Технологическая карта урока русского языка
методическая разработка по русскому языку на тему

Булаева Ирина Евгеньевна

Технологическая карта урока по ФГОС русский язык.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе

УМ К: «Русский язык» под ред. М.М.Разумовской. Учебный предмет: русский язык

Тема: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

Цель: формирование умений учащихся на основе пунктограммы №5 (постановка знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом) Задачи:

  1. Актуализировать знания учащихся об обобщающих словах при однородных членах;
  2. Формировать умения применять пунктограмму на письме;

3)        Воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку.
Формирование УУД:

-Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

  • Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
  • Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение, с точностью и полнотой выражать свои мысли.
  • Познавательные УУД: анализировать объекты с целью выявления признаков, систематизировать материал, находить нужную информацию. Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях.
  • уметь находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или перед ними), правильно расставлять знаки препинания. Личностные:
  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение, с точностью и полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь анализировать объекты с целью выявления признаков, систематизировать материал, находить нужную информацию (Познавательные УУД) Основные понятия: однородные члены, обобщающее слово при однородных членах.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания

Формирование УУД

1.Организационный момент.(2 мин)

Цель: активизировать учащихся, проверить готовность учащихся к уроку, поставить цели урока.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Проводит инструктаж, акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные УУД: определение цели учебной деятельности, умение слушать. Личностные УУД: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные УУД: извлечение нужной информации.

2. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация). Цель: выработать на личностнозначимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативов учебной деятельности

Создает условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!) Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности (надо!) Устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!)

Психологически настраиваются на урок.

Личностные: самоопределение к деятельности; смыслообразование. Познавательные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (5 минут)

Организовать индивидуальную работу.

Оценивают одноклассника, комментируют его действия.

1.Орфографическая разминка. На доске записаны слова с пропущенными буквами. Один

Познавательные: осознанное и произвольное речевые высказывания.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.

Используемые технологии: сотрудничества, информационные.

Цель: актуализировать

учащийся у доски вставляет

Регулятивные: фиксирование

мыслительные операции,

пропущенные буквы, объясняя

индивидуальных затруднений в

повторить сведения об

орфограммы.

пробном учебном действии

орфограммах.

1)3ап..тая, дв..еточие,

Коммуникативные: выражение

в..скл..цательный знак.

своих мыслей с достаточной

2) Существительное,

полнотой и точностью,

числительное, пр..л,.гательное.

аргументирование своего

- Обобщите, пожалуйста,

мнения

одним словом слова в каждой

строке.

Цель: актуализировать

Организовать фронтальную

Решение лингвистической

2.Лингвистическая задача

Познавательные: анализ

мыслительные операции;

работу с классом в форме

задачи, ответы на вопросы

«Убери лишнее»: дополнение,

объектов с целью выявления

повторить сведения о

опроса.

учителя.

местоимение, определение,

признаков.

местоимении, второстепенных

обстоятельство.

Коммуникативные УУД: умение

членах предложения,

Лишнее - местоимение,

слушать собеседника,

однородных членах

потому что это часть речи, а

формулировать собственное

предложения

остальные слова - члены

мнение, аргументировать свое

предложения.

мнение, учет разных мнений.

- Что такое местоимение?

Регулятивные УУД: умение

- Что такое дополнение?

планировать свое действие в

- Что такое определение?

соответствие с поставленной

- Что такое обстоятельство?

задачей.

- Составьте предложение со

всеми словами.

- Чем осложнено предложение,

которое вы составили?

- Что такое однородные члены?

- Каким словосочетанием

можно обобщить однородные

члены?

4. Сообщение нового

Объясняет новый материал с

Участвуют в обсуждении и

1. Объяснение учителя.

Личностные:

материала. (10 минут)

использованием

составлении схем, дают

- Обобщающие слова - это

смыслообразование

Цель: формирование умения

интерактивной доски.

характеристику, делают

одно более общее

Познавательные:

находить обобщающие слова

выводы.

наименование всем

использование знаково-

при однородных членах и

однородным членам.

символических средств,

ставить знаки препинания,

- Запишем предложение: В

установление причинно-

умения работать со схемами;

предложении местоимение

следственных связей

может выполнять

Коммуникативные:

синтаксическую роль любого

аргументирование своего

второстепенного члена:

мнения и позиции в

дополнения, определения,

коммуникации, выражение

ш

обстоятельства.

-        Составим схему: 0:0,0,0

-        А теперь перенесем обобщающее слово и поставим его после однородных членов. Перестройте предложение. (В предложении местоимение может выполнять синтаксическую роль дополнения, определения, обстоятельства - любого второстепенного члена). Сделайте вывод.

-        А можно перестроить схему так: 0:0,0,0-...

-        Сконструируйте предложение по данной схеме. (Синтаксическую роль любого второстепенного члена: дополнения, определения, обстоятельства - может выполнять местоимение в предложении). Сделайте вывод.

-        Подтвердим свои выводы чтением правила в учебнике (стр. 146)

своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

5. Первичное закрепление материала с комментированием во внешней речи (15 мин.) Цель: применение нового знания в типовых заданиях;

Организует учебную деятельность, консультирует по мере необходимости, контролирует выполнение задания.

Учащиеся выполняют задание устно.

1. На ИД выведены слова, к которым учащиеся устно должны подобрать слово или словосочетание с более широким значением -обобщающее слово.

1)        запятая, тире, двоеточие
(знаки препинания)

2)        М.Ю.Лермонтов,
А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев (поэты)
На ИД выведены обобщающие
слова, к которым учащиеся
должны устно подобрать по
нескольку слов с более узким
значением.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

1) части речи

2) писатели

Цель: формирование навыка

Диктует предложение,

Один учащийся работает у

2. На доске записываем

Познавательные:

правильной постановки знаков

контролирует выполнение

доски, остальные в тетрадях.

предложения, объясняем

использование знаково-

препинания.

задания.

пунктуацию них, составляем

символических средств.

схемы:

Коммуникативные: выражение

1)Обращаться с языком кое-как

своих мыслей с достаточной

- значит и мыслить кое-как:

полнотой и точностью,

приблизительно, неточно,

аргументирование своего

неверно. (А.Толстой}

мнения.

2)Постоянное обращение к

Регулятивные: выполнение

словарям,справочникам,

пробного задания.

наблюдение за живой речью

людей - все это способствует

развитию и обострению

«языкового чутья».

3) Многие композиторы:

Чайковский, Римский-

Корсаков, Даргомыжский,

Рахманинов - создавали оперы

по произведениям

А.С.Пушкина.

Цель: формирование навыка

Контролирует выполнение

Учащиеся читают материал

3. Чтение учебника (стр. 148),

Познавательные: извлечение

извлекать необходимую

задания.

учебника, выполняют устно

работа над интонационными

необходимой информации из

информацию из текста.

упражнение.

особенностями предложений с

текста.

обобщающим словом,

Коммуникативные: выражение

выполнение устно упр. 217.

своих мыслей с достаточной

Цель: научить видеть и

Организует учебную

Учащиеся читают записанные

4.Работа над устранением

полнотой и точностью.

исправлять грамматические

деятельность, контролирует

предложения с

грамматических ошибок.

ошибки, связанные с

выполнение задания.

грамматическими ошибками,

На доске записаны

Познавательные: осознанное и

неправильным употреблением

редактируют их и записывают

предложения с

произвольное речевые

обобщающих слов.

исправленный вариант,

грамматическими ошибками.

высказывания,использование

составляя схемы предложений.

Задание: устно исправить

знаково-символических

грамматические ошибки,

средств, умение

записать предложения в

самостоятельно делать

исправленном виде, составить

выводы, находить решения,

схемы. (Необходимо

обосновывать выводы.

/читывать, что все однородные

Коммуникативные: построение

члены должны стоять в том же

погической цепи рассуждений

тадеже, в котором стоит

4 доказательств, выражение

(

обобщающее слово).                  <

;воих мыслей с достаточной

-

!.)Жизнь крестьян изображена      г

юлнотой и точностью, умение

в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.

2) Справедливость, благородство, простота -редкими душевными качествами наделяет Л.Н.Толстой Кутузова.

анализировать и исправлять предложения.

б. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.(8 минут)

Цель: интериоризировать учащимся новый способ действия и провести рефлексию достижения цели пробного учебного действия.

Организовывает самостоятельную работу на новый способ действия. Организовывает самопроверку теста по эталону. Создает ситуацию успеха для учащихся, допустивших ошибки.

Выполняют тест, фиксируют положительные результаты своих действий (знаково: +), оценивают свои результаты в освоении нового способа действия.

Контрольное тестирование.

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

7. Рефлексия (3 мин.) Цель: оценить результаты собственной деятельности; подвести итог проделанной на уроке работе.

Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности.

Отвечают на предложенные учителем вопросы,соотносят цель и результат учебной деятельности, фиксируют степень соответствия.

-        Давайте повторим, что такое обобщающее слово при однородных членах и какие знаки препинания ставятся при них?

-        Что было трудным?

-        Что вызвало интерес?

Личностные: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Коммуникативные: Умение отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других, адекватное понимание успешности или неуспешности, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью, планирование успешного сотрудничества. Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль деятельности.

8. Комментирование домашнего задания. (2 мин.) Цель: инструктаж по выполнению домашней работы.

Дает информацию о домашнем задании и комментарий к его выполнению.

Записывают домашнее задание в дневник, слушают комментарий учителя, намечают цели дальнейшей деятельности.

Упр.219

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.

Приложение 1. Флипчарты, использованные на уроке.

Приложение 2.   Тест Тест1.   Укажите слово, которое не может быть в роли обобщающего:

  1. Повсюду        3)   Всё
  2. Лошадь        4)   Ничто

2.        Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

  1. Ни горы ни ущелья ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.
  2. Запах черемухи чувствовался всеми в саду в доме на улице.
  3. Всё и лес и поле и цветущий луг залито солнцем.
  4. Бычков и Сергей Корнеенко победители соревнования.

3.        Найдите ошибку в постановке знаков препинания:

  1. В корзине была дичь: два тетерева и утка.
  2. Мастеровые, старики с палками, бабы - всё слилось в одну массу.
  3. Небо становилось разноцветным: белёсым, розовым, красным.
  4. Всё это - звуки и запахи, тучи и люди было странно красиво и грустно.

4.        Неверно выделено обобщающее слово:

  1. Ничто не шевелилось: ни одна травка внизу, ни один лист на ветке.
  2. Тонкий нос, смелые брови, щеки - все черты ее лица выражали страсть.
  3. В степи, за рекой, по дорогам - везде было пусто.
  4. Дети, старики, женщины - всё смешалось в людском потоке.

5.        Укажите, какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления предложения:

See это 1 цвета, блесни, звуки и запахи 2 давило на глаза, наполняло сердце мутью унылой боязни.

  1. 1 - тире, 2 - двоеточие        3)   1-двоеточие, 2 - запятая
  2. 1 - тире, 2 -тире        4)   1 - двоеточие, 2-тире

6.        Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Я считаю своим долгом предостеречь вас от ошибок и ложных увлечений.
  2. В этом романе подробно рассказывается о двух персонажах: Илья Обломов и Андрей Штольц.
  3. Важной предпосылкой для выполнения этих работ является наличие квалифицированных кадров.
  4. Сочетание знаковых впечатлений со зрительными вообще характерно для репинского восприятия вещей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"

laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...