Технологическая карта урока русского языка
методическая разработка по русскому языку на тему
Технологическая карта урока по ФГОС русский язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 395.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе
УМ К: «Русский язык» под ред. М.М.Разумовской. Учебный предмет: русский язык
Тема: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.
Цель: формирование умений учащихся на основе пунктограммы №5 (постановка знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом) Задачи:
- Актуализировать знания учащихся об обобщающих словах при однородных членах;
- Формировать умения применять пунктограмму на письме;
3) Воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку.
Формирование УУД:
-Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
- Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение, с точностью и полнотой выражать свои мысли.
- Познавательные УУД: анализировать объекты с целью выявления признаков, систематизировать материал, находить нужную информацию. Планируемые результаты:
Предметные:
- знать правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях.
- уметь находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или перед ними), правильно расставлять знаки препинания. Личностные:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение, с точностью и полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
Уметь анализировать объекты с целью выявления признаков, систематизировать материал, находить нужную информацию (Познавательные УУД) Основные понятия: однородные члены, обобщающее слово при однородных членах.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Обучающие и развивающие задания | Формирование УУД |
1.Организационный момент.(2 мин) Цель: активизировать учащихся, проверить готовность учащихся к уроку, поставить цели урока. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Проводит инструктаж, акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Коммуникативные УУД: определение цели учебной деятельности, умение слушать. Личностные УУД: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные УУД: извлечение нужной информации. | |
2. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация). Цель: выработать на личностнозначимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативов учебной деятельности | Создает условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!) Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности (надо!) Устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!) | Психологически настраиваются на урок. | Личностные: самоопределение к деятельности; смыслообразование. Познавательные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
3. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (5 минут) | Организовать индивидуальную работу. | Оценивают одноклассника, комментируют его действия. | 1.Орфографическая разминка. На доске записаны слова с пропущенными буквами. Один | Познавательные: осознанное и произвольное речевые высказывания. |
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.
Используемые технологии: сотрудничества, информационные.
Цель: актуализировать | учащийся у доски вставляет | Регулятивные: фиксирование | |||||||||||||||||
мыслительные операции, | пропущенные буквы, объясняя | индивидуальных затруднений в | |||||||||||||||||
повторить сведения об | орфограммы. | пробном учебном действии | |||||||||||||||||
орфограммах. | 1)3ап..тая, дв..еточие, | Коммуникативные: выражение | |||||||||||||||||
в..скл..цательный знак. | своих мыслей с достаточной | ||||||||||||||||||
2) Существительное, | полнотой и точностью, | ||||||||||||||||||
числительное, пр..л,.гательное. | аргументирование своего | ||||||||||||||||||
- Обобщите, пожалуйста, | мнения | ||||||||||||||||||
одним словом слова в каждой | |||||||||||||||||||
строке. | |||||||||||||||||||
Цель: актуализировать | Организовать фронтальную | Решение лингвистической | 2.Лингвистическая задача | Познавательные: анализ | |||||||||||||||
мыслительные операции; | работу с классом в форме | задачи, ответы на вопросы | «Убери лишнее»: дополнение, | объектов с целью выявления | |||||||||||||||
повторить сведения о | опроса. | учителя. | местоимение, определение, | признаков. | |||||||||||||||
местоимении, второстепенных | обстоятельство. | Коммуникативные УУД: умение | |||||||||||||||||
членах предложения, | Лишнее - местоимение, | слушать собеседника, | |||||||||||||||||
однородных членах | потому что это часть речи, а | формулировать собственное | |||||||||||||||||
предложения | остальные слова - члены | мнение, аргументировать свое | |||||||||||||||||
предложения. | мнение, учет разных мнений. | ||||||||||||||||||
- Что такое местоимение? | Регулятивные УУД: умение | ||||||||||||||||||
- Что такое дополнение? | планировать свое действие в | ||||||||||||||||||
- Что такое определение? | соответствие с поставленной | ||||||||||||||||||
- Что такое обстоятельство? | задачей. | ||||||||||||||||||
- Составьте предложение со | |||||||||||||||||||
всеми словами. | |||||||||||||||||||
- Чем осложнено предложение, | |||||||||||||||||||
которое вы составили? | |||||||||||||||||||
- Что такое однородные члены? | |||||||||||||||||||
- Каким словосочетанием | |||||||||||||||||||
можно обобщить однородные | |||||||||||||||||||
члены? | |||||||||||||||||||
4. Сообщение нового | Объясняет новый материал с | Участвуют в обсуждении и | 1. Объяснение учителя. | Личностные: | |||||||||||||||
материала. (10 минут) | использованием | составлении схем, дают | - Обобщающие слова - это | смыслообразование | |||||||||||||||
Цель: формирование умения | интерактивной доски. | характеристику, делают | одно более общее | Познавательные: | |||||||||||||||
находить обобщающие слова | выводы. | наименование всем | использование знаково- | ||||||||||||||||
при однородных членах и | однородным членам. | символических средств, | |||||||||||||||||
ставить знаки препинания, | - Запишем предложение: В | установление причинно- | |||||||||||||||||
умения работать со схемами; | предложении местоимение | следственных связей | |||||||||||||||||
может выполнять | Коммуникативные: | ||||||||||||||||||
синтаксическую роль любого | аргументирование своего | ||||||||||||||||||
второстепенного члена: | мнения и позиции в | ||||||||||||||||||
дополнения, определения, | коммуникации, выражение | ||||||||||||||||||
ш | обстоятельства. - Составим схему: 0:0,0,0 - А теперь перенесем обобщающее слово и поставим его после однородных членов. Перестройте предложение. (В предложении местоимение может выполнять синтаксическую роль дополнения, определения, обстоятельства - любого второстепенного члена). Сделайте вывод. - А можно перестроить схему так: 0:0,0,0-... - Сконструируйте предложение по данной схеме. (Синтаксическую роль любого второстепенного члена: дополнения, определения, обстоятельства - может выполнять местоимение в предложении). Сделайте вывод. - Подтвердим свои выводы чтением правила в учебнике (стр. 146) | своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | |||||||||||||||||
5. Первичное закрепление материала с комментированием во внешней речи (15 мин.) Цель: применение нового знания в типовых заданиях; | Организует учебную деятельность, консультирует по мере необходимости, контролирует выполнение задания. | Учащиеся выполняют задание устно. | 1. На ИД выведены слова, к которым учащиеся устно должны подобрать слово или словосочетание с более широким значением -обобщающее слово. 1) запятая, тире, двоеточие 2) М.Ю.Лермонтов, | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | |||||||||||||||
1) части речи | |||||||||||||||||||
2) писатели | |||||||||||||||||||
Цель: формирование навыка | Диктует предложение, | Один учащийся работает у | 2. На доске записываем | Познавательные: | |||||||||||||||
правильной постановки знаков | контролирует выполнение | доски, остальные в тетрадях. | предложения, объясняем | использование знаково- | |||||||||||||||
препинания. | задания. | пунктуацию них, составляем | символических средств. | ||||||||||||||||
схемы: | Коммуникативные: выражение | ||||||||||||||||||
1)Обращаться с языком кое-как | своих мыслей с достаточной | ||||||||||||||||||
- значит и мыслить кое-как: | полнотой и точностью, | ||||||||||||||||||
приблизительно, неточно, | аргументирование своего | ||||||||||||||||||
неверно. (А.Толстой} | мнения. | ||||||||||||||||||
2)Постоянное обращение к | Регулятивные: выполнение | ||||||||||||||||||
словарям,справочникам, | пробного задания. | ||||||||||||||||||
наблюдение за живой речью | |||||||||||||||||||
людей - все это способствует | |||||||||||||||||||
развитию и обострению | |||||||||||||||||||
«языкового чутья». | |||||||||||||||||||
3) Многие композиторы: | |||||||||||||||||||
Чайковский, Римский- | |||||||||||||||||||
Корсаков, Даргомыжский, | |||||||||||||||||||
Рахманинов - создавали оперы | |||||||||||||||||||
по произведениям | |||||||||||||||||||
А.С.Пушкина. | |||||||||||||||||||
Цель: формирование навыка | Контролирует выполнение | Учащиеся читают материал | 3. Чтение учебника (стр. 148), | Познавательные: извлечение | |||||||||||||||
извлекать необходимую | задания. | учебника, выполняют устно | работа над интонационными | необходимой информации из | |||||||||||||||
информацию из текста. | упражнение. | особенностями предложений с | текста. | ||||||||||||||||
обобщающим словом, | Коммуникативные: выражение | ||||||||||||||||||
выполнение устно упр. 217. | своих мыслей с достаточной | ||||||||||||||||||
Цель: научить видеть и | Организует учебную | Учащиеся читают записанные | 4.Работа над устранением | полнотой и точностью. | |||||||||||||||
исправлять грамматические | деятельность, контролирует | предложения с | грамматических ошибок. | ||||||||||||||||
ошибки, связанные с | выполнение задания. | грамматическими ошибками, | На доске записаны | Познавательные: осознанное и | |||||||||||||||
неправильным употреблением | редактируют их и записывают | предложения с | произвольное речевые | ||||||||||||||||
обобщающих слов. | исправленный вариант, | грамматическими ошибками. | высказывания,использование | ||||||||||||||||
составляя схемы предложений. | Задание: устно исправить | знаково-символических | |||||||||||||||||
грамматические ошибки, | средств, умение | ||||||||||||||||||
записать предложения в | самостоятельно делать | ||||||||||||||||||
исправленном виде, составить | выводы, находить решения, | ||||||||||||||||||
схемы. (Необходимо | обосновывать выводы. | ||||||||||||||||||
/читывать, что все однородные | Коммуникативные: построение | ||||||||||||||||||
члены должны стоять в том же | погической цепи рассуждений | ||||||||||||||||||
тадеже, в котором стоит | 4 доказательств, выражение | ||||||||||||||||||
( | обобщающее слово). < | ;воих мыслей с достаточной | |||||||||||||||||
- | !.)Жизнь крестьян изображена г | юлнотой и точностью, умение | |||||||||||||||||
в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой. 2) Справедливость, благородство, простота -редкими душевными качествами наделяет Л.Н.Толстой Кутузова. | анализировать и исправлять предложения. | ||||||||||||||||||
б. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.(8 минут) Цель: интериоризировать учащимся новый способ действия и провести рефлексию достижения цели пробного учебного действия. | Организовывает самостоятельную работу на новый способ действия. Организовывает самопроверку теста по эталону. Создает ситуацию успеха для учащихся, допустивших ошибки. | Выполняют тест, фиксируют положительные результаты своих действий (знаково: +), оценивают свои результаты в освоении нового способа действия. | Контрольное тестирование. | Познавательные: умение находить нужную информацию. Регулятивные: умение решать проблемы. Личностные: способность самооценки своих действий. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | |||||||||||||||
7. Рефлексия (3 мин.) Цель: оценить результаты собственной деятельности; подвести итог проделанной на уроке работе. | Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности. | Отвечают на предложенные учителем вопросы,соотносят цель и результат учебной деятельности, фиксируют степень соответствия. | - Давайте повторим, что такое обобщающее слово при однородных членах и какие знаки препинания ставятся при них? - Что было трудным? - Что вызвало интерес? | Личностные: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Коммуникативные: Умение отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других, адекватное понимание успешности или неуспешности, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью, планирование успешного сотрудничества. Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль деятельности. |
8. Комментирование домашнего задания. (2 мин.) Цель: инструктаж по выполнению домашней работы. | Дает информацию о домашнем задании и комментарий к его выполнению. | Записывают домашнее задание в дневник, слушают комментарий учителя, намечают цели дальнейшей деятельности. | Упр.219 | Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других. |
Приложение 1. Флипчарты, использованные на уроке.
Приложение 2. Тест Тест1. Укажите слово, которое не может быть в роли обобщающего:
- Повсюду 3) Всё
- Лошадь 4) Ничто
2. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).
- Ни горы ни ущелья ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.
- Запах черемухи чувствовался всеми в саду в доме на улице.
- Всё и лес и поле и цветущий луг залито солнцем.
- Бычков и Сергей Корнеенко победители соревнования.
3. Найдите ошибку в постановке знаков препинания:
- В корзине была дичь: два тетерева и утка.
- Мастеровые, старики с палками, бабы - всё слилось в одну массу.
- Небо становилось разноцветным: белёсым, розовым, красным.
- Всё это - звуки и запахи, тучи и люди было странно красиво и грустно.
4. Неверно выделено обобщающее слово:
- Ничто не шевелилось: ни одна травка внизу, ни один лист на ветке.
- Тонкий нос, смелые брови, щеки - все черты ее лица выражали страсть.
- В степи, за рекой, по дорогам - везде было пусто.
- Дети, старики, женщины - всё смешалось в людском потоке.
5. Укажите, какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления предложения:
See это 1 цвета, блесни, звуки и запахи 2 давило на глаза, наполняло сердце мутью унылой боязни.
- 1 - тире, 2 - двоеточие 3) 1-двоеточие, 2 - запятая
- 1 - тире, 2 -тире 4) 1 - двоеточие, 2-тире
6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Я считаю своим долгом предостеречь вас от ошибок и ложных увлечений.
- В этом романе подробно рассказывается о двух персонажах: Илья Обломов и Андрей Штольц.
- Важной предпосылкой для выполнения этих работ является наличие квалифицированных кадров.
- Сочетание знаковых впечатлений со зрительными вообще характерно для репинского восприятия вещей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/15/picture-159918-1355569575.jpg)
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)
В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила в виде технологической карты....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/18/picture-177872-1368889374.jpg)
Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс
Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-492417-1412527630.jpg)
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».
Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/28/picture-461307-1403961343.jpg)
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/13/picture-725268-1607883377.jpg)
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"
laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...