"С чего начинается Родина?"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Банникова Елена Александровна

Урок-заочная экскурсия по теме «Имена существительные собственные и нарицательные».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка 36.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «С чего начинается Родина?»

Базовый учебник: «Русский язык»  5 класс». Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова.

Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о нарицательных и собственных именах существительных, для повторения и закрепления общего представления о существительном как части речи, знакомство с историей гимназии, достопримечательностями родного города.

  Организация деятельности обучающихся направлена на достижение ими следующих результатов:

предметные УУД:

  • формировать знания о собственных и нарицательных именах существительных; формировать умение определять эти существительные;
  • продолжить формирование навыка определять у существительного его грамматические признаки;
  • закреплять знания об общем значении, морфологических признаках  и синтаксической роли существительного; 
  • закреплять умения находить и использовать имена существительные в тексте;
  • развивать творческие способности обучающихся;  воспитывать интерес к изучению предмета;

личностные УУД:

  • понимать значение русского языка в процессе получения образования, формировать стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД:  

  • формировать умение целеполагания, планирования, поводить рефлексию и саморегуляцию;

познавательные УУД:  

  • формировать навык поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;
  • формировать умение анализировать текст с целью выявления общих законов; умение доказывать;

коммуникативные УУД:

  • формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Задачи:

  •  обучающие – объяснить принцип деления имен существительных на  собственные и нарицательные, использования заглавной буквы и кавычек при употреблении собственных имен существительных;
  • развивающие – развивать орфографическую зоркость, внимание, культуру речи;
  • воспитательные – воспитывать любовь к родному городу.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: компьютер и проекционное оборудование.

Оборудование: карточки «Создай паспорт», «Телеграмма», фотографии достопримечательностей, важных зданий и мест Тамбова, презентация.

Методы и приёмы, используемые на уроке: объяснительно – иллюстративный, исследовательский метод, метод наблюдения; работа в группе, работа по составлению кластера, работа с учебником, упражнения на развитие избирательной памяти.

Ход урока

Эмоциональный  настрой на урок.

-Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня, у нас необычный урок русского языка, мы будем путешественниками. Нам понадобятся путевые дневники. В этой роли нам будут служить тетради. Прошу обратить внимание на лист оценки, он должен быть у каждого. В конце пути вам нужно будет оценить свою работу. Подпишите эти листы. Еще нужны будут учебники, ручки, внимательные глаза, чуткие уши, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение.  Готовы! Тогда начинаем наш урок.

- Отметьте в тетрадях дату нашу путешествия и место. (Запись: число и классная работа).

Актуализация знаний.

- Попутной песней сегодня будет известная песня поэта М. Матусовского «С чего начинается Родина?» Послушаем ее.

-А теперь обратитесь к тексту песни. Как вы думаете, почему автор слово «Родина» пишет с заглавной буквы? Какой смысл он вкладывает в это слово? (Он говорит о нашей большой стране. Это «большая» наша Родина).

- Как  называется наша страна?

- Запишем эти слова в путевые дневники (Родина, Россия).

- Как вы думаете, почему текст песни заканчивается вопросительным предложением?

Микровывод: У каждого человека есть еще и «малая» родина, родной край, часть нашей «большой» Родины – России. Какую букву будем писать, имея в виду малую родину?

- А какой город для нас всех является малой родиной? (Тамбов) Запишем «город Тамбов».

- Догадались, куда мы отправимся? Как вы думаете, что мы сможем узнать? (Узнаем, как и когда он возник, его место на карте  Тамбовской области, какие достопримечательности, важные места и здания  находятся на его территории, вспомним наших знаменитых земляков).

Слайд1. Фотография Тамбова. Подпись «город Тамбов».

- Путешествуя, будем помнить, что мы все же ученики и должны решать учебные задачи. Уверенна, они покажутся вам несложными.

Работа с текстом.

-Прочитайте лежащий перед вами текст 1.

В  этом году мы отмечаем 380-летний юбилей нашего города.

История его освоения уходит корнями в глубину веков. Тамбов был основан 17 апреля 1636 года на топких лесистых берегах Цны, в том месте, где сливается с ней речка Студенец. По указу царя Михаила Федоровича, стольник и воевода Роман Боборыкин начал строительство города-крепости Тамбов для защиты Московского государства от кочевников. Факт основания Тамбова отражен в старинной летописи, написанной в 1788 году неизвестным автором.

- Объясните, почему одни слова написаны с маленькой буквы, а другие - с большой? Да, из курса начальной школы вы знаете, что названия городов, имена, фамилии, клички животных пишутся с заглавной буквы. Сегодня мы продолжим говорить об этом. О какой части речи будем говорить? Почему?

Работа у доски. (Продолжить запись).

- Из текста выпишите словосочетания, где оба слова  - сущ-е, причем поясняемое слово будет писать с маленькой буквы, а поясняющее  - с большой. (город Тамбов, река Цна, речка Студенец)

Кластер.

- Скажите,  предметов с каким названием  больше: город или Тамбов? Река или Цна? Зачем Тамбову, Цне, дали название? Правильно, чтобы отличить их от множества однородных предметов: городов, рек.

- Делаем вывод: города, реки, горы,  – названия предметов однородных. Это имена нарицательные. Чтобы отличить единичные предметы от множества однородных предметов, им дают названия. Это имена собственные.

Формулировка темы и целей урока

- Сформулируйте тему и цель нашего урока. (Научиться отличать имена существительные нарицательные от имён существительных собственных).

Этап усвоения новых знаний. Проблемное объяснение нового материала.

Из истории терминов.

-Как вы думаете, что означают слова «собственное», «нарицательное»?

Слайд 2. Чтение словарной статьи.

1. Слово «собственный» произошло от старославянского слова «собство» и обоначает своё, личное, себе принадлежащее.

2. Слово «нарицательное» образовалось от старославянского слова «нарицать, нарекать», что означает называть все окружающие предметы.

-Обобщим полученные сведения и составим кластер. Заполните пустые прямоугольники недостающими словами.

Работа с учебником (в паре) стр. 52, п. 91.

- Проверьте по учебнику, правильно ли дали определение именам нарицательным и собственным. Расскажите друг другу об этом.

-Чем они отличаются существительные собственные от нарицательных?

-Как пишутся имена нарицательные, собственные? Что нужно помнить особенно?

 (Одни существительные пишутся с большой буквы, другие с маленькой.  А ещё нужно помнить, что заглавия книг, фильмов, газет, журналов, названия фирм, предприятий, учреждений, музыкальных коллективов, театров, спортивных обществ, клубов, команд, марок машин, названия лекарств, продуктов и т.д. заключаются в кавычки).

Этап проверки понимания учебного материала.

-Первая остановка на нашей дороге «Гимназическая».

Нам предстоит небольшая творческая работа. Необходимо составить коллективный адрес нашей школы по плану:

Слайд 3.

  1. Государство. (Россия)
  2. Область (Тамбовская)
  3. Город. (Тамбов)
  4. Улица. (Рахманинова)
  5. Дом. (4)
  6. Гимназия №7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского

- В честь кого названа улица, на которой расположилась наша школа? Почему? Составьте предложения, чтобы грамматические основы являлись именами существительными.

Слайд 4.

Запись:

 Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов — русский композитор, пианист, дирижёр.(разбор №4)

В Тамбовском крае есть небольшая Деревня Ивановка Уваровского района Тамбовской области – музыкальная колыбель Сергея Васильевича Рахманинова. (разбор №4)

Экскурсия по виртуальному музею гимназии.

- Как связано имя святителя Питирима с нашей гимназией?  Прочитаем об этом на страницах школьного виртуального музея. (http://museygimnazia7tmb.jimdo.com/социальный-проект-виртуальный-музей/).

Физкультминутка.

Прежде чем продолжить наше путешествие, нам нужно немного отдохнуть.

А теперь, ребята, встать

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И беритесь вновь за дело.

Остановка « Гордость нашего города». Словарная работа.

-На полях нашего учебника есть сочетание слов для запоминания их написания. Прочитайте. Когда началась Великая Отечественная война? Запишем это предложение. 

22 июня 1941 г началась Великая Отечественная война.

-Подберите синонимы к слову «великий». (Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный).

-ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА - самая крупная война в истории человечества.  В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.

- Подберите синонимы к слову «отечество». Почему война с фашизмом называется «отечественной»?

Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.

- Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называется Великой Отечественной войной. Коснулась она своим холодным крылом и жителей нашего города. Многие не вернулись с той войны. Не вернулась и юная девушка, имя которой носит центральный сквер в Тамбове. Здесь ей установлен памятник.  Назовите ее имя. (Зоя Космодемьянская).

- Почему жители Тамбовской области считают Зою своей землячкой? (Родилась в селе Осиный Гай Гавриловского района).

- Фигура  Зои Космодемьянской изображена на фоне монастыря. Случайно ли это? Доп. Информация: дедушка Зои и Александра Космодемьянских убит в 1918 году большевиками, православной Церковью он причислен к лику святых.

- Посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени награждена выпускница нашей школы Тамара Дерунец.

- Составьте предложение о легендарных наших землячках и запишите его. Подпишите сверху букву «с» над иенами собственными, букву «н»  - над именами нарицательными.

Взаимопроверка.

Остановка «Важные места». Работа с текстом.

Словно каменная сказка возвышается в центре города Тамбова собор в честь Казанской иконы Божией Матери.

Его строительство произошло в 1791 году. По внешнему виду храм идентичен Успенскому собору в Саровской обители. Объяснить этот факт можно тем, что в те давние времена Саровская пустынь входила в состав Тамбовской епархии. 

Знаменательным фактом можно считать событие, произошедшее в 1793 году, когда преподобный Серафим Саровский принял постриг в Казанском соборе, что делает эту обитель еще более связанной духовно с Саровской пустынью.

Под конец XVIII века территория монастыря стала местом расположения некрополя, где покоятся многие уважаемые представители Тамбовского духовенства, военачальников, меценатов и ученых. 

- Подчеркните в тексте имена собственные и собственные наименования. Прочитайте их.

– Выпишите из предложения имена сущ –е (2). Создайте их паспорт:

  1. собственное или нарицательное,
  2. одушевленное или неодушевленное,
  3. род,
  4. склонение,
  5. падеж,
  6. Число,
  7. синтаксическая роль.

- Какие сущ. выписали?

Остановка «Наши мечты».

    - Мы прибываем на последнюю остановку. Давайте с вами помечтаем, какой бы вы хотели видеть наш город в будущем?

      - А что вы, маленькие жители города, можете сделать, чтобы он был красивее, чище, краше?

Рефлексия

Вот и  закончилось наше путешествие. Достигли ли мы учебных целей? Об этом я узнаю, когда получу от вас, путешественников, телеграммы.

Приём «Телеграмма». Дети кратко пишут на карточках, что самое важное с урока запомнили.

Я узнал (а) во время путешествия…

Я повторил(а)….

Теперь я знаю (умею)…

Оценивание работы.

Нарисуйте на обратной стороне листочка лесенку и оцените свою активность на уроке.

Домашнее задание. Сочинить лингвистическую сказку по теме.   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект освоения темы "С чего начинается Родина ( По рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека").

Проект освоения темы включает в себя задания для творческих групп и отчетный урок, проведенный по указанной теме....

С чего начинается тригонометрия

В статье рассматривается проблема подготовки ученика к изучению тригонометрии в современных условиях. Анализирутся причины, по которым многим учащимся с трудом дается изучение материала и даются конкр...

С чего начинается здоровье

Презентация к общешкольному родительскому собранию...

Литературная гостиная. "С чего начинается Родина ?"

Литературно-художественная композиция "С чего начинается Родина?".  Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку и литературе в 8-9 классы....

Урок русского языка в 7-ом классе "С чего начинается Родина ?"

Тема: «С чего начинается Родина?»  (интегрированный урок на основе краеведческого материала;    урок   сотворчества)     Цели:1.Отработ...