Урок русского языка по теме"Синтаксис и пунктуация сложносочинённых предложений
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Комлева Татьяна Ивановна

Урок разработан для учащихся 9 класса с применением опорных схем

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

 КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Воздвиженская основная  общеобразовательная школа

141651, Московская область, Клинский район, село Воздвиженское, д.16, тел. 8 (49624) 56-183

«Синтаксис и пунктуация

сложносочиненных предложений»

     

Учитель русского языка и литературы

МОУ Воздвиженская ООШ

Комлева Т.И.

Москва, 2013


Тема: синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений.

Цель: повторить и обобщить сведения об основных группах  ССП  по значению и союзам и  закрепить знания о постановке  запятой, точки с запятой и тире  в  ССП.

 Задачи.

Образовательные:

  • совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;
  • закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;

Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся и воспитание чувства  дружбы.

Развивающие:

  • продолжить формирование компетенций учащихся:  регулятивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; познавательной  – преобразование информации: текст-схема.

Тип урока  урок обобщения и закрепления знаний.

 Цели использования ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя. Средства ИКТ применяются на каждом этапе урока.

Планируемый результат: 

обучающиеся:

  • знают основные понятия темы.
  • определяют типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
  • преобразовывают информацию: предложение – схема
  • формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.

Формы организации работы детей: фронтальная, работа в группах, индивидуальная: систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку “Сложносочиненное предложение”, раздаточный материал

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.

- Цель нашего урока:  составление опорных конспектов-таблиц для дальнейшей работы и подготовки к итоговой аттестации по русскому языку  и систематизация знаний о синтаксическом и пунктуационном  разборах ССП.

  1. Повторение и обобщение основных  сведений о ССП. (Работа с учебником)

- Начнем с повторения раздела «Синтаксис и пунктуация ССП». Откройте учебники на странице 49-54 и обратите внимание на материалы  п. 9,10.

Выделите четыре основных вопроса, которые вы могли бы задать своим одноклассникам о ССП.

Если уч-ся затрудняются в формулировке вопросов, им предлагается  лист 1. 

Предполагаемые вопросы:

- Какие предложения  называются ССП? Из каких частей состоит ССП?

- С помощью каких союзов соединяются предикативные части  ССП?

- Какое  значение имеют ССП в зависимости от союза, связывающего части?

- Какие знаки препинания ставятся  в ССП?

Учащиеся задают вопросы, отвечают на них и заполняют таблицу.

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Части ССП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Союзы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значения ССП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знаки препинания в ССП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель контролирует правильность  ответов и  конкретизирует записи в таблице на доске.

- Итак, мы повторили основные  сведения о ССП, заполнили таблицу, получив опорный конспект для дальнейшей работы.

На экране заполненная таблица по ССП.

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Части ССП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Союзы

 

 

 

 

 

 

 

соединительные
и, да (= и), ни…ни, тоже, также

разделительные
то… то, или (иль), либо, то ли… то ли, не то…. не то

противительные
а, не только… но и, но, да (=но), однако

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значения ССП

 

 

 

 

 

одновременность
последовательность
причина

чередование
взаимоисключение

сопоставление
противопоставление

 

Знаки препинания в ССП

 

 

 

 

запятая

точка с запятой

тире

 

4. Рефлексивная деятельность.

Учащимся предлагается взять ручки и  обвести по контуру рисунок.  (Активизируем мыслительную деятельность и даем возможность отдохнуть уч-ся,  т.е. соблюдаем  требования  к  здоровье сберегающим  технологиям)            

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=90178744-22-72&n=21

  1. Деление класса на группы, представление  консультантов и выполнение заданий.

- Предлагаю перейти к практической  работе. Каждая группа получает  свои предложения, на выполнение каждого задания отводится 1-2 минуты. После этого вы показываете свой лист с ответами консультанту, а он ставит отметку  о выполнении в  учетную карточку.

( После выполнения заданий учитель подводит итоги и комментирует работу каждой группы)

  1.  Работа по развитию речи.

- У  каждой группы есть сложносочиненное предложение,  так или иначе связанное  с темой дружбы. Предлагаю вам зачитать эти предложения. (В это время на экране появляется текст, в который включены предложения каждой группы).

В ходе беседы о дружбе уч-ся приходят  к выводу о том, что дружба несовместима с эгоизмом и предательством, считается, что не бывает  оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, опасности…

Но по христианским законам, человек должен учиться прощать…

  1. Рефлексия.

- Предлагаю вам закончить предложение и определить, какое получилось у вас предложение.

У меня есть настоящий друг, и…..

  1. Итог, домашнее задание.

- Дома напишите сочинение-рассуждение на тему « Какой должна быть настоящая дружба»

Приложение

Лист контроля.

№ задания

Задание

Правильность выполнения

1

Прочитайте предложения.

Выберите из них сложносочиненное.

1   2   3    4   5

2

Составьте схему предложения, выделив союз.

3

Определите и напишите вид ССП по союзу, который соединяет части ССП.

4

Определите значение, которое передает ССП.

5

Выделите в ССП грамматические основы.

                                                                                  Итого

Предложения для анализа.

1 группа.

  1. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
  2. Каждый поэт всегда задумывается о своем « святом ремесле», о поэзии, об отношениях с обществом и человечеством.
  3. Никогда не знаешь, где найдешь настоящее слово.
  4. Жизнь человеку дается один раз, и у всех нас разная судьба.
  5. Знойные сухие ветры разгоняли тучи, подымая вихри по дороге, солнце нещадно палило хлеба и травы.

2 группа.

  1. Пушкин считал любовь одним из самых глубоких чувств человека, влияющих на всю его жизнь.
  2. Каждый хочет иметь надежного друга, но не всегда мы находим таких людей рядом.
  3. Травы скашивают ранним утром, пока еще не уронили росы, пока они нежатся в ее прохладе под дремотной сладкой тяжестью.
  4. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитого мраком; я продвигался вперед с трудом.
  5. Тропа выровнялась, пробежала вперед, миновала последний лужок и привела караван к крутому обрыву.

3 группа.

  1. Нельзя понять поэта, не будучи некоторое время под его исключительным влиянием, не полюбив смотреть его глазами, слышать его слухом, говорить его языком.
  2. Чтобы не были души пусты, чтобы огонь не унес красоты, чтобы реки текли, чтобы вишни цвели, мы в ответе с тобой за простор всей земли.
  3. Обретя хорошего друга, мы стараемся не терять его, а он - нас.
  4. Подул ветер, пахнувший полынью и пшеничной соломой, раскачивал на меже высокие репейники.
  5. Печален я: со мною друга нет.

Предложения о дружбе.

  1. Жизнь человеку дается один раз, и у всех нас разная судьба.
  2. Каждый хочет иметь надежного друга, но не всегда мы находим таких людей рядом.
  3. Обретя хорошего друга, мы стараемся не терять его, а он - нас.
  4. Испытывая трудности, мы помогаем друг другу, и никто не забывает об этом.
  5. С другом  жизнь становится прекрасной для каждого из нас, и уже по-другому воспринимаются неприятности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН по русскому языку на тему "Синтаксис " 5 класс

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксмс"....

Разработка урока русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение изученного" 5 класс.

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение" позволяет систематизировать знания учащихся и подготовить в усвоению материала в 8-9 классах по данному разделу....

Подготовка к ГИА и ЕГЭ по русскому языку по теме "Синтаксис сложного предложения"

Данный материал можно использовать на уроках русского языка по подготовке к ГИА и ЕГЭ по теме "Синтаксис сложного предложения", представляет собой проверочный тест по теме....

урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."

Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си...

Урок по русскому языку 8 класс «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение».

Предлагаю разработку урока русского языка для 8 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

Синтаксический лабиринт (урок систематизации знаний по теме «Синтаксис простого осложнённого предложения»)

Урок построен на материале, связанном с жизнью саамов и поморов Заполярья.Урок-путешествие позволит учащимся 5 классов на практике применить знания, полученные при изучении обнородных членов, вводных ...