Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (фрагменты уроков)
статья по русскому языку (7 класс) на тему

статья включает в себя фрагменты уроков русского языка в 7 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (фрагменты уроков)

       Непременным требованием ФГОС является формирование  универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности. УУД учат учиться, то есть развивают способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

      Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и ведет к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умения учиться.

         К функциям УУД относятся:

- обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

    Разумеется, за время существования ФГОС вы уже хорошо знакомы  с теоретическими сведениями и имеете опыт их применения на практике. Поэтому  своем выступлении  я предлагаю варианты заданий по формированию познавательных и регулятивных УУД на уроках русского языка.

Фрагмент урока « Разряды наречий. Местоименные наречия».

    На предыдущем уроке учащиеся познакомились с обстоятельственными и определительными наречиями, поэтому в начале урока  с целью активизации знаний предлагается следующее задание «Озаглавьте столбцы таблицы. Приведите примеры» (Слайд 1)

Разряды наречий

Учащиеся легко озаглавливают 2 столбца.

Возникает ситуация интеллектуального затруднения.

- Почему три столбика?

Чтобы ответить на этот вопрос, учащимся предлагается выполнить следующее задание:

« Найдите в предложениях наречия, определите разряд по значению» (Слайд 2)

     Вороне где-то бог послал кусочек сыру.

      Куда пророческий в нем дар  девался?

      Когда- то, в старину, Лев с Барсом  вел предолгую  войну.

      Ни косточкой нигде не мог я поживиться.

 Учащиеся приходят к выводу, что отвечая на вопрос «где?», наречие не обозначает место, а вопрос  «когда» - время. При этом учащиеся легко определяют значение данных  наречий.

- Какую часть речи напоминает данная группа  наречий? (Местоимения).

-Можно ли предположить, как будет называться разряд данных местоимений?  (местоименные наречия)

- Сформулируйте тему урока.

- А что мы можем сказать о правописании этих наречий?

     Вспоминая правила правописания  неопределенных и отрицательных местоимений, учащиеся легко проводят аналогию, указывая  еще и морфемные признаки  неопределенных и отрицательных наречий.

     Затем предлагаем учащимся сравнить 2 правила: «Правописание не и ни в отрицательных местоимениях» и «Правописание не и ни в отрицательных наречиях». Учащиеся делают вывод: выбор гласной в приставке зависит от ударения, но наречия всегда пишутся слитно, а местоимения могут писаться как слитно, так и раздельно.

Фрагмент направлен на формирование  познавательных УУД:

-умение анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

-самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи;

-относить объекты к известным понятиям;

-выстраивать цепь логических рассуждений;

-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

  Регулятивные УУД:

-умение самостоятельно обнаруживать  и формулировать учебную проблему;

-умение самостоятельно определять цель учебной деятельности.

К приему сравнения правил мы обращаемся и  изучая тему «Ь после шипящих на конце наречий»

 Учащимся предлагается прочесть текст упражнения и на его основе сформулировать правило самостоятельно.(добавить слайд)

    Правило, сформулированное учащимися, будет звучать следующим образом: на конце наречий после шипящих пишется Ь. исключение составляют слова: уж, замуж, невтерпеж.

Затем предлагаем прочесть правило, данное авторами учебника, которое звучит иначе.

Вопрос: есть ли противоречия?

Учащиеся выбирают вариант, объясняя условия своего выбора.

Фрагмент урока « Правописание Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий»

К данному уроку учащиеся должны были повторить  правило «Правописание н и нн в суффиксах прилагательных».

На доске написаны примеры на данное правило, а учащиеся должны объяснить выбор орфограммы.  (Слайд 3)

Кожаный, каменный, серебряный, оловянный, ветреный, клюквенный….   сушеный.

Последнее слово создает ситуацию интеллектуального затруднения.

-Почему нельзя объяснить правописание слова, используя данное правило?

Если учащиеся затрудняются с ответом, можно предложить вопрос-помощник: « Чем отличается слово  «сушеный» от остальных слов?»

Учащиеся делают вывод: прилагательные образованы от существительных, а слово «сушеный» образовано от глагола, как и причастия, значит, правописание подчиняется другому правилу.

Учащимся предлагается сформулировать тему и цель  урока.

      Так как эта тема одна из самых трудных в курсе русского языка и заученные правила не всегда приводят к грамотному написанию, предлагаю учащимся самим вывести данное правило.  Вначале на доске высвечены только 2 столбика. Третий столбик появится позднее.  (Слайд 4)

Вязаный

Перевязанный

 Перевязаны

Вязанный  из шерсти

Вязана из шерсти

Вязаный

Жареный

Брошенный

Купленный

Брошена

Куплена  

- Сравните пары слов первого и второго столбиков. В чем отличие? Что влияет на написание н и нн?

Учащиеся называют условия: наличие приставки, зависимого слова, вид глагола, от которого образовано причастие.  Затем высвечивается третий столбик.

- В чем  особенность данных причастий? ( это краткие причастия)

- Сколько Н пишется в суффиксах кратких причастий? ( всегда одно)

- Назовите условия, при которых в суффиксах причастий пишется две буквы НН?

( обращаем внимание, что первое условие (обязательно)  - форма причастия)

- Оформите это правило в виде таблицы.  (Слайд 5)

Затем сравнивают с образцом, в который включены слова-исключения; слова на –ованный (еванный), вносят дополнения  в свою таблицу. (Слайд 6)

- Составьте алгоритм применения правила.

Фрагмент направлен на формирование  познавательных УУД:

--умение анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

- умение выстраивать цепь логических рассуждений;

- умение устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

- Регулятивные УУД:

-умение самостоятельно обнаруживать  и формулировать учебную проблему;

-умение самостоятельно определять цель учебной деятельности;

-умение соотносить результат своей деятельности с эталоном с целью обнаружения отклонений от него  и внесением необходимых корректив.

Фрагмент урока  «Правописание Не с частями речи» ( повторение)

   Учащиеся получают на дом задание составить таблицу «Правописание не с разными частями речи», используя материалы учебника.  Перед уроком несколько вариантов выносятся на доску. Как правило, учащиеся включают в таблицу каждую часть речи отдельно. Поэтому главная задача – показать, как можно упростить таблицу, не потеряв при этом важной  информации. (Слайд 7)

-Найдите  условия выбора орфограммы, одинаковые для нескольких частей речи. Как можно сформулировать иначе данное правило?

В ходе работы структурируем знания, получаем итоговый вариант. (Слайд 8)

Фрагмент направлен на формирование  познавательных УУД:

--умение анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

-структурирование знаний;

-- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

-составлять план по решению проблемы;

-самооценка собственных знаний.

Фрагмент урока «Виды односоставных предложении с главным членом сказуемым»

Фрагмент направлен на формирование  познавательных УУД:

--умение анализировать, сравнивать  факты и явления;

-подведение под понятие.

Слайд 9

Хочу одеться красиво.

В дверь позвонили.

Мне нездоровится.

Подожди меня.

  По радио передают последние известия.

  К вечеру подморозило.

Поедем вместе.

-Что общего в этих предложениях?

- Чем различаются?

- Подберите к сказуемым подходящие местоимения. Определите число, время, лицо  (если можно) глаголов-сказуемых.

- Озаглавьте столбцы таблицы, если  вы знаете, что односоставные предложения с главным членом сказуемым делятся на безличные, определенно-личные и неопределенно личные.

- Сформулируйте правило,  учитывая морфологические  признаки глаголов-сказуемых.

Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава «К вопросу об универсальных учебных действиях учащихся» содержится два параграфа, в которых рас...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Данный материал посвящен вопросу формирования УУД на уроках иностранного языка....

Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит от...

Формирование универсальных учебных действий при обучении русскому языку по УМК С. И. Львовой в условиях перехода на ФГОС ООО (из опыта работы).

Предлагаемая статья будет интересна педагогам, заинтересованным в подборе УМК для среднего звена в условиях перехода на ФГОС ООО, так как содержит аналитический материал учебников по русскому языку по...

Формирование универсальных учебных действий в работе с песней на уроке английского языка

Данное методическое пособие показывает, как посредством погружения школьников в иноязычную песенную культуру на уроках английского языка учитель решает проблему создания эффективной мотивационной сред...

доклад:Формирование универсальных учебных действий через технологию метода проектов на уроках английского языка в начальной школе.

Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я     запоминаю, я делаю – я усваиваю»....

Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы. (ФГОС)

В данной презентации представлены  современные образовательные результаты. Как формировать и развивать универсальные. учебные действия у учащихся. Создание проблемных ситуация. Работа с текстом. ...