Урок русского языка по теме"Синтаксис и пунктуация сложносочинённых предложений
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок разработан для учащихся 9 класса с применением опорных схем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_sintaksis_i_punktuatsiya_slozhnosochinennyh_predlozheniy.docx | 42.77 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Воздвиженская основная общеобразовательная школа
141651, Московская область, Клинский район, село Воздвиженское, д.16, тел. 8 (49624) 56-183
«Синтаксис и пунктуация
сложносочиненных предложений»
Учитель русского языка и литературы
МОУ Воздвиженская ООШ
Комлева Т.И.
Москва, 2013
Тема: синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений.
Цель: повторить и обобщить сведения об основных группах ССП по значению и союзам и закрепить знания о постановке запятой, точки с запятой и тире в ССП.
Задачи.
Образовательные:
- совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;
- закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;
Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся и воспитание чувства дружбы.
Развивающие:
- продолжить формирование компетенций учащихся: регулятивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; познавательной – преобразование информации: текст-схема.
Тип урока урок обобщения и закрепления знаний.
Цели использования ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя. Средства ИКТ применяются на каждом этапе урока.
Планируемый результат:
обучающиеся:
- знают основные понятия темы.
- определяют типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
- преобразовывают информацию: предложение – схема
- формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.
Формы организации работы детей: фронтальная, работа в группах, индивидуальная: систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку “Сложносочиненное предложение”, раздаточный материал
Ход урока.
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели урока.
- Цель нашего урока: составление опорных конспектов-таблиц для дальнейшей работы и подготовки к итоговой аттестации по русскому языку и систематизация знаний о синтаксическом и пунктуационном разборах ССП.
- Повторение и обобщение основных сведений о ССП. (Работа с учебником)
- Начнем с повторения раздела «Синтаксис и пунктуация ССП». Откройте учебники на странице 49-54 и обратите внимание на материалы п. 9,10.
Выделите четыре основных вопроса, которые вы могли бы задать своим одноклассникам о ССП.
Если уч-ся затрудняются в формулировке вопросов, им предлагается лист 1.
Предполагаемые вопросы:
- Какие предложения называются ССП? Из каких частей состоит ССП?
- С помощью каких союзов соединяются предикативные части ССП?
- Какое значение имеют ССП в зависимости от союза, связывающего части?
- Какие знаки препинания ставятся в ССП?
Учащиеся задают вопросы, отвечают на них и заполняют таблицу.
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ | |||||||||||||||
Части ССП | |||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
| Союзы |
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| |||||||||||||||
Значения ССП |
| ||||||||||||||
| |||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| Знаки препинания в ССП |
| |||||||||||||
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель контролирует правильность ответов и конкретизирует записи в таблице на доске.
- Итак, мы повторили основные сведения о ССП, заполнили таблицу, получив опорный конспект для дальнейшей работы.
На экране заполненная таблица по ССП.
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ | |||||||||||||||
Части ССП | |||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
| Союзы |
|
|
|
|
|
| |||
| соединительные | разделительные | противительные |
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| |||||||||||||||
Значения ССП |
| ||||||||||||||
| |||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||
одновременность | чередование | сопоставление | |||||||||||||
| Знаки препинания в ССП |
| |||||||||||||
|
|
| |||||||||||||
запятая | точка с запятой | тире | |||||||||||||
4. Рефлексивная деятельность.
Учащимся предлагается взять ручки и обвести по контуру рисунок. (Активизируем мыслительную деятельность и даем возможность отдохнуть уч-ся, т.е. соблюдаем требования к здоровье сберегающим технологиям)
- Деление класса на группы, представление консультантов и выполнение заданий.
- Предлагаю перейти к практической работе. Каждая группа получает свои предложения, на выполнение каждого задания отводится 1-2 минуты. После этого вы показываете свой лист с ответами консультанту, а он ставит отметку о выполнении в учетную карточку.
( После выполнения заданий учитель подводит итоги и комментирует работу каждой группы)
- Работа по развитию речи.
- У каждой группы есть сложносочиненное предложение, так или иначе связанное с темой дружбы. Предлагаю вам зачитать эти предложения. (В это время на экране появляется текст, в который включены предложения каждой группы).
В ходе беседы о дружбе уч-ся приходят к выводу о том, что дружба несовместима с эгоизмом и предательством, считается, что не бывает оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, опасности…
Но по христианским законам, человек должен учиться прощать…
- Рефлексия.
- Предлагаю вам закончить предложение и определить, какое получилось у вас предложение.
У меня есть настоящий друг, и…..
- Итог, домашнее задание.
- Дома напишите сочинение-рассуждение на тему « Какой должна быть настоящая дружба»
Приложение
Лист контроля.
№ задания | Задание | Правильность выполнения |
1 | Прочитайте предложения. Выберите из них сложносочиненное. 1 2 3 4 5 | |
2 | Составьте схему предложения, выделив союз. | |
3 | Определите и напишите вид ССП по союзу, который соединяет части ССП. | |
4 | Определите значение, которое передает ССП. | |
5 | Выделите в ССП грамматические основы. | |
Итого |
Предложения для анализа.
1 группа.
- Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
- Каждый поэт всегда задумывается о своем « святом ремесле», о поэзии, об отношениях с обществом и человечеством.
- Никогда не знаешь, где найдешь настоящее слово.
- Жизнь человеку дается один раз, и у всех нас разная судьба.
- Знойные сухие ветры разгоняли тучи, подымая вихри по дороге, солнце нещадно палило хлеба и травы.
2 группа.
- Пушкин считал любовь одним из самых глубоких чувств человека, влияющих на всю его жизнь.
- Каждый хочет иметь надежного друга, но не всегда мы находим таких людей рядом.
- Травы скашивают ранним утром, пока еще не уронили росы, пока они нежатся в ее прохладе под дремотной сладкой тяжестью.
- Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитого мраком; я продвигался вперед с трудом.
- Тропа выровнялась, пробежала вперед, миновала последний лужок и привела караван к крутому обрыву.
3 группа.
- Нельзя понять поэта, не будучи некоторое время под его исключительным влиянием, не полюбив смотреть его глазами, слышать его слухом, говорить его языком.
- Чтобы не были души пусты, чтобы огонь не унес красоты, чтобы реки текли, чтобы вишни цвели, мы в ответе с тобой за простор всей земли.
- Обретя хорошего друга, мы стараемся не терять его, а он - нас.
- Подул ветер, пахнувший полынью и пшеничной соломой, раскачивал на меже высокие репейники.
- Печален я: со мною друга нет.
Предложения о дружбе.
- Жизнь человеку дается один раз, и у всех нас разная судьба.
- Каждый хочет иметь надежного друга, но не всегда мы находим таких людей рядом.
- Обретя хорошего друга, мы стараемся не терять его, а он - нас.
- Испытывая трудности, мы помогаем друг другу, и никто не забывает об этом.
- С другом жизнь становится прекрасной для каждого из нас, и уже по-другому воспринимаются неприятности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН по русскому языку на тему "Синтаксис " 5 класс
Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксмс"....
Разработка урока русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение изученного" 5 класс.
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение" позволяет систематизировать знания учащихся и подготовить в усвоению материала в 8-9 классах по данному разделу....
Подготовка к ГИА и ЕГЭ по русскому языку по теме "Синтаксис сложного предложения"
Данный материал можно использовать на уроках русского языка по подготовке к ГИА и ЕГЭ по теме "Синтаксис сложного предложения", представляет собой проверочный тест по теме....
урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."
Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си...
Урок по русскому языку 8 класс «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение».
Предлагаю разработку урока русского языка для 8 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....
Синтаксический лабиринт (урок систематизации знаний по теме «Синтаксис простого осложнённого предложения»)
Урок построен на материале, связанном с жизнью саамов и поморов Заполярья.Урок-путешествие позволит учащимся 5 классов на практике применить знания, полученные при изучении обнородных членов, вводных ...
Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация. Предложение»
Маршрутный лист дистанционного урока...