анализ повести :"В дурном обществе"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Короленко:В дурном обществе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный предмет: литература.

Класс: 5 класс.

Цели урока: 

Ι. Образовательные: проанализировать главы повести (образ Васи; образ Валека, Маруси, Сони; отношения Васи с отцом); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать  свои мысли, оценивать поступки героев,  делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;  развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

Задачи: регулятивных УУД:  самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию,   умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

познавательных УУД:  формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.

коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

ХОД УРОКА

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Желаю, чтобы сегодняшний урок принёс вам только радость. Давайте вместе произнесём нашу формулу удачи: улыбка – настроение, вера в себя – результат. Подарите друг другу улыбки,  и начнём занятие.

  1. Проверка домашнего задания

- Мы продолжаем с вами, ведомые человеком - легендой Владимиром Галактионовичем Короленко искать правду, истину и справедливость, в которую верил писатель

Вспомните: - О чём мечтал Короленко?

                    - Что не давало ему покоя до конца его дней?  

( Он мечтал, что со временем насилие всякого рода исчезнут, и народы, как и отдельные люди, станут братьями. Он считал, что только в дурном обществе дети и старики могут умирать  от голода, люди одной национальности унижаться и даже уничтожаться людьми другой национальности).

- Дома вы дочитали повесть «В дурном обществе». Работаем в парах. Восстановите последовательность эпизодов. Для более продуктивной работы в паре вам в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки– «3».

Карточка

Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе». Поставьте номера 1-10

1.Жизнь в Княж-городке.

2.Знакомство с Валеком и Марусей.

3.Смерть матери.

4.История с куклой.

5.Пан Тыбурций и его дети.

6. Смерть Маруси.

7. Знакомство  Васи с Тыбурцием.

8. Болезнь Маруси.

9.Исчезновение Тыбурция и Валека.

10. Примирение отца с сыном.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1. Составление кластера

- От чьего имени ведётся рассказ?

- Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)

- Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет)

- На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)

- Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…) 

Выстраивается схема

Образ литературного героя (портрет; внутренние переживания поступки героя, влияние на окружающих; жесты, мимика; отношение других действующих лиц к данному герою;  имя; обстановка)

        

IV.  Постановка учебной задачи.

- Ребята, чтобы определить тему нашего урока, я вам подготовила подсказки.

Прочитайте цитату. «Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни…»

- Сможете сформулировать тему урока?

Цитата  2. «Малый был в «дурном обществе», но не сделал «дурного дела».

- Выделите ключевые слова в цитате.

   (дурное общество, дурные дела)

- Как вы понимаете, что такое общество?

 (работа со словарём)

Общество. 1)это совокупность людей, объединённых социальными формами совместной жизни и деятельности.

                  2) та или иная среда людей.

- А что такое «дурное общество»?

(общество, в котором люди причиняют друг другу зло, обижают слабых, забывают о добрых поступках)

- А какие поступки мы считаем добрыми?

(совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой).

- А злыми?  (во вред другим, для достижения собственных целей)

-Как вы думаете, где существуют добро и зло- во внешнем  окружающем нас мире или в душе человека?

(в душе)

- Можно ли однозначно оценить человека, добрый он или злой?

(не можем. «В душе человека постоянно  происходит борьба добра и зла, человеку свойственны нравственные «взлёты» и «падения»)

-  А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.

( «Дурное общество» и дурные дела

V. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.

- Каким мы видим Васю в начале повести?

(чтение 1 абзаца)

(Герой Короленко мальчик, но у него есть свой жизненный опыт, свои мнения, свои этические принципы. Вася страдает, ребёнок потерял маму, а со смертью матери теряет и отца. Он чувствует себя обездоленным и покинутым, предоставленным самому себе).

«Я же рос, как дикое деревце в поле».

- А кто для вас самый близкий человек?

(Родители.  Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически и впитывают в себя всё, что сделает их хорошими, добрыми людьми).

- А как относятся к Васи дома?

«Все звали меня бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я, наконец, и сам проникся этим убеждением».

- Какая пропасть разделяла отца и сына, самых близких людей?

« С шести лет я уже испытывал ужас одиночества».

- Из холодного семейного очага Вася попадает в «дурное общество», где впервые он почувствовал себя нужным, узнал тепло настоящей дружбы.

«Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни…»

- Мы попадаем в провинциальный городок Княжье Вено.

- На что обратит внимание впервые попавший туда человек?

- Какое настроение создаёт этот пейзаж?

- Неужели нет в этом городе ничего интересного?

- Какие эпитеты помогают создать этот образ?

 Работа с эпитетами

- Итак, обобщим наши наблюдения.

(Атмосфера мрака и разложения веет с этих страниц повести, но самое страшное – не умершие здания, а люди, которых писатель называет «могильными червями»)

2. Отношение Васи к «тёмным личностям».

- Как Вася относится к «тёмным личностям»?

(У Васи сердце сжимается от жалости к людям, оставшимся без крова. Перед нами мальчик с чуткой нежной душой, страдающий от непонимания близких, способный почувствовать боль другого. Но мир, в котором он существует, формирует его взгляды. Нищенствовать – плохо, воровать – нехорошо, бродяжничать – дурно. Он ведь считает себя дурным «сыном почтенных родителей, который не щадит семейного счастья»).

«Образ за образом, впечатление за впечатлением ложились на душу яркими пятнами, я узнал и увидел много такого, чего не видали дети старше меня».

3. Физминутка

-С кем знакомится Вася в старой часовне?

 (читают заранее подготовленные ученики)

- Почему встреча, грозившая закончиться дракой, переросла  в крепкую дружбу?

- Какие открытия сделал Вася в этот день?

(Он узнал, что «дети могут жить без дома». Но Васю не смущает, что новые друзья принадлежат к «дурному обществу», для него они – дети, с которыми ему  интересно, а всё остальное не имеет значения).

«Дети играют с детьми, а не с их родителями».

- Наблюдая за отношениями Тыбурция к Валеку и Марусе, Вася видит, что люди, лишённые самого необходимого в жизни, не утратили любовь друг к другу. 

 « Я не знал ещё, что такое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди, и я  посмотрел на своих друзей, точно увидел  их впервые…»

- К теме сиротства, одиночества добавляется тема умирания и это связано с образом Маруси. Впечатления обречённости Маруси усиливается сопоставлением девочки с сестрой Васи Соней.

7. Работа с текстом. СЛАЙД

- Какую роль сыграла детская игрушка  в жизни Маруси и Васи?

Маруся  

«Действие этой нарядной барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания.  Маруся, которая увядала , как цветок осенью, казалось, опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своей новой знакомой… Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку,   и по временам даже бегала, по –прежнему шлёпая по полу слабыми ногами».

Вася

«Зато мне эта кукла доставила очень много тревожных минут…»

(воспроизведение эпизодов)

- Родной отец считает сына вором. И это ещё больше разделяет отца и сына.

-Кто помогает разрушить стену непонимания между ними?

(Тыбурций.

  1.  Сначала он говорит Васе: «Храни тебя Бог подумать плохо об отце. У твоего отца есть сердце, он знает много… Он самый лучший человек в городе…»)
  2. Разговаривает  с отцом Васи в доме судьи.

«Малый был в «дурном обществе», но не сделал «дурного дела»».

-Мы не знаем, что Тыбурций говорил судье. Но можем предположить.  

(мнения ребят).

- Как вы понимаете слова Васи: «И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына»?

- Чем похож Вася на отца?

VI.  Итог урока. Включение нового  знания в систему.

-Как вы понимаете слова Тыбурция?

(отец и сын открыли для себя друг друга)

- Вспомним проблемный вопрос нашего урока:  как и почему изменился Вася за столь «небольшой промежуток времени»?

VIII. Информация о домашнем задании.

Составьте список человеческих качеств, которые проявляет Вася.

IX.Рефлексия деятельности.

- Каждый из нас творец своего мира. Чего в нашем мире больше: добра или зла?

ВМ. Шукшин говорил: «Не было бы на земле хороших людей, жизнь давно бы прекратила своё существование».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В дурном обществе» (по повести В.Г.Короленко). Смысл названия повести.

Урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью (использование элементов технологии проблемного обучения).Обучающиеся осознают смысл названия повести, научатся понимать  содержа...

Конспект урока литературы "Дурное общество и дурные дела" ( по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе")

Учебный предмет: литература.Класс: 5 класс.Автор УМК  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин  Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.Тема урока:  «...

Нравственные уроки повести "В дурном обществе" В. Г. Короленко

Презентация предназначена для проведения заключительного урока по повести Короленко "В дурном обществе"...

Урок в 5 кл. Роль дружбы в жизни Васи и других героев повести (по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

На уроке  мы рассуждаем о роли дружбы в жизни Васи, Валека, Маруси. Мы обобщаем, систематизируем знания о главном герое повести В.Г. Короленко, обучаем частичному анализу художественного про...

Разработка урока по литературе в 5 классе по теме "В.Г.Короленко. Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе»

Разработка урока по литературе в 5 классе по теме "В.Г.Короленко. Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе»...

Разработка урока по литературе в 5 классе по теме "В.Г.Короленко. Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе»

Разработка урока по литературе в 5 классе по теме "В.Г.Короленко. Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе»...

Виды творческой работы и анализа по повести " В дурном обществе" В. Г. Короленко)

Данная работа позволяет систематизировать и закрепить полученные теоретические и практические знания по литературе, формировать самостоятельность мышления, развивать осознанное творческое чтение....