особенности использования образовательных технологий на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Курапова Ольга Ивановна

Педагогическая технология функционирует в качестве науки (область педагогической теории), исследующей и проектирующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы алгоритмов, способов и регуляторов деятельности и в качестве реального процесса обучения и воспитания.

         Технологический подход позволяет:

  • С большей определённостью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;
  • Анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
  • Комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;
  • Обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
  • Оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;
  • Выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.

На уроках русского языка и литературы можно использовать следующие технологии

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

Курапова Ольга Ивановна

Педагогическая технология функционирует в качестве науки (область педагогической теории), исследующей и проектирующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы алгоритмов, способов и регуляторов деятельности и в качестве реального процесса обучения и воспитания.

         Технологический подход позволяет:

  • С большей определённостью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;
  • Анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
  • Комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;
  • Обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
  • Оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;
  • Выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.

На уроках русского языка и литературы можно использовать следующие технологии:

  1. Технология модульного обучения.

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методу и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Цель модульного обучения: содействие самостоятельности учащихся, их умения работать с учётом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира) он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребёнка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит  в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.

        В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику, также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).

Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

  1. Технология развития критического мышления учащихся.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы.

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

        Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интенсивного включения учащихся в образовательный процесс.

Существуют следующие приёмы развития критического мышления:

  • «Кластеры».

Выделение  смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. Ведущим приёмом могут стать гроздья (кластеры). Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто, интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Гроздья – графический в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть, располагаются в определённом порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре – звезда – это наша тема, вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большое количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.

  •  «Дерево предсказаний»

Этот приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.

Правила работы с этим приёмом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и « вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» - обоснование этих предложений, аргументы в пользу того или иного мнения.

  • «Чтение с остановками»

Текст – это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединённых общей темой, обладающей свойствами связности и цельности. Это приём используется, чтобы заинтересовать ребёнка книгой, привлечь его к осмысленному чтению.

  • «Перекрёстная дискуссия»

Перекрёстная дискуссия создаёт условие для предупреждения однозначного толкования события, поступков и характеров героев.

Перекрёстная дискуссия интересна  тем, что помогает овладеть приёмами аргументации, научного доказательства, формирует умение отстаивать свою точку зрения, критически подходить к своим и чужим суждениям.

  1. Технология элементов ТРИЗ на уроках.

Основная цель использования ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) на уроках – дать школьникам возможность увидеть в изучаемых предметах инструменты творчества – доступные, сильные, изящные; выработать представление о том, как может быть использована получаемая на уроках информация.

Приём активизации деятельности школьников направлен на повышение интереса к учебному материалу. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация становится удивительной.

        Для того, чтобы привлечь внимание ученика к учебному материалу на уроках литературы, используются интересные факты отдельного писателя (поэта), которые можно найти в мемуарах, воспоминаниях современников, письмах. 

Приём «Лови ошибку!». Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Научите школьников мгновенно реагировать на ошибки.

Цель этого приёма – добиться понимания «ошибкоопасного» места, а не механического запоминания правильного ответа.

  1. Технология проектного обучения.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление.

Классификация школьных проектов :

  1. Исследовательские – предполагают познавательный поиск учащихся, направленный на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее известным решением. Исследовательская деятельность при этом состоит из основных этапов, характерных для научного исследования:
  • Выявление и постановка проблемы исследования;
  • Формулирование гипотезы;
  • Планирование и разработка исследовательских действий;
  • Сбор данных на основе изучения литературы, наблюдений и экспериментов;
  • Анализ, сопоставление полученных данных, формулирование выводов и их проверка;
  • Подготовка выступления;
  • Презентация проекта;
  • Переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы и выступлений оппонентов;
  • Внесение корректив в работу и оформление отчёта.
  1. Прикладные проекты направлены на создание конкретных продуктов деятельности: сценарий школьного вечера, юбилейный выпуск газеты, проект благоустройства школьного двора. Для подобных проектов характерно очень чёткое определение частей общей работы, этапов деятельности.
  2. Информационные  проекты предполагают сбор информации о каком-либо процессе или объекте.

Огромную роль в любой технологии играет оценочный механизм. В школе учащийся не может избежать оценочных реакций со стороны учителя и одноклассников. Технология проектного обучения позволяет уйти от традиционной пятибалльной системы оценок и заменить рейтингом знаний и умений. Рейтинг может быть разработан совместно учителем и учениками.

        Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и достаточно гарантированное достижение поставленных учебных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых образовательных технологий на уроках русского языка

Примеры использования на уроках русского языка технологии РКМЧП (развития критического мышления через чтение и письмо). Статья написана в соавторстве с Бабушкиной О.В....

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы...

«Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»

В статье представлен теоретический и практический материал по указанной теме....

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Современные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и литературы...

Статья "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы".

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы в сельской школе....

Опыт использования инновационных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы.

Технология ТРИЗСущность теории решения исследовательских задач (ТРИЗ)ТРИЗ – наука, вышедшая из технической среды, которая сегодня успешно реализуется в гуманитарной сфере и в первую очередь в образова...