Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме "Виды сил"
методическая разработка по физике (7 класс)

Рыбакова Ирина Васильевна

Предлагаемый урок – урок решения задач по теме «Решения задач «Механическая работа. Мощность» применяется в курсе физики 7 класса средней школе, на котором учащиеся проявляют творческий интерес и самостоятельность в поиске решения задач, а также учатся анализировать, сравнивать, а также обобщать. Все это способствует продуктивному проведению урока. Урок рекомендуется проводить при изучении курса «Физика» 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vfnjlhfphf.doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА УРОКА

по  физике 7 класс

тема: «Решения задач

по теме «Механическая работа. Мощность» 

Методические рекомендации для учителя:

Предлагаемый урок – урок решения задач по теме «Решения задач «Механическая работа. Мощность»  применяется в курсе физики 7 класса средней школе, на котором учащиеся проявляют творческий интерес и самостоятельность в поиске решения задач, а также учатся анализировать, сравнивать, а также обобщать. Все это способствует продуктивному проведению урока. Урок рекомендуется проводить при изучении курса «Физика» 7 класса.

Развернутый план (конспект) урока

урок физики в 7 классе

тема: «Решение задач по теме «Механическая работа. Мощность».

Тип урока: урок систематизации знаний

Базовый учебник:  Физика 7 класс, автор А.В.Перышкин

Цель урока: применение полученных знаний при решении задач; усвоение, повторение, закрепление основных знаний, понятий механической работе и мощности

Цель урока:  продолжить формирование умений самостоятельно мыслить, анализировать, проводить математические преобразования.

Задачи урока:

Образовательная: систематизация знаний по теме “Механическая работа. Мощность”: формировать умение находить работу, мощность, понимать от каких физических величин зависит работа; повторить основные формулы темы с помощью решения задач; обеспечить усвоение формулы для расчёта работы и мощности; формировать у ребят умение осуществлять самоконтроль с помощью конкретных вопросов и использования дидактического материала.

Развивающая: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие умения правильно оформлять и решать задачи.

Воспитательная: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развитие навыка работы в паре, развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приёмы деятельности.

Методы обучения: репродуктивный, поисковый, конструктивный

Формы  организации  познавательной  деятельности  обучающихся: парная, индивидуальная,

Планируемые метапредметные результаты:

Правильно представлять единицы измерения, представлять информацию в словесной, символической.

Планируемые личностные результаты:

развивать познавательный интерес, в целях развития речи учащихся обеспечить в ходе урока возможность ученикам излагать свои мысли, проговаривать ход решения задачи, озвучивать выводы по решенной задаче.

Планируемые предметные результаты:

  • умения измерять работу силы, мощность;
  • владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости механическую работу при перемещении бруска по поверхности стола, рассчитывать механическую работу при подъеме тела, научится рассчитывать механическую мощность.

На уровне запоминания:

Воспроизводить

  • определение понятия механической работы и мощности, от каких физических величин она зависит,  формулы работы и мощности;

На уровне понимания:

  • овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины из формулы работы силу, перемещение, скорость, мощность, время в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики.

Карта обеспеченности урока

Учебный элемент

Учитель

Ученики

Используемые бумажные источники

Используемые электронные ресурсы

Используемые бумажные источники

Используемые электронные ресурсы

 Решение задач на определение механической работы и мощности

А.В.Перышкин «Физика» 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений

Тематическое и поурочное планирование.

 В.И.Лукашик, Е.В. Иванова. «Сборник задач по физике» 7-9 класс.

А.Е.Марон, Е.А.Марон «Опорные конспекты и разноуровневые  задания»

Электронное мультимедийное приложение к учебнику
«Физика. 7 класс»
А.В. Перышкин  

Материалы сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».

Адрес сайта:

http://school-collection.edu.ru

А.В.Перышкин «Физика» 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений

Тематическое и поурочное планирование.

 В.И.Лукашик, Е.В. Иванова. «Сборник задач по физике» 7-9 класс.

А.Е.Марон, Е.А.Марон «Опорные конспекты и разноуровневые  задания»

Электронное мультимедийное приложение к учебнику
«Физика. 7 класс»
А.В. Перышкин.

Опыты и примеры, иллюстрирующие совершение работы, мощности

Классная физика

http://class-fizika.narod.ru/

Классная физика

http://class-fizika.narod.ru/

Самоконтроль по изученному материалу и вводимым понятиям

 

 

Ход урока

I этап. Организационный момент.

Цели и задачи для учителя

Цели и задачи для уч-ся

Методы и приёмы

Формирование УУД

Подготовить учащихся к работе на уроке, организовать деятельность учащихся для повторения  механической работы и мощности; создать условия для формирования у учащихся практических навыков решения задач.

Организовать рабочее пространство, подготовиться к работе на уроке, определить  тему урока

Беседа, вопросы

Личностные УУД: Освоить роль ученика; формировать интерес (мотивацию) к учению.

Регулятивные УУД: Организовать свое рабочее место под руководством учителя. (Контроль и самоконтроль)

Деятельность учителя и учащихся на первом этапе.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Введение в тему урока через повторение ранее учебного материала механической работе и мощности, работа с учебником (ответить на вопросы: от каких физических величин зависит механическая работа?   От каких физических величин зависит мощность? Как   можно выразить в виде формулы? Назвать единицу измерения работы и мощности.).

(Приложение 1 и приложение 2)

Познавательная деятельность: систематизация и обобщение знаний о механической работе, о ее основных признаках, зависимости работы тела от силы действия на него и пути его движения, а также  систематизация и обобщение знаний о мощности.

Регулятивная деятельность: контроль самого себя, но и своих одноклассников.

2 этап.

2.1. Проведение опытов.

(приложение 3)

Цели и задачи для учителя

Цели и задачи для уч-ся

Методы и приёмы

Формирование УУД

Предметные задачи: систематизировать знания механической работе и мощности; формировать умение сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, применять понятие о  работе при решении задач; обеспечить в ходе урока возможность ученикам излагать свои мысли, проговаривать ход проведения опыта.

Объяснять:

ход проведения опыта.

Воспроизводить: определения понятия   механической работы и мощности;

 

Практический метод.

Познавательные: систематизация и обобщение знаний,  анализирование и сравнение в ходе решения задачи. Коммуникативные:  отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, подробно участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

осуществлять взаимоконтроль

Личностные: взаимодействие с учащимися класса.

2.2. Решение задачи (на доске) учащимися (в тетради)

(приложение 4)

3.   Закрепления учебного материала (самостоятельное решение задач учащимися)

Цель: Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.

(приложение 4)

4. Обобщение и систематизация

Цель: Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся

5.  Задание на дом.

Цели для учителя

Цели для уч-ся

Критерии успешного

выполнения д/з

Методы и приёмы выполнения

Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Д/ з: Повторить  § 53,54.  

Правильно рассказывать определения физических величин входящих в формулу по определению механической работы и мощности,   знать единицы измерения работы и мощности.

   

6. Подведение итогов занятия.

Цель:   дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся; инициировать рефлексию учащихся по поводу мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.                                                                

Используемая литература:

  1. Дидактический материал по физике 7-11, С.А.Тихомирова
  2. Каменецкий С.Е. «Методика решения задач по физике в средней   школе», М.: Просвещение, 1974.
  3. Качественные задачи по физике, Е.М.Гутник
  4. Учебник «Физика -7» А.В.Перышкин
  5. Физика Опорные конспекты и разноуровневые задания 7, А.Е.Марон, Е.А.Марон
  6. Хабибуллин К.Я. Обучение методам решения нестандартных задач // Школьные технологии, №3. – 2004 - с.217-225.

Приложение 1

Ф.И. ученика _____________________________________________

Задание 1

  1. Прочитайте § 53.
  2. Допишите предложения:

а) Механическая  работа совершается только _______________

______________________________________________________

б) Механическая  работа прямопропорциональна ____________

______________________________________________________

в) Формула, по которой рассчитывают работу  ______________

г)За единицу измерения работы принят ____________________

д) Джоуль – это работа совершаемая ______________________

______________________________________________________

е) Работа равна нулю, если _______________________________

______________________________________________________

или если ______________________________________________

Задание 2.

Выразите

В   Дж

В   кДж

0,8 кДж

342000 Дж

2,3 кДж

8300 Дж

42 кДж

800 Дж

В     Вт

В   кВт

0,92 кВт

25000 Вт

1,15 кВт

1300 Вт

20 кВт

700 Вт

Приложение 1

Ф.И. ученика _____________________________________________

Задание 1

  1. Прочитайте § 53.
  2. Допишите предложения:

а) Механическая  работа совершается только _______________

______________________________________________________

б) Механическая  работа прямопропорциональна ____________

______________________________________________________

в) Формула, по которой рассчитывают работу  ______________

г)За единицу измерения работы принят ____________________

д) Джоуль – это работа совершаемая ______________________

______________________________________________________

е) Работа равна нулю, если _______________________________

______________________________________________________

или если ______________________________________________

Задание 2.

Выразите

В   Дж

В   кДж

0,8 кДж

342000 Дж

2,3 кДж

8300 Дж

42 кДж

800 Дж

В     Вт

В   кВт

0,92 кВт

25000 Вт

1,15 кВт

1300 Вт

20 кВт

700 Вт

Приложение 2

Ф.И. ученика _____________________________________________

Задание 1

  1. Прочитайте § 54.
  2. Допишите предложения:

а) Величина, которая характеризует скорость свершения работы называют  ______________________________________

б) Мощность рассчитывается по формуле __________________

в) Мощность обозначают буквой  _________________________

и измеряют в __________________________________________

г) Ватт – это такая мощность, при которой _________________ ______________________________________________________

д) При равномерном движении мощность можно рассчитать по формуле ______________________________________________

е) Лошадиная сила  равна  _______________________________

Задание 2.

Выразите

В   Дж

В   кДж

0,8 кДж

342000 Дж

2,3 кДж

8300 Дж

42 кДж

800 Дж

В     Вт

В   кВт

0,92 кВт

25000 Вт

1,15 кВт

1300 Вт

20 кВт

700 Вт

Приложение 2

Ф.И. ученика _____________________________________________

Задание 1

  1. Прочитайте § 54.
  2. Допишите предложения:

а) Величина, которая характеризует скорость свершения работы называют  ______________________________________

б) Мощность рассчитывается по формуле __________________

в) Мощность обозначают буквой  _________________________

и измеряют в __________________________________________

г) Ватт – это такая мощность, при которой _________________ ______________________________________________________

д) При равномерном движении мощность можно рассчитать по формуле ______________________________________________

е) Лошадиная сила  равна  _______________________________

Задание 2.

Выразите

В   Дж

В   кДж

0,8 кДж

342000 Дж

2,3 кДж

8300 Дж

42 кДж

800 Дж

В     Вт

В   кВт

0,92 кВт

25000 Вт

1,15 кВт

1300 Вт

20 кВт

700 Вт

Приложение 3

Ф.И.ученика _______________________________________________

Опыт 1. Расчет механической работы при перемещении бруска по поверхности стола.

Цель опыта: научится рассчитывать механическую работу при перемещении бруска по поверхности стола.

Оборудование:  деревянный брусок, динамометр, линейка

Ход работы:

Отметьте на столе расстояние 30 см, поставьте указатели начала и конца пути. С помощью динамометра, перемещайте равномерно брусок по столу между указателями.

Определите действующую силу  F = __________________________

Чему равна работа, которую в совершили при перемещении бруска по столу?

A = F · S   __________________________________________________

Приложение 3

Ф.И.ученика _______________________________________________

Опыт 2. Измерение механической работы при подъеме тела.

Цель опыта: научится рассчитывать механическую работу при подъеме тела.

Оборудование:  металлический цилиндр, динамометр, линейка

Ход работы:

Поставьте металлический цилиндр на пол. Равномерно поднимайте цилиндр на стол с помощью динамометра.

Чему равна сила?   F =______________________________________

Измерьте, чему равна высота, на которую вы подняли цилиндр?

h =  ____________________________________

Вычислите работу, совершенную при подъеме цилиндра на стол

A = F · h   __________________________________________________

Приложение 3

Ф.И.ученика _______________________________________________

Опыт 3.  Вычисление мощности, развиваемой человеком при перемещении  грузов.

Цель опыта: научится рассчитывать механическую мощность.

Оборудование: деревянный брусок, динамометр, линейка

Ход работы:

Отметьте на столе расстояние 30 см, поставьте указатели начала и конца пути. С помощью динамометра, перемещайте равномерно брусок по столу между указателями.

Определите действующую силу  F = __________________________

Измерьте время за которое перемещали брусок     t = ___________

Рассчитайте работу  A = F · S   А = __________________________

Рассчитайте мощность, которую вы развили перемещая брусок

N =      N =  ____________________________________________

Приложение 3

Ф.И.ученика _______________________________________________

Опыт 4.  Вычисление мощности, развиваемой человеком при подъеме груза.

Цель опыта: научится рассчитывать механическую мощность.

Оборудование: металлический цилиндр, динамометр, линейка

Ход работы:

Поставьте металлический цилиндр на пол. Равномерно поднимайте цилиндр на стол с помощью динамометра.

Определите действующую силу  F = __________________________

Измерьте, чему равна высота, на которую вы подняли цилиндр?

h =  ___________________________________

Измерьте время за которое поднимали цилиндр     t = ___________

Рассчитайте работу  A = F · h      А = __________________________

Рассчитайте мощность, которую вы развили поднимая цилиндр

N =      N =  ____________________________________________

Приложение 4

План решения задач

  1. Тело под действием силы 7 Н перемещается по горизонтальной плоскости на 5 м. Какая работа совершается силой?
  2. Металлический шар массой 1,5 кг падает на землю с высоты  2 м. Какую работу при этом совершает сила тяжести?
  3. При подъеме из колодца ведра воды массой 8 кг была совершена работа 640 Дж. Какова глубина колодца?
  4. Брусок тянут вдоль поверхности стола, прикладывая горизонтальную силу 5 Н. При этом брусок движется с постоянной скоростью 0,2 м/с. Какая работа совершается силой, приложенной к бруску за время 15 с?

План решения задач

  1. Подъемный кран за 10 мин, совершил работу равную 9000 кДж. Какую мощность он при этом развил?
  2. За какое время настольный электрический вентилятор мощностью 50 Вт совершил работы 1 кДж?
  3. Какую работу совершает двигатель мощностью 10 кВт за 30 минут?

Приложение 4

План решения задач

  1. Тело под действием силы 7 Н перемещается по горизонтальной плоскости на 5 м. Какая работа совершается силой?
  2. Металлический шар массой 1,5 кг падает на землю с высоты  2 м. Какую работу при этом совершает сила тяжести?
  3. При подъеме из колодца ведра воды массой 8 кг была совершена работа 640 Дж. Какова глубина колодца?
  4. Брусок тянут вдоль поверхности стола, прикладывая горизонтальную силу 5 Н. При этом брусок движется с постоянной скоростью 0,2 м/с. Какая работа совершается силой, приложенной к бруску за время 15 с?

План решения задач

  1. Подъемный кран за 10 мин, совершил работу равную 9000 кДж. Какую мощность он при этом развил?
  2. За какое время настольный электрический вентилятор мощностью 50 Вт совершил работы 1 кДж?
  3. Какую работу совершает двигатель мощностью 10 кВт за 30 минут?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"урок дополняет качественно выполненная презентация. Кого заинтересует данный материал - пишите....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 10.«Сборка электромагнита и испытание его действия»

Методическая разработка содержит : презентацию к уроку Лабораторная работа № 10 «Сборка электромагнита и испытание его действия» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы  ....

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» (к учебнику А.В.Перышкина)

Методическая разработка содержит : презентацию к уроку Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы ...

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».

Методическая разработка содержит презентацию к уроку Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».

Методическая разработка содержит: презентацию к уроку Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....