Презентация к уроку "Правописание корней -кос- и -кас- (русский язык 6 класс)
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Тайшина Вероника Васильевна

Дапнная презентация моджет использоваться на уроке русского языка в 6 классе в качестве практического материала при изучении темы "Словообразование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pravopisanie_korney_-kos-_-kas-.zip71.73 КБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буквы а и о в корне –кос-, - кас -

Слайд 2

Корень Правило Примеры, исключения. Лож/лаг Пишется –а- при наличии суффикса –а- в основе, иначе – о- При л а г ать, из л о ж ение Искл.: по л о г Кос/кас Пишется –а- при наличии суффикса –а- в основе, иначе - -о- К а с аться, к о с нуться Рос/раст/ращ Пишется –а- перед ст, щ; -о- перед –с- Р а ст и, р о с ли, вы р а щ ен Искл.: отр а сль, р о сток, Р о стов, Р о стислав, р о стовщик Скак/скоч Пишется –а- перед –к— о- перед ч- Ск а к ать, вы ск о ч ить Искл.: ск а чок, ск а чу. Гор/гар Пишется –а- под ударением. Иначе –о- За г а р , за г о р елый Зор/зар Пишется –а-без ударения, под ударением – то, что слышится. О з а р ить, з о р и. З а р ево Искл.: з о ревать, птица з о рянка Клан/клон Пишется – о – без ударением, под ударением – то что слышится. По кл о н , кл а н яться, по кл о н иться Твор/твар Пишется - о – без ударением, под ударением – то, что слышится. Тв а р ь, тв о р чество, тв о р ить. Искл.: утв а рь. Плов/плав Пишется всегда –а-, кроме слов пл о в ец, пл о в чиха. пл ы в ун. Пл а в ать, по пл а в ок Мок/мак Пишется –а-, если слово имеет значение «погружать в жидкость», -о-, если слово имеет значение «пропускать, впитывать жидкость». М а к ать в сметану, Про м о к нуть под дождем Ровн/равн Пишется –а-, если слово имеет значение «равный, одинаковый», -о-, если слово имеет значение «прямой, гладкий, ровный». С р а вн ить с образцом, у р о в ень воды. Искл.: р а внина, р а внение Бир/бер Блист/блест Дир/дер Жиг/жечь Мир/мер Стил/стел Тир/тер Чит/чет Пишется –и- при наличии суффикса –а-. иначе - -е- Со б и р ать, со б е р у; Бл и ст ать, бл е ст еть; Раз д и р ать, раз д е р у; С ж и г ать, с ж е чь ; У м и р ать, у м е р еть; Рас ст и л ать, рас ст е л ить; С т и р ать, ст е р еть; Вы ч и т ать, ч е т ность Им/а(я) Ин/а)я) Пишется –им-, -ин- при наличии суффикса –а- Обн има ть, обн я ть; Нач ина ть, нач а ть.

Слайд 3

Практические задания. В данных предложениях вставьте пропущенные буквы: проверяемые гласные обозначьте простым карандашом, проверяемые – синим . Волька повис над потолком, зац …пившись штанами за тот самый крюк, на котором предпол … галось повесить бабушкину люстру. Хоттабычу , который уснул в неудобном пол… жении , приснился ужасный сон. Хоттабыч к… снулся по восточному обычаю лба и груди. Горизонтом я наз… ву ту грань, где хрустальный купол н…бес соприк … сается с краем З… мли . Что к… сается Жени Боголюбова, закадычного Волькиного приятеля, то не на шутку встревожился. Дежурный по всей форме, как пол… гается , составил протокол.

Слайд 4

Заполните клеточки словами. 1. Занавеска, закрывающая кровать. 2 . Прилагательное, образованное от слова к… саться . 3 . Часть речи, обозначающая признак предмета. 4 . Человек, который косит траву. 5 . Заплетённые волосы (уменьшительное ). 6 . Прибавление одного числа к другому. 7 . Название одного из чисел при сложении. 8 . Служебная часть речи. 9 . Синоним к слову дотрагиваться. 10 . Существительное, образованное от слова прик … саться . 11 . Бывает повествовательным, восклицательным, побудительным.12 . Установленное государством денежное отчисление. Составьте ключевое слово , выписав буквы из закрашенных клеточек .

Слайд 5

1 2 3 4 ? 5 6 7 8 9 10 11 12

Слайд 6

п о л о г к а с а т е л ь н а я п р и л а г а т е л ь н о е к о с а р ь ? к о с и ч к а с л о ж е н и е с л а г а е м о е п р е д л о г к а с а т ь с я п р и к о с н о в е н и е п р е д л о ж е н и е н а л о г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме:"Использование "картинок" на уроках русского языка в 5 классе"

Мною предложен дидактический материал, использование которого на уроках русского языка разнообразно.Это могут быть словарные диктанты по определённой орфограмме,конструирование предложений и текста,лю...

«Буквы О и А в корнях КОС-КАС.» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Конспект урока и интерактивная презентация SMART.Предлагаемая методическая разработка урока русского языка представляет собой мини-технологию по использованию современных средств организации учебной д...

"Буквы Е-И в корнях с чередованием" - урок русского языка в 6 классе

Урок изучения нового материала в 6 классе. Тема урока: "Буквы Е-И в корнях с чередованием"...

Буквы Е-И в корнях с чередованием (урок русского языка в 5 классе по УМК Л.М. Рыбченковой в рамках ФГОС)

Буквы Е-И в корнях с чередованием (урок русского языка в 5 классе по УМК Л.М. Рыбченковой в рамках ФГОС)...

Урок (технологическая карта): " Буквы А-О в корнях -гар- и -гор-". Русский язык, 5 класс.

Технологическая карта урока Русского языка по теме "Буквы А-О" в корнях -гар- и -гор-....

Правописание безударных гласных в корне слова, урок по русскому языку, 8 класс

Обобщающий урок по теме «Правописание безударных гласных в корне слова», урок по русскому языку, 8 класс...