Изложение «Барсучонок»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izlozhenie_barsuchonok.docx43.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок № 67, 68

Дата урока

Тема урока: Изложение «Барсучонок»

Тип урока: развитие речи

Цель  урока:  Научить писать изложение, близкое к тексту, после подготовительного анализа, с опорой на план изложения;

Планируемые результаты

Предметные

Разбираться в понятиях книжная и разговорная речь, сферах их использования.

метапредметные

Уметь использовать  определенный вид лексики в соответствии с речевой ситуацией

личностные

Формировать культуру общения; Развивать мотивационную основу деятельности

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Демонстрируют готовность к уроку

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

  1. Целеполагание
  1. Чтение текста, определение темы и основной мысли (идеи) текста упр. 383

Беседа по вопросам.

В: О чём рассказывается в тексте Г. Скребицкого?

          

В:  Какова же основная мысль текста? Что этим текстом хотел сказать автор?

 В.: Как вы думаете, кто такой Джек? А Барсик?

                                  

Тема текста: поход за грибами.   

 Основная мысль: Барсик  полакомился, а за его лакомство расплатились другие.

2.   Подбор названия, которое бы отразило содержание текста.

В:  Как вы думаете, ребята, как можно озаглавить этот текст?

Читают и слушают текст

в тексте говорится о том, как Скребицкий вместе с Джеком и Барсиком ходили в лес, и там на них напали осы

(иногда бывает так, что кто-то озорничает, а расплачиваются другие)

Джек это собака, а Барсик – ручной барсук.

«Неожиданная расплата», «Расплата за лакомство»

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:  планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями

  1. Планирование учебной деятельности

  3.    Общее понятие о структуре рассказа.

Учитель: Мы знаем, что каждый текст состоит из вступления, основной части и заключения. Перед вами лежит текст, прочитайте его и выделите эти композиционные части 

4.    Составление плана и нахождение частей текста соответствующих пунктам плана..

 

ПЛАН.

1.           Прогулка по лесу.

2.           Полянка – хорошее место для отдыха.

3.           Мы отдыхали по-разному.  (Кто чем занимается.)

           

4.           Барсик что-то учуял.  

5.           Барсик разорил гнездо ос в старом пне.

6.           Осы преследуют Барсика.

7.           Расплата за лакомство.

первое предложение – вступление, последнее предложение – заключение, остальное – основная часть

Однажды ходили мы с Джеком и Барсиком по лесу.Я грибы собирал, Джек за птичками охотился, а Барсик разных жуков,червячков под листвой отыскивал.

Долго бродили и выбрались наконец на полянку. Самое хорошее место посидеть, отдохнуть.

Уселся я под куст, хотел в корзине грибы перебрать. Джек возле меня в холодок улёгся, а Барсик шуршит в кустах.Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что-то учуял.

Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что-то учуял. От нас прямо к дуплистому пню побежал и давай лапами труху

 разгребать.

Что там такое, я и не понял. Только слышу, как зажужжит, загудит кто-то. Смотрю: из дупла оса, другая, третья…целый рой. Все над Барсиком кружатся, жужжат, а ему хоть бы что. Шерсть у него густая, попробуй ужаль его!

Закусил личинками и как ни в чём не бывало прямо ко мне. А осы за ним. Я корзину с грибами бросил да бежать. Джек тоже удирать пустился.

И всё-таки не удрали. Одна оса меня в шею ужалила, а другая Джека прямо в губу. Один Барсик не пострадал. Он

личинками полакомился, а нам с Джеком за его лакомство

расплатиться пришлось.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.

  1. Самоконтроль
  1.  Составление рабочих материалов.

(записываем тему текста, основную мысль, заголовок, план) запись производится в процессе разбора текста.

6.   Выражение авторского отношения к изображаемому при пересказе от 3-го

7.Наблюдение над тем, как Скребицкий избегает повторов слов; предупреждение орфографических ошибок; объяснение изученных орфограмм и пунктограмм.

- заменяет существительные местоимениями.

 

- На доску выписать:

      Имена собственные: Джек, Барсик.

      Наконец, всё-таки, прямо  – наречие.

      Что-то, кто-то – местоимение.

      Дуплистый пень – пень с дуплом.

      Удирать, отыскивал.

 

- Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо, объясните орфограммы в словах  (листочки с текстом отложить в сторону).

         Птичками, червячков, собирал (приставка),  бродили, хорошее (место) (какое?), посидеть (сидя),  под куст, хотел (хочет), корзина (словарное слово), перебрать (приставка), холодок (холод), подбежал (бег), вдруг, начал (начало), водить (водит), учуял (чу/щу), разгребать (грёб), зажужжит,  кружатся, пустился, личинками (лик, личико), не бывало, не понял, не удрали, не пострадал, расплатиться пришлось.

 

-  Вернёмся к тексту. Объясните знаки препинания.

  2, 6, 9, 10, 11, 13, 19, 21 предложения – СП;

4, 5, 7,10, 11 – с однородными сказуемыми;

12 – однородные подлежащие;

13 – восклицательное.

 

III.  Устный пересказ по частям. (закрепление)

 

Учитель: Весь текст разобрали, а теперь попробуем его пересказать, пользуясь составленным планом.

Составляют рабочие материалы.

работают над текстом

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Информация о домашнем задании

повторить изученные орфограммы

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Технологическая карта к уроку «Изложение рассказа «Из детских лет В.П.Чкалова» с изменением лица. 8 класс." (Изложение с грамматическим заданием).

Данная технологическая карта  к уроку "Изложение рассказа "Из детских лет В.П.Чкалова" с изменением лица в 8 классе коррекционной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья помо...

План урока в 5 классе "Контрольная работа - изложение "Барсучонок" (алгоритм действий для обучающихся)

Данный план обучающиеся могут использовать на уроке, когда учитель работает удаленно...

Тексты изложений и варианты сжатых изложений.

Тексты изложений из открытого банка и варианты сжатых изложений по текстам помогут при подготовке к ОГЭ в 9 классе....