Склонение имён существительных "мать " и "дочь".
план-конспект урока по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Аксы-Барлык
Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»
Открытый урок на тему:
«Склонение имён существительных
МАТЬ и ДОЧЬ»
Разработала и провела урок
Саая Саида Хензиг-ооловна
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ с.Аксы-Барлык»
2016 г
Цель:
- повторить о склонении существительных, научиться склонять слова «мать» и «дочь», определять склонение;
- развивать умение и навыки склонения существительных с мягким знаком на конце (ж.р), расширить словарный запас, устную и письменную речь учащихся;
- воспитывать любовь и уважение к своей матери, дать понять, что родители хотят видеть своих дочерей умными и хорошими людьми.
Оборудование:
- Компьютер, проектор.
- Эпиграф (напечатанный)
*Без отца- полустрота,
А без матери- сирота.
* Мать- самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное- вся состоит из жалости. (В. Шукшин).
- Портреты матерей знаменитых людей.
Ход урока
- Слово учителя: Здравствуйте, дорогие гости, коллеги, ребята! Мы начинаем открытый урок. И я, надеюсь, вы проведёте эти минуты интересно и полезно для себя. Итак, мы начинаем.
- Мотивация к учебной деятельности.
- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Кто эти женщины? Может быть, вы кого-то узнаете? (это матери знаменитых людей)
* Юрий Алексеевич Гагарин- мать……………………………………………….
* Надя Рушева- мать ……………………………………………………………….
* Александр Даржай- мать Екатерина Очуровна Дензиваа
* Сергей Есенин- мать Татьяна Фёдоровна Есенина
*
- Правильно, ребята, это любимые мамы знаменитых людей. Как вы думаете, почему мы начали говорить о мамах?
-Конечно, сегодня мы будем учиться склонять имена существительные «мать» и «дочь».
III. Изучение нового материала.
а) Карточки с текстом. Чтение текста.
- О чём этот текст? (о матери)
- Какая у мальчика мама? (добрая, отзывчивая, любящая)
- Найдите в тексте существительное «мать». Определите, в каких падежах использованы эти слова.
б) Упр. 346 (стр. 123)
- В каких падежах у имён существительных одинаковые окончания?
( в Р., Д., П. падежах единственного числа)
- А в каких падежах разные окончания?
в) Работа с учебником. Рассмотрите таблицу и запомните склонение существительных.
(написать таблицу в опорный конспект)
- Закрепление нового материала.
Упр. 34 (стр. 123, читаем условие)
I в. 1-4 пословицы
II в. 5-8 пословицы
- Проверка домашнего задания.
Читаем мини-сочинения учащихся. ( по выбору)
V. Самостоятельная работа.
а) И.п. ласковая мать отзывчивая дочь
VI. Рефлексия.
- Ребята, я на доске написала пословицу. Давайте прочитаем и объясним значение пословицы. (Очень трудно жить без матери).
- А как вы понимаете значение высказывания Василия Шукшина?
- Ребята, когда отмечается День матери?
( 26 ноября ежегодно в нашей стране отмечается День матери).
- Когда ещё бывает праздник у мамы?
(день рождения, 8 марта)
- Что вы делаете в эти дни? Какая вы дочь для своей мамы? Чем вы помогаете своим мамам?
-Как они называют вас? (Ласково зовёт «доченька»)
-А почему дочь ( и сын) должна быть заботливой, внимательной и всегда помогать матери? ( Потому что она родила и вырастила нас, любит и заботится всегда, сколько бы нам не было лет).
- Какие пословицы о матери вы знаете на русском и тувинском языках?
* Арыг- агаар, алдын хунге
Аваларны деннээри шын.
*Ие созун ижип болбас
Ада созун ажырып болбас.
*Ада- монгун
Ие- алдын
- Каждый человек должен уважать и заботиться о своей матери какой бы она ни была.
VII. Домашняя работа.
а) Просклонять словосочетание «заботливая дочь»;
б) Написать мини-сочинение «Какая я дочь у мамы?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Склонение имён прилагательных после неопределённого артикля"
Авторская разработка по правилу "Склонение имён прилагательных"...
Урок: Письмо и развитие речи в 5 классе Тема: "Склонение имён существительных"
Урок: Письмо и развитие речи в 5 классеТема: " Склонение имён существительных"Цель: формирование навыков в определении склонений имён существительных; повторение грамматических признаков имен существи...
Урок письма по теме "Склонение имён существительных" 8 класс.
Урок письма для обучающихся коррекционной школы VIII вида"....
Открытый урок в 5 классе по теме "Три склонения имён существительных"
Урок разработан для учащихся с задержкой психического развития, которые имеют специфические речевые расстройства и нарушения в эмоционально-волевой сфере....
Урок русского языка в 4 классе по теме"определения типа склонения имён существительных в начальной форме"
Тема урока «Определение типа склонения имён существительных в начальной форме». Задачи урока: 1. Научить детей правильно определять склонение имён существительных в начальной форме; 2. Прочно закрепит...
Общее понятие о склонении имён существительных. Урок по русскому языку
Тема. Общее понятие о склонении имён существительных. Цели: - сформировать первоначальное представление о склонении имен существительных; ...
Таблицы в помощь глухим и слабослышащим учащимся по теме "Склонение имён существительных"
Материал представлен в виде таблиц, в которых отражены закономерности словоизменения по трём типам склонения имён существительных, а также примеры словоформ существительных во множественном числе. Кро...