«Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Наталья Новикова КСШ
Тема урока: «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» Тип урока: изучение нового материала. По учебнику для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов и др; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 11-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2013)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Урок проводился в 6-ом классе МБОУ Капыревщинской СШ по учебнику для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов и др; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 11-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2013)

Тема урока: «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока по содержанию

  1. Воспитательные
  • развитие внимания к лексическому значению слова,
  • формирование сознательного отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • воспитание интереса и любви к русскому языку.
  1. Развивающие  
  • формирование речевой компетенции через устные монологические высказывания,  навыка публичных выступлений через презентацию результатов своей работы.
  • развитие умения сопоставлять, сравнивать, делать выводы и оформлять полученную информацию;
  • развитие любознательности, логического мышления, воображения, речи, умения рассуждать и обосновывать свои суждения;
  1. Образовательные
  • познакомить с орфограммой «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» и её графическим обозначением на письме;
  • научить различать основные значения приставок ПРЕ- и ПРИ-;
  • сформировать умение сопоставлять пары однокоренных слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-
  • различать их написание по значению;

Классификационные характеристики урока исходя из применяемой технологии (по Селевко Г.К.):

  • по уровню применения: общепедагогическая;
  • по философской основе: диалектическая;
  • по основному фактору развития: социогенная;
  • по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная;
  • по ориентации на личностные структуры: приспосабливающаяся + информационная + УУД + ЗУН;
  • по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобразовательная, технократическая;
  • по типу управления: современная традиционная;
  • по организационным формам: классно-урочная, академическая;
  • по подходу к ребенку: личностно-ориентированная + социоцентрическая;
  • по преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + проблемная;
  • по направлению модернизации: активизация и интенсификация деятельности учащихся;
  • по категории обучающихся: все категории.

Форма организации УВП: фронтальная, групповая.

Методы обучения:

  • по источникам знаний: словесный, наглядный, практический;
  • по характеру движения мысли: дедуктивный;
  •  по принципу расчленения и соединения: аналитический, синтетический, обобщающий;
  • по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный,    частично-поисковый, рассуждающего изложения;
  • по характеру организации УВП фронтальный, групповой.

Оборудование:

  • ТСО (компьютер, экран, проектор, колонки);
  • презентация Power Point «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»;
  • раздаточный материал (индивидуальный лист обучающихся, карточки с заданиями).

Литература:

  1. Учебник под ред. М.М. Разумовской

Реализация цели и задач урока достигается  через развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков, индивидуальной и групповой работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения.

Здоровьесберегающая среда создается на основе комфортных условий  проведения урока, активных форм изучения материала, смены видов деятельности, соблюдения санитарно – гигиенических требований, создания ситуации успеха.

Результаты урока:  развитие у учащихся возможности осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого мышления, творческого, ролевого и имитационного моделирования.

     


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты по формированию УУД

  1. Организационный этап
  • Готовят рабочие места для урока
  • Настраиваются на работу

Приветствует учащихся; проверяет готовность к уроку, комфортность, создает ситуацию успеха.

 «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» так говорил известный философ и писатель Ж.Ж. Руссо.  Запомните это, пожалуйста и никогда не забывайте.
-Девочки, мальчики садитесь, пожалуйста. 
-Какой урок сейчас? 
-Проверяем готовность. 
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? 
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок. 

Личностные УУД: положительное отношение к процессу познания, желание изучать новое, осознание собственного самочувствия, умение оценивать готовность к предстоящей деятельности Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать

  1. Мотивация к учебной деятельности. Повторение. Формулирование темы урока, постановка цели
  • Отвечают на вопросы
  • Формулируют тему и цели урока

Проводит беседу по смысловому значению темы урока с постановкой проблемных вопросов, выводит класс на формулирование темы и цели урока.

Повторение:

Помогите мне закончить пословицу: «Повторение – мать…

(слайд 1)  

Блиц-опрос: (слайд 2)  

- Какие морфемы вы знаете?

- Что такое приставка?

- Какие вы знаете орфограммы в приставках? (гиперссылка на слайд 3)

- Спишите слова, вставьте пропущенные буквы. (вывод на экран правильного текста)

Постановка наводящих проблемных вопросов. 

Работа с текстом. Чтение текста. (слайд 4)  

Пр…шла великолепная зима.

Землю пр…крыл, точно одеялом, пушистый снег. Поблёскивающий на ёлках снежок пр…давал им сказочный вид. Лес превратился в сказку! Он стал пр…красен и таинственен.

На пушистые ветки ели пр…летела стайка красногрудых снегирей. Пр…бежала белочка, которая тоже поменяла свою рыжую шубку на серебристую. Перебежал тропинку робкий заяц, который оставил следы на пушистом белом ковре. Длинный - пр…длинный след оставили мимо проезжающие сани.

Зима пр...образила всё вокруг. Все ждут пр...ближения Нового года!

- В какой морфеме пропущена орфограмма?

- Достаточными ли знаниями вы обладаете, чтобы вставить пропущенную орфограмму?

- Какой будет тема урока? Цели?

Сегодня на уроке речь пойдет о приставках пре- и при- и их правописании. (слайд 5)  

Учебные задачи оформляются на доске. (слайд 6)  

  1. Уметь формулировать… правило о правописании –е,-и  в приставке пре-, при-.
  2. Научиться применять это правило для написания слов с приставкой пре-, при-.

Личностные УУД: осознание себя как члена общества на глобальном уровне

Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи

Познавательные УУД:

воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи

Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний 

  1. Изучение нового
  1. Групповая  работа
  • Слушают, отвечают на вопросы
  • Анализируют полученную информацию, формулируют гипотезы

Проводит беседу с постановкой проблемных вопросов, выводит класс на формулирование правила написания приставок пре-и при-.

Я хочу предложить вам провести небольшое исследование и самим вывести необходимое нам правило. Мы поделим класс на две группы (можно больше, но мы делили на 2), я раздала вам карточки с группой слов. Ваша задача попробовать догадаться, на какие группы можно разделить эти слова по их значению.

1 группа и самостоятельно определяет название этих групп.

2 группа систематизирует слова по уже названным на карточке тематическим группам.

Потом 1 группа читают название, а 2-я  читает слова из этой группы. (проверка слайд 7)

Давайте попробуем сделать вывод, когда мы пишем приставку при-, а когда пре-.

В детской радиопередаче «Радионяня» когда-то звучала песенка об этом правиле. Давайте и мы её послушаем. (слайд 8, 9)  

Мы увидели, что исследование наше прошло успешно и мы вывели правило правописания приставок пре- и при-.

Давайте мы прочитаем материал в учебнике на страницах 128 и 130. Какие случаи мы не встретили в нашей работе? Значение близости, смежности (слайд 10)   и пре- в значении пере- (слайд 11)  

Личностные УУД: нравственная оценка и морально-этическая ориентация, проявление доверия к соучастнику деятельности

Регулятивные УУД: удерживание цели деятельности до получения её результата, оценка весомости приводимых рассуждений, восприятие текста с учетом поставленной учебной задачи

Познавательные УУД: актуализация и анализ знаний для связи с новым, расширение экологических знаний Коммуникативные УУД: составление небольших устных монологических высказываний, восприятие речи одноклассников, непосредственно не обращенной к обучающемуся

  1. Первичное закрепление изученного
  • Воспроизводят правило,
  • выполняют упражнение,
  • выполняют взаимопроверку.

Проводит беседу о выполнении упражнения.

Давайте сделаем общий вывод, от чего зависит написание приставок пре- и при-?

Теперь выполним упражнение 323 с комментированием у доски

Личностные УУД: участие в работе, личная ответственность за результат

Познавательные УУД: самостоятельный учёт установленных ориентиров действий в новом учебном материалеРегулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- Выполняют упражнение

Оценивают результаты своей работы  

  • Обсуждают вопросы, которые возникли в ходе подготовки -Отвечают на вопросы учителя

- объясняет задание

- демонстрирует эталон упражнения.

- задает вопросы

Сейчас мы попробуем свои силы и самостоятельно выполним упражнение 329, потом проверим его.  

Проверка упражнения 329. (слайд 14, 15)

Давайте вспомним, каким правилом вы руководствовались при выполнении этого упражнения?  

Личностные УУД: понятие ответственности за результат работы, оценка личных результатов работы

Регулятивные УУД: планирование решения учебной задачи, выстраивание алгоритма действий, корректировка и оценка личных

Познавательные УУД: интерпретация учебного материала, развитие грамотной монологической речи

Коммуникативные УУД: умение высказывать свое мнение, отстаивать его.

  1. Включение нового знания в систему уже готовых знаний
  • Выполняют задание
  • Оценивают результаты своей работы  
  • Обсуждают вопросы, которые возникли в ходе подготовки
  • Отвечают на вопросы учителя
  • Объясняет задание,
  • Показывает эталон,
  • Задаёт вопросы.

Достаточно ли теперь у вас знаний, чтобы вставить пропущенные буквы в тексте, с которым мы не смогли разобраться в начале урока?

Выполните задание. (самостоятельно вставляют орфограммы и объясняют свой выбор) (слайд 16-17)  

Личностные УУД: понятие ответственности за результат работы, оценка личных результатов работы

Регулятивные УУД: планирование решения учебной задачи, выстраивание алгоритма действий, корректировка и оценка личных знаний

Познавательные УУД: интерпретация учебного материала, развитие грамотной монологической речи

Коммуникативные УУД: умение высказывать свое мнение, отстаивать его.

  1. Подведение итогов. Оценка и рефлексия учебной деятельности на уроке
  • Оценивают работу
  • Соотносят цели урока и его результат
  • Самооценка работы на уроке

Проводит анализ достижения целей урока, дает оценку успешности работы. Оценивает работу всего класса. Организует и проводит рефлексию.

Рефлексия

Итак, давайте посмотрим, какие цели мы с вами ставили в начале урока? Что у нас получилось? Достигли мы их? Достигли.

(закончите предложения)

Я узнал…

Я могу рассказать…

У меня получилось…

Я похвалю…

Я сделаю…

Оценивание:

На протяжении всего урока вы оценивали себя на индивидуальном листе, выведите себе итоговую оценку.

Личностные УУД: рефлексия собственных результатов, осознание себя как члена общества

Регулятивные УУД: оценка (сравнение) результатов работы, итоговый контроль деятельности («что сделано»), оценка собственной учебной деятельности

Познавательные УУД: осознание метода построения нового знания, анализ, сравнение, сопоставление, аргументированность результатов работы

Коммуникативные УУД: комментирование выступления других людей, построение речевых высказываний

  1. Домашнее задание

Записывают домашнее задание

Объясняет д/з

I уровень. Правило стр. 128-130

Упр. 332 

II уровень. Сравните в предложении омонимы. На чём основана разница в правописании Ленивый достоин презрения, а немощный -  призрения. Как вы понимаете это выражение?


Приложение                                                                                                                                                                                     Карточка      к уроку по теме:  

“Правописание  приставок ПРЕ-  и  ПРИ-»

1 ГРУППА

Определите тематические группы и систематизируйте слова по этим группам

         Прибежать, приклеить, прескверный, приехать, приоткрыть, пришить, предобрый, присесть, прискакать, прилечь, премилый, привязать, привстать

Карточка к уроку по теме:  

 “Правописание приставок ПРЕ-  и ПРИ-»

2 ГРУППА

         Распределите по тематическим группам  данные  слова

         Прибежать, приклеить, прескверный, приехать, приоткрыть, пришить, предобрый, присесть, прискакать, прилечь, премилый, привязать, привстать

Приближение

Присоединение

Неполное действие

 «очень»

Индивидуальный лист________________________________________________

                                                        Фамилия, имя                                                                          

  1. Повторение ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                

Оценка______

  1. Работа с текстом

Выразительно прочитайте текст.      

                                                                                                     

Пр…шла великолепная зима.

Землю пр…крыл, точно одеялом, пушистый снег. Поблёскивающий на ёлках снежок пр…давал им сказочный вид. Лес превратился в сказку! Он стал пр…красен и таинственен.

На пушистые ветки ели пр…летела стайка красногрудых снегирей. Пр…бежала белочка, которая тоже поменяла свою рыжую шубку на серебристую. Перебежал тропинку робкий заяц, который оставил следы на пушистом белом ковре. Длинный - пр…длинный след оставили мимо проезжающие сани.

Зима пр...образила всё вокруг. Все ждут пр...ближения Нового года!

   -  В какой морфеме пропущена орфограмма?

   -  Обладаете ли вы достаточными знаниями, чтобы вставить пропущенную орфограмму?

   -  Какой будет тема и цель нашего урока?

Тема урока _________________________________________________________

Цели урока__________________________________________________________

____________________________________________________________________

  1. Групповая работа.

Оценка______

  1. Самостоятельная работа: упражнение 329

Оценка______

  1. Работа с текстом см. п. 2

Оценка______

  1. Сегодня на уроке:                                                                                             

Я узнал (а)___________________________________________________________________

 

Я могу рассказать_____________________________________________________________

У меня получилось____________________________________________________________

Я похвалю___________________________________________________________________

Я бы хотел___________________________________________________________________

                       

   Итоговая оценка_______________                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                           

                                                                           

Используемые ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" 6 класс

Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные....

Конспект урока по теме "Правописание приставок пре- и при-", 6 класс

Тезисы Урок по теме  «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе разработан по модульной технологии. Минимальной единицей учебного процесса в модульной технологии является не урок, а цик...

Технологическая карта урока "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-" (6 класс, по программе Разумовской)

  Данный урок проводился в этом учебном году. Это урок объяснения нового материала с применением работы над опорным конспектом и деятельностью учащихся по маршрутным листам. Урок соответст...

Мультимедийная презентация урока "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-" , 6 класс

Представленный  материал предназначен для учащихся 6 классов...

Урок русского языка по теме «Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-», 6 класс (УМК под ред. М.М.Разумовской)

Урок разработан с позиции деятельностного подхода. В конспекте представлены комментарии учителя к каждому этапу урока.Тип урока: урок "открытия" нового знания.Деятельностная цель: формирование у учащи...