Методическая разработка урока с использованием технологии проектного обучения
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Урок-проект в 6 классе по теме «Фразеологизмы». «Языковые самородки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_6_klass.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-проект в 6 классе по теме «Фразеологизмы». «Языковые самородки»
Цели:
- выявить умение и способность обучающихся работать самостоятельно по теме;
- познакомить с особенностями и фразеологизмов, углубить познания о сферах употребления фразеологизмов;
- формировать речевые умения, обогатить речь детей;
- развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию;
- развивать творческие способности обучающихся;
- воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей, личную ответственность за выполнение коллективной работы.
ХОД УРОКА
Учитель: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, в историю языка. С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые мы легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто даже не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. Попробуем разобраться?
Так почему же мы так говорим? Вы над этой проблемой работали по группам, я думаю, что в конце урока мы дадим точный ответ на этот вопрос.
Что образуют слова, соединяясь друг с другом? (Ответы детей)
Одни словосочетания бывают свободные, другие несвободные.
Задание 1: Запишите предложения и определите, какое из словосочетаний употреблено в свободной форме, и в несвободной.
1. Разговор продолжался долго все об одном и том же, о вреде разделов… Очевидно, это было больное место, и вопрос этот занимал всех домашних, но они из приличия при чужих не разбирали своего частного дела.
2. Он смазал больное место йодом.
Прочитайте еще раз предложение с неделимым словосочетанием и определите, какое оно имеет значение.
Да, больное место – это то, что более всего волнует, беспокоит.
Так что же такое фразеологизмы? (Ответы детей)
Учитель: Давайте вместе разберем фразеологизм пустить пыль в глаза. Как видите, он лексически неделим (можно, конечно, использовать отдельные слова, но тогда фразеологизма не будет). Далее, он целостный по значению, то есть имеет одно общее значение «создать ложное впечатление о себе у кого-либо, представляя себя, свое положение лучше, чем есть на самом деле». И, наконец, в этом значении фразеологизм воспроизводится в речи как готовая единица. Это значит, что вы берете готовый фразеологизм, а не составляете его заново.
Задание 2: Разберите фразеологизмы бить баклуши, реветь белугой, дело в шляпе. Можно ли их разделить?(Ответы детей)
Да, они целостные по значению. А откуда же они к нам пришли?
Своё домашнее задание нам представляют ребята I группы – Они исследовали происхождение этих фразеологизмов и сейчас об этом расскажут.
Учитель: Переходим к следующему заданию.
Задание 3 (по группам): Определите, какое значение имеют данные фразеологизмы (используйте словарь)
I группа – положа руку на сердце, попасть впросак, брать в свои руки.
II гр. – собаку съесть, точить балясы, бить ключом.
III гр – диву даваться, держать камень за пазухой
Предоставляем слово II группе. Они нам расскажут о фразеологических оборотах. (Сообщения ребят: д/з работа с дополнительной литературой).
Чтобы закрепить это понятие, выполним задание.
Задание 4 (по группам): Из заключенных в скобки слов выберите слово, подходящее для состава фразеологического оборота.
I гр. – Я понимаю, в чей (огород, сад) вы бросаете камешки, когда говорите ,что эта книга плохая.
II гр. – Он долго решал эту задачу и в конце концов окончательно (вошел, стал) в тупик.
III гр – Всю ночь у меня болели зубы, и я ни на минуту не (закрыл, сомкнул) глаз.
Учитель: Встречались ли вы в разговорной речи с фразеологизмами? На этот вопрос ответят ребята III группы. Они готовили домашнее задание по этой проблеме.
Задание 5: Придумайте предложения с разговорными и просторечными фразеологизмами.
I гр. – мурашки по спине бегают.
II гр. – хоть лопни.
III гр – не видеть света белого.
Учитель: Подведем итог нашей совместной деятельности на уроке.
Продуктом нашей работы будет «Живая газета». Творческое задание каждой группе:
Вы должны изобразить фразеологизм в виде рисунка на ватмане, так, чтобы ребята угадали, какой изображен фразеологизм.
Посмотрим, что у вас получилось.
Так почему же так назван наш урок «Языковые самородки»? (Ответы детей)
Если мы дали ответ на этот вопрос, то наш учебный проект удался.
А теперь оценим вашу работу на уроке. Перед вами лежит оценочный лист. Проставьте оценку по 5-балльной системе себе и товарищам по группе.
Оценочный лист
ученика 6 класса
ФИО
Самооценка | Оценка товарищей | Оценка учителя | Итоговая оценка |
|
|
|
|
Домашнее задание: Напишите сочинение-рассказ, используя фразеологизмы.
– Спасибо за урок! Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. Молодцы!
Урок-исследование на тему: «Что за слова: здравствуйте, пожалуйста, спасибо?» по русскому языку для учащихся 6 класса.
Учитель русского языка и литературы Суюндикова Минзаля Юлаевна МБОУ «Аллабердинская СОШ»
«Что за слова: здравствуйте, пожалуйста, спасибо?»
Этикетные слова Этикетные слова в речи нам нужны всегда Слово «здравствуй» и «прощай» Ты почаще повторяй. О «спасибо» не забудь, Всегда вежливым ты будь! Говори: «Благодарю! То слово вам дарю!» И «пожалуйста» всегда Говорите всем, Тогда в просьбе отказать не смогут, Будут рады вам помочь. «Здравствуй, до свидания, с добрым утром, Добрый день» - повторять нам вновь не лень. И «пожалуйста, спасибо» И «пожалуйста, спасибо» Говорю до сотни раз. Это просто некрасиво Забывать про них подчас. Мы живём среди людей! Уважайте же людей! Вам сторицею воздастся. И не надо притворяться, Что слова те не нужны, Они в речи так важны.
Проблема: «К каким частям речи относятся слова: здравствуйте, пожалуйста, спасибо?»
Гипотеза: Данные слова – остатки повелительного наклонения глаголов. Часть речи – междометия.
Учебные цели: 1. Определить: положение в системе частей речи слов здравствуйте, пожалуйста, спасибо. 2. Повторить особенности образования повелительного наклонения глаголов. 2. Повторить особенности образования повелительного наклонения глаголов. 3. Актуализировать знания о междометии как части речи. 3. Актуализировать знания о междометии как части речи. 4.Установить причинно- следственные связи между данными словами и особенностями глаголов, междометий. 4.Установить причинно- следственные связи между данными словами и особенностями глаголов, междометий. 5. Выяснить этимологию слов : здравствуйте, пожалуйста, спасибо. 5. Выяснить этимологию слов : здравствуйте, пожалуйста, спасибо. 6. Формировать умение правильно использовать в речи данные слова.
Дидактические цели: 1.Повысить интерес к языку и употребляемым словам. 1.Повысить интерес к языку и употребляемым словам. 2.Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; 3.Совершенствование навыков исследовательской деятельности; 4. Формирование навыков работы в команде. 5. Приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации. 2.Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; 3.Совершенствование навыков исследовательской деятельности; 4. Формирование навыков работы в команде. 5. Приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации. 6. Воспитание вежливости. 6. Воспитание вежливости.
Основополагающие вопросы: Слова здравствуйте, пожалуйста, спасибо- глагол или междометия? Какое у них место в системе частей речи?
Результаты исследований: Презентация исследовательской деятельности учащихся 6 класса. Презентация исследовательской деятельности учащихся 6 класса. Таблица. Таблица. Сочинение- рассуждение. Сочинение- рассуждение.
Этапы работы: -формирование целей исследования; -формирование групп для проведения исследования; -работа в группах -подготовка презентации, составление таблицы, написание сочинений (выбор за группой остается) -защита проекта, таблицы, сочинения. -коллективное обсуждение, результаты оценки.
Работа в группах: 1 группа: Исследование этимологии слов. Здравствуй- образовано морфолого-синтаксическим путем на базе формы 1 лица ед.ч. глагола здравствовать- «приветствовать». Здравствуй вместо здравствую в результате отпадения безударного у. Здравствуй- образовано морфолого-синтаксическим путем на базе формы 1 лица ед.ч. глагола здравствовать- «приветствовать». Здравствуй вместо здравствую в результате отпадения безударного у. Спасибо- представляет собою сращение спаси богъ, с отпадением после падения редуцированного ъ и конечного г (ср. укр. спасибi ). Спасибо- представляет собою сращение спаси богъ, с отпадением после падения редуцированного ъ и конечного г (ср. укр. спасибi ). Пожалуй- вероятно, из пожалую- «сделано это для тебя» ( ср. благодарствуй). Конечное безударное у отпало. Пожалуйста от пожалуй сударь. ( Н.М.Шанский, В.В.Иванов, Т.В.Шанская. Краткий этимологический словарь русского языка.) Пожалуй- вероятно, из пожалую- «сделано это для тебя» ( ср. благодарствуй). Конечное безударное у отпало. Пожалуйста от пожалуй сударь. ( Н.М.Шанский, В.В.Иванов, Т.В.Шанская. Краткий этимологический словарь русского языка.)
2 группа: Выявление особенностей глаголов и их употребления. Здравствовать- здравствуй (те) Здравствовать- здравствуй (те) Ср. отрезать- отрезай (те) Ср. отрезать- отрезай (те) Спасти- спаси (те) посмотреть- посмотри (те) Спасти- спаси (те) посмотреть- посмотри (те) Пожаловать- пожалуй (те) посоветовать- посоветуй (те) Пожаловать- пожалуй (те) посоветовать- посоветуй (те) Все это формы повел. накл. Все это формы повел. накл. Особенности употребления: участвуют в образовании предложений, выражают побуждение к действию, являются членами предложений.
3 группа: Повторение междометий и их употребления. Особенности употребления: могут образовывать предложение, выражают чувства говорящего, не являются членом предложения, активны только в разговорной речи, на письме выделяются запятыми. (Ср.-Ура! Особенности употребления: могут образовывать предложение, выражают чувства говорящего, не являются членом предложения, активны только в разговорной речи, на письме выделяются запятыми. (Ср.-Ура! -Ой, а это кто?) -Ой, а это кто?)
4группа: Употребление в речи слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, ситуации. Пример ситуаций. -Здравствуй, как дела? -Скажите, пожалуйста, как пройти в библиотеку? -Спасибо за участие. -Здравствуйте! Вывод: образуют самостоятельно предложение, активны только в разговорной речи, слова здравствуйте, пожалуйста на письме выделяются запятыми, не являются членами предложения.
Общий вывод слова здравствуйте, пожалуйста, спасибо-остатки форм повел. накл. глаголов. Но! Они потеряли свое значение. слова здравствуйте, пожалуйста, спасибо-остатки форм повел. накл. глаголов. Но! Они потеряли свое значение. Здороваемся, выражаем просьбу и благодарим мы друг друга с помощью этих слов из-за этикета, забывая их истинное значение. Таким образом, данные слова междометия! Здороваемся, выражаем просьбу и благодарим мы друг друга с помощью этих слов из-за этикета, забывая их истинное значение. Таким образом, данные слова междометия!
Таблица Здравствуйте Пожалуйста Спасибо От глаголов: От междометий: Остатки повел. накл. Выражают отношения Не являются членами предложения Активны в разговорной речи Выделяются на письме запятыми
Рефлексия учащихся. Сегодня я понял____________________________ Сегодня я понял____________________________ Я узнал__________________________________ Я узнал__________________________________ Мне понравилось____________________________ Мне понравилось____________________________ Я буду__________________________________ Я буду__________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012
Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....
Использование технологии проектного обучения в организации учебно-исследовательской деятельности
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования потребовали применение новых методов обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечес...
Использование технологии проектного обучения как способ развития информационной культуры школьников в учебной деятельности
Современное информационное общество предъявляет особые требования к системе образования:формирование в обществе высокого уровня информационной культуры (область культуры, связанная с функциониро...
Использование технологии проектного обучения в процессе преподавания иностранного языка на старшей ступени средней общеобразовательной школы.
Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет обучающимся видеть практическую пользу от изучения ИЯ. Следствием этого является повышения интереса к учебному предм...
Практико-значимый проект на тему: "Использование технологии проектного обучения на уроках иностранного языка в среднем звене".
Цель: показать необходимость использования технологии проектного обучения на уроках иностранного языка (на примере английского языка) на среднем этапе обучения....
Разработка урока с использованием технологии проектного обучения.
Обобщающий урок по теме: «Основы экологии»Тип урока – урок комплексного применения ЗУН учащимися.Дидактическая цель: создать условия для анализа и комплексной оценки экологического состояния среды в д...
Использование технологии проектного обучения на уроках истории и обществознания
В процессе проектной деятельности, как и в исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного исследования:- возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование ги...