиях введения ФГОС нового поколения  должен включать  следующие шесть  основных этапов:

1. мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

2. целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить →  узнать → научиться»);

3. осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

4. коммуникация (поиск  новых знаний  в паре, в группе);

5. взаимопроверка, взаимоконтроль;

6. рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Приведём классификацию современных уроков.

Типы и структура уроков в соответствии с этапами усвоения материала

№ пп

Тип урока

Структура урока

1

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

Подготовка учащихся к усвоению

Изучение нового материала

Первичная проверка усвоения знаний

Первичное закрепление знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов урока

Информация о домашнем задании

2

Урок  закрепления знаний, умений, навыков

Логика  закрепления знаний:

  • актуализация опорных знаний;
  • определение границ (возможностей) применения этих знаний;
  • пробное применение знаний;
  • упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний;
  • упражнения с переносом знаний в новые условия

3

Урок комплексного применения ЗУН

Логика процесса комплексного применения ЗУН:

  • актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний;
  • обобщение и систематизация знаний и способов деятельности;
  • усвоение образца комплексного применения ЗУН;
  • применение обобщенных ЗУН в новых условиях;
  • контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков

4

Урок обобщения и систематизации знаний

Логика обобщения и систематизации знаний:

  • подготовка учащихся:  сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы;
  • вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке  необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов;
  • обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися);
  • подведение итогов, обобщение единичных знаний учителем.

5

Комбинированный урок

Этапы:

  • организационный;
  • проверка домашнего задания;
  • всесторонняя проверка знаний;
  • подготовка учащихся  к активному сознательному усвоению нового материала;
  • усвоение новых знаний;
  • закрепление знаний;
  • информирование учащихся о домашнем задании и инструктаж о его выполнении

6

Урок контроля, оценки и коррекции  знаний учащихся

Контроль, оценка и коррекция:

  • уровень  осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания;
  • уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях;
  • уровень готовности к творческому применению знаний

Каждый учитель должен уметь составлять технологическую карту урока. Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств.

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работника и т.п.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой.

Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

  • в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
  • должны быть указаны операции, их составные части.
  • В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:
  • тщательного планирования каждого этапа деятельности;
  • максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
  • координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.

 В технологической карте урока выделяются следующие разделы.

Тема урока:

Тип урока:

Задачи урока:

Опорные понятия:

Новые понятия:

Межпредметные связи:

Цели урока для учителя :

Цели урока для ученика :

Ресурсы урока для учителя :

Ресурсы урока для ученика:

Деятельность учителя и ученика прописывается  для каждого этапа урока.

В технологической карте урока указываются технологии , а также планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты на каждом этапе урока.

После проведения урока предполагается самоанализ, орпеделение достижений и затруднений.


Технологическая карта урока в виде таблицы.

Этап урока

Применяемые приемы, методы, технологии

Цели урока для учителя

Цели урока для ученика

Планируемые предметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов

Планируемые метапредметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов

Планируемые личностные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов

Ресурсы урока для учителя

Ресурсы урока для ученика

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ход урока

Этап: актуализация необходимых знаний.

Технология:

Этап: Мотивация познавательной деятельности.

Технология:

Этап: Организация познавательной деятельности.

Технология:

Этап: Подведение итогов.

Технология:

Дополнительный материал (творческие задания  и т.п.)

Самоанализ

Достижения

Затруднения

Предложения


Каждый педагог должен знать оовременные технологии обучения.

Современные технологии обучения и создание на уроке эффективной среды взаимодействия участников образовательного процесса —  залог успешного развития ученика.

При создании краткого обзора особенностей наиболее известных современных педагогических технологий можно остановиться на следующих:

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

  • «Педагогика сотрудничества»,
  • гуманно-личностная (Ш. Амонашвили),
  • система преподавания литературы как предмета, формирующего человека (Е. Ильин)

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  • игровые технологии (Б.Никитин),
  • проблемное обучение (Дж. Дьюи),
  • технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е. Пассов),
  • технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Шаталов)

Педагогические технологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса:

  • технология перспективно - опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С. Лысенкова),
  • технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (В. Фирсов),
  • культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения детей (И. Закатова),
  • технология индивидуализации обучения (И. Унт),
  • коллективный способ обучения (А. Ривин),
  • групповые технологии,
  • компьютерные (новые информационные) технологии обучения Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала:
  • «Экология и диалектика» (Л. Тарасов)
  • «Диалог культур» (В. Библер)
  • Укрупнение дидактических единиц (П. Эрдниев)
  • Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М. Волович)

Частнопредметные педагогические технологии:

  • Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.Зайцев)
  • Технология раннего и интенсивного совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Зайцев)
  • Технология обучения математике на основе решения задач (Р. Хазанкин)
  • Педтехнологии на основе системы «эффективных уроков» (А. Окунев)
  • Система поэтапного обучения физике ( Н.Палтышев) Альтернативные педагогические технологии:
  • Вальдорфская педагогика (Р. Штайнер)
  • Технология свободного труда (С. Френе)
  • Технология вероятностного образования (А. Лобок) Природосообразные педагогические технологии:
  • Природосообразное воспитание грамотности (А. Кушнир)
  • Технология самооразвития (М.Монтессори) Педагогические технологии развивающего обучения:
  • Система развивающего обучения Занкова (Л. Занков)
  • Технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова (Д. Эльконин, В. Давыдов)
  • Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И. Волков)
  • Личностно-ориентированное развивающее обучение (И. Якиманская)
  • Технология саморазвивающего обучения (Г. Селевко)
  • Технология деятельностного метода Педагогические технологии авторских школ:
  • Школа адаптирующей педагогики (Е. Ямбург), Модель «Русская школа» (И. Гончаров)
  • «Школа самоопределения» (А. Тубельский), Школа-парк (М. Балаган)
  • Агрошкола (А. Католиков), «Школа завтрашнего дня» (Д. Ховард)

 Существует множество классификаций современных технологий. Предлагаем ещё один вариант.

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
1. Педагогика сотрудничества.
2. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
3. Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека .

 Педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся.
1. Игровые технологии
2. Проблемное обучение
3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)
4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

Педагогические технологии на основе  интенсификации деятельности учащихся.

1. Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
2. Технологии уровневой дифференциации
3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов). .
4. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатова).
5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)
6. Технология программированного обучения
7. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
8. Групповые технологии.
9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

 Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.
1. «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов).
2. «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов).
3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев)
4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович).

Частнопредметные педагогические технологии.
1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев).
2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев)
3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин).
4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев)
5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)

 Альтернативные технологии.
1. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер).
2. Технология свободного труда (С.Френе)
3. Технология вероятностного образования (А.М.Лобок).
4. Технология мастерских.

Природосообразные технологии.
1 Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир).
2 Технология саморазвития (М. Монтессори)

XI. Технологии развивающего обучения.
1. Общие основы технологий развивающего обучения.
2. Система развивающего обучения Л.В.Занкова.
3. Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
4.Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов).
5 Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская).
6. Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

XII. Педагогические технологии авторских школ.
1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде).
2. Модель «Русская школа».
.3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н.Тубельский).
4. Школа-парк (М.А.Балабан).
5. Агрошкола А.А.Католикова.
6. Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард).

Конечно же, педагог не может освоить все из перечисленных технологий. Но следует иметь представление хотя бы о некоторых из них.Советуем в  первую очередь прочитать материалы по поводу «кейс»- технологии,  по методу проектов,  по игровым технологиям,  проблемному обучению и технологии развития критического мышления.


Таким образом, сравнив деятельность учителя  до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены  на усвоение обучающимся определенной суммы знаний  и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Многое зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Колосова М.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад по теме: "Современный урок в контексте ФГОС"

доклад по теме: "Современный урок в контексте ФГОС"...

Современный урок в контексте ФГОС.

Особенности и требования к уроку в контексте ФГОС...

Мое выступление на семинаре учителей ИКБ "Современный урок в контексте ФГОС и о технологиях которые на этом уроке могут использоваться"

Через изучение истории своей семьи, деревни, района, республики Башкортостан, малой Родины ребята воспринимают материал  об истории всей страны....

ПРОГРАММА «Современный урок в контексте ФГОС»

Управление образования исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Территориальная профсоюзная организация работников образования и науки ЗМР Муниципальное ...

Требования к современному уроку в контексте внедрения стандартов второго поколения

Анализировать свои действия;Самостоятельно примать решения, прогнозируя их возможности последствия;Отличатся мобильностью;Быть способным к сотрудничеству;Обладать чувством ответственности за судьбу ст...

Технология критического мышления при проектировании современного урока в контексте ФГОС.

Инновационные методы и формы обучения с учетом требованийСтандартов второго поколения :1. ИКТ2. Проблемное обучение3. Технология сотрудничества4. Здоровье сберегающая технология5. Педагогика сотруднич...