Синтаксический лабиринт (урок систематизации знаний по теме «Синтаксис простого осложнённого предложения»)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Симоненко Ирина Олеговна

Урок построен на материале, связанном с жизнью саамов и поморов Заполярья.

Урок-путешествие позволит учащимся 5 классов на практике применить знания, полученные при изучении обнородных членов, вводных слов, обращений и сравнительных оборотов.

Разработка включает презентацию с иллюстративным материалом, дополнительный раздаточный материал и рабочий лист-буклет ("Журнал наблюдений")

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТ Урок систематизации знаний по теме «Синтаксис простого осложнённого предложения» Симоненко Ирина Олеговна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №44 города Мурманска

Слайд 2

III – II тысячелетия до нашей эры, побережье Баренцева и Белого морей Рыболовная ловушка Алтарь Символ Вселенной Календарь Модель Солнечной системы Путь Солнца по полярному небу Навигационная система Лабири́нт (др.-греч. λαβύρινθος) – «улица-крепость»

Слайд 3

КАРТА СРЕДСТВА СВЯЗИ (ТЕЛЕФОН, КОМПЬЮТЕР, РАЦИЯ) ЖУРНАЛ ДЛЯ ЗАПИСИ НАБЛЮДЕНИЙ КНИГА ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ОБРАЩЕНИЕ ВВОДНОЕ СЛОВО СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ Что необходимо путешественнику? КАРТА

Слайд 4

Загадка от саамского шамана ЗАДАНИЕ 1

Слайд 5

МОНЧА – «КРАСИВЫЙ» ЕНГА, ИОК – «РЕКА» ЯВР – «ОЗЕРО» ЛОВ – «СИЛЬНЫЙ» ПЕЧ, ПЕДЗ – «СОСНА» КОВДА – «ШИРОКИЙ» КУЛЬ – «РЫБНЫЙ» КОЛЬ – «ЗОЛОТО» ВАРСИГА – «СЁМГА» РУССТ – «РЖАВЫЙ» ОТ ШИРОКОГО ОЗЕРА К РЖАВОЙ РЕКЕ ОТ СЁМУЖЬЕЙ РЕКИ К ЗОЛОТОЙ (РЫБНОЙ) РЕКЕ МОНЧЕТУНДРА, ЛОВОЗЕРО (ЛОВЪЯВР), ПЕЧЕНГА, КОВДА, КОЛА, ВАРЗУГА, РОСТА Переведите названия географических объектов Отметьте на карте пути

Слайд 7

Дорогие друзья веками саамы оберегали щедрую величественную и суровую но такую ранимую северную природу. Цените родную землю ребята. Относитесь внимательно бережно к её богатствам. Будьте любознательны. Только тогда дорогие путешественники Кольская земля предстанет перед вами во всей её красоте . Послание шамана Расставьте знаки и объясните причину их постановки

Слайд 8

С 14 ВЕКА БЕРЕГ БЕЛОГО МОРЯ НАЧАЛИ ЗАСЕЛЯТЬ ПОМОРЫ ЗАДАНИЕ 2

Слайд 9

Á РЕШНИК ВЗВОДЕНЬ ЗУЁК КАЛГИ К Á РБАС КРАСЕНЬ ТУЕС БЕРЕСТЯНОЙ СОСУД С КРЫШКОЙ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ЯГОД БОЛЬШАЯ ПОМОРСКАЯ ЛОДКА ВЫСОКАЯ ВОЛНА ГАЛЬКА, ОТШЛИФОВАННЫЕ ВОДОЙ КАМНИ КРАСНЕЮЩАЯ ЧАСТЬ НЕБА ЛЫЖИ, ПОДБИТЫЕ ТЮЛЕНЬЕЙ ШКУРОЙ МАЛЬЧИК, ПОМОГАВШИЙ ВЗРОСЛЫМ НА ПРОМЫСЛЕ НАВЕРНОЕ, МОЖЕТ БЫТЬ, ВЕРОЯТНО КАЖЕТСЯ, БЕЗ СОМНЕНИЯ, БЕЗУСЛОВНО Разговор с помором Опираясь на контекст, соедините диалектные слова с их толкованием. При ответе используйте вводные слова. Запишите несколько примеров на рабочих листах

Слайд 10

ПОДБЕРЕЗОВИК ВОЛНУШКА СЫРОЕЖКА БЕЛЫЙ ГРИБ МОХОВИК МОРОШКА БРУСНИКА ГОЛУБИКА ЧЕРНИКА [ : О , О и О ] . [ О , О и О - ] . Назовите дары леса. Составьте предложения по схемам

Слайд 11

[ ,СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ, ]. , /как, словно, будто, точно ……../ , ЗАДАНИЕ 3

Слайд 12

ОБРАЗЕЦ: Поморская культура, по моему мнению, очень интересна. Такой гостинец каждый ребёнок очень ценит, как настоящее сокровище. Ребята, а что знаете вы о поморах? Домашнее задание: напишите заметку ( 4-5 предложений) в школьную газету о культуре саамов или поморов, о природе Заполярья , используя в тексте однородные члены, вводные слова, обращения или сравнительные обороты



Предварительный просмотр:

Опираясь на материал буклета и контекст, определите значение поморских слов.

  • Всё размыло водой. Хотели улицу арешником засыпать.
  • Если красень с вечера, рыбаку бояться нечего. Если красень поутру, рыбаку не по нутру.
  • Лыжи поморские калгами назывались.
  • Он в зуйках ходил. Прошёл от зуйка до капитана.
  • Поплыли вокруг озера на трёх карбасах.
  • Со взводней на реке брызги летят.
  • Собирала бабушка ягоды в туесок.


        


Предварительный просмотр: