Разработка урока с использованием технологии проектного обучения.
план-конспект урока (биология, 11 класс) на тему

Алимпиева  Галина Александровна

Обобщающий урок по теме: «Основы экологии»

Тип урока – урок комплексного применения ЗУН учащимися.

Дидактическая цель: создать условия для анализа и комплексной оценки экологического состояния среды в данной местности.

 Цели по содержанию:

Образовательная: проверить степень сформированности знаний о строении  экосистем, круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах, а также формировать у учащихся умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Развивающая: продолжить развивать  умения объяснять влияние экологических факторов на организмы, взаимосвязи  организма и окружающей среды, причины нарушений развития организмов, необходимости сохранения многообразия видов; выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности и оценивать последствия  собственной деятельности в окружающей среде.

Воспитательная: воспитывать позитивное, целостное отношения к живой природе,   соблюдать правила поведения в окружающей среде.

Методы: поисковый, исследовательский, проблемный, репродуктивный.

Обучение навыкам учебного труда: сравнивать, обобщать, делать выводы, самоконтроль.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Средство обучения: литература (см. приложение 1).

Данное учебное занятие проведено в X! классе. По программе на изучение этой темы выделяется 15 часов. Предварительно получив задание создать творческий проект по теме: «Проведение экологической экспертизы экосистемы нашей местности ». Учащиеся разбились на группы по интересам 4 – 6 человек в  каждой, получили задание  с учетом способностей и возможностей. Был назначен ответственный, который координировал и направлял работу всей группы.

 Самостоятельную творческую работу над проектом одиннадцатиклассники выполняли, в течение четырех недель, отчет приурочили к заключительному уроку по теме: «Основы экологии».

  Работа над проектом позволяет учащимся объединиться по интересам, обеспечить им разнообразие ролевой деятельности, равноправие и свободу выражения  идей.                                         

                                                      ХОД УРОКА

     Урок проходит в форме конференции, на который  осуществляется презентация  творческих проектов.

 1.Организационный момент.

 2.Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня вашему вниманию мы предлагаем тему, которая для вас  не является совершенно новой: «Основы экологии».

- Что изучает экология и зачем необходимо знать ее основы каждому человеку?

(Учащиеся формулируют цель урока).

 3.Изучение новой темы.

1)Вступительное слово ведущего (член научного общества Поспелова Оксана) XX век породил экологические проблемы и тревоги. Надежды на разумное их разрешение в  век XX1.

   Определяющие черты развития экосоциальных связей человечества в будущем -реальная угроза всеобщего экологического кризиса и реальная надежда на его предотвращение, благодаря широкому природоохранному движению и всеобщему экологическому образованию.

   Два главных процесса определяют историю развития связей человечества:

    -возрастающая эмансипация человека от среды обитания;

    -нарастающая его энерговооруженность, движущая за собой беспрецедентное усиление давления одного вида на среду своего обитания, на биосферу Земли.

   Человечество развивается с ускорением. Появившись около 50 тыс. лет назад, Человек разумный, образно говоря, мчится все стремительнее. Вот он ворвался в XX1 век и бежит неведомыми дорогами третьего тысячелетия. Вопрос вопросов: как долго?

2) Просмотр фрагментарного видеофильма по основным экологическим проблемам.

3) Презентация творческих проектов, (см. приложение на диске)

4) Заключительное слово ведущего.

   С возникновением человека разумного экологические связи человечества качественно изменились. Около 50 тыс. лет они развиваются как экосоциальные. При этом их социальный компонент, особенно в крупных городах, сегодня все более отчетливо доминирует над экологическим.

   Тенденция роста крупных городов и негативные последствия этого процесса прогнозируются на будущее. Поэтому, прежде всего, необходимо снижение всех видов загрязнения городской среды и совершенствование системы жизнеобеспечения населения.

 Банальная истина, что все люди, включая жителей самых больших городов, не могут нормально существовать без удовлетворения полного спектра биологических потребностей, настоятельно требует сохранять и восстанавливать их экологические связи. Особенно важны в этом плане расширение возможностей пребывания горожан в природных экосистемах и экологизация городской среды.

 

4. Итог урока.

 -Почему формирование экологического сознания имеет первостепенное значение для развития современного человеческого общества?

- Почему наше общество можно отнести к «обществу одноразового потребления»?

- Как вы считаете, сможет ли человечество преодолеть экологический кризис?

5.Рефлексия.

 - Что вы узнали нового на уроке?

 - Чему научились, изучая основы экологии?

 - Где можно применить полученные вами знания, умения и навыки?

Большое спасибо за работу на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Используемая литература:

1.Биология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Е.А.Якушкина и др.- Волгоград: Учитель, 2009. -186 с.

2.Биология. 6-11 классы. Конспекты уроков: семинары, конференции, формирование ключевых компетенций /авт.– сост. И.Н. Фасевич и др. – Волгоград: Учитель 2009. – 223 с.: ил.

3.Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника /авт. - сост. Г.В.Чечедникова. – Волгоград: Учитель,2009. – 207 с.: ил.

4.Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт. - сост. В.А. Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.: ил.

5.Каменский, А.А. Общая биология. 10-11 класс : учеб. Для общеобразоват. учреждений / А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005. – 367 с.: ил.

6.Кулев А.В. Общая биология. 11 класс: Метод. Пособие. - СПб.: «Паритет», 2005.-224с. (Серия «Поурочное планирование».)

7.Экология. Элективные курсы. 10-11 класс / авт. – сост. М.В. Высотская. – Волгоград: Учитель, 2007. – 127 с.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon mini-proekt_6_klass.ppt715.5 КБ
Office presentation icon mini-proekt_7_klass.ppt2.55 МБ
Office presentation icon mini-proekt_7a_klass.ppt2.75 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мини-проект по Биологии за курс «Бактерии, грибы, растения» Класс Двудольные. Семейство: Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные. Выполнили: Ученицы 6 « Б» класса МОУ СОШ №2 Паршина Алина Абрамушкина Екатерина Ермачкова Ольга Першина Александра Заводоуковск 2010г.

Слайд 2

Цели и задачи. Цель: Научиться различать семейства по характерным признакам. Задачи: 1)Изучить материал по данным семействам. 2)Совершенствовать умение получать и использовать информацию при работе с мини-проектом 3)Развивать способности самостоятельно и творчески мыслить.

Слайд 3

Систематика растений. Класс двудольные Семейство бобовые Семейство пасленовые Семейство сложноцветные Род: клевер Вид: Клевер луговой Род: Паслен Вид: Паслен красный Род: Одуванчик Вид: Одуванчик лекарственный

Слайд 4

Общая характеристика Класса Двудольные Растения принадлежащие к классу двудольных имеют: зародыш с двумя семядолями, стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев, в стеблях проводящие пучки расположены в центре или имеют вид кольца. Но определить, к какому классу следует отнести растение используя только один признак, не всегда возможно.

Слайд 5

Разнообразие двудольных Общее число видов растений- свыше 2 5 0 000 (около 10 тыс. родов и 300 семейств).Наиболее крупные семейства: крестоцветные(380 родов и около 3200 видов) розоцветные(около 115 родов и более 3000 видов) так же к крупным семействам относятся сложноцветные, пасленовые, мотыльковые.

Слайд 6

Общая характеристика семейства бобовые. Бобовые растения являются накопителями азотистых веществ в почве, богаты белками. Велика их роль в образовании почвенного покрова, среди них много ценных пищевых и кормовых растений. Имеются ценные древесные и декоративные растения.

Слайд 7

Строение бобовых Цветок бобовых имеет неправильную форму, околоцветник двойной, чашечка из 5 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 лепестков. Формула цветка: Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1. Относятся: клевер, желтая акация, люпин, белая акация, донник, горох, фасоль, соя и т.д.

Слайд 8

Общая характеристика семейства пасленовые. Семейство пасленовых включает 90 родов и около 2900 видов. Это травы, кустарники и небольшие деревья с очередными простыми листьями.

Слайд 9

Общая характеристика семейства пасленовые Все пасленовые имеют одинаковое строение цветков и плодов. Плоды либо ягоды(паслен черный, томат), либо коробочки(петуния, дурман, белена). Самое известное растение семейства пасленовых- картофель. В настоящее время выведено много сортов картофеля. Цветки- обоеполые. Тычинок обычно 5, пестик один. Плод- коробочка, ягода. Формула цветка *Ч(5)Л(5)Т(5)П1. К этому семейству относятся: паслен черный, картофель, перец, баклажан, табак и томат.

Слайд 10

Семейство сложноцветные Это семейство включает до 1300 родов и более 25000 видов. Это многолетние или однолетние травы, полукустарники реже кустарники, лианы или небольшие деревья.

Слайд 11

Общая характеристика семейства сложноцветных В семействе сложноцветных очень много декоративных растений: астры, георгины, маргаритки, хризантемы и др. Многие сложноцветные являются лекарственными: ромашка аптечная, девясил, мать-и-мачеха, пижма и др. Есть среди сложноцветных и сорняки: бодяк полевой и осот полевой.

Слайд 12

Строение сложноцветных Соцветие- корзинка. Цветки трубчатые, воронковидные, язычковые. Формула цветка: Ч(5) Л(5) Т(5) П(1). Относятся: одуванчик, василек, астра, бодяк, пижма.

Слайд 13

Растения из Красной книги Тюменской области Не смотря на запрет, чаще всего собирают следующие виды: Прострел желтеющий(подснежник) Адонис весенний Ирис сибирский Лилия кудреватая(саранка) Рябчик малый

Слайд 14

Занимательные материалы 1)К какому семейству относится перец? 2)Как еще можно назвать семейство бобовые? 3)Однодольные и … 4)Какие растения накапливают азотистые вещества? 5)Какую форму имеет цветок бобовых? 6)Соцветие- …(у сложноцветных) 7) «Цветок солнца» 8)Урок на котором мы находимся.

Слайд 15

Список использованной литературы Энциклопедия по биологии: Статьи- Иван Губанов; Редактор- Мария Аксенова; Научный редактор- Григорий Вальчек Биология(6 класс): Владимир Пасечник.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнили: Ильиных Екатерина, Качайкина Анастасия, Гордиевская Анна, Забоева Татьяна. Ответственная: Ильиных Екатерина. Проверила: Горшкова Галина Александровна. Млекопитающие

Слайд 2

Китообразные: 1)Форма тела обтекаема 2)Кожа не имеет шерстяного покрова 3)Передние конечности в виде плоских ласт 4)Дышат с помощью лёгких 5)Под кожей накапливается жир, обеспечивающий постоянство температуры тела Характерные признаки отряда Китообразные

Слайд 3

Ластоногие: 1)Их конечности напоминают плавники 2)Пальцы соединены плавательной перепонкой 3)Нормальное положение их на суше- лежачее 4)Наружные уши могут отсутствовать 5)Волосяной покров редуцирован Характерные признаки отряда Ластоногие

Слайд 4

Хоботные: 1)Мощные длинные бивни в ротовой полости 2)Хобот 3)Хоботом слоны дышат и пьют воду 4)Кожа у слонов толстая, морщинистая, лишена волосяного покрова Характерные признаки отряда Хоботные

Слайд 5

Хищные: 1)Клыки 2)Пальцы вооружены когтями 3)Хорошо развит головной мозг 4)Мощные конечности Характерные признаки отряда Хищные

Слайд 6

Китообразные – главным образом морские животные, распространены всесветно; некоторые из них живут в крупнейших реках Америки(Амазонка, Ла-Плата) и Азии(Янцзы, Инд). Места обитания отряда Китообразные

Слайд 7

Представители отряда- обитатели преимущественно холодных вод(тихоокеанский сектор Арктики, мелководные окраины Северного Ледовитого океана и т.д.). Лето проводят в Чукотском, а зиму в Беринговом морях. Места обитания отряда Ластоногие

Слайд 8

Медведи, волки, лисы, росомахи, рыси, ягуары, пумы, встречаются в Северной Америке, Южной Америке, Азии, Европе. Но есть такие виды, которые встречаются только в Северной Америке- это пума, ягуар и серая лисица. Места обитания отряда Хищные

Слайд 9

В отряде два вида слонов с несколькими подвидами. Индийский слон обитает в Индии, а Африканский слон обитает в Африке. Но есть такие виды, которые встречаются и в Америке. Места обитания отряда Хоботные

Слайд 10

Представители Слон Касатка Медведь Морж Отряд Хоботные Отряд Китообразные Отряд Ластоногие Отряд Хищные

Слайд 11

В нашей местности обитают такие млекопитающие отряда Хищных: Лисицы Волки Енотовидные собаки Медведь бурый Медведь белый Домашние кошки Виды,обитающие в нашей местности

Слайд 12

Китообразные: Гладкие киты: Гренландский, Японский, Серый, Синий, Финвал, Сейвал, Горбач. Зубатые киты: Афалина, Дельфины белобокий, беломордый, серый, касатка чёрная, нарвал, бутылконос, клюворыл, ремнезуб. Охраняемые виды Повсеместно

Слайд 13

Ластоногие: Моржи: Атлантический, Лаптевский Тюлени: Обыкновенный, островной или Курильский, серый или длинномордый, белобрюхий. Нерпы: Ладожская, Балтийская кольчатая. Охраняемые виды Повсеместно

Слайд 14

Хищные: Песец командорский или медновский Волк красный Медведи серый и Курильский Тигр Амурский Леопарды Восточносибирский и переднеазиатский Барс Снежный или ирбис Кот лесной амурский Охраняемые виды Повсеместно

Слайд 15

В Красную книгу Тюменской области занесено несколько млекопитающих – это Гренландский кит Атлантический морж Белый медведь Охраняемые виды в Тюменской области

Слайд 16

Хищные: Собачьи: Серая лиса Рыжий волк Енотовидная собака Медведи: Медведь бурый Медведь белый Кошачьи: Редкие домашние кошачьи виды Охраняемые виды в Заводоуковском районе

Слайд 17

Пристрастия кошек к мышам имеет физиологическое объяснение: в шерсти мышек много серы, необходимой кошкам, чтобы не лысеть. Считается, что слоны боятся мышей: мышь может залезть в хобот- и слон задохнётся. Дельфины имеют одну сросшуюся ноздрю, которая успешно снабжает кислородом весь организм Масса крови у ластоногих составляет 10-15% массы всего тела. Рубрика "Это интересно"

Слайд 18

Сидит на окошке кошка: лапы, как у кошки, уши, как у кошки, но не кошка. Кто это? Зимой спит, Летом ульи ворошит. Кто осенью холодной Ходит хмурый и голодный? Гладишь – ласкается, Дразнишь – кусается. Может плавать целый день в ледяной воде… Без собаки зайца не поймаешь. Бей медведя, не бей медведчика. Занимательный материал

Слайд 19

Китообразные: Киты дают человеку много полезных продуктов. Кроме мяса, большую ценность представляет китовый жир(ворвань), идущий на изготовление мыла и косметических кремов. Хозяйственное значение

Слайд 20

Ластоногие: Моржовые бивни очень ценный поделочный материал, из них делают украшения также, как из слоновой кости. И из-за своих бивней эти животные долгое время были объектом неумеренного промысла. Хозяйственное значение

Слайд 21

Хоботные: У хоботных человек ценит бивни и слоновую кость. Из слоновой кости очень популярны поделки и украшения. Хозяйственное значение

Слайд 22

Хищные: Люди охотятся на них в первую очередь из-за меха, ведь тела всех хищных покрыты шерстью. Но ещё очень популярно иметь чучело любого хищного зверя. Хозяйственное значение

Слайд 23

Учебник по биологии авторов: В.В. Латюшин В.А. Шапкин Сайты в Интернете: www . mammals . ru www . worldofnature . ru www . bigpi . biysk . ru Литература


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мини- проект на тему: Класс Млекопитающие Семейство: Парнокопытные и Непарнокопытные . Выполнили: Вищеня Алексей, Елсуфьев Алексей, Захаров Андрей, Колосов Олег. Проверила: Горшкова Галина Александровна .

Слайд 2

Цель : Изучить характерные признаки семейства парнокопытные и непарнокопытные, места обитания, представителей и их значение. Задачи: 1.Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернет сгруппировать изученный материал и составить мини-проект по данной теме; 2. Выявить охраняемые виды Тюменской области; 3. Раскрыть значение в природе и жизни человека. 4. Подобрать занимательный материал.

Слайд 3

Характерные признаки Парнокопытные К этому отряду относятся животные среднего и крупного размера с тонкими длинными ногами, оканчивающимися двумя пальцами, реже четырьмя. Концы пальцев одеты в роговые чехлы — копыта. Первый палец всегда отсутствует. Ноги приспособлены к движению в одной плоскости, параллельной среднему продольному сечению туловища. Самцы (редко самки) многих копытных имеют рога. Непарнокопытные Этот отряд объединяет копытных, характеризующихся тем, что наибольшего развития у них достигает третий палец, через который проходит ось конечности, другие же пальцы развиты слабо или совсем отсутствуют. У непарнокопытных нет ключиц; желудок простой. Пара сосков только одна (в паховой области).

Слайд 4

Места обитания. Районы: Обитают в степях, в лесостепях, в пустынях, встречаются в лесах, в тундре, живут на предгорьях, в горах, больше всего встречаются на равнинах и низменностях. Материки: Россия, Африка, Австралия, Антарктида, Европа и Азия (Юго-Восточная), Америка (центральная, южная), в домах.

Слайд 5

Представители Верблюды, антилопы, сайгаки , жирафы, свиньи, кабаны, козы, бегемоты, бараны, лоси, куду, косули, зубры, олени, тапиры, куланы, носороги, лошади, архары, ослы, зебры, и т. д.

Слайд 8

Виды обитающие в нашей местности Кабаны, Олени, Козлы, Лоси, Свиньи, Бараны, Лошади.

Слайд 9

Роль Парнокопытных и Непарнокопытных в природе в жизни человека Регулируют рост растительности; Участвуют в круговороте веществ; Одомашнены для получения продуктов питания и выполнение хозяйственных работ.

Слайд 10

Охраняемые виды Антилопы -некоторые виды охраняются; Свиньи -2 вида находятся под союзом охраны природы и природных ресурсов; Карликовый бегемот- редок, занесён в Международную Красную книгу; Косуля -В ряде мест находится под охраной; Олени -11 видов и 20 под видов в Красной книге Международного Союза охраны природы и природных ресурсов; Тапиры -3 вида в Красной книге Международного Союза охраны природы и природных ресурсов; Куланы - повсеместно охраняются,2 вида сирийский и индийский кулан занесены в Международную Красную книгу; Носороги -все виды внесены в Красную книгу МСОП.; Дикие лошади- занесены в Международную Красную книгу; Дикий осёл- занесён в Международную Красную книгу; Зебры -многие виды занесены в Международную Красную книгу.

Слайд 11

Рублика это интересно Ранее в русском языке слово жираф употреблялось в женском роде — жирафа. Шансы людей, работающих с лошадьми, заболеть диабетом на пятьдесят процентов меньше, чем у остальных. Самой крупной представительницей диких лошадей стала зебра, которая имела полтора метра в холке и около двух с половиной метров в длину. Благодаря особому расположению глазных яблок на голове ,лошади видят на все 360 градусов, за исключением двух «мертвых» точек: прямо перед лбом и небольшой участок сзади шеи. Лошади довольно хорошо видят в темноте, особенно четко различают яркие предметы.

Слайд 12

Занимательный материал Рвать цветы легко и просто Детям маленького роста. Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок — (С. Я. Маршак, «Жираф».) Веток хруст в лесу, То тут, то там. Ищет жёлуди... (кабан) Две головы, шесть ног : две смирно лежат, а четыре ходят (всадник на коне) Я очень забавна, скачу я и бегаю, а в фильме цветном я всегда черно – белая (Зебра )

Слайд 13

Литература: Учебник по биологии 7 класс авторы: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Сайты в Интернете: www . mammals . ru www . worldofnature . ru www . bigpi . biysk . ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....

Использование технологии проектного обучения в организации учебно-исследовательской деятельности

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования потребовали применение новых методов обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечес...

Использование технологии проектного обучения как способ развития информационной культуры школьников в учебной деятельности

Современное информационное общество предъявляет особые требования к системе образования:формирование в обществе высокого уровня информационной культуры (область культуры, связанная с функциониро...

Практико-значимый проект на тему: "Использование технологии проектного обучения на уроках иностранного языка в среднем звене".

Цель: показать необходимость использования технологии проектного обучения на уроках иностранного языка (на примере английского языка) на среднем этапе обучения....

Использование технологии проектного обучения на уроках истории и обществознания

В процессе проектной деятельности, как и в исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного исследования:- возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование ги...

Урок по истории с использованием технологии проектного обучения "Русь и Золотая Орда"

Урок изучается в рамках курса "История Росии с древнейших времен до XVI века" и предполагает возможность использования технологии проектного обучения для изучения нового материала...

Методическая разработка урока с использованием технологии проектного обучения

Урок-проект  в 6 классе по теме «Фразеологизмы». «Языковые самородки»...