Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему:
    Конспект урока по русскому языку в 9 классе "СПП с несколькими придаточными"

    Дандар Алдынай Дадар-ооловна

    Цели: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

     Задачи урока:   обучающие:   учить применять полученные знания о СПП с несколькими придаточными на практике,  а также выявление пробелов по

                                                             данной теме; закрепить знания о ССП и СПП;

                               развивающие:  развивать мыслительные процессы (речь (устную и письменную), умение обобщать, анализировать, умение распознавать ССП от СПП);

                                                              умение самостоятельно определять уровень своих знаний по  изучаемой теме;

                                                              развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

                              воспитательные:   воспитать учащихся к стремлению  счастья; способствовать формированию положительной учебной мотивации, чувств  взаимопомощи и взаимоподдержки в коллективе.

    Тип урока:  закрепление изученного.

    Методы и приемы:  словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля и  взаимоконтроля.

    Форма работы: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.

    Ресурсы:  компьютер, учебник (русского языка и литературы), карточки с предложениями, карточки с текстами,  алгоритм, схема.

    Межпредметные связи:  литература.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл spp_s_neskoltkimi_pridatochnymi.docx31.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема:  «Закрепление изученного о СПП с несколькими придаточными».

    Цели: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

     Задачи урока:   обучающие:   учить применять полученные знания о СПП с несколькими придаточными на практике,  а также выявление пробелов по

                                                             данной теме; закрепить знания о ССП и СПП;

                               развивающие:  развивать мыслительные процессы (речь (устную и письменную), умение обобщать, анализировать, умение распознавать ССП от СПП);

                                                              умение самостоятельно определять уровень своих знаний по  изучаемой теме;

                                                              развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

                              воспитательные:   воспитать учащихся к стремлению  счастья; способствовать формированию положительной учебной мотивации, чувств  взаимопомощи и взаимоподдержки в коллективе.

    Тип урока:  закрепление изученного.

    Методы и приемы:  словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля и  взаимоконтроля.

    Форма работы: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.

    Ресурсы:  компьютер, учебник (русского языка и литературы), карточки с предложениями, карточки с текстами,  алгоритм, схема.

    Межпредметные связи:  литература.

    Планируемые результаты

    Предметные умения

    Универсальные учебные действия

    1. Знать особенности ССП и СПП.
    2. Уметь различать типы придаточных в СПП по значению и видам связи.
    3. Совершенствовать пунктуационные навыки.
    4. Выполнять анализ выполненной работы.
    5. Работать с опорными схемами-таблицами и справочным материалом (русский язык в таблицах и схемах).

    Познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний;

    личностные УУД:  установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

    регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в реальное действие и его результаты;

    коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

    Ход урока

    Блоки - этапы урока

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Организация начала занятия

    личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

    Включение детей в деятельность.

    - Школьный прозвенел звонок.

       Начинается урок.

    - Здравствуйте ребята!

    Включение в работу, самоопределение готовности к уроку.

    Мотивация к учебной деятельности

    коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

    регулятивные: саморегуляция

    - Друзья мои, я очень рада

      Войти в приветливый ваш класс,

      И для меня уже награда

       Вниманье ваших умных глаз.

       Я знаю, каждый в классе гений,

       Но без труда талант не впрок.

       Поэтому я предлагаю:

       - Давайте сочиним урок!?

    Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

    коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи;

    личностные: осознание себя в классе;

    регулятивные: целеполагание, самоконтроль и взаимоконтроль знаний.

    - Ребята, как вы считаете, обязательно ли писать и говорить грамотно? Обоснуйте свой ответ.

    -  Вы уже познакомились с таким понятием, как сложные предложения с несколькими придаточными, узнали о способах подчинения придаточных. Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями и проведем исследовательскую работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков.

    - Перед вами текст. Ваша задача поработать с текстом, найти сложные предложения и определить вид, расставить недостающие знаки препинания,  сделать схемы, определить виды придаточных и виды подчинения.

    1.Счастье завоёвывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. 2.И самая важная часть задачи состоит именно в том, чтобы составить себе понятие о счастье и отыскать ту дорогу, которая должна к нему привести. 3.Когда жизненная борьба уже превратилась в сознательное стремление к определённой цели, тогда человек может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пришлось упасть и умереть на дороге… (Д.Писарёв).

    Ответ:

    1) ССП .[…], а […].

    2) СПП с последовательным подчинением.      

        […],  (чтобы), (которая).

    3) СПП с параллельным подчинением.

         (Когда), [тогда], (хотя).

    - С какими предложениями вы работали?

    - На какие две группы разделили предложения?

    - Что вы знаете о ССП и СПП ? В чем их сходство и отличие?

    Обучающиеся  делают вывод о том, что грамотным необходимо быть, но для этого нужно учить русский язык.

    Обучающиеся  работают индивидуально, после чего сверяют с эталоном на доске (выводится через проектор).

    Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения.

    Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей.

    Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

    Контроль, коррекция, оценка.

    Отвечают теорию о ССП и СПП. Называют сходные и отличительные признаки.

    Оценивание усваиваемого содержания .

    Постановка цели деятельности.

    личностные: самоопределение, установление связи  между целью учения и  его мотивом, проявлять интерес к изучению темы;

    регулятивные: контролировать правильность ответов сверстников;

    познавательные: применение методов информационного поиска; постановка и решение проблемы:   формулирование задач и целей урока.

    - Ребята, основываясь на выполненное вами задание, постарайтесь сформулировать тему и цели нашего урока.

    Формулируют тему и цели урока.

    Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений.

    Самостоятельная работа в парах репродуктивного характера с самопроверкой по эталону.

    коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, у управление поведением партнера, мение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний;

    регулятивные: составление плана действий, саморегуляция; оценка результатов работы;

    познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи.

    - «На практике проверить можно точно,
    Кто смог теорию усвоить прочно».                                        

                                                                       (эпиграф)

    - Откройте учебники на странице 110. Найдите упр. 173 (работа в парах со взаимопроверкой между парами ). (каждой паре дается по одному предложению из упражнения. Учащиеся должны расставить запятые, сделать схему предложения, определить виды придаточных и виды подчинения).

    Ответ:

    1)СПП с последовательным и однородным подчинением. 1-е придаточное изъяснительное, 2-е – обстоятельственное условия, 3-е и 4-е – определительные, однородные, соединены сочинительным  союзом и.

    →  что?              →при каком условии?          →какой?    

    [1 …],      (2 какое…),         (3 если…), (4 в котором…) и (5 которого…).

    3)СПП с неоднородным соподчинением. 1-е придаточное обстоятельственное условия, 2-е – изъяснительное.

             ←при каком условии?              →о чем?

    (1 что…),                        [2 …],            (3 что…).

    4) СПП с однородным соподчинением. Оба придаточные изъяснительные.

             → что?

    [1 то …], (2 что … ) и (3 что …).

    - Какими знаниями пользовались при выполнении данного задания?

    Оценивание усваиваемого материала

    Контроль, коррекция, оценка.


    Ответ:

    - знаниями теории о СПП, алгоритмом  разбора СПП (1-доказать, что  предложение сложное, т.е. найти грамматические основы; 2- найти союзы и определить их роль; 3- расставить запятые; 4- найти главную часть и зависимые; 5- определить виды придаточных; 6- определить вид связи простых предложений в составе сложного);

    - схемами СПП с несколькими придаточными (1- СПП с соподчинением: однородным и неоднородным; 2- СПП с последовательным подчинением).

    Физминутка

     Включение в систему знаний и повторение (работа в группах, состав групп в ходе урока меняется)

    - Теперь объединитесь в группы для выполнения следующего задания. У вас на парте лежат карточки со схемами. Ваша задача составить предложения и дать им характеристику. (количество предложений на карточке совпадает с количеством учащихся в группе, каждый участник группы должен охарактеризовать одно из предложений. Предложения между собой учащиеся в группе распределяют сами ).

    Карточка № 1 (в группе 5 ученика).

    1) (Когда ), […], (что).

    2)[…], (что), (что) .

    3) […],( когда),  (когда),(который).

    Карточка № 2 ( в группе 4 учеников).

    1)[…],( что), (где).

    2)[…], (где),  (где).

    3)(Если), [… ], (что)

    - На каком этапе работы испытывали трудности?

    Примеры предложений (на случай, если учащиеся не справятся с заданием, дать готовый вариант предложения).

    Карточка № 1.

    1)Когда на руках у меня новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое говорящее чудесное (СПП с неоднородным подчинением. 1-е придаточное времени, однородные соединены сочинит. 2-ое главное. 3-е - изъяснительное).

    2)Он понимал, что такой огонь нельзя остановить, что это стихия.

    (СПП с однородным подчинением. Придаточные изъясн..

    3)Грустно видеть, когда юноша теряет свои надежды, когда перед ним отдёргивается розовый флёр, сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие.

    (СПП с однородным и  последовательным подчинением.).

    Карточка № 2.

    1)Каждый человек сознаёт, что он гражданин могучей станы, где находится его дом, его близкие, его родной край.

    (СПП с последовательным подчинением).

    2)Мы родились в стране, где каждый может получить образование, где каждый может получить бесплатное образование.

    (СПП с однородным соподчинением. Все три придаточные места).

    3)Если люди сумели пронести дружбу через всю жизнь, это значит, что она выдержала все проверки и испытания..

    (СПП с неоднородным  соподчинением. Придаточное обстоятельственное условия , придаточное изъяснительное).

    - Я раздаю вам карточки с текстами (у каждой группы свой текст. См. приложение №1). Ваша задача найти СПП с разными видами связи и определить виды подчинения .  Текст можете выбрать любой . (взаимопроверка между группами).

    ребята каждой группы отвечают на задания, позволяющие проверить, насколько поняли учебный материал; затем меняются работами, проверяют ответы ребят из другой группы и отмечают «+» (согласны), «-» (не согласны).

    Забирают свои работы и смотрят, с чем не согласна другая группа (дискуссия).

    Определяют причины своих трудностей и способы их устранения.

    Подведение итогов. Рефлексия.

    познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов,

    логические: выведение следствий,

    коммуникативные: владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли.

    регулятивные:  осознание качества и уровня усвоения знаний.

    -Какие цели мы ставили перед собой?

    - Достигли ли мы желаемых результатов?

    - Какие задания вызвали у вас затруднения?

    - Какой вывод вы сделали для себя?

    Выставляю оценки.

    Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

    Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

    Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

    Домашнее задание

    - Каждый из вас я предлагаю составить по 2 карточки. На 1-ой вы должны написать СПП с несколькими придаточными, а на второй составить схемы этих предложений и определить виды придаточных и виды связи в СПП.  На следующем уроке вы обменяетесь карточками с предложениями, а после выполнения работы сверите со своим вариантом ответа.

    Умение слушать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели"

    Конспект урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели" - это урок объяснения и первичного закрепления знаний. В качестве материала для закрепления используются творчески...

    Конспект урока по русскому языку в 9 классе. Тема. Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным следствия, уступки

    Открытый урок русского языка в 9 классе. Тема: сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным следствия, уступки....

    Методическая разработка урока по русскому языку на тему: "СПП с несколькими придаточными"

    Разработка урока русского языка в 9 классе по УМК Бабайцевой. Первый урок в теме "СПП с несколькими придаточными". Урок с использованием личностно ориентированных технологий. Разработка содержит консп...

    Конспект урока по русскому языку в 9 классе Тема урока «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» (практикум)

    Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока: Обучающие задачи: - закрепить полученные знания...