Конспект урока по русскому языку (9 класс) «CПП с придаточными определительными. Обобщение».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку (9 класс)
Тема урока: «CПП с придаточными определительными. Обобщение».
Цель урока:
- Обучающая цель: обобщение знаний о СПП с придаточными определительными; умение находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения и производить их синонимическую замену, различать способы связи придаточных определительных с главным предложением; формирование навыков постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении, составления схемы предложения.
- Развивающая цель: работа над правильным употреблением в речи данного вида предложений, совершенствование пунктуационных навыков в простом и сложном предложениях; развитие грамотности, внимания, памяти, логического мышления, мыслительных процессов; активизация познавательной деятельности обучающихся.
- Воспитательная цель: воспитание ответственности за свои поступки; активной жизненной позиции.
Оборудование урока: учебник под редакцией С.Г. Бархударова «Русский язык 9 кл.», распечатанные тексты Т. Тэсс «Голубая ель».
Тип урока: обобщение изученного материала.
Словарь:
укор – упрек, содрогание – волнение, трепет.
гнев – чувство сильного возмущения,
подлец – негодяй.
очерк- небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий.
Ход урока:
I.Организационный момент. Вступительное слово учителя:
-Здравствуйте, ребята! Сегодня прекрасное утро. Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок. Надеюсь, что вы будете работать активно и
- Откройте тетради, запишите число. ( Работа в тетрадях).
Работа с текстом.
- Обратите внимание на листки с текстом, которые лежат у вас на столах. Это небольшой отрывок из рассказа Т. Тэсс – русского советского писателя, журналиста, публициста
«Голубая ель».
-Перед тем, как мы прочитаем данный текст, обратимся к С Л О В А Р Ю. (Работа над ЛЗС.)
-Давайте, ребята, прочитаем выразительно этот текст. ( Читает ученик).
Голубая ель.
(1) Мне рассказали недавно историю о елке, которая была посажена в одном московском дворе.
(2)Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили голубую серебристую ель. (3) Она стала гордостью моего дома, его украшением.
(4)И вот однажды перед Новым годом елку кто-то срубил. (5) Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. (6) Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви. (7) Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам. (8) Смотрели с болью, содроганием, гневом…
(9) На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку: « Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
(10) Человек, который убил дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. (11) И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном поступке.
Беседа по тексту:
-Прекрасный текст, не правда ли? Мне кажется, автор поднимает очень важную сегодня проблему.
- Какую…? (безжалостное отношение к природе).
- Правильно. Как вы бы определили стиль данного текста и тип речи?
(публицистичеcкий, повествование с элементами описания).
- О чем повествуется в тексте?
-Найдите и зачитайте описание изуродованного дерева. (Предложение 6)
-Какие чувства переполнили жильцов дома, когда они увидели изуродованное дерево?
-Понес ли тот, кто убил ель, наказание?
Вывод: Всеобщее осуждение, оно страшнее штрафа, судебного решения…
Почему именно этот текст я выбрала для нашего урока? (В нем затрагиваются проблемы нравственности, этике поведения человека в обществе, взаимоотношения личности и коллектива)
II. Актуализация знаний обучающихся.
- Какую большую тему мы изучаем? (СП)
-Посмотрите на схемы и скажите, какие предложения вы видите? (ССП и СПП).
С Х Е М Ы
- Давайте вспомним, какие предложения называются ССП, CПП, и что вы о них знаете?
(ССП – это такие предложения, в которых ПП могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами).
( СПП – это такое предложение, части которого связаны друг с другом подчинительными союзами и союзными словами. Такие предложения состоят из главной и придаточной частей).
- Для чего служит придаточная часть?
(… служит для пояснения какого-либо чл. предложения главной части или всей главной части)
- Где может стоять придаточная часть?( ..перед главной частью, в середине, после гл. части)
-Чем придаточная часть отделяется от главной части на письме?
(запятыми, если стоит внутри главной части, то выделяется, с обеих сторон).
Мне рассказали недавно историю о елке, которая была посажена в одном московском дворе.
-Ребята, на экране вы видите (СП)
-Какое это предложение? (СПП с придат. определительной частью)
-Вам знакома эта тема? Значит, какова цель урока? (Обобщить знания, полученные на предыдущих уроках о СПП с придаточными определительными.
Записываем тему урока.
« СПП с придаточными определительными. Обобщение».
Задание 1. А теперь, прочитайте еще раз текст.
Найдите и назовите номера CПП с придаточными определительными (1, 9,10).
Давайте выпишем первое предложение и сделаем его полный синтаксический разбор.
Мне рассказали недавно историю о елке, которая была посажена в одном московском дворе.
[ = ..], (которая…)
(повест., невоскл., СП., СПП с придаточным определительным, состоит из 2-х частей)
1ч. – главная (1 сост., НОПЛ, распр., полная, неослож-ая).
2ч. – придаточная (2-х сост., распр., полная, неослож-ая).
Вопросы к классу:
-Скажите, на какие вопросы отвечают СПП с придаточными определительными?
- Назовите основные средства связи главной и придаточной частей.
-Какие союзные слова вы можете еще назвать?
-Почему придаточная часть стоит после главной части?
(потому что придаточная часть уточняет, поясняет и относится к опорному слову в главной части имени существительному).
-А теперь все, что знаем, о СПП с придаточными определительными представим кластером.
К Л А С Т ЕР
Задание 2. Есть в этом тексте еще одно CПП с придаточным определительным. Прочитайте его. Составьте схему этого предложения.
Человек, который убил дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день.
С Х Е М А, ХАРАКТЕРИСТИКА СП.
- Где по отношению к главной части может находиться придаточная часть?
Вывод: придаточная часть может располагаться в конце, середине, но всегда после опорного слова-существительного.
Задание 3. Мы с вами недавно выполняли Упр. 94. Заменяли обособленные определения придаточными определительными. Думаю, вам несложно будет выполнить следующее задание.
Жильцы, /въехавшие в новый дом/, посадили голубую серебристую ель.
/Жильцы, (которые въехали в новый дом), посадили голубую серебристую елку/.
-А теперь, давайте, заменим придаточные определительные части обособленными определениями.
Мне рассказали недавно историю о елке, /посаженной в одном московском дворе/.
Человек, /убивший дерево/, проходит, быть может, мимо него каждый день.
Вывод: СПП с придаточными определительными могут иметь предложения-синонимы.
Это ПП с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.
-Ребята, задание такого типа есть в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.
Так что мы с вами сделали шаг к этому непростому экзамену.
Задание 4. Объясните знаки препинания в тексте.
Голубая ель.
(1) Мне рассказали недавно историю о елке, которая была посажена в одном московском дворе.
(2)Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили голубую серебристую ель. (3) Она стала гордостью моего дома, его украшением.
(4)И вот однажды перед Новым годом елку кто-то срубил. (5) Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. (6) Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви. (7) Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам. (8) Смотрели с болью, содроганием, гневом…
(9) На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку: « Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
(10) Человек, который убил дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. (11) И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном поступке.
Вывод: запятые-очень важные пунктуационные знаки, без которых смысл предложения был бы не ясен.
Задание 5. Укажите, какое средство речевой выразительности, использует автор рассказа в предложении: « Смотрели с болью, содроганием, гневом…».
С тестовым заданием такого типа, вы уже знакомы. ( ГИА. Задание А-7)
1.Эпитет
2. градация (постепенное усиление)
3.сравнение
Наш урок подходит к концу. Давайте, обобщим наш урок.
-И еще раз скажем, на какие вопросы отвечает придаточная часть в СПП с придаточным определительным?
-Где может находиться придаточная часть?
-Назовите средства связи главной и придаточной части..
-К какому слову в главной части относится придаточная часть?
***
-Посмотрите на заглавие текста. Текст назван « Голубая ель».
-А какое название вы бы придумали для данного текста?
-Я бы остановилась на теме: «Молчаливый укор совести», т.к. это название отображает основную мысль.
-Чему учит данный текст? (…бережно относится к природе, не совершать безнравственных поступков, мы должны оставить память потомкам, … растения украшают природу…)
Рефлексия.
Вопросы классу:
-Достигли ли мы целей, которые поставили изучением новой темы?
-Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
-Что особенно понравилось?
-Оцените урок. Закончите предложения:
1. Урок, на котором мы изучали СПП с придаточными определительными,…
2.Тема, над которой мы работали,…
3. Трудности, с которыми я столкнулся, связаны с …
Поставьте оценку за работу на уроке.
Домашнее задание.
Опираясь на текст, мы повторили правила пунктуации, поэтому дома напишите:
С1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Зачем нужны запятые?».
Приведите 2-3 примера из прочитанного текста, показывая разные случаи постановки запятых.
С2. Сочинение-рассуждение по тексту Т. Тэсс «Молчаливый укор совести».
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными"
Цель данного урока - закрепить знания о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными...
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
План- конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными", 9 класс
Разработка урока по русскому языку...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...