Конспект урока по русскому языку (9 класс) «CПП с придаточными определительными. Обобщение».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Танова Айлана Маратовна
Цель урока: 
1. Обучающая  цель: обобщение знаний о СПП с придаточными определительными; умение находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения и производить их синонимическую замену, различать способы связи придаточных определительных с главным предложением; формирование навыков постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении, составления схемы предложения.
2. Развивающая цель: работа над правильным употреблением в речи данного вида предложений, совершенствование пунктуационных навыков в простом и сложном предложениях; развитие грамотности, внимания, памяти, логического мышления, мыслительных процессов; активизация познавательной деятельности обучающихся.
3. Воспитательная цель: воспитание ответственности за свои поступки; активной жизненной позиции.
Оборудование урока: учебник под редакцией С.Г. Бархударова «Русский язык 9 кл.», распечатанные тексты  Т. Тэсс  «Голубая ель».
 
Тип урока: обобщение изученного материала.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку (9 класс)

Тема урока: «CПП с придаточными определительными.  Обобщение».

Цель урока:

  1. Обучающая  цель: обобщение знаний о СПП с придаточными определительными; умение находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения и производить их синонимическую замену, различать способы связи придаточных определительных с главным предложением; формирование навыков постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении, составления схемы предложения.
  2. Развивающая цель: работа над правильным употреблением в речи данного вида предложений, совершенствование пунктуационных навыков в простом и сложном предложениях; развитие грамотности, внимания, памяти, логического мышления, мыслительных процессов; активизация познавательной деятельности обучающихся.
  3. Воспитательная цель: воспитание ответственности за свои поступки; активной жизненной позиции.

Оборудование урока: учебник под редакцией С.Г. Бархударова «Русский язык 9 кл.», распечатанные тексты  Т. Тэсс  «Голубая ель».

 

Тип урока: обобщение изученного материала.

Словарь:

 укор – упрек, содрогание – волнение, трепет.

 гнев – чувство сильного возмущения,

 подлец – негодяй.

 очерк- небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий.

        

                                                      Ход урока:

 I.Организационный момент.  Вступительное слово учителя:

     -Здравствуйте, ребята! Сегодня прекрасное утро.  Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок. Надеюсь, что вы будете работать активно и

     - Откройте тетради, запишите число.  ( Работа в тетрадях).

  Работа с текстом.  

- Обратите внимание на листки  с текстом, которые лежат у вас на столах. Это небольшой отрывок из рассказа Т. Тэсс  – русского  советского писателя, журналиста, публициста

 «Голубая ель». 

 -Перед тем, как мы прочитаем данный текст, обратимся к С Л О В А Р Ю. (Работа над ЛЗС.)

-Давайте, ребята, прочитаем выразительно этот текст. ( Читает ученик).

                                                              Голубая ель.                                                                                                        

   (1) Мне рассказали недавно историю о елке, которая была посажена в одном московском дворе.  

   (2)Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили голубую  серебристую ель. (3) Она стала гордостью моего дома, его украшением.

   (4)И вот однажды перед Новым годом елку кто-то срубил. (5) Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. (6) Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви. (7) Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам. (8) Смотрели с болью, содроганием, гневом…

   (9) На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку: « Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».

   (10) Человек, который убил дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. (11) И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном поступке.

Беседа по тексту:

                                                           

-Прекрасный текст, не правда ли? Мне кажется, автор поднимает очень важную сегодня проблему.

- Какую…? (безжалостное отношение к природе).

- Правильно. Как вы бы определили стиль данного текста и тип речи?  

(публицистичеcкий, повествование с элементами описания).

- О чем повествуется в тексте?

-Найдите и зачитайте описание изуродованного дерева. (Предложение  6)

-Какие чувства переполнили жильцов дома, когда они увидели изуродованное дерево?

 -Понес ли тот, кто убил ель, наказание?

Вывод:  Всеобщее осуждение, оно страшнее штрафа, судебного решения…

  Почему именно этот текст я выбрала  для нашего урока? (В нем затрагиваются проблемы нравственности, этике поведения человека в обществе, взаимоотношения личности и коллектива) 

II. Актуализация знаний обучающихся.

- Какую большую  тему мы  изучаем? (СП)

-Посмотрите на схемы и скажите, какие предложения вы видите? (ССП и СПП).

                                                           С Х Е М Ы

    - Давайте вспомним, какие предложения называются ССП,  CПП, и что вы о них знаете?

     (ССП – это  такие предложения, в которых ПП могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами).

     ( СПП – это такое предложение, части которого связаны друг с другом подчинительными союзами и союзными словами.  Такие  предложения состоят из главной и придаточной частей).

- Для чего служит придаточная часть?

    (… служит для пояснения какого-либо чл. предложения главной части или всей главной части)

- Где может стоять придаточная часть?( ..перед главной частью, в середине, после гл. части)

-Чем придаточная часть отделяется от главной части на письме?

     (запятыми, если стоит внутри главной части, то выделяется, с обеих сторон).

Мне рассказали недавно историю о елке, которая была посажена в одном московском дворе.

-Ребята, на экране вы видите  (СП)

-Какое это предложение? (СПП с придат. определительной частью)

-Вам знакома эта тема? Значит, какова цель урока? (Обобщить  знания, полученные на предыдущих уроках о СПП с придаточными определительными.

                                                  Записываем тему урока.

                  « СПП с придаточными определительными. Обобщение».

                                                      

Задание 1. А теперь, прочитайте еще раз текст.

Найдите и  назовите номера CПП с придаточными определительными (1, 9,10).

Давайте выпишем  первое предложение  и сделаем его полный синтаксический разбор.

Мне рассказали недавно историю о елке, которая была посажена в одном московском дворе.

                                                [   =   ..], (которая…)

(повест., невоскл., СП., СПП с придаточным определительным, состоит из 2-х частей)

1ч. – главная (1 сост., НОПЛ, распр., полная, неослож-ая).

2ч. – придаточная (2-х сост., распр., полная, неослож-ая).

 Вопросы к классу:

 -Скажите, на какие вопросы отвечают СПП с придаточными определительными?

- Назовите основные средства связи главной и придаточной частей.

 -Какие союзные слова вы можете  еще  назвать?  

 -Почему придаточная часть стоит после главной части?

(потому что придаточная часть уточняет, поясняет  и относится к опорному слову в главной части имени существительному).  

-А теперь все, что знаем, о СПП с придаточными определительными представим кластером.

                                                      К Л А С Т ЕР

Задание 2. Есть в этом тексте еще одно CПП с придаточным определительным. Прочитайте его. Составьте схему этого предложения.

      Человек, который убил дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день.

                                  С Х Е М А, ХАРАКТЕРИСТИКА СП.

                                                         

  • Где по отношению к главной части может находиться придаточная часть?                                                    

Вывод: придаточная часть может располагаться  в конце, середине, но всегда после опорного слова-существительного.

Задание 3. Мы с вами недавно выполняли  Упр. 94. Заменяли обособленные определения придаточными определительными. Думаю, вам несложно будет выполнить следующее задание.

Жильцы, /въехавшие в новый дом/, посадили голубую  серебристую ель.

/Жильцы, (которые въехали в новый дом), посадили голубую серебристую елку/.

-А теперь, давайте, заменим  придаточные определительные части обособленными определениями.

Мне рассказали недавно историю о елке, /посаженной  в одном московском дворе/.

Человек, /убивший дерево/, проходит, быть может, мимо него  каждый день.

Вывод: СПП с придаточными определительными могут иметь предложения-синонимы.

Это ПП с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

        -Ребята, задание такого типа есть в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.

       Так что мы с вами сделали шаг к этому непростому экзамену.

                                                                     

Задание 4.  Объясните знаки препинания в тексте.

                                                              Голубая ель.                                                                                                        

   (1) Мне рассказали недавно историю о елке, которая была посажена в одном московском дворе.  

   (2)Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили голубую  серебристую ель. (3) Она стала гордостью моего дома, его украшением.

   (4)И вот однажды перед Новым годом елку кто-то срубил. (5) Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. (6) Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви. (7) Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам. (8) Смотрели с болью, содроганием, гневом…

   (9) На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку: « Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».

   (10) Человек, который убил дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. (11) И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном поступке.

Вывод: запятые-очень важные пунктуационные знаки, без которых смысл предложения был бы не ясен.

Задание 5.  Укажите, какое средство речевой выразительности, использует автор рассказа в  предложении: « Смотрели с болью, содроганием, гневом…».

С тестовым заданием такого типа, вы уже знакомы. ( ГИА. Задание А-7)

1.Эпитет

2. градация (постепенное усиление)

3.сравнение

                 Наш урок подходит к концу.  Давайте, обобщим наш урок.

-И еще раз скажем, на какие вопросы отвечает придаточная часть в СПП с придаточным определительным?

-Где может находиться придаточная часть?

-Назовите средства связи главной и придаточной части..

-К какому слову в главной части относится придаточная часть?

                                                          ***

-Посмотрите на заглавие текста. Текст назван « Голубая ель».

-А какое название вы бы придумали для данного текста?

-Я бы остановилась на теме: «Молчаливый укор совести», т.к. это название отображает основную мысль.

-Чему учит данный текст? (…бережно относится к природе, не совершать безнравственных поступков, мы должны оставить память потомкам, …  растения украшают природу…)

Рефлексия.

Вопросы классу:

-Достигли ли мы целей, которые поставили  изучением новой темы?

-Какие задания вызвали  наибольший интерес или затруднения?

-Что особенно понравилось?

-Оцените урок. Закончите предложения:

1. Урок, на котором мы изучали СПП с придаточными определительными,…

2.Тема, над которой мы работали,…

3. Трудности, с которыми я столкнулся, связаны с …

Поставьте оценку за работу на уроке.

Домашнее задание. 

  Опираясь на текст, мы повторили правила пунктуации, поэтому дома напишите:

С1.  Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Зачем нужны запятые?». 

Приведите 2-3  примера из прочитанного текста, показывая разные случаи постановки запятых.

С2.  Сочинение-рассуждение по тексту Т. Тэсс  «Молчаливый укор совести».

 

                                               СПАСИБО ЗА УРОК!

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными"

Цель данного урока - закрепить знания о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными...

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...