Склонение имён существительных "мать " и "дочь".
план-конспект урока по русскому языку на тему

Саая Саида Хензиг-ооловна

Урок изучения новой темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sklonenie_mat_i_doch.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Аксы-Барлык

Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»

Открытый урок на тему:

          «Склонение имён существительных

МАТЬ и ДОЧЬ»

Разработала и провела урок

Саая Саида Хензиг-ооловна

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ с.Аксы-Барлык»

2016 г

Цель:

- повторить о склонении существительных, научиться склонять слова «мать» и «дочь», определять склонение;

- развивать умение и навыки склонения существительных с мягким знаком на конце (ж.р), расширить словарный запас, устную и письменную речь учащихся;

- воспитывать любовь и уважение к своей матери, дать понять, что родители хотят видеть своих дочерей умными и хорошими людьми.

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор.

  1. Эпиграф (напечатанный)

*Без отца- полустрота,

А без матери- сирота.

* Мать- самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное- вся состоит из жалости. (В. Шукшин).

  1. Портреты матерей знаменитых людей.                  

                                                                            Ход урока

  1. Слово учителя: Здравствуйте, дорогие гости, коллеги, ребята! Мы начинаем открытый урок. И я, надеюсь, вы проведёте эти минуты интересно и полезно для себя. Итак, мы начинаем.
  2. Мотивация к учебной деятельности.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Кто эти женщины? Может быть, вы кого-то  узнаете? (это матери знаменитых людей)

* Юрий Алексеевич Гагарин- мать……………………………………………….

* Надя Рушева- мать ……………………………………………………………….

* Александр Даржай- мать Екатерина Очуровна Дензиваа

* Сергей Есенин- мать Татьяна Фёдоровна Есенина

*

- Правильно, ребята, это любимые мамы знаменитых людей. Как вы думаете, почему мы начали говорить о мамах?

-Конечно, сегодня мы будем учиться склонять имена существительные «мать»  и «дочь».

III. Изучение нового материала.

а) Карточки с текстом. Чтение текста.

- О чём этот текст?  (о матери)

- Какая у мальчика мама? (добрая, отзывчивая, любящая)

- Найдите в тексте существительное «мать». Определите, в каких падежах использованы эти слова.

б) Упр. 346 (стр. 123)

- В каких падежах у имён существительных одинаковые окончания?

( в Р., Д., П. падежах единственного числа)

- А в каких падежах  разные окончания?

в) Работа с учебником. Рассмотрите таблицу и запомните склонение существительных.

(написать таблицу в опорный конспект)

  1. Закрепление нового материала.

Упр. 34 (стр. 123, читаем условие)

I в. 1-4 пословицы

II в. 5-8 пословицы

  1. Проверка домашнего задания.

Читаем мини-сочинения учащихся. ( по выбору)

V.  Самостоятельная работа.

а) И.п.  ласковая мать                отзывчивая дочь

VI. Рефлексия.

- Ребята,  я на доске написала пословицу. Давайте прочитаем и объясним значение пословицы. (Очень трудно жить без матери).

- А как вы понимаете значение высказывания Василия Шукшина?

- Ребята, когда отмечается День матери?

( 26 ноября ежегодно в нашей стране отмечается День матери).

- Когда ещё бывает праздник  у мамы?

(день рождения, 8 марта)

- Что вы делаете в эти дни? Какая вы дочь для своей мамы? Чем вы помогаете своим мамам?

-Как они  называют вас? (Ласково зовёт «доченька»)

-А почему дочь ( и сын) должна быть заботливой, внимательной и всегда помогать матери? ( Потому что она родила и вырастила нас, любит и заботится всегда, сколько бы нам не было лет).

- Какие пословицы о матери вы знаете на русском и тувинском языках?

* Арыг- агаар, алдын хунге

   Аваларны деннээри шын.

                                                               

                                                                *Ие созун ижип болбас

                                                                  Ада созун ажырып болбас.

*Ада- монгун

  Ие- алдын

- Каждый человек должен уважать и заботиться о своей матери  какой бы она ни была.

VII. Домашняя работа.

а)  Просклонять словосочетание  «заботливая дочь»;

б) Написать мини-сочинение «Какая я дочь у мамы?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Склонение имён прилагательных после неопределённого артикля"

Авторская разработка по правилу "Склонение имён прилагательных"...

Урок: Письмо и развитие речи в 5 классе Тема: "Склонение имён существительных"

Урок: Письмо и развитие речи в 5 классеТема: " Склонение имён существительных"Цель: формирование навыков в определении склонений имён существительных; повторение грамматических признаков имен существи...

Урок письма по теме "Склонение имён существительных" 8 класс.

Урок письма для  обучающихся коррекционной школы VIII вида"....

Открытый урок в 5 классе по теме "Три склонения имён существительных"

Урок разработан для учащихся с задержкой психического развития, которые имеют специфические речевые  расстройства и нарушения в эмоционально-волевой сфере....

Урок русского языка в 4 классе по теме"определения типа склонения имён существительных в начальной форме"

Тема урока «Определение типа склонения имён существительных в начальной форме». Задачи урока: 1. Научить детей правильно определять склонение имён существительных в начальной форме; 2. Прочно закрепит...

Общее понятие о склонении имён существительных. Урок по русскому языку

Тема. Общее понятие о склонении имён существительных. Цели:      - сформировать первоначальное представление о склонении имен существительных; ...

Таблицы в помощь глухим и слабослышащим учащимся по теме "Склонение имён существительных"

Материал представлен в виде таблиц, в которых отражены закономерности словоизменения по трём типам склонения имён существительных, а также примеры словоформ существительных во множественном числе. Кро...