Виды предложений по цели высказывания и интонации
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_predlozheniy_po_tseli_vyskazyvaniya_i_intonatsii.docx41.19 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок №

Дата урока

Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации

Тип урока: Урок усвоения и закрепления новых знаний

Цель  урока: познакомить с понятием «виды предложений по цели высказывания и интонации», активизировать знания о способах и средствах связи предложений в тексте; уметь составлять предложения повествовательные, побудительные, вопросительные.

Планируемые результаты

Предметные

Знать основные признаки предложений; стилистические особенности употребления разных видов простых предложений; виды предложений по цели высказывания и интонации; особенности интонации побудительных предложений. Верно оформлять при письме соответствующие конструкции

метапредметные

Уметь пользоваться предложениями для взаимодействия с окружающими людьми

личностные

Уметь строить логическую цепь рассуждений; аргументировать свое мнение; формировать внутреннюю позицию школьника

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы на урок всем нам

Захотелось вновь прийти!

- Ребята, сегодня мы продолжим путешествовать по стране Синтаксис и отправимся в путешествие  на лесную поляну, во время которого все повторим, что изучили о предложении.

Демонстрируют готовность к уроку

Познавательные: осознают учебно- познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Представьте себе, что вы вышли на улицу, посмотрели на небо и увидели….тучку. Какая неприятность! Но это не простая тучка, из нее падают не капли, а слова: на, ласковое, падает, солнце, небе.  

- Что вы можете сказать о этих словах? (они разных частей речи, из них можно составить предложение). Запишите это предложение. Докажите, что перед нами предложение.

- На нашей поляне снова препятствие – бревно. Чтобы его убрать с дороги, мы должны найти предложения. А почему вы решили , что под номером 2 и 4 предложения?

- Почему под номером 1 и 3 не является предложением? Давайте продолжим их так, чтобы получились предложения.

- Прежде чем дать характеристику этому предложению, давайте вспомним, какие бывают предложения по цели высказывания?

- С какой целью мы используем повествовательные предложения?

- С какой целью мы используем вопросительные предложения?

- С какой целью мы используем побудительные предложения?

- А все ли предложения произносятся с одинаковым настроением, интонацией?

Составляют и записывают предложения.

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знании недостаточно для полных ответов

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа,  синтеза, устанавливают причинно-следственные связи; могут понимать информацию, представленную в изобразительной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Целеполагание

- Итак, вопросительные, повествовательные и побудительные предложения произносятся со спокойной интонацией, без эмоций, а могут – с особой интонацией, выражающей сильные чувства.

- Какой пунктуационный знак препинания скрывает в себе бурю эмоций? (!)

- Какие предложения бывают по интонации? (учебник, стр.153, ознакомление с материалом)

- Чем отличается восклицательное предложение от невосклицательного? (воскл. предл. произносятся с особым сильным  чувством. В конце такого предложения ставится воскл.знак.)

- Может ли побудительное предложение быть восклицательным? (да)

- А невосклицательное побудительным? (да)

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Работают с заданием. Отвечают на вопросы, под руководством учителя составляют план работы

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:  планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями

  1. Практическая деятельность
  1. упр.421 (устно)
  2. Перед нами новое препятствие – река. Нам надо ее перейти. А чтобы ее перейти, необходимо оставить связный текст, используя слова, плавающие в реке. При этом не забудьте о знаках препинания и включить в текст разные по цели высказывания и интонации предложения.
  3. Докажите, что ваша работа – текст. Какие слова связывают предложения вашего текста по смыслу. Подчеркните их. (местоимения, слова-синонимы)

работают с заданием. Отвечают на вопросы.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.

  1. Самоконтроль

Чтобы закрепить тему сегодняшнего урока и отдохнуть на нашей поляне, самостоятельно выполните упр.422 (задание объяснить). Тетради собрать.

Работают с заданием. Отвечают на впросы.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Информация о домашнем задании

§51, 52, упр. 423.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Давайте выясним отношение к прошедшему уроку. Напишите свою фамилию, тему урока. Нарисуйте на листе свою руку и оставьте там плюсики, где вы считаете необходимо. Большой палец – над этой темой я хотел бы еще поработать. Указательный – здесь мне дали конкретные указания. Средний – мне здесь совсем не понравилось. Безымянный – здесь хорошая атмосфера. Мизинец – мне здесь не хватало (допишите чего)

заполняют листы обратной свяязи

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложение как единица речи.Виды предложений по цели высказывания

Обобщающий урок русского языка в 4 классе. Поможет детям наглядно вспомнить и распознать повествовательные, вопрсительные и побудительные предложения. Уметь их правильно употреблять в речи....

Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания

Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания...

Методическая разработка урока в 5 классе (по ФГОС) на тему: "Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений".

Данная разработка поможет учителю подготовиться к уроку по заявленной теме: Виды предложений по цели высказывания и знаки препинания в конце предложений. Урок получится интересным и полезным для учащи...

Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания.

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания...