Методическая разработка урока в 5 классе (по ФГОС) на тему: "Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Данная разработка поможет учителю подготовиться к уроку по заявленной теме: Виды предложений по цели высказывания и знаки препинания в конце предложений. Урок получится интересным и полезным для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_v_5_klasse.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока в 5 классе (по ФГОС) на тему: "Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений".

Овсова Татьяна Владимировна

ГБОУ школа 181 Центрального района СПб   учитель русского языка и литературы.

 План - конспект урока.

Тема: Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения.

Цель: формировать навык распознавания предложений по цели высказывания и использовать их с учётом речевой ситуации. 

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные: 

Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.

Предметные: 

Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.

Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью.

Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.

Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Употреблять их в речевой практике.

Метапредметные:

Регулятивные: Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: 

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

Формировать умение работать с разными видами предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.

Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

Извлекать нужную информацию.

 

Тип урока: Урок формирования умений и навыков.

Основные методы обучения:

Проблемное изложение 

Частично-поисковый 

Словесный

Самоконтроль

Наглядно-вербальный

Диалогический

Эвристический

Творческий

 

                                                 

Ход урока:  

1 этап. Организационный.

Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремлённости понимания в сотрудничестве. 

Учитель предлагает учащимся встать, взяться за руки и улыбнуться друг другу.

 Таким образом создаётся условие контакта и доброжелательности.

Учитель: Давайте на уроке будем очень внимательны, бережны друг к другу и к словам, которые будем произносить

2 этап.  Актуализация знаний. 

 

Учитель: Ребята!  У меня текст, который мы должны будем прочитать на уроке. Но я никак не могу понять и разобраться в этом тексте. Может быть, вы мне поможете?

 

1)Учитель раздаёт текст ученикам.

2)Ученики пробуют прочитать текст.

3) Что мешает вам понять текст? (Нет знаков препинания в конце предложения)

4) А какие знаки препинания вы ставите в конце предложения? Знаете ли вы, почему в конце одних предложений ставится (!) или (?) или (.) ?

 

Учитель: Помогите мне сформулировать тему.

 Ученики формулируют тему. Тему записываем на доске: «Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения».

 

Расставьте по мере возможности знаки препинания в конце предложений. (Учитель проходит по рядам и отмечает, что не все знаки расставлены верно):

 Я посмотрела, что вам не удалось правильно расставить все знаки препинания в конце предложений. Давайте подумаем, что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание? (Какие бывают предложения по цели высказывания?  Какие знаки препинания ставятся в конце предложения и почему?)

 

Попробуем вместе сформулировать цель урока, достижение которой поможет         

 нам справиться с поставленной задачей.

 Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке. Цели запишите. Давайте озвучим цели и разместим их на «дереве целей».

 Дети предлагают цели:

 

- узнать, почему предложения делятся на предложения по цели высказывания?

 

- чем эти предложения между собой отличаются?

 

- почему иногда в конце предложения ставится такой знак: ? или !

 

- правильно ставить знаки препинания в конце предложения.

 

Ученики размещают на «дереве целей» зелёные листочки, которые символизируют цель урока.

 3 этап. Реализация. Получение новой информации.

Получение новой информации происходит из текста, предложенного ученикам.

Учитель: Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать текст и расставить значки.

V- знал(а)

+ - новое для меня

- - думал(а) иначе

? – осталось непонятным

 Работа с текстом после прочтения:

Что вы знали по этой теме? (каждый ученик проговаривает, что он знал по данной теме)

Какая информация была новой? +

А о чём вы думали иначе?

Что осталось непонятным?

 

 4 этап. Закрепление полученной информации.

Учитель: Давайте вновь обратимся к тексту, который мы читали в самом начале урока. Попробуйте ещё раз выполнить задание и расставить знаки препинания в конце каждого предложения. (Ученикам выдаются тексты для самопроверки). Проверьте, правильно ли Вы расставили знаки препинания в тексте. Прокомментируйте, почему именно этот знак вы поставили в конце предложения.

 

Прочитайте выразительно текст.

О чём этот текст? Почему важно знать, как правильно себя вести на дороге?

Вы уже знаете и соблюдаете правила дорожного движения, но вот первоклассники не всегда внимательны на дороге. Какие бы вы им дали советы?

 

Закрепление новой информации будет происходить через создание творческой работы.

Свои советы и предложения оформите в виде рекламного плаката, где вы используете предложения разные по цели высказывания, как надо соблюдать правила дорожного движения.

Творческое задание.

Ребята делятся на 3 группы.

Каждая группа получает большой лист для выполнения рекламного плаката, фломастеры, клей, листочки для записи предложений и картинки для оформления.

После выполнения данной работы один из учеников от каждой группы показывает свою работу и объясняет, почему они здесь использовали разные по цели высказывания предложения.

Учитель говорит детям, что завтра они смогут отнести свои рекламные плакаты в 1 классы, чтобы учащиеся изучили их и были внимательными на летних каникулах при переходе дороги.

 

5 этап. Домашнее задание.

 Дифференцированное задание: 

1) Подобрать из художественного текста (не менее 6 предложений) разные виды предложений по цели высказывания. Вы можете использовать произведение А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

2) Написать письмо другу, в котором вы расскажете, как надо вести себя в лесу, если ты заблудился. (В вашем тексте-письме должно быть не менее 6 предложений)

6 этап. Рефлексия.

Каждый ученик индивидуально работает с листом рефлексии, где он формулирует цель, если цель достигнута, то ставим +, если нет - ставим -, если остались вопросы - ставим (?)

Те ученики, которые цели формулировали у «дерева целей», выходят и рассказывают, что они узнали по данному вопросу, который они формулировали как цель. Снимаем «листочек-цель» с дерева.

Задача учителя: осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и провести необходимую коррекцию.

В конце урока ученики заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают его учителю.

Способ реализации: 

 

Формулировка цели урока​

 

+​

 

-

 

 

1

2

3

4

 

 

​1. Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

 2. Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь. (4 балла)

 3. Для полного понимания мне нужно повторить тему. (3 балла)

4. Я ничего не понял. (2 балла)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировке по теме: «Виды бандеролей. Порядок их отправления. » 7 класс.

Уроки СБО с специальной (коррекционной) школе 8 вида направлены на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование знани...

Конспект урока письма для 4 класса "Знаки препинания в конце предложения".

Разработка конспекта урока письма (русского языка) для 4 класса школы VIII вида....

Урок русского языка по теме "Виды предложений по цели высказывания"

Виды предложений по цели высказывания.Цели: дать понятие о видах предложений по цели высказывания ; показать особенности интонации для каждого вида предложения; развивать культуру речи; формиров...

Урок русского языка по теме "Виды предложений по цели высказывания" презентация

Виды предложений по цели высказывания.Цели: дать понятие о видах предложений по цели высказывания ; показать особенности интонации для каждого вида предложения; развивать культуру речи; формиров...

Конспект урока ФГОС по теме "Виды предложений по цели высказывания"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Виды предложений по теме высказывания"...

Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме "Виды сил"

Предлагаемый урок – урок решения задач по теме «Решения задач «Механическая работа. Мощность» применяется в курсе физики 7 класса средней школе, на котором учащиеся проявляют т...