Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание корней с чередованием ГАР-ГОР, ЗАР-ЗОР" (по учебнику под редакцией А.Д. Шмелева)
план-конспект урока (5 класс)

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание корней с чередованием ГАР-ГОР, ЗАР-ЗОР" (по учебнику под редакцией А.Д. Шмелева)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Чередование букв а-о в корнях гар-гор, зар-зор» 5 класс

Цель: усвоить правило написание букв а-о в корнях гар-гор,зар-зор

Содержание:

  1. Корни с чередованием гласной и корни с проверяемой безударной гласной корне
  2. Четыре группы корней с чередованием, зависящие от ударения, согласной в корне, суффикса и значения самого корня.
  3. Корни зависящие от постановки ударения: гар-гор и зар-зор
  4. Буквы а-о в корнях зар-зор, гар-гор

УУД

Предметные:

  • Познакомиться с правилом написания гласных о и а в корне –гор-гар, зар-зор
  • Уметь находить и правильно писать слова с данными корнями.
    Л.:
  • Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств и эмоций
  • Развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям

М/П.:

  • овладеть приёмами работы с учебной книгой
  • Вычитывать разные виды текстов, преобразовывать информацию в схему, таблицу, план, делать выводы, обобщать и осуществлять самоконтроль и самооценку

К.:

  • Работать в группах, парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга, строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Р.:

  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
  • Высказывать предположения на основе наблюдений, самостоятельно делать выводы

Тип урока: традиционный

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя:

Подготовка класса к  работе

Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками

2. Актуализация

  • Ребята, назовите раздел лингвистики, который изучает наименьшие значимые части слова?
  • Как называются эти наименьшие значимые части слова?
  • Как вы думаете, с какой морфемой связана одна из самых трудных для школьников орфограмма?
  • Давайте вспомним, всегда ли мы можем проверить безударную гласную в корне?

3. Постановка проблемного вопроса

- Прочитайте предложение:

На д...ревьях загорелась л...ства, но в предчувствии первых морозов всё больше мр...чнеет этот пестрый загар леса.

- Как мы можем проверить пропущенные гласные?

- Найдите в предложении однокоренные слова, найдите в них общий корень. Определите значение этого корня (*пылать)

- Как вы думаете, как называются эти корни?

- Как мы сформулируем тему нашего урока? Чему мы должны научиться сегодня?

- Откроем тетради, запишем число и тему: «Правописание корней с чередованием»

К. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

п. анализ части речи с целью определения её основных признаков

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

- Запишите в тетрадь пару однокоренных слов из нашего предложения, подумайте, почему в одном случае пишется гласная О, а в другом случае А

(В случае, если понять самостоятельно не получается, ставят ударение)

загорелась — загар

-Сделаем вывод, чтобы правильно выбрать гласную в корнях с чередованием «гор» и «гар», нужно…? (поставить ударение)

- Как бы мы могли схематично представить правило корней с чередованием «гар» и гор»?

(Рисуют в тетради корень гор под ударением)

- Заглянем в учебник. О чем мы не сказали? (стр 186)

(Исключения)

Составьте и запишите словосочетания со словами пригарь и выгарки)

На слайде:

* ПРИГАРЬ Привкус гари в пригоревшей, подгоревшей пище

ВЫ́ГАРКИ Остатки от сгорания, перегонки, перетопки чего-нибудь. 

* пригарь в каше, терпкая пригарь

остывшие выгарки,  выгарки перетопки, печные выгарки

р. целеполагание

п. самостоятельное выделение — формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

5. Первичное закрепление

- Теперь давайте наше правило учиться применять.

- Распределите сочетания слов в три колонки, обозначьте корни, поставьте ударение. Как вы назовете колонки? (На распечатке)

Сильное г...рение, сг...рать от стыда, приг...ревшая каша, заг...релый спортсмен, г..рящие звезды, лампочка перег...рела, ог...рок свечи, суп с приг...рью

- Повторим, какую гласную мы пишем в безударной позиции?

- Какие исключения мы запомнили?

«Лингвистическая сказка-загадка»

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного различались. Одной-единственной буквой. Это были корни -гор-, -гар-. Все дела они делили пополам. -Гор- работал в безударном положении, а -гар- принимал весь удар на себя: он трудился под ударением.
Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали другие корни благополучию братьев. Решили разрушить их покой.
– Мы твои истинные братья, – нашептывали они корню
-гор-. – Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горка, горец. Бери нас в свою семью!
Засомневался корень
-гор-: и брата ему жалко прогонять, и  чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть?
Помогите корню
-гор-!

р. планирование, прогнозирование

п.моделирование,  решения проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

к. инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

6. Постановка проблемного вопроса

- В русском языке корней с чередованием много. От ударения зависит еще один. Давайте узнаем, какой

- Найдите лишнее:

 Заря, зарница, зорька, озарить, зарядка, зарево

*зарница — мгновенная вспышка света при грозе

зарево — отсвет пожара или заката на небе

- Почему слова «зарядка» - «лишнее»?

- Какое значение у корня «зар» - «зор» в остальных словах? (Значение связано с явлением природы, с зарей)

- Расставьте ударения в оставшихся словах. В каком положении пишется гласная А?

- Какую гласную мы пишем в ударной позиции? (То, что слышим)

- Сделаем вывод: чтобы правильно написать гласную в корнях с чередование зар-зор, надо…?

- Нарисуйте схематично в тетради правило корней зар-зор-

 

р. контроль, оценка, коррекция

П.умение структурировать знания, выбор наибулее эффективных способоы решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

к. управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра

7. Первичное закрепление

Распределите словосочетания в две колонки, выделите корень, поставьте ударение. Как мы назовем колонки? (Распечатка)

Оза...рять землю, угасание з...ри, редкие з….рницы, ясная з...рька, з...рево над лесом, неожиданное озарение

-Повторим, какую гласную мы пишем в безударной позиции?

Игра «Корректор» (На слайде)

- Сейчас мы почувствуем себя в роли редактора Найдите слова с ошибками, запишите в тетрадь правильное написание, объясните свой выбор схематично:

Догарала румяная зоря, и на землю легли вечерние тени. Вдруг всё озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом. Красой солнца озорена гладь озера.

8. Физминутка

Игра

«о»

«а»

горит, загар, запах гари, разгар, зорька, озаривший, перегоревший, разгорится, заревой, загораем, зарница, подгорели, выгарки, погорельцы, возгораться, встречать зарю, горло

9. Закрепление

«Творческий диктант»

(Докажите, что это текст. Замените подчеркнутые слова на слова с нашей орфограммой, вставьте пропущенные буквы, запишите слова с офрограммой в тетрадь, выполните морфемный разбор глагола «спускался»)

Мы устроились на отдых у реки. З...ря угасала. Последние лучи солнца чуть трогали в...ршины деревьев. По ...врагам спускался туман. Ребята стали искать сучья. Один за другим вспыхивали к...стры. 

Работа в группах:

Г...рбатый, уг...реть, оз...ренность, г...родской, г...ризонтальный, разг...релся, з...рюшка, пригарь, подг...релый, з...рничный, г...роховый, разг...р, оз...рять, возг...раемость, уг...р, г...рделивый, ог...рок, выг..рки.

Слова с корнем гор

Слова с корнем гар

Слова с корнем зор

Слова с корнем зар

Исключения

?

- Ребята, дополните четверостишия  (На слайде):

1. «Гор» и «гар» берет сомненье, -

Только «О» - и всё решенье!

2. «Зар» и «Зор» не знаешь ты, -

«А» пиши без суеты!

10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Только человек способен излучать чудесный свет своего горящего сердца, озаренного добротой.

Выполняют ср и сами проверяют по слайду, ставят отметку

р. контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё полежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

л.самоопределение

11.Рефлексия деятельности (итог урока)

0,5

- Удалось ли нам сегодня запомнить условия выбора гласной в корнях с чередованием гар-гор, зар-зор?

Отвечают на вопросы

к. Умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

р. рефлексия

л. смыслообразование

12. Домашнее задание

0,5

- Выучить правило. Стр 186

- №94 стр 187 — по заданию

- Творческая работа:

Подобрать слова на правило «Корни с чередованием гар-гор и зар-зор» для буквенного диктанта

Записывают дз

Познавательные выбор задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Чередование гласных е – и в корнях слов».

Урок русского языка в 5 классе по теме "Чередование гласных е-и в корнях слов" разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС и оформлен в виде технологической карты. Технологическая карта воспро...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Буквы е,и в корнях с чередованием"

Технологическая карта урока русского языка с приложением....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Гласные в корнях с чередованием»

Данный урок является обобщением знаний по теме «Гласные в корнях с чередованием». Проводится в разделе "Словообразование" 6 класс...

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме «Корни с чередованием гласных».

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС                                           ...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание союзов" по учебнику под редакцией Шмелева А.Д.

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Правописание союзов" (По учебнику под редакцией А,Д. Шмелева)...