конспект урока по теме "Повторение отдельных тем синтаксиса и пунктуации в формате ЕГЭ
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Тахтаджян Любовь Васильевна

Данный урок активизрует учебно - познавательную деятельность учащихся, развивает связную речь- необходимого умения при выполнении ЕГЭ, повторяет выборочные темы из курса русского языка ( Первой части), воспитывает эстетический вкус учащихся. 

Предложения для заданий подобраны из художественных текстов русской литературы 20 столетия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение отдельных тем синтаксиса и пунктуации

в формате заданий ЕГЭ

Цели урока:

  • активизация учебно-познавательной деятельности учащихся,
  • развитие связной речи — необходимого умения при выполнении ЕГЭ,
  • повторение выборочных тем из курса русского языка (часть А),
  • воспитание эстетического вкуса.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Орфоэпическая работа. Поезд прибыл вовремя. Верочка допила сливовый сок и, поправив банты, оглядела себя в зеркало сверху донизу, решив, что так она выглядит гораздо красивееПриняв от проводника багаж, она направилась на остановку. Потом в окно автобуса девочка видела вывески магазинов «Торт(ы/а)», «Алкоголь», а также рекламные щиты с надписью «Интересный досуг», «Русская баня надолго излечивает недуг», «Не правы те, кто не стал завсегдатаем нашего кафе». Выйдя из транспорта, Верочка сорвала со стены объявление об услугах по ремонту компьютеров и согнутый пополам листок положила в карман.
  3. История праздника.

  • Совсем недавно, 10 декабря, был День Нобеля — это праздник, отмечаемый в Швеции, но известный всему миру. В этот день в Стокгольме проходит церемония вручения Нобелевской премии. Ее присуждают согласно завещанию Альфреда Нобеля, составленному в 1895 году. Присуждение премий проходит по пяти направлениям: физике, химии, физиологии и медицине, литературе и вкладу в дело мира во всем мире.

Фонд Нобеля — частная, независимая, неправительственная организация.

Первые Нобелевские премии были присуждены в 1901 году и составляли 150 тыс. шведских крон. Сейчас этот капитал примерно равен 1,5 млн. долларов.

4. Русские писатели-лауреаты.

Лауреаты Нобелевской премии по литературе

Год присуждения

Лауреаты

1933

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)

«За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы»

1958

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960)

«За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».

1965

Михаил Александрович Шолохов (1905-1984)

«За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

1970

Александр Исаевич Солженицын (1918-2008)

«За нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы».

1987

Иосиф Александрович Бродский (1940-1996)

«За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии».

  • Записать в тетрадь нобелевских лауреатов.

  1. Выполнение заданий из части А.

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении.

А здесь, за малиновыми утесами, было тихо ( ) и еще брезжил свет зари (И.Бунин).

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

4) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Я приехал ( ) и она встретила меня уже одетая, в короткой каракулевой шубке, в каракулевой шляпке, в черных фетровых ботиках (И. Бунин)

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

4) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Григорий (1) посапывая (2) стянул с подвески будничные шаровары (3) вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик (4) выправляя подвернувшийся задник (М.Шолохов).

1) 1,2,3  2) 2,3  3) 1,2,3,4  4) 3,4

Полчанин Прокофия (1) намотав на руку волосы турчанки (2) другой рукой зажимая рот ее (3) распяленный в крике (4) бегом протащил ее через сени и кинул под ноги толпе (М.Шолохов).

1) 1,2,3  2) 2,3  3) 1,2,3,4  4) 3,4

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Конечно (1) он хотел вознаградить за годы труда прежде всего себя... Дочь (2) однако (3) с тревогой взглянула на него в эту минуту... (И.Бунин).

1) 1  2) 2,3  3) 1,2,3  4) 1,3

До этой поры он не жил, а лишь существовал (1) правда (2) очень недурно... Однако (3) декабрь «выдался» не совсем удачный... (И.Бунин).

1) 1  2) 2,3  3) 1,2  4) 1,3

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

1) Мы пилили дрова взяли вязовое бревно и вскрикнули...

2) Я зацепил бревнышко и откатил его на край.

3) Понес я ему однажды куриные кости еще теплые пахучие...

4) Подбежал ко мне лохматый меня опрыгал кости понюхал... (А.Солженицын).

1) Сейчас перед непогодой их домик отнесли под навес накрыли мешковиной.

2) Вывалили муравьи и в отчаяньи забегали...

3) Теперь муравьи многие спасались бежали на песок на сосновые иглы.

4) С тех пор как в прошлом году срезали и тащили трактором и распиливали бревно на части и кидали в баржи и кузовы и накатывали в штабели... (А.Солженицын)

А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Каким бы отвратительным ни было ваше положение, старайтесь не винить в этом внешние силы: историю, государство, начальство, расу, родителей, фазу луны, детство, несвоевременную высадку на горшок и т. д. (И.Бродский).

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чем говорится во второй части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чем говорится в первой части.

Даже выпав из космического аппарата, ничего не поймаете: ни фокстрота, ни Ярославны, хоть на Путивль настроясь. (И.Бродский).

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чем говорится во второй части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чем говорится в первой части.

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Снится Мишке (1) будто дед срезал в саду здоровенную вишневую хворостину (2) идет к нему (3) хворостиной машет (4) а сам строго так говорит. (М.Шолохов).

1) 1,2,3  2) 2,3  3) 1,2,3,4  4) 3,4

Мишка забыл про обиду... и засмеялся оттого (1) что у отца рыжие усы затопорщились над губой (2) как сибирьки (3) из каких маманька веники вяжет (4) а под усами смешно шлепают губы (5) и рот раскрыт круглой черной дыркой. (М.Шолохов).

1) 1,2,3,5  2) 2,3  3) 1,2,3,4  4) 3,4,5

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Не в том суть жизни (1) что в ней есть (2) но в вере в то (3) что в ней должно быть. (И.Бродский)

1) 1  2) 2,3  3) 1,2,3  4) 1,3

Человеческая задача сегодня сводится к тому (1) чтобы остаться добрым в царстве Зла (2) а не стать самому его (3) Зла (4) носителем. (И.Бродский)

1) 1,2,3,4  2) 2,3  3) 1,2,3  4) 3,4

  1. Орфографическая работа.

А. Солженицын

КОСТЁР И МУРАВЬИ.

 Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там

  • Заполнить таблицу примерами (2-3) из текста. Работа у доски.

Корни

Приставки

Суффиксы глаголов

Проверяемые

Непроверяемые

Чередующиеся

Неизменяемые

На З-С

  1. Домашнее задание.

Переписать любой рассказ А. Солженицына из цикла «Крохотки», произвести синтаксический разбор простого и сложного предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение изученного" 5 класс.

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение" позволяет систематизировать знания учащихся и подготовить в усвоению материала в 8-9 классах по данному разделу....

Урок русского языка 5 класс «Синтаксис и пунктуация»

Конспект урока по русскому языку5 класс Тема: «Синтаксис и  пунктуация». Форма проведения: игра «Счастливый случай» Оборудование:1. Наглядные пособия (интерактивная доска, ноутбук)...

Презентация к уроку русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация"

Данная презентация поможет учителю в проведении урока в 5классе...

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Урок русского языка по теме"Синтаксис и пунктуация сложносочинённых предложений

Урок разработан для учащихся 9 класса с применением опорных схем...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие)

Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»....