буквы а,о в корне лаг и лож
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

рус.яз 5 кл:буквы а и о в корне лаг и лож

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_bukvy_a-o_v_korne_lag_lozh.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Коновалова Лариса Абрамовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Поспеловская СОШ» Елабужского района РТ

Предмет   русский язык

Класс        5

Тема:  Буквы А-О в корне   –ЛАГ- / -ЛОЖ-

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: организация работы в парах для открытия и закрепления нового материала.

Задачи

личностные УУД: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; следование в поведении моральным и этическим требованиям;

-регулятивные УУД: понимать и строить планируемые действия; проговаривать вслух последовательность производимых действий.

- коммуникативные УУД: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- познавательные УУД: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.

Извлекать нужную информацию.

Ход урока

1. Оргмомент (цель: организовать направленное внимание на начало урока, создать положительный настрой учащихся на урок).

 

2. Актуализация знаний (цель: вспомнить материал по теме «виды орфограмм», проблемное задание, связанное с формулировкой темы урока).

Вставьте пропущенные буквы, подбирая проверочные слова

  • Исх...дить -
  • В...селый -
  • Л…сной -
  • Изл…жить -
  • Предл...гать –

Исходить – ходит

Веселый – весело

Лесной – лес

Прочитайте слова парами.

- Как бы вы назвали второе слово в каждой паре? (Проверочным.)

- Почему? (Гласный звук находится под ударением.)

- Итак, какие корни вы отметили в словах?
- На какое правило слова? (проверяемая гласная в корне)

Безударный гласный, он с сомнением,
Проверим его корнем под  ударением.

-А затруднились где? Что вас удивило?

- Ага, гласная в корне   –лож-/-лаг-.

Изложить – излагать

Предлагать - предложить

- Можно ли проверить безударную гласную одного корня другим? Почему?

(Нельзя, потому что оба корня – безударные)


- Какие варианты букв могли здесь написать?
- Итак, какую тему предстоит нам изучать?  

- Правильно, молодцы!

Запишите тему урока «Буквы А - О в корне   – ЛАГ- / -ЛОЖ-»

Корень ЛАГ-/-ЛОЖ- называется корнем с чередованием!

Проверочное слово к нему подбирать нельзя!

Формулирование цели урока

Молодцы, правильно мы должны узнать условия выбора букв о-а в этих корнях, научиться приводить соответствующие примеры. Эти знания необходимы нам для грамотного письма.

Плавно мы подошли с вами к теме,
Разобраться нужно нам в проблеме.

Излагать             изложить

Слагать               сложение

Полагать             приложение

Что объединяет слова в каждом столбике?

- Назовите корень.

- Что вы заметили?

- Как выбрать букву о, а в корнях с чередованием ЛАГ, ЛОЖ, если нельзя подобрать проверку?

Справились? А в чём была проблема?
Надо поскорее разобраться,
Чтобы впредь самим не ошибаться.

На урок сегодня так спешила,
Что задание одно я выполнить забыла.
Разделите слова на две группы,
Вставьте в них пропущенные буквы,
Не забудьте выделить морфемы.

Мальчики выписываю слова одной группы, а девочки – другой.

Мальчики, какие слова вы будете выписывать?

Девочки, вы что выпишете?

Работаем.

Изл…жение, предл…гать, прил…гательное,
прил…жить, разл…жить, прил…гать.

Проверим, прочитайте, что у вас получилось, какие морфемы выделили?

Обсудите в парах закономерность в написании букв А-О в корне –ЛАГ-/-ЛОЖ-

Правило

Свою память не тревожь:

«О» пиши лишь в корне –лож-

А вот умный корень –ЛАГ-

Суффикс –А-, как будто флаг,

За собою развернул

И ни разу не чихнул.

ПоЛАГаю, ясно, дети,

Как писать вам корни эти.  

       

Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника, приведение собственных примеров.

Уточнение и углубление понимания правила учащимися с помощью вопросов:

– По какому опознавательному признаку в слове можно найти орфограмму «Буквы а–о в корне ­лаг­ – ­лож­»?

– Назовите условия выбора букв а–о в корне ­лаг­ – ­лож­. 

-Обратите внимание, как графически обозначены условия выбора.

 (Выделен корень, подчёркнута буква г или ж двумя чертами, поставлено ударение.)

- А про экзамен вы не забыли?

- ОГЭ – экзамен непростой, но мы справимся с тобой!


Укажите слово с чередующейся гласной в корне  

А1.   1. Св..бодный 
         2. Сл..гаемое
         3. Гл..внейший
         4. Зв..зда 

А2. Укажите номера ,  со словами, на месте пропусков в которых напишете О:

 1)Л…жился

 2)  Распол…жились

 3)  Предпол…гал

 4)  Предл…жение

4. Рефлексия (цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности).

5 Домашнее задание (цель: подвести детей к самостоятельной, по выбору - творческой, работе по изученному материалу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра «Буквы Е - И в корнях с чередованием» в 5 классе.

Презентация, выполненная в занимательной форме,  носит контролирующий характер. Она предназначена для учащихся 5 класса. Цель: 1. Проверить знания и умения  учащихся по теме «Буквы Е ...

Чередование гласных в корнях слов. Буквы О – А в корне «ЛАГ- ЛОЖ»

Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему....

«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...

Тренажёр по русскому языку для 5 класса по теме "Правописание слов с чередующимися гласными в корне. Буквы а-о в корне -лаг, -лож."

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8220110","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 295px;"}}]]Учебный тренажёр состоит из 2 разделов: тренажёр и уп...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...

Учебный тренажёр по теме: Правописание слов с чередующимися гласными в корне. Буквы а-о в корне -лаг, -лож.

Учебный тренажёр по теме: "Правописание слов с чередующимисягласными в корне. Буквы а-о в корне -лаг, -лож" поможет учащимся отработать орфограмму, а учителю провести экспресс-диагности...