Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Буквы е,и в корнях с чередованием"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Иванова Татьяна Ивановна

Технологическая карта урока русского языка с приложением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая карта урока114 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание букв е-и в корнях с чередованием.

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

                                                                                                                                                    Автор: Иванова Т.И., учитель
                                                                                                                                                   русского языка и литературы,                        
                                                                                                                                                   общеобразовательной  школы с.Александров-Гай                
                                                                                                                                                   Александрово-Гайского  района  Саратовской области                                            

Класс: 5

УМК: С. И. Львовой, В. В. Львова

Тема урока: «Правописание букв е-и в корнях с чередованием»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цели:

Деятельностные: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; развитие  навыков  самоконтроля.

Содержательные : познакомить учащихся с условиями выбора букв е – и в корнях с чередованием.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная,  парная, фронтальная.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Включение  в  деловой  ритм.

Предлагает пословицу:
Где двое работают, там и песня слышна. 
Как вы понимаете смысл данной пословицы?

Надо сегодня поработать так, чтобы услышать песню.

Читают пословицу.

Высказывают своё мнение.

Л4,К7,П3,Р9

Актуализация

знаний и пробное учебное действие

Организует повторение знаний, закрепление умений.  

 -Спишите словосочетания, вставьте пропущенные орфограммы.

-Проверьте по образцу.

-На какое правило встретились орфограммы?

-Заполните кластер «Гласные»

Записывают слова, вставляя орфограммы.

Проверяют выполненную работу по образцу.

Вспоминают правило «Правописание безударных гласных».

Заполняют кластер.

Л

К

Р

П

Выявление места и причины затруднения

Создает проблемную ситуацию

- Что вызвало затруднение при выполнении упражнения?

-Почему возникло затруднение?

-Сформулируйте проблемный вопрос.

Формулирует тему урока.

-Как вы думаете, что сегодня на уроке мы должны сделать, чтобы разобраться в данной проблеме?

 

Анализируют слова, данные учителем

Определяют место и причину затруднения.

Формулируют проблемный вопрос, цели урока.

Л

К

Р

П

Построение проекта выхода из затруднения

Организует работу в свободных парах.

-Уже зазвучала музыка. О чем это говорит?

Предлагает для анализа два столбика слов:  левый-с буквой И,  правый-с буквой Е.

-Постарайтесь найти закономерность в написании букв е – и в корнях.

-Свои предположения (гипотезы) запишите в таблицах.

-Зачитайте предположения, используя технологию ПОПС.

-Выскажите свое мнение об ответах одноклассников.

-Сравните свои предположения с теоретическим материалом в учебнике (&79)

Допишите кластер

Под музыку переходят друг к другу, организуя свободные пары.

Работают в парах: анализируют слова, выдвигают гипотезы. 

Высказывают свои предположения, используя технологию ПОПС.

Корректируют ответы одноклассников.

Знакомятся с теоретическим материалом в учебнике (&79)

Л

К

Р

П

Этап реализации построенного проекта

Организует самостоятельную работу в рабочей тетради

-Проверьте по образцу.

Организует игру «Цепочка».

-Объясните правописание слов на правило, изученное сегодня.

-Для всех ли слов работало это правило? Есть ли слова-исключения?

Выполняют упражнение в рабочей тетради

Объясняют правописание слов на изученное правило.

Убеждаются, что правило «работает» слов-исключений нет.

Л

К

Р

П

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Физминутка «Хлопок»

Учитель диктует слова с чередующимися е и и в корне. Слово с и – хлопок. В конце проговаривают правило-шутку Слайд

Диктант «Передай дальше» с последующей взаимопроверкой.

-У вас на столах лежат листочки. Каждый по очереди диктует записанные словосочетания, заканчивая словами: «Передай дальше».

-Проверьте друг у друга выполненную работу  

Выполняют физминутку.

Выполняют, анализируют работу одноклассника, оценивают.

Л

К

Р

П

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по образцу.

Организует самостоятельную дифференцированную  работу по учебнику (упр. 929)

-Выполните те задания, которые можете.

-Для выполнения задания №2 можно воспользоваться орфоэпическим словарем.

Самостоятельно выполняют упр. 929

Проверяют работу по образцу.

Отвечают на вопросы.

Л

К

Р

П

Этап  включения в систему знаний и повторения

Организует игру «Вспомни вопрос»

-Прочитайте вопросы. Постарайтесь их запомнить.

Учитель закрывает слайд с вопросами.

-Ответьте на те вопросы, которые помните.

Предлагает составить синквейн «Безударные гласные»

Читают и запоминают вопросы.

Восстанавливают вопросы и отвечают на них.

Составляют синквейн.

Зачитывают.

Л

К

Р

П

Рефлексия

Предлагает записать домашнее задание (по выбору).

Чемодан. Мясорубка. Корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Предлагает выбрать, как ученики поступят с информацией, полученной на уроке.

-Вспомните пословицу, которую прочитали в начале урока.

Включает песню в исполнении группы «Непоседы» и зачитывает заключительные слова

- Мне хочется, ребята, чтобы и вы дарили окружающим вас людям радость своими знаниями, а для этого необходимо много трудиться.

Записывают домашнее задание.

Выполняют рефлексию.

Л

К

Р

П

Приложение

Этапы урока.

Задания на презентации

Мотивация к учебной деятельности

Слайд 1.

Где двое работают, там и песня слышна.

Актуализация

знаний и пробное учебное действие

Слайд2.

См_тана, г_р_зонт, хр_брец, м_л_дежь, б_готня, р_стут, отт_пель, с_нева, пол_жить, д_твора, соб_ру, безд_рь, к_никулы, сум_рки, в_селье, ч_стюля, проб_раться, м_двежата, с_пог, зам_рать, им_нины, б_лизна, пол_гаться, зап_реть, в_рота, х_дьба, в_ренье.

Слайд 3.

СмЕтана, гОрИзонт, хрАбрец, мОлОдежь, бЕготня, рАстут, оттЕпель, сИнева, полОжить, дЕтвора, собЕру, бездАрь, кАникулы, сумЕрки, вЕселье, чИстюля, пробИраться, мЕдвежата, сАпог, замИрать, имЕнины, бЕлизна, полАгаться, запЕреть, вОрота, хОдьба, вАренье.

Слайд 4

Кластер:

Выявление места и причины затруднения

Слайд 5 Правописание букв е-и в корнях с чередованием.

Построение проекта выхода из затруднения

Разбирать

разберу

Отпирать

отпереть

Задирать

задеру

Вытирать

вытереть

Замирать

замереть

Блистать

блестеть

Расстилать

расстелить

Выжигать

выжег

Слайд 7.

П- Я считаю, что…
О-Потому что…
П-Я могу доказать это на примере…
С- Исходя из этого, я делаю вывод:…

Этап реализации построенного проекта

Упражнение 24 в «Рабочей тетради» к учебнику «Русский язык. 5 класс» С. И. Львовой, В. В. Львова

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Составьте и запишите 5 словосочетаний, включая в них слова с чередованием Е-И в корнях.

Ра(с,сс)т_латься к_вром, зам_реть от страха, выб_рать тр_пинку, забл_стать на со_нце, бл_снул луч(?), подб_рать цитаты, выб_рать м_ршрут, пост_лить скат_рть, проб_раться сквозь зар_сли, отп_рать дверь с з_мком, соб_решь рюкзак, бл_стать ч_стотой, выт_рать обувь, переб_рать открытки, простое предл_жение, пор_сло тр_вой, горная р_стительность, ув_дать без воды, сотр_сать воздух, возл_гать надежды, разв_ваться на ветру, распол_житься у к_стра, изб_рательный участок, ум_раешь от скуки, бл_стеть с_ребром, прид_раться к м_лочам, взб_раешься на дер_во.

Слайд8. Дано это же упражнение, но орфограммы вставлены.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Физминутка:

СобИрать-собЕру

ЗапИрать-запЕреть

ОтдИрать-отдЕру

ЗамИрать-замЕреть

БлИстать-блЕстеть

ЗастИлать-застЕлить

Слайд 9

Правило-шутка

Если после корня –А,

В корне будет И всегда.

Вот пример, запоминай:

Ноги вытЕр? ВытИрай!

Игра «Передай дальше»

Натирать пол,убирать квартиру,запереть дверь,вытереть посуду,замер от ужаса,протирать глаза,уберешь посуду,вытирать окна,собирать грибы,запирать на замок, выжигать по дереву, застелить постель, выдирать доску.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по образцу.

Упр.929

Даны отрывки из произведений А.С.Пушкина

Задание:

  1. Спишите, обозначая корни в словах с пропущенными буквами. Назовите виды орфограмм корня, которые иллюстрируются примерами из данных отрывков. Из каких произведений они взяты? Кто автор этих произведений?
  2. Прочитайте пятый пример и обратите внимание на произношение выделенного слова (ДЕВИЧНИК [ШН]). Назовите ещё слово, в котором бы буквы ЧН передавали звуки[ШН].

Этап  включения в систему знаний и повторения

Слайд11

Игра «Вспомни вопрос»

-На какие две большие группы делятся гласные?

-На какие группы делятся безударные гласные?

-Какие правила помогают писать безударные гласные проверяемые и непроверяемые?

-Какие чередования выучили в 5 классе?

-Какие правила нужно помнить, чтобы правильно писать эти чередования?

Рефлексия

Домашнее задание (по выбору учащихся):

  1. упр.930 (выполнить задание по учебнику или списать слова, вставляя орфограммы и выделяя корень);
  2. Напишите сочинение-миниатюру «Как я убираю свою комнату». Используйте в своем сочинении опорные слова с чередующимися гласными в корне: прилагать, разбирать, вытирать, расстилать и т.д. Обозначьте условия выбора гласных букв в корнях с чередованием.

Заключительные слова учителя:

В жизни по-разному можно жить,

В горе можно и в радости.

Вовремя есть. Вовремя пить.

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённою солнце достать

И подарить его людям. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Чередование гласных е – и в корнях слов».

Урок русского языка в 5 классе по теме "Чередование гласных е-и в корнях слов" разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС и оформлен в виде технологической карты. Технологическая карта воспро...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Гласные в корнях с чередованием»

Данный урок является обобщением знаний по теме «Гласные в корнях с чередованием». Проводится в разделе "Словообразование" 6 класс...

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме «Корни с чередованием гласных».

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС                                           ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Корни -раст-, -ращ-, -рос-"

Урок русского языка в 5 классе составлен в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание корней с чередованием ГАР-ГОР, ЗАР-ЗОР" (по учебнику под редакцией А.Д. Шмелева)

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание корней с чередованием ГАР-ГОР, ЗАР-ЗОР" (по учебнику под редакцией А.Д. Шмелева)...