Обращение
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г. | |||
Урок № | Дата урока | ||
Тема урока: Обращение. | Тип урока: Урок открытия новых знаний | ||
Цель урока: Познакомить с понятием «обращение»; обучить постановке знаков препинания в предложениях с обращением. | |||
Методы и формы работы: наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая работа; фронтальная; мозговой штурм | |||
Технология: технология сотрудничества | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные знать определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме – звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением – знаков выделения; случаи возможного смешения подлежащего и обращения; уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации; отличать обращение от подлежащего. | метапредметные способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, справочники, ресурсы Интернет. | личностные понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования. | |
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | Формируемые УУД | |
| |||
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Владимировна, и сегодня я буду у вас вести урок русского языка. Я желаю вам хорошего настроения и активности на уроке. - Ребята, у вас на столах зеленые и желтые листочки. На зеленых напишите, чего вы ожидаете от урока, на желтых – чего опасаетесь. Отложите их в сторону. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей. | |
| |||
- Запишите в тетрадях число, классная работа. Начнем мы наш урок со словарной работы. Запишите слова под диктовку: здравствуйте, пожалуйста, до свидания, спасибо, благодарю, извините, простите. Проверьте записанные слова по эталону. Скажите, кто не сделал ни одной ошибки в записанных словах? - А что вы можете сказать об этих словах? (слова вежливости) - В каких речевых ситуациях их можно употреблять? (при встрече, поблагодарить за что-нибудь, при прощании) - А у меня для вас уже первое задание. Напишите комплимент однокласснику, употребив слово вежливости. (предложения заслушиваются, комментируются) - А как В* узнал, что ты, В*, обращаешься именно к нему? (Ответ ученика: я назвал его по имени) - А зачем ты в предложении употребил его имя? (Ответ ученика: чтобы привлечь его внимание) - С какой интонацией вы произнесли его имя? (Ответ ученика: со звательной, сделал паузу после имени, чтобы он на меня посмотрел) - Ребята, кто помнит из начальной школы, как называются слова или сочетание слов, с помощью которых обращаются с речью? (Ответ ученика: Обращения) | Записывают словарный диктант. Проверяют словарные слова по эталону. Отвечают на вопросы учителя. Строят понятные для партнера высказывания. Составляют предложения по заданию. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
| |||
- Вот и тема нашего урока, запишите в тетради: «Обращение» - Каждая группа подумайте, что вы хотите знать по этой теме. Составьте список вопросов к теме урока. (В результате мозгового штурма на доске появляются вопросы: ЧТО ЭТО? ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ? ЧЕМ ВЫРАЖЕНО? КАКОВА РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ? | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотруднические с учителем и одноклассниками делают выводы. Задают вопросы для уточнения информации | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в группе, обмениваются мнениями | |
| |||
- Тогда мы приступаем к изучению темы. Откройте учебник на стр.176, §62. Понаблюдайте над предложениями. Найдите в этих предложениях ответы на поставленные вопросы. - Как представлены выделенные фрагменты в предложении? (Ответ ученика: словом, сочетанием слов)- напротив первого вопроса появляется запись: слово или сочетание слов. - Что или кого называют выделенные слова в предложении? (Ответ ученика: называют того, к кому обращаются с речью) – напротив второго вопроса появляется запись. - Можно ли с помощью обращения выразить свое отношение к тому, к кому обращаешься? (Ответ ученика: да, оно часто оценивает того, к кому обращаешься: ласково, грубо, вежливо и др.) - Какой частью речи являются эти слова? (Ответ ученика: именем существительным в им.пад. или сочетанием с существит.в им.пад.) – напротив третьего вопроса появляется запись: существительное в им.пад.) - Какое место могут занимать в предложении обращения? (Ответ ученика: в начале, середине и конце предложения) - Что на письме соответствует интонационному выделению обращений? (Ответ ученика: запятые) - О чем вас просят авторы учебника? (прочитать выразительно, выделить обращения интонацией) - Кто готов прочитать эти предложения? (слушаем, поправляем) - Молодцы. Сейчас вы прочитаете теоретический материал на стр. 176-177. - Обо всем мы с вами сейчас сказали, что написано в теоретической справке? - Посмотрите на предложения, которые вы составили в начале урока, исправьте недочеты? (можно спросить: какие недочеты) - Знаете, ребята, что в древнерусском языке для обращения существовал специальный звательный падеж. Например, у Пушкина: «Чего тебе надобно, старче?» В современном русском языке звательная форма совпала с формой именительного падежа и отличается лишь особой интонацией и синтаксическим употреблением. Сохранилась она только в некоторых словах под влиянием церковнославянского языка: боже, господи. - Но у нас остался еще один вопрос: Какова роль обращений в предложении? Чтобы на него ответить, выполним упр. 490, стр.177. - С чем можно спутать обращения? (Ответ ученика: с подлежащим) - Объявляю мозговой штурм. Сейчас вы в своих группах обсудите, какие признаки помогут отличить обращение от подлежащего. Подсказку возьмите в задании к упражнению 490. Ответ ученика: 1. подлежащее входит в состав грамматической основы предложения; обращение не входит в грамматическую основу и не является членом предложения. 2. от сказуемого к подлежащему можно задать вопрос; обращение не зависит ни от одного члена предложения. 3. между подлежащим и сказуемым нет паузы; после обращения пауза длиннее, голос на обращении повышается и понижается только к концу предложения. - Значит, мы с вами можем ответить на последний вопрос: обращение не является членом предложения. ФИЗМИНУТКА Буратино потянулся, Раз- нагнулся, два – нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключики достать, Нужно на носочки встать. - Отдохнули, продолжаем работать дальше. | Работают с теоретическим материалом, находят важную информацию и обрабатывают ее. Отвечают на вопросы учителя. Строят понятные высказывания. Заполняется кластер-схема. | Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач. | |
| |||
- Выполните задание 1: перед вами предложения, вам необходимо отметить только те, в которых есть обращения. Проверка: по эталону. 1) Мама, пойдем в музей. 2) Я люблю тебя, родная Русь моя! 3) Ветер гоняет стаи туч. 4) Друзья, к чему весь этот шум? 5) Во поле березонька стояла. 6) Наша Русь – могучая держава. 7) Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч! 8) Петя, читай книгу. 9) Алеша, который радовался этому накануне, теперь закрыл глаза. 10) Молодец, Данила, не подвел! - Задание 2. Синтаксический конструктор. Каждой группе раздается предложение, вам нужно перестроить его так, чтобы оно стало побудительным и в нем появилось обращение. 1) Маша прочитает книгу о путешествиях. 2) Старшеклассники участвуют в лыжных соревнованиях. 3) Школьники путешествуют по родному краю. 4) Молодые люди активно занимаются спортом. 5) Ребята хорошо подготовились к олимпиаде по русскому языку. - Задание 3. Ребята, прошлый год был объявлен в России годом русского кино. Кто знает, какой объявлен 2017 год. (Ответ ученика: год экологии). - Скажите, а у нас в поселке есть экологические проблемы? Хотели бы обратиться к жителям нашего поселка с призывом? Вот сейчас у вас появится такая возможность. У вас на столах фломастеры, листы бумаги. Напишите обращение, оформите листовку. Помните, что сначала по середине строчки с большой буквы вы пишите обращение. А так как обращение раскрывает отношение к тому, к кому вы обращаетесь, то в конце поставьте восклицательный знак. Не забудьте употребить слова вежливости. По окончании свою листовку защитите. | Выполняют задание по эталону в группах.
Под руководством учителя осуществляют проверку заданий. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
| |||
- Молодцы, поработали мы сегодня очень хорошо. После выполненных заданий на уроке ответьте на вопросы: 1. Что такое обращение? 2. Сколько слов может включать обращение? 3. Где может стоять обращение? 4. Какую форму имеет обращение? 5. В какой речи, устной или письменной, чаще всего употребляется обращение? - Послушайте стихотворение, которое поможет вам запомнить все с урока. Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звездам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй. | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
| |||
§62, упр. 498 (Вам нужно найти сказки Пушкина и выписать 5 предложений с обращениями. Подумайте, как обращение раскрывает характер героя) | Записывают задание, слушают объяснения учителя | ||
| |||
- Что нового вы сегодня узнали? - Какие трудности у вас появились в процессе работы? - Как вы их преодолели? - Понравилось ли вам на уроке? Возьмите листочки и приклейте их на дерево знаний. Зеленый, если ваши ожидания оправдались, желтые, если ваши опасения были не напрасны. (Оценить дерево) - Всем спасибо за урок, вы сегодня очень хорошо поработали. Лидеры групп подайте список ребят, которые активно принимали участие в выполнении и заданий. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе по теме "ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЩЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ»
На уроке проводится закрепление умения проводить пунктуационный анализ предложений с обращениями, отрабатывается умение использовать этикетные формы обращения в собственной речи,...

Обращение. Знаки препинания при обращении
Краснодарский крайУсть-Лабинский районг. Усть-Лабинскмуниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 6ул.Энгельса,71 ОТКРЫТЫЙ...
Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.
К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и в семьях некоторых наших у...

урок в 5 классе Обращение. Знаки препинания при обращении.
Урок по теме "Обращение. знаки препинания при обращении" в 5 классе по программе Львова. На уроке использовалась презентация. Урок прошёл на высоком уровне. Учащимся урок очень понравился....
ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ.
Урок по теме: "Обращение и знаки препинания при обращении".материал учит детей находить предложения с обращениями, использовать обращение как средство оценки того, кто говорит и того, к кому обращаютс...

Обращение. Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике ненецких писателей.
Урок русского языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении.Обращения в лирике ненецких писателей.Презентация к уроку....
