Технологическая карта урока русского языка "Буквы и-е в корнях с чередованием" 5 класс
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Глущенко Ирина Вилорьевна

Буквы и-е в корнях с чередованием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_6_klass_2.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока  русского языка

5 класс

Тема: «Буквы и-е в корнях с чередованием»

Учитель   Глущенко И.В.

 

Название предмета: русский язык

Класс: 5

УМК: Русский язык 5 класс М.М.Разумовская 2016

Уровень обучения: базовый

Тема урока: «Буквы и-е в корнях с чередованием».

 Цель урока: закрепление знаний и совершенствование умений и навыков по теме «Буквы и-е в корнях с чередованием».

Задачи:

- знать причины возникновения трудностей при написании е-и в корнях с чередованием

- знать виды чередований

- уметь строить рассуждение при выборе буквы в корнях с чередованием

- развивать навыки грамотного письма, выразительной устной речи

- развивать умения и навыки критического мышления в условиях дифференцированной работы

- развивать интерес к использованию ИКТ при работе с учебным материалом

- воспитывать ответственность за результаты своего труда и труда своего товарища

- воспитывать интерес к изучению русского языка и литературы.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Планируемые результаты:

предметные:

 - знать виды чередований

 - уметь обосновывать выбор и-е в корнях с чередованием

- обнаруживать и исправлять орфографические ошибки

- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме.

личностные:

- формулировать и аргументировать собственное мнение

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

регулятивные:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала

- проговаривать последовательность действий на уроке

- работать по плану, инструкции

- осуществлять самоконтроль.

познавательные:

- проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку

- выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков.

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции.

Техническое обеспечение урока: проектор, экран, компьютер.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: раздаточный материал

Технологическая карта урока

Фамилия Имя Отчество    

Глущенко Ирина Вилорьевна

Предмет                                

Русский язык

Класс

5

Тип урока

урок систематизации и обобщения знаний и умений

Тема урока

 Буквы и-е в корнях с чередованием

Цель

Закрепление знаний и совершенствование умений и навыков по теме «Буквы и-е в корнях с чередованием»

Планируемые результаты:

Предметные (знать)

Предметные (уметь)

Личностные                                                                                                

предметные:

 - знать виды чередований    

 - уметь обосновывать выбор буквы и-е в корнях с чередованием

 - правильно употреблять в речи глаголы

 - обнаруживать и исправлять орфографические ошибки

-объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме.

личностные:

- формулировать и аргументировать собственное мнение

-  устанавливать связь между целью и ее результатом.                  

Понятия

Виды глагола, приставка, корень, суффикс, поэма

Межпредметные связи

Литература (А.С.Пушкин «Сказки»)

Методы обучения

Репродуктивные, частично-поисковые, творческие, практические, словесные, наглядные

Технология

Использование электронно-образовательных ресурсов, работа в парах, работа со словарем

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствие

Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность.

Актуализация знаний

Задает вопросы, создает условия для беседы, проверяет домашнее задание.        

1)Давайте познакомимся с вашими рассказами на тему «Уборка в квартире накануне праздника»

Слайд №3

 2)Мы продолжаем тему «Буквы и-е в корнях с чередованием"          

Отвечают на вопросы учителя, представляют домашнее задание.

Записывают тему урока, знакомятся с целями урока.    

Регулятивные:

развивать умения; высказывать свои предположения.  

Познавательные:

строить рассуждения и делать выводы.

Коммуникативные:

высказывать и аргументировать свою точку зрения;

уметь слышать и слушать других.

Активное целеполагание

Вспомним правило написания буквы и-е в корнях с чередованием

 Слайд №4          

Обратимся к таблице

и заполним   ее примерами из произведений, которые вам хорошо знакомы. Назовите автора этих строк

 Слайд №5

Комментируют правило, чертят таблицу в тетради (образцы на парте). Эта таблица будет заполнена в течение урока примерами из произведений.

Регулятивные:

развивать умения; высказывать свои предположения.  

Познавательные:

строить рассуждения и делать выводы;

анализировать; сравнивать, обобщать.

Коммуникативные:

высказывать и аргументировать свою точку зрения; уметь слышать и слушать других.

Обобщение и систематизация знаний.

Приступаем к заполнению таблицы. Перед вами лежат выдержки из текстов и задания.

1)Назовите героиню первого отрывка. Какой волшебный предмет был многие годы ее другом и собеседником?

2)Почему героиню второго отрывка любили люди?

3)Кто помогает герою третьего отрывка?

4)Кто может прочитать наизусть отрывок из поэмы, где одним из героев является Фарлаф.

 

Слайд №6

Вспомните, кто вас познакомил в детстве со сказками Пушкина? В одном предложении выразите свои впечатления.

Запишем предложения, в которых употреблены слова с чередованием

Повторение правила. Возвращение на слайд «Запомни!»  

Читают задания и выполняют их, объясняя написание буквы и-е в корнях с чередованием. Заполняют таблицу, выписывая слова или предложения в определенные графы. Выделяют в глаголах корни, приставки, суффиксы, выполняют синтаксический разбор предложений, определяют вид глагола. Делятся воспоминаниями о детских впечатлениях.

Регулятивные:

развивать умения; высказывать свои предположения;

соотносить цели и результаты своей деятельности.

Познавательные:

строить рассуждения и делать выводы;

анализировать, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные:

Высказывать и аргументировать свою точку зрения;

уметь слышать и слушать других;

владеть монологической речью;

адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В НОВОЙ СИТУАЦИИ

Работа с текстом.   (раздаточный материал)   Прочитайте текст.     Потренируемся в правописании   слов с изученной орфограммой. Находим глаголы с пропущенными буквами, объясняем орфограммы и записываем слова в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя, объясняют   орфограммы, записывают слова в тетрадь.

Регулятивные:

развивать умения; высказывать свои предположения.

Познавательные:

строить рассуждения и делать выводы;

анализировать, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные:

высказывать и аргументировать свою точку зрения, уметь слышать и слушать других;

оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль

Контроль усвоения, обсуждение  допущенных ошибок

Выполнение теста.      Слайд №7-9

Самостоятельное выполнение теста. Взаимопроверка.   Выставление отметок за тестовое задание.

Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль.

Итоги урока, рефлексия

Подведем итоги. Над какой темой мы работали? Мы достигли цели? Еще раз вспомним правило, которое  повторяли. Оцените ваше настроение (смайлики). Что  показалось самым трудным?                

Отвечают на вопросы учителя. Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их устранения. Сдают учителю рабочие листы для проверки и выставления отметок.

Регулятивные:

соотносить цели и результаты своей деятельности;

вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Домашнее задание

Дает рекомендации по выполнению домашнего задания (упр.614 Слайд № 10)

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Чередование гласных е – и в корнях слов».

Урок русского языка в 5 классе по теме "Чередование гласных е-и в корнях слов" разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС и оформлен в виде технологической карты. Технологическая карта воспро...

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс

Технологическая карта урока на тему: "Сложное бессоюзное предложение" в 9 классе. Обозначены цели ученика и учителя. Определены формы деятельности и УУД....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Разряды имен числительных", 6 класс.

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе, составленная в соответствии с учебником С.И. Львовой, В.В. Львова....

Технологическая карта урока русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов». 5 класс.

К технологической карте урока прилагается конспект урока, а также 2 слайда....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Повторение изученного в 5 классе. Чередующиеся гласные в корне слова"

Урок проведен в соответствии с требованиями ФГОС, с применением технологий проблемного обучения, группового обучения, развития критического мышления и здоровьесберегающей....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фонетика" (повторение изученного), 5 класс (с презентацией)

Цель:повторить изученный материал по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»; систематизировать знания учащихся о звуках и их классификации; о  порядке фонетичес...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Вспоминаем правописание суффиксов" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для повторения правил написания суффиксов.Задачи урока:Дидактические:1. повторить изученные правила написания суффиксов;2. провести орфографически...