Презентация на тему: "Правда и ложь (лицемерие, лесть, зависть, злоба)". По рассказу Розы Госман " О дружбе".
презентация к уроку по русскому языку на тему

Комалова Юлия Сабировна

В презентации созданы слайды по творчеству Розы Госман. Даны учащимся задания по рассказу Розы Госман "О дружбе".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правда и ложь (лицемерие, лесть, зависть, злоба). «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими». (В.В.Виноградов) Открытый урок по предмету «Русский язык»

Слайд 2

Неброская сложилась биография Неброская сложилась биография… Я у компьютера, со мной - ОНА: Из лет моих далёких фотография , Здесь я на ней так трепетно юна. И роем в голове воспоминания. Вся жизнь, как на ладони, предо мной. Паденья. Взлёты. Разочарования. О, сколько их осталось за спиной. Была судьба порой не в меру строгою. Порою слаще сахара была. Но, я с улыбкой шла своей дорогою, Среди друзей счастливою слыла. Роза Госман

Слайд 3

Кони моей жизни Роза Госман Мне уже под шестьдесят. Жизнь на склоне лет :- "Да, не спешите вы так, бабушка!"... Слышу я вослед. Что ж, понять того не в силах. Молодое племя. Невозможно обуздать Отмеренное время. И несут,несут меня Кони моей жизни, В бликах гаснушего дня К поминальной тризне.

Слайд 4

Цветы, как люди И сегодня такой он бойкий. С каждым днём хорошеет, цветёт. Словно крылья, расправил листья, Устремлённые в полёт. Крепни, расти, мой хороший! Ты достаточно пострадал. Переселим тебя в кадушку, Как горшок этот станет мал Нет! Пожалуй не стану Больше его я казнить. Второго переселения Он может не пережить. Если слышите меня, Люди, Совет немудрённый дам: Где кому легче дышится- Решать должен каждый сам

Слайд 5

Роза Госман Лестница. ========= С момента, когда родился, Сделал первый вдох человек, По незримым ступеням жизни Начинает он свой забег. И пока молодой, горячий, Сердце молотом бьётся в груди, О последней ступени не думает, И о том, что там ждёт - впереди. Но однажды замрёт стоп-кадром Парадокса суть на челе: - Чем выше ведут нас ступени, Тем ближе мы к маме - земле. Мы на этой заманчивой лестнице Надрываемся. Рвёмся ввысь. Лишь с годами приходит сознание, Что всё время бежали вниз

Слайд 6

Прочитайте высказывание известного лингвиста В.В.Виноградова: «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими». Раскройте смысл высказывания и подтвердите его справедливость примерами из прочитанного текста. Свой ответ оформите в виде таблицы. В течение работы над таблицей подготовить интерпретацию прочитанного текста. № п / п Изобразительно- выразительные средства Примеры

Слайд 7

Нет, Ольга и сама это хорошо понимала, и давала себе в том честный отчёт: стихи её доброго слова не стоили. Во всяком случае на данном этапе их написания - сырые и технически слабые. Но!... Вот, ведь, какая она завораживающая и лишающая человека способности думать, штука – ЛЕСТЬ. Была у Ольги подруга. Не сказать, чтобы уж очень любимая, но уважаемая искренне. Ольга беспредельно верила ей. Доверяла все свои сердечные тайны и детища свои – стихи. Всякий раз, когда все последние новости были подругами обсуждены и отрецензированы, Ольга неизменно произносила заветное:

Слайд 8

- Лен, а я новый стих написала. - Да?!- оживлялась Ленка, устремляя на Ольгу, загорающиеся любопытством глаза, – Читай! И Ольга читала. Читала робким, тихим голосом, волнуясь, как ученик у классной доски.

Слайд 9

Всё время, пока Ольга читала очередной свой опус, Ленка не сводила с неё восхищённых глаз и, когда подруга, наконец, замолкала, обрушивала на неё шквал горячих, восторженных, ласкающих наивную Ольгину душу, эмоций. Поскольку Ольга имела склонность непременно кому-то свои творения посвящать, Ленка не успокаивалась до тех пор, пока не получала ответ на интригующий её вопрос: кто герой данного Ольгиного произведения?

Слайд 10

Так продолжалось довольно долгое время. Ольга писала. Ленка – восхищалась Ольгиным талантом и при этом всегда удивлялась: - Ну, как это у тебя получается, Олечка, здорово! А я и двух строчек сочинить не могу. А ты такая умница! Оля в ответ застенчиво улыбалась, невольно сияя от похвалы подруги. И хотя сомнения, относительно своего «яркого» таланта, нет-нет да и закрадывались в её сознание, всё же в искренности Лены Ольга не сомневалась ни на грамм.

Слайд 11

Так замечательно и радостно катилось у подруг время. Над их дружбой сияло доброе, яркое солнце, пока в один из обычных дней не надвинулась на это солнце тяжёлая, чёрная туча: - Ольга, ты знаешь, как Ленка смеётся всюду над тобой и твоими нелепыми стихами? - задала ей однажды убийственный вопрос сердобольная знакомая.

Слайд 12

Видя, как краска ударила в лицо оторопевшей от услышанного, вмиг поникшей Ольги, будто наслаждаясь зрелищем, бойко продолжала: - Да, она так и говорит: - Ольгины нелепые стихи. А ты что, в самом деле пишешь стихи?! - Этого не может быть! - глухо выдавила из себя Ольга, напрочь проигнорировав вопрос знакомой.

Слайд 13

- Ага! Не может быть!.. Да всё село об этом знает. Только ты, глухая да наивная, ничего не знаешь и не слышишь. - Этого не может быть! - упрямо повторила Ольга и, развернувшись, чуть ли не бегом ринулась прочь от назойливой односельчанки.

Слайд 14

Да, от склочной знакомой Ольга легко убежала, но вот от себя?!... Куда деться от себя? Такого уголка она найти не могла. Чёрная туча, вмиг закрывшая солнечное небо над их с Ленкой беспечной дружбой, теперь полностью заполнила несчастную, раздавленную горьким известием, Ольгину душу.

Слайд 15

- Неужели это правда? Неужели Ленка могла так подло со мной поступить?! Да этого не может быть просто! Надо выбросить эту чушь из головы. Это неправда! Не могла Ленка так со мной! Всё! Забыть! Не думать! Не вспоминать! Но, увы! Не проходило и пяти минут, как сверлящий этот вопрос вновь вонзался в её раненное сердце: - Что же делать? Как же узнать – правда ли это всё? Что же делать?!

Слайд 16

От природы Ольга была характера очень мягкого и мирного. За свои двадцать пять лет жизни она ни разу ни с кем не поскандалила. Никому не причинила даже малейшей боли. Она прекрасно понимала, что никогда в жизни не станет выяснять у подруги правды. Но, она отчётливо понимала и то, что жить спокойно дальше не сможет, пока этой правды не узнает. Но, как узнать эту правду? Как?! А, если всё же Оля пойдёт на открытый разговор с Леной и выяснится, что та и духом ничего не знает.

Слайд 17

Это какой камень положит она на сердце подруги своим недоверием к ней? Нет! На такую жестокость Ольга пойти не могла. Выход из тупикового положения нашёлся, однако, неожиданно быстро: - А я ей новый стих прочту! – вдруг, как молнией, блеснуло в Ольгиной, разбухшей от тяжёлых дум, голове, – Да, напишу стих и прочту его Ленке. Если это правда, она обязательно своим поведением себя выдаст. Всё! Так и сделаю!

Слайд 18

И Ольга написала. Она вложила в этот незатейливый стих всю боль своей, растерявшейся от терзаемых сомнений, души. Осталось дождаться подходящего случая Ленке его преподнести. К счастью, случай не заставил себя долго ждать и вскоре Оля с мужем оказались (свободным вечером) гостями в доме Лены. Пока их мужья вели в гостиной комнате свой мужской разговор, хозяйка хлопотала у плиты.

Слайд 19

Оля, всеми силами борясь с внутренним, всё возрастающим волнением, тихонько, молча сидела у стола, готовясь к решительному шагу. Выждав пока подруга закончила очередную операцию по приготовлению ужина, немало удивляясь себе, спокойно сказала своё заветное: - Лен, а я новый стих написала. - Да, что ты?! Так давай – читай!

Слайд 20

Не дрогнув ни единым мускулом, мирно глядя прямо в глаза подруги, Оля ровным, спокойным голосом стала читать: Я верила тебе. С тобою всё делила, Ни радость, ни печали не тая. К тебе нередко в гости приходила. Свои стихи тебе читала я.

Слайд 21

Ты слушала меня. Ты мною восхищалась. Мне пела дифирамбы, как могла. Потом сама же надо мной смеялась. И, думаешь, умней меня была? С тобой ругаться я не собираюсь. И ничего не стану выяснять. Унять и эту боль я постараюсь. Мне к подлости, увы, - не привыкать.

Слайд 22

Лгала ты мне не раз. Смешки швыряла в грудь. И отрицать ты этого не станешь. Меня, конечно, можно обмануть, А вот себя, подруга, - не обманешь. Читая, Оля видела, как тревожно забегали, буквально с первых строк, глаза Лены. В них появилась растерянность. А следом и неуёмный (в предчувствии наказания) страх провинившейся собаки .

Слайд 23

Когда же Ольга, всё так же доброжелательно глядя в глаза Лене, закончила чтение, подруга с облегчением выпалила: - Ну вот – ужин готов. Можно садиться за стол. И ринулась, как на пожар, в другую комнату, где уже предварительно был накрыт к ужину стол, «забыв» выяснить: кому же посвящён этот щекотливый Ольгин стих?

Слайд 24

А Ольга сидела, не меняя выражения лица, и с горечью думала: - Да, значит это правда, подруга моя дорогая. Так пусть же судит тебя твоя совесть. А я прощаю. Но, отныне ты нигде и никогда не скажешь обо мне не единого плохого слова. Вот это я теперь знаю точно!

Слайд 25

С тех пор прошло более тридцати лет. Оля с Леной – замечательные подруги. И никто из них никогда в жизни не вспомнил ни того незабываемого ужина, ни «нелепого» стиха, так лихо разоблачившего подругу. Лена просто обожает Олю. И при каждой их встрече Оля говорит своё заветное: - Лен, а я новый стих написала. - Да?!. – оживляется Лена, - Так давай - читай! И Оля читает!..

Слайд 26

2 . Выполнить задания теста по тексту рассказа Розы Госман « О дружбе». 1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Ольга так переживала из-за поступка Лены»? 1) Ольга считала Лену своей любимой подругой, беспредельно верила ей, доверяла все свои тайны. 2) У Лены был очень мирный и мягкий характер, каждый легко мог её обидеть. 3) Ольге было обидно, что у Лены появилась новая, более близкая подруга. 4) Ольга боялась, что все узнают о том, что она пишет сырые и слабые стихи.

Слайд 27

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) Всякий раз, когда все последние новости были подругами обсуждены, Ольга неизменно произносила заветное: «Лен, а я новый стих написала». 2) Читала робким, тихим голосом, волнуясь, как ученик у классной доски. 3) Над их дружбой сияло доброе, яркое солнце, пока в один из обычных дней не надвинулась на это солнце тяжёлая, чёрная туча. 4) От природы Ольга была характера очень мягкого и мирного.

Слайд 28

3. Из предложений 28 – 35 выпишите слово, в котором правописание приставки не определяется её значением – «приближение». (28)От природы Ольга была характера очень мягкого и мирного. (29)Она прекрасно понимала, что никогда в жизни не станет выяснять у подруги правды. (30)Но она отчётливо понимала и то, что жить спокойно дальше не сможет, пока этой правды не узнает. (31)Выход из тупикового положения пришёл, однако, неожиданно быстро: (32)«А я ей новый стих прочту! – вдруг, как молнией, блеснуло в Ольгиной разбухшей от тяжёлых дум голове. – (33)Если это правда, она обязательно своим поведением себя выдаст». (34)И Ольга написала. (35)Осталось дождаться подходящего случая Ленке его преподнести.

Слайд 29

4. Из предложений 12 – 17 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН» (12)Читала робким, тихим голосом, волнуясь, как ученик у классной доски. (13)Всё время, пока Ольга читала очередной свой опус, Ленка не сводила с неё восхищённых глаз и, когда подруга наконец замолкала, обрушивала на неё шквал горячих, восторженных, ласкающих наивную Ольгину душу эмоций. (14)Так продолжалось довольно долгое время. (15)Ольга писала. (16)Ленка восхищалась. (17)И, хотя сомнения относительно своего «яркого» таланта нет-нет да и закрадывались в её сознание, всё же в искренности Лены Ольга не сомневалась ни на грамм.

Слайд 30

5. Замените книжное выражение «петь дифирамбы» в предложении 43 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (43)Мне пела дифирамбы, как могла. 6. Замените словосочетание «с горечью думала», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 31

7. Выпишите грамматическую основу предложения 35. (35)Осталось дождаться подходящего случая Ленке его преподнести.

Слайд 32

8. Среди предложений 45 – 53 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения. (45)Оля видела, как в глазах Лены появилась растерянность. (46)А следом и нестерпимый стыд и страх. (47)А Ольга сидела, не меняя выражения лица, и с горечью думала: (48)«Да, значит, это правда… (49)Так пусть же судит тебя твоя совесть. (50)А я прощаю». (51)С тех пор прошло много лет. (52)Оля с Леной – замечательные подруги. (53)И никто из них никогда в жизни не вспомнил того «нелепого» стиха, так лихо разоблачившего подругу.

Слайд 33

9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. А Ольга сидела,1 не меняя выражения лица,2 и с горечью думала: «Да,3 значит,4 это правда… Так пусть же судит тебя твоя совесть. А я прощаю».

Слайд 34

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой. (13)Всё время, пока Ольга читала очередной свой опус, Ленка не сводила с неё восхищённых глаз и, когда подруга наконец замолкала, обрушивала на неё шквал горячих, восторженных, ласкающих наивную Ольгину душу эмоций.

Слайд 35

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Всякий раз,1 когда все последние новости были подругами обсуждены,2 Ольга неизменно произносила заветное: «Лен,3 а я новый стих написала». «Да?!» – оживлялась Ленка,4 устремляя на Ольгу, загорающиеся любопытством глаза. – «Читай!»

Слайд 36

12. Среди предложений 28 – 34 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (28)От природы Ольга была характера очень мягкого и мирного. (29)Она прекрасно понимала, что никогда в жизни не станет выяснять у подруги правды. (30)Но она отчётливо понимала и то, что жить спокойно дальше не сможет, пока этой правды не узнает. (31)Выход из тупикового положения пришёл, однако, неожиданно быстро: (32)«А я ей новый стих прочту! – вдруг, как молнией, блеснуло в Ольгиной разбухшей от тяжёлых дум голове. – (33)Если это правда, она обязательно своим поведением себя выдаст». (34)И Ольга написала.

Слайд 37

13. Среди предложений 24 – 30 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (24)Да, от склочной знакомой Ольга легко убежала, но вот от себя?!... (25)«Неужели это правда? Неужели Ленка могла так подло со мной поступить?!» (26)Ольга заставляла себя успокоиться, но не проходило и пяти минут, как сверлящий этот вопрос вновь вонзался в её сердце: (27)«Что же делать, как же узнать – правда ли это всё?» (28)От природы Ольга была характера очень мягкого и мирного. (29)Она прекрасно понимала, что никогда в жизни не станет выяснять у подруги правды. (30)Но она отчётливо понимала и то, что жить спокойно дальше не сможет, пока этой правды не узнает.

Слайд 38

Я живу, как могу… Никому не мешаю… за ошибки свои — лишь себя осуждаю… Да и то — не всегда, и не очень глобально… Невозможно прожить свою жизнь идеально ! …Невозможно: не плакать, не лгать, не ругаться, невозможно всегда и для всех улыбаться… Можно просто принять, что даётся судьбою. НО ВСЕГДА И ВО ВСЁМ ОСТАВАТЬСЯ СОБОЮ !

Слайд 39

Ссылки: 1. http://www.liveinternet.ru/users/valyok/post333369752/ 2. http://bacenko.ru/podgotovka-k-gia/sochineniya-oge-2015-po-tsybuljko/ 3. http://wwhttp://www . proza.ru / avtor / johanng 4.stihi.ru/ avto http :// litsait.ru / users / rozik r / johanng . 5.http://litsait.ru/users file:/file:///G:/ картинки%20ссылка10. htm / 6 . G:/ картинки%20ссылка10. htm / rozik ка10. htm / rozik 7.http://bacenko.ru/podgotovka-k-gia/sochineniya-oge-2015-po-tsybuljko / 9.https://www.livelib.ru/book/987792/editions 8.http://www.stihi.ru/avtor/johng


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Правда и ложь. Бывает ли ложь во благо?"

Классный час "Правда и ложь. Бывает ли ложь во благо?" для учащихся 6-7 классов. Цели: выяснить значение слов обман и ложь,изучить взгляды мудрецов и учёных-психологов на проблему ...

презентация по теме: "Правда о пиве"

Материал можно использовать как дополнительный источник информации о здоровом образе жизни....

Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме " Правда в рассказе А.П.Платонова " В прекрасном и яростном мире".

Я  хотела  на  данном  уроке  показать   один  из  способов  идейно-художественного анализа  произведения,  а  именно:  как   стил...

Классный час на тему «Правда и ложь»

Сформировать у детей понятие о правде и лжи.1. Учить детей говорить правду.2. . Воспитывать такие нравственные качества как честность, справедливость....

Конспект урока литературы в 5 классе. Тема «Разоблачение лицемерия, трусости и угодничества в рассказах А. Чехова».

Данный конспект составлен в сответствии с Рабочей программой по литературе в 5 классе, разработанной с учетом Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы под р...

Сценарий классного часа на тему: «Правда и ложь», 5 класс.

Классный час на тему : «Правда и ложь»Цели: Личностные:-воспитание положительного настроя к уроку;-развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества со сверс...