Урок обучения грамоте в 1 классе «Гласный звук [а] и буквы А, а»
план-конспект урока по русскому языку на тему

Мараховская Наталья Александровна

Предлагаю урок для 1 класса «Гласный звук [а] и буквы А, а», который поможет коллегам молодым специалистам на должном уровне провести урок по данной теме. К уроку предлагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dlya_1_klassa_bukva_a.docx30.73 КБ
Файл dopolnenie_k_uroku.docx584.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте 1 класс

на тему «Гласный звук [а] и буквы А, а»

Мараховской Н.А.

учителя начальных классов

общеобразовательной школы

I-III ступеней обучения

с. Саханка, Новоазовского р-на

с. Саханка, 2016 год

Тема: Гласный звук [а] и  буквы А а.

Цель

Образовательная: Познакомить детей со звуком [а], буквами А а, и их употреблением в речи, учить выделять из слов на слух гласный звук [а] , узнавать графический образ этих букв.

Развивающая: развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.

Воспитательная: - воспитывать культуру поведения, желание помочь тем, кто попал в беду.

Оборудование: компьютер, проектор, счетные палочки, цветные карандаши, тексты для каждого ученика, касса букв.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Учитель читает стихотворение:

Профессий на свете

Имеется много.

Кто хочет работать?

Открыта дорога.

Желает Алёша

Прославить страну,

Поможет сильнее

Стать тренер ему.

А если в машине

Мотор барахлит –

Механик починит всё,

Как Айболит.

Четыре рубашки

Пошила швея,

У каждого в жизни

Работа своя.

Кто строит, кто учит,

Кто в небе летает,

А кто-то компьютеры

Изобретает.

Врач лечит больных,

Пахарь трудится в поле,

А дети старательно

Учатся в школе.

  1. Работа над новой темой урока.
  • Выделение звуков:

- Что надо говорить, когда доктор осматривает тебе горло?

- Как воет волк?

  • Сравнение выделенных звуков:

- Как меняется положение губ при произнесении звуков – а - у - ?

- Что общего при произнесении этих звуков?

  • Вывод:

Звуки, при произнесении которых язык не имеет преград во рту, называют гласными. На схеме обозначают красным цветом.

  • Работа с учебным пособием:

Рассмотрите картинку. Кто нарисован? (на картинке нарисован АИСТ) Произнесите слово – АИСТ. Какой звук вы слышите в начале слова? Дайте характеристику этому звуку. Обозначьте красным цветом на схеме этот гласный звук. Назовите слова, которые начинаются с это звука.

  • Графическое изображение звуков буквами:

Показ печатных и письменных букв - А, а, У, у.

Сравнительный анализ графического изображения:

Что общего? Чем отличается? Из каких элементов состоят эти буквы?

Физминутка.

Руки подняли и показали: это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули, ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем: крылья сложим назад.

Работа в тетради для печатания по образцу:

  • Графическое изображение буквы – А –
  • Графическое изображение буквы – У –

- Как зовут, когда заблудятся в лесу?

- Как плачут малыши?

Складывая буквы вместе, мы произносим слова.

  • Графическое изображение слов по  образцу – АУ, УА –

Пальчиковая гимнастика.

Потешка «Апельсин» (из плотно сжатого кулачка по очереди ребята разгибают пальчики ведущей руки)

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура!

Подбери слова к схемам и соедини линиями с картинками (пособие).

– Найдите в своих кассах печатную букву А и покажите.

– Какой звук обозначен этой буквой, произносим хором а- а- а- а. – какой он гласный или согласный? (гласный)

Звук [А] – гласный. Его можно спеть. Попробуйте. Мы используем голос, чтобы произнести звук [А]. Струя воздуха выходит изо рта свободно, ей ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Раньше вместо слова «голос» говорили «глас», поэтому звуки, которые произносятся только при помощи голоса, назвали гласными.

Разминка.

- А теперь вместе со мной повторяем:

Астра, азбука, айва

Начинается на А,

И кончаются на А

Астра, азбука, айва.

- Очень хорошо!

Игра «Доскажи словечки».

- Я начинаю стихотворение, вы должны закончить.

1. Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый все довольны.

Так приятен он на вкус,

И зовут его….(арбуз)

- Правильно, арбуз.

2. Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины.

И тогда, поднявший пыль,

Побежит …(автомобиль)

- Правильно, автомобиль.

3. Вот два столба наискосок,

Между ними поясок.

Ты эту букву знаешь ? А?

Перед тобою буква…

- Молодцы! С заданием справились.

«Сделай букву»

- Ребята! Звук [А] на письме обозначается буквой А. Раскрасьте букву А в красный цвет. Буква А, как и звук [А], называется гласной.

- А теперь придумайте слова со звукам [а].

- Молодцы!

- Как вы думаете. Из чего бывают буквы?

- Буквы бывают из всего! Смотрите!

- Из чего эти буквы? (Из листиков, веревочки, прутика, бусинок, из теста)

- Попробуйте и вы сделать букву А. Что вам необходимо? Выбирайте: карандаши, счетные палочки, разноцветные кружочки.

- Напишите букву в воздухе, на столе; (выложить печатную букву из выбранных материалов).

- Молодцы!!! Прочитаем? Эту букву читают так же, как и зовут – просто а. Давайте ее читать! Сначала шепотом, в полголоса. Теперь погромче. Теперь так громко, чтоб тебя услышали во всем мире.

Игра «Кто внимательный» .

– Я называю слова. Если звук [а] в начале – встаём, в середине – топаем ногами, в конце – хлопаем в ладоши.

1-й раз – арбуз - встали, тетради – хлопаем, дома – топаем,

2-й раз – апельсин – встать, лекарство – топаем, доска – хлопаем.

3-й раз – амур, лошади, лягушка.

- Молодцы! Внимательные!

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем мы, слова считать.

Зайка, зонтик, змей, корзина,

Ваза, воздух и резина,

Трубы, козлик и тазы,

Зоопарк, завод, возы.

Посчитай-ка, не ленись,

Да смотри не ошибись!

Отработать межпредметную связь с математикой. Повторить счёт в пределах «первого пятка», нумерацию чисел от 1 до 5.

  1. Закрепление изученного материала.

Продолжая работать над предыдущим материалом, задать вопрос или задание учащимся: В каких словах встретился знакомый звук? Какой звук вы услышали? Какой это звук? Как он произносится? Какой буквой обозначается на письме? Каким цветом обозначается на схеме слов? Какие ещё звук и букву мы сегодня изучили?

Аналогичные вопросы и задания.

Дополнительный энциклопедический материал для расширения общего кругозора детей, способствовать расширению зрительно – пространственной ориентации и актуального развития учащихся.

Усы и уши.

Оказывается, слышать можно не только ушами, но и усами, как моль, животом, как саранча и даже телом, как рыбы и раки.

У всех животных прекрасный слух, но вот у морской медузы он особенный. За 15 часов она слышит приближение бури!

Летучая мышь «видит» ушами в полной темноте.

Что же касается усов, то только у дяденек они для красоты. Животные же усами ощущают предметы. Чтобы поесть, процеживают между усов воду, как киты, у которых усы во рту.

И даже пугают своих врагов, грозно шевеля усами, как Таракан – Тараканище в сказке пугал зверей.

  1. Подведение итога урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что особенно запомнилось на уроке? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?

Ножка, ножка и черта-

Получилась буква «А».

С этой буквой подружись

И скорей читать учись!



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе" Звуки"К-Кь", Буква"К"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуки [Х], [Х\'], буква Х. "Слияние", "Вне слияния"

Конспект занятия по развитию навыков звукового анализа и синтеза с элементами обучения грамоте. Тема «Звуки [Х], [Х’], буква Х». Знакомство с терминами «Слияние», «Вне слияния»....

Календарно-тематическое планирование интегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида.

Календарно-тематическое планированиеинтегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида....

Календарно-тематическое планирование интегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида.

Календарно-тематическое планированиеинтегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида....

Календарно-тематическое планирование интегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида.

Календарно-тематическое планированиеинтегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида....

Конспект занятия по обучению грамоте в подгот. группе. ЗВУКИ М-МЬ. БУКВА М.

Занятие по ознакомлению  со звуками М-МЬ  детей подготовительной группы...