Технологическая карта урока русского языка 1 класс "Согласные звуки, обозначение их буквами."
план-конспект урока по русскому языку

Эпова Елена Михайловна

Разработка урока в форме технологической карты 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Согласные звуки . Обозначение их буквами.

Тип: Открытие новых знаний.

Класс : 1

Цель : познакомить с согласными звуками  и обозначающими их буквами

Задачи:

  • развивать умение находить в словах букву согласного звука
  • развивать умение оценивать свои достижения по изучаемой теме.

Планируемые результаты

Предметные:

  •  наблюдать за образованием согласных звуков;
  •  правильно произносить согласные звуки; 
  •  учиться различать в слове согласные звуки по их признакам;
  • определять согласный звук в слове и вне слова,
  •  распознавать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки;
  •  наблюдать над смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки;

Метапредметные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • учиться работать в паре ;
  • проводить самооценку и взаимооценку;
  • находить и исправлять ошибки;
  • доказывать правильность выполнения задания.

Личностные:

  • проявлять заинтересованность к изучению русского языка;
  • оценивать личные результаты изучения темы;

Межпредметные связи: Чтение; работа над лексическим значением слова.

Ресурсы урока:  учебник «Русский язык», 1 класс; конверты с заданием ; сигнальные карточки; рабочая программа; электронное приложение к учебнику.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент. Мотивация познавательной деятельности

Проверяет готовность к уроку .

Помогает сформулировать тему, задачу урока по проблемным вопросам «Верите ли вы …?»

  • 1.Верите ли вы, что  в русском языке есть только гласные звуки?
  • 2.Верите ли вы, что в русском языке 25 согласных букв ?
  • 3.Верите ли вы, что при произнесении согласного звука воздух не встречает преграды?
  • Верите ли вы, что один согласный звук сможет изменить все слово?

Формулируют тему и учебную задачу урока. Отвечают, не комментируя на проблемные вопросы. Если верят, ставят знак «+», если не верят – знак «-».

Актуализация необходимых знаний

Презентация по теме урока.

 слайд 1

OLE-объект

- Какую большую тему мы продолжаем изучать?

- Чем отличаются звуки и буквы?

- Над какими звуками мы работали на протяжении нескольких уроков русского языка?

- Начиная работу над данной темой, мы выделили признаки, по которым различаем гласные звуки. Вспомните данные признаки.

Фронтально отвечают на вопросы.

Озвучивают признаки гласных звуков.

Определение темы и образовательной задачи урока.

- Мы закончили работу над темой «Гласные звуки и их обозначение буквами». А кто догадался, какую же мы будем изучать тему дальше?

- Тема сегодняшнего урока: Согласные звуки. (На доске открывается тема)

- Мы вновь возвращаемся к вопросу: Как отличить согласный звук от гласного?

- Какие задачи будут стоять перед нами?

- Мы возвращаемся к вопросу «Как отличить согласные звуки от гласных». Будем наблюдать за согласными звуками, и выделять их главные признаки.

Определяют тему урока.

определяют задачи урока.

Проведение наблюдений над образованием и звучанием согласных звуков.

Слайд 2

OLE-объект

- Отгадайте загадку:

Живёт в норке.

Грызёт корки.

Короткие ножки.

Боится кошки.

- Рассмотрите картинку. Произнесите слова-названия изображённых предметов.

- Произнесите только согласные звуки в том порядке, как они идут в словах.

- Свободно ли проходит воздух при произнесении данных звуков? Какие преграды встречает струя воздуха?

- При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). Это один из главных признаков согласных звуков.

- А из чего состоит каждый согласный звук?

- Итак, согласные звуки состоят из шума или из шума и голоса. Это ещё один из главных признаков согласных звуков.

- Придумайте предложение со словами «мышка», «сыр» по картинке. – Запишем предложение: Мышка любит сыр. Какие правила будете соблюдать?

- Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.

- Разделите слова на слоги. Попробуйте прочитать слоги без гласных звуков. Что наблюдаем?

- Согласный звук может образовать слог только вместе с гласным. Это третий главный признак согласных  звуков.

Отгадывают загадку про мышку.

Рассматривают картинку на экране. Произносят слова-названия изображённых предметов.

Произносят согласные звуки по порядку звучания в словах.

 Поворачиваются друг к другу, смотрят на положении губ во время произнесения звуков.

Наблюдают и делают вывод о произнесении согласных звуков.

Произносят согласные звуки. Наблюдают и делают вывод о том, из чего они состоят.

Составляют предложения по картинке.

Вспоминают правила записи предложения. Самостоятельно записывают предложение.

Самостоятельно подчёркивают буквы, обозначающие согласные звуки, делят слова на слоги.

Закрывают в слогах гласные. Наблюдают и выделяют 3-ий признак согласных звуков.

Работа над осмыслением содержания учебного  текста.

Результат – заполнение таблицы «Признаки согласных и гласных звуков»

Слайд 3.

OLE-объект

- Подведём итог нашей работы. Откроем учебник на с.54 упр.103

- Нашли мы ответ на данный вопрос?

- Вы должны запомнить 3 признака согласных звуков.

Работают с текстом из учебника. обобщение знаний о признаках согласных звуков.

Наблюдение над смыслоразличительной ролью согласных звуков.

Слайд 4.

- Может ли один согласный звук изменить значение слова?

- Поработайте в парах. Возьмите из конверта листок со скороговоркой.

- Прочитайте внимательно  скороговорку про Сеню.

- Что вызвало улыбку? В каком слове нужно заменить согласный звук, чтобы получилось слово-название рыбы?

- Так может ли один согласный звук изменить значение слова?

- Поиграем в игру. У вас в конверте слова. Соберите группы слов, которые отличаются одним согласным звуком.

- Значения всех ли слов вы понимаете? (том – отдельная книга какого-либо сочинения; ком – кусок чего-нибудь мягкого, рыхлого; кок – повар на корабле; кочка – бугорок на лугу, на болоте; пора – время, срок.)

- Запишите слова любой группы. Подчеркните букву, которой различаются записанные слова.

Высказывают предположения (фронтально).

Начинают парную работу.

Читают скороговорку из конверта.

 У Сени и Сани в сетях дом с усами.

Находят слово, несоответствующее смыслу скороговорки. Самостоятельно исправляют слово «дом» на слово «сом».

 У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Делают вывод о смыслоразличительной роли согласных звуков.

Собирают в паре группы слов,  которые отличаются одним согласным звуком.

Работа проверяется: одна пара читает группу слов, остальные находят такую же группу у себя.

Задают вопросы о значении незнакомых слов.

Объясняют значения знакомых слов.

Записывают слова любой группы, подчёркивают буквы, которыми слова различаются.

Работа на интерактивной доске

Расположите слова  по степени возрастания в них количества согласных звуков

Один ученик у доски, остальные с помощью сигнальных карточек оценивают выполненное задание.

Словарная работа

( с.55 учебник)

Обратите внимание , на с. 55 в нашем словарике появились новые  слова, прочитайте их, объясните их значение.   Работа на лексическим значением слов.

Запишите словарные слова в тетрадь, подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.

Объясняют значение слов, записывают словарные слова в тетрадь.

Итог урока.

Рефлексия

Давайте вспомним, с чего мы начали наш урок и еще раз ответим на вопросы. Изменились ли ваши ответы?

 Можете ли вы  теперь назвать признаки согласных звуков, по которым мы будет отличать их от гласных?

С помощью сигнальных карточек оцените свою работу на уроке.

Отвечают на вопросы «Верите ли вы, что...»

Называют признаки согласных звуков без опоры на зрительную подсказку.

Оценивают свою работу на уроке.