Урок-путешествие для систематизации и обобщения знаний по теме «Деепричастие» в 7 классе "в гости к дедушке Морозу, или Приключения почтальона Печкина в стране Деепричастий "
план-конспект урока по русскому языку (6, 7 класс) на тему

Терентьева Людмила Михайловна

Тип урока: повторительно- обобщающий.

Форма урока: урок-путешествие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Янтиковская средняя общеобразовательная школа»

Янтиковского района Чувашской Республики

                                                      Урок русского языка

( урок-путешествие для систематизации и обобщения знаний

по теме  «Деепричастие»  в 7 классе)

                                     

                                    Учитель русского языка и литературы

                                                                первой категории Терентьева Л.М.

                                                                          2012 год

Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся о деепричастии, совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Задачи:

Обучающие:

  1. Совершенствовать умения находить деепричастия в тексте, определять грамматические признаки деепричастий.
  2. Определять  вид деепричастия, правильно выделять на письме одиночные деепричастия и деепричастные обороты, правильно писать не с деепричастиями.

Развивающие:

  1. Развивать  у учащихся умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить.
  2. Формировать интерес к предмету, развивать культуру речи.

 

Воспитывающие:

  1. Воспитывать у учащихся доброжелательность по отношению друг к другу,  умение слушать.
  2. Воспитывать любовь к природе родного края.

Тип урока: повторительно- обобщающий.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: ПК,  мультимедийный проектор, ИД, дидактические материалы.

 

Ход урока:

  1. Организационный  момент.  (Звучит музыка «Кабы не было зимы») (1 слайд)

     

      Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их.        А теперь посмотрите, какое ясное солнышко за окном, как природа радуется приходу зимы. Улыбнитесь друг другу, пусть урок пройдет организованно, весело, с пользой.

     Сегодня у нас с вами урок не совсем обычный. Мы отправляемся в виртуальное путешествие в страну Деепричастий в  резиденцию к самому Деду Морозу, чтобы передать ему ваше приглашение на новогодний праздник.  Так как у нас продолжается учебный год и каникулы еще не скоро, то представляю Вам нашего помощника - почтальона Печкина, который знаком вам с самого детства. Он-то и отправится в гости к Деду Морозу. Путь его будет нелёгкий, и на пути встретятся различные преграды, которые мы поможем ему преодолеть. Вы готовы?

 

      2. Объявление темы урока, целеполагание. (2 слайд )

     Итак, мы начинаем! А назовем мы наш урок тоже необычно: «В гости к Дедушке Морозу, или Приключения почтальона Печкина в стране Деепричастий». Чтобы мы с вами не заблудились в этой волшебной стране, возьмем с собой карту. Здесь вы будете самостоятельно оценивать свои знания. А оценки у вас тоже будут необычные – снежинки.  

А в конце урока мы посмотрим, кто из вас оказался лучшим знатоком этой страны.

 

      Дорога в страну  Деепричастий проходит по волшебному Хрустальному лесу. А чтобы наш друг смог пройти  его беспрепятственно,  как вы думаете, ребята,  что необходимо  знать? (отвечают учащиеся) (3 слайд) ( ответы открываются по порядку):

- грамматические признаки деепричастий,

- правила написания не с деепричастиями,

- правила расстановки знаков препинания при деепричастном обороте, одиночном деепричастии,

- знать правила  употребления деепричастий в речи.

 

     Молодцы! То есть сегодня мы обобщаем изученный материал по теме «Деепричастие».

  1. Повторение теоретического материала.

«Теоретическая поляна».

(4 слайд) Долго ли, коротко ли шел почтальон Печкин по волшебному лесу, но оказался он на  большой  поляне - Теоретической. (5 слайд) Перед ним как из-под земли вырастает чудо-дерево. Елка! Но только без иголочек! На ней табличка с надписью: «Помоги найти мои иголочки. Елочка-Деепричастие». Печкин в растерянности, он, ребята, нуждается в вашей помощи. Поможем ему? (Экран закрывается)

Задание 1: У вас на столе конверт. Выберите из карточек, которые находятся в конверте, те, которые характеризуют деепричастие как часть речи. Составьте рассказ о деепричастии.

Для конверта

Качественное                                                    Суффиксы – учи, -ючи 

Служит для связи слов в предложении         Изменяется по родам, числам, падежам

Служебная часть речи                                     Добавочное действие

Обстоятельство                                              Какой?

Признаки наречия                                         Нарицательное

Определение                                                     Суффиксы –а, -я

Совершенный вид                                          Не изменяется

Несовершенный вид                                      Что делая? Что сделав?

Имя собственное                                              Самостоятельная часть речи

Признак предмет                                               Что делать? Что сделать?

Суффиксы  - в, -вши, - ши                            Суффиксы –вш, -ш

Признаки глагола                                           Особая форма глагола                                    

(Выбирая нужные карточки, ребята на доске создают кластер в виде елочки)

 - Ребята, как вы думаете, почему на елочке оказались такие «иголочки», как «самостоятельная часть речи» и «особая форма глагола»? В чем тут дело?

 (В том, что ученые до сих пор ведут спор о том, куда отнести Д.: к самостоятельным частям речи или к особой форме глагола. )

 - А вы как считаете?

(К самостоятельной части речи, потому что обозначает добавочное действие, объединяет в себе свойства глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, вызванное глаголом-сказуемым.

Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? Возможны также вопросы как? почему? каким образом? когда? и др.. В предложении деепричастие бывает обстоятельством.

Деепричастие - особая форма глагола: как форма глагола бывает совершенного и несовершенного вида. Они сохраняют вид глагола, от которого образованы.

 Деепричастие сохраняет глагольный признак - переходность.

Деепричастие, как и глагол, может быть возвратным и невозвратным.

Деепричастие, как и глагол, может определяться наречием.)

 

- В учебном пособии Е. И. Литневской  Русский язык: краткий теоретический курс для школьников  дается  два способа морфологического разбора. Давайте заглянем в электронную страничку. Определим, чем они отличаются. (http://gramota.ru/book/litnevskaya.php)

(Схема морфологического разбора деепричастия как формы глагола:

1. Глагол. Начальная форма — инфинитив.

2. Морфологические признаки:

а) постоянные:

— переходность,

— возвратность,

— вид,

спряжение;

б) непостоянные признаки: в форме деепричастия.

3. Синтаксическая роль в предложении.

Схема морфологического разбора деепричастия как самостоятельной части речи:

1. Деепричастие.

2. Морфологические признаки:

а) постоянные:

— переходность,

— возвратность,

— вид,

неизменяемость;

б) непостоянные признаки: нет.

3. Синтаксическая роль в предложении.)

  - Молодцы, что вы умеете отстаивать свою точку зрения.  А авторы учебника, по которому мы с вами занимаемся, называют Д. самостоятельной частью речи. Давайте согласимся с их мнением.

«Орфографическая остановка».

      Красивая у нас, ребята, елка получилась! Пока Печкин продолжает свой путь, мы попробуем нашу елку нарядить. Для этого нам нужно выполнить задание 2: (1 ученик около доски, остальные на местах). За каждое правильно написанное слово и объяснение – игрушка на елку.

неотправленное письмо (прич., нет зав. слов)

не дожидаясь ответа       (деепр.)

никем не замеченный     (прич, есть зав. сл.)

не дошёл до ручья            (гл.)

не беспокоясь о себе       (деепр.)

не зная дороги                   (деепр.)

неглубокая, но широкая  река  (прилаг, синоним - мелкая)

Дополнительный вопрос:

- Как пишется НЕ с деепричастиями? (НЕ с Д пишется всегда раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляются).

 «Словообразовательная тропинка».

     Нашего  друга, Почтальона Печкина, так очаровала красота зимнего пейзажа,  что он потерял карту с названием  страны, где  живет Дед Мороз. Надо бы ему помочь!  (Задание по гуппам)

Задание 3: Впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов, обозначьте суффиксы.  Соедините две части карты, закончив выполнять задание.

1. Оглядываться (деепричастие несов. в.)                  (огляДываясь)

2. Сверкать (деепричастие несов. в.)                             (свЕркая)        

3. Спешить (деепричастие несов. в.)                             (спЕша)        

4. Купить (деепричастие сов. в.)                                         (куПив)

5. Прыгать (деепричастие несов. в.)                              (пРыгая)        

6. Увидеть (деепричастие сов. в.)                                  (увИдев)        

7. Распечатать (деепричастие сов. в.)                            (распеЧатав)

8. Оторваться (деепричастие сов. в.)                             (оторвАвшись)

9. Остановить (деепричастие сов. в.)                            (оСтановив)

10. Стучать (деепричастие несов. в.)                            (сТуча)

11. Играть (деепричастие несов. в.)                              (Играя)

12. Шествовать (деепричастие несов. в.)                     (шЕствуя)

- Что же у нас с вами получилось? (Последний ученик читает: «Деепричастие»).

- Молодцы! Проверьте правильность выполнения задания по экрану (6 слайд). Поставьте оценку. 

  «Грамматический овражек».

    Ребята, вспомните основное правило употребления деепричастия в речи. (Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету)).

(7 слайд ) Задание 4: посмотрите внимательно на предложения, верно ли они построены? Если нет, исправьте ошибку.

  1. Войдя в автобус, неожиданно пошел снег. (Я уже вошел в автобус, когда неожиданно пошел снег.)
  2. Подойдя к дому, наступил вечер. (Я подошел к дому, когда наступил вечер.)
  3. Вот пробежал под деревьями,  подпрыгивая, заяц-беляк.
  4. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпая легкий серебряный иней.

   Подобные упражнения  встречаются в заданиях ЕГЭ, вот почему нам важно запомнить правила употребления деепричастий в речи.

 

   (8 слайд) А теперь обратите внимание на 3 и 4 предложения. Найдите в них ОД или ДО. Попробуйте прочитать предложения без них. Что-нибудь изменилось? Ребята, а для чего нужны деепричастия? (ответы учеников)

Вывод: Конечно же, деепричастие помогает нам выразить свои мысли образнее, эмоциональнее,  делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих одновременно.

Физкультминутка.

     Мы проделали с вами большую работу,  я предлагаю вам отдохнуть. (9 слайд) Наша зарядка сегодня не простая, а зарядка-задачка. Сосчитайте, сколько в ней деепричастий:

Тихо встаньте, оглянитесь

И друг другу улыбнитесь,

Руки вытянув вперед,

Посмотрите вправо, влево,

А теперь их поднимите,

А сейчас наоборот.

Подбоченясь, вы присядьте,

Поклонившись, встаньте в ряд,

Лихо топните ногой

Да притопните другой.

Мы, играя, отдыхали,

Деепричастия считали.

Сколько их вам назвала,

Кто ответит мне, друзья?

- 4!  Правильно!

- Давайте еще раз произнесем деепричастия, определим их вид (вытянув – СВ, подбоченясь – СВ, поклонившись – СВ, играя – НСВ.)

 

«Синтаксический мостик»  

       Вот мы с вами отдыхаем, а Печкину опять понадобилась наша помощь. (10 слайд) На «Синтаксическом мостике» в лесу он встретил весёлую и озорную помощницу Деда Мороза Запятую,  с которой тут же подружился. Она  пообещала провести Печкина к заветной полянке, где стоит сказочный терем Деда Мороза, при условии, что он выполнит правильно следующее задание. Поможем нашему другу?

 (11 слайд) Вот задание 5: 

- расставить недостающие знаки препинания;

- выполнить синтаксический разбор предложения;

  Дополнительное задание:  выполнить морфологический разбор деепричастия (смотрите  подсказку на странице        учебника)

Затем проверяется по экрану  (На ИД выполняет задание один ученик).                          

А заря,  лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром. (Повеств., невоскл., распр. ,двусост., полное, осложн. обособл. обст., выраженным деепричастным оборотом). Схема предложения!

Дополнительный вопрос ученику у экрана: В каких случаях ДО или ОД обособляется, а в каких случаях ДО не выделяется запятыми? (Если ДО входят в состав фразеологических оборотов, если Д  перешло в разряд  наречий, в этом случае  у него утрачивается значение добавочного действия и появляется признак действия или состояния). Ссылки на адреса сайтов: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/.

4. Творческая работа. 

    Сказочная красота зимнего леса поразила нашего помощника, душа его стала переполняться чувствами, ему захотелось свои записи оформить красочно. Только он не знает, как это правильно сделать. Поможем ему.

Задание 6

 (12 слайд)    Посмотрите на иллюстрацию, где изображен зимний лес, по которому путешествует Печкин, и составьте предложения, используя деепричастные обороты и существительные, записанные на карточках (раздаются карточки, работа идет в парах).

I Вариант           II Вариант       III Вариант           IV Вариант       V Вариант   V I Вариант

Деревья             Небо                  Иней                  Снег                   Олененок        Тишина

Тропинка          Воздух               Мороз                Солнце              Следы              Природа

(Во время составления предложений звучит музыка (“Времена года. Зима”)

Зачитываются предложения.

- Красивые у вас получились предложения. Но можно ли то, что мы с вами зачитали, назвать текстом? (Нет, потому что они не связаны между собой логически;  тексту можно подобрать заголовок; правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.)

 - Правильно. А эти предложения пусть останутся в вашей копилке, они  могут понадобиться вам для написания предстоящего сочинения на зимнюю тему.

(Ставят оценки за предложения)

  1. Домашнее задание. (13 слайд)

  Вот  Печкин стоит перед хоромами Деда Мороза. Близится окончание его путешествия, которое зависело не только от его смелости и отваги, но и от ваших знаний.

  (14 слайд)  Наконец-то он  увидел перед собой Деда Мороза, угрюмо склонившегося над чьим-то письмом. Почтальон Печкин прислал нам текст этого письма и просил нас помочь вернуть хорошее настроение Деду Морозу, чтобы он смог выполнить пожелания ребят. (15 слайд) Это письмо перед вами, что здесь не так?

Дарагой Дет Марос!

    Скоро новый год. Пришли мне к празнику

падарок. Сидев у камина я мечьтаю о  большой

плитке

 шоколада, которая таит ворту.

 А ещё я люблю канфеты с хрустящим вафлями 

внутри.

Для сестры пришли, свиркающую

блесками, герлянду, а для

брата – красивый хлопушку,

для родителей –

 сахарный жолтый мармилад.

 Петя Иванов.

- Вы смеетесь? Теперь вы понимаете, почему у Деда Мороза такое настроение? Что вы можете сказать об авторе этого письма? (Безграмотный: не знает ни орфографических, ни пунктуационных правил; не знает правила образования  деепричастий,  не пользуется «вежливыми словами»).

 - Вернем Деду Морозу хорошее настроение?  (15 слайд) Вот вам задание на дом: 

 - редактировать письмо;

 - редактировать письмо, найти и указать деепричастия, деепричастные обороты;

 - написать письмо Деду Морозу, используя деепричастия и деепричастные обороты в  своей речи.

    6.  Подведение итогов. Рефлексия.

     Итак, закончилось  путешествие почтальона Печкина, а также наше, в сказочную страну Деепричастий. (16 слайд)

- Что  мы узнали об этой части речи?

- Чему научились?

- Какие задания сегодня на уроке были особенно интересными?

- Как вы думаете, что вам необходимо  ещё раз повторить?

      Вы показали хорошие знания пройденного материала. Давайте определим, кто лучший знаток страны Деепричастие. (Кто набрал 7 и более снежинок – «5», 6-4 – «4» ).

 (Выставление оценок).

     (17 слайд) Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

«Лучшая методическая разработка проведения Урока письма»

Письмо и почта

(Урок-игра)

Цели: познакомить учащихся с историей почты, письма; научить правильно оформлять различные виды писем; развивать навыки культурной  письменной и устной речи.

Ход урока.

  Урок проходит в форме игры, позволяющей детям узнать историю почты, письма, а также поиграть в почту, научиться писать письма, подписывать конверты.

  Подготовка к игре может включать экскурсию на почту, беседу-встречу с работником почты, с почтальоном. Дети выбирают тему, по которой будут готовиться и рассказывать другим о том, что узнали. Кроме того, все приносят конверты, марки. Филателисты могут принести свои коллекции. Изготавливается почтовый ящик, куда дети будут бросать подписанные конверты.

  Дети садятся по группам. Урок начинается с объявления темы и целей урока.

 

 Учитель. Ребята, вы когда-нибудь задумывались над вопросами: «Зачем, о чем и как писать письма?»

  Зачем, скажете вы,  это понятно. Чтобы передать какое-нибудь сообщение, или, как сейчас принято говорить, информацию. Верно, с этого все начиналось. Хотят, например, жители африканской деревни сообщить своим соседям, что у них удачно прошла охота и потому объявляется пир горой. Передать это надо быстро, пока мясо не испортилось под жарким африканским солнцем. Как быть? Придумали. Застучали, загремели барабаны – тамтамы, далеко разнесся их рокот, докатился до ближайшей деревни. Там послушали, разобрались в условных сигналах, своих барабанщиков вызвали и дальше передают.

  Другие дымом «переписываются»: поднимаются на холмах столбы дыма – выше, ниже, светлее, темнее.  «Язык» этот понятен многим племенам индейцев : война, собирайтесь к ущелью, прячьте детей и женщин.

  И много еще способов придумывали люди : вязали разноцветные узелки на длинных шнурах, передавали букеты, т.е. использовали язык цветов, очень древнее изобретение.

  Но у всех этих способов «переписки» было много недостатков, и самый главный – неточность. Представьте, пожалуйста: сидите вы у себя в шатре на персидском ковре, попиваете чай, вдруг появляется гонец от скифов и торжественно раскладывает перед вами такие странные предметы: мышь, лягушку, птицу и пять стрел. Попробуйте-ка разберитесь, что все это значит. А разобраться надо, потому что дело тут серьезное. Вот что, оказывается, сообщил гонец: «Если вы не умеете прятаться под землей, как мыши, скакать по болотам, как лягушки, летать по небу, как птицы, то погибнете, осыпанные нашими стрелами».

  С рисунками тоже ненамного лучше. Надо, например, передать: «Я тебя уважаю». «Я» - нарисуешь себя, «тебя» - нарисуешь его. А как нарисовать «уважаю»?

  Нет, это просто замечательно, что люди изобрели письменность и теперь каждый грамотный человек может написать письмо. Почти триста тысяч почтальонов ежедневно разносят эти письма адресатам.

  Мы сегодня даже не можем представить себе то, что когда-то почты вообще не существовало.

  Рассказ 1 группы. Долгое время почты вообще не существовало. Как же отправляли письма? А отправляли их с гонцами. Помните, в сказке о царе Салтане к царю отправляют гонца с известием о том, что у него родился сын? Гонцы везли и приглашения. Вот, например, в 1147 году князь Юрий Долгорукий написал Святославу Ольговичу: «Приди ко мне, брате, в Москов» (с тех пор, со времени первого упоминания, Москву и считают городом). С этим княжеским письмом и отправился гонец в дорогу. Так в старину поступали все князья и бояре.

  Шло время, шире становились связи между городами и княжествами, все дальше посылали в путь гонцов. И теперь на длинных дорогах стали строить почтовые станции – ямы. Примчится в ям гонец, поест. Попьет, отдохнет и сменит там усталых лошадей. А свежие лошади быстро донесут письмо до следующего яма.

  К тому времени гонцы уже стали постоянными, и звали их теперь ямщиками.

 

  Учитель. А вот что узнала другая группа:

  Рассказ 2 группы. Во многих странах еще раньше существовала голубиная почта, для которой специально вывели породу почтовых голубей. К ноге такого голубя привязывали письмо, и он летел к своему дому, доставляя письмо адресату. Много сотен лет служил людям почтовый голубь. Сейчас, когда вести доставляют радио, телеграф, поезда и самолеты, голубиная почта потеряла свое значение. Однако еще совсем недавно – во время второй мировой войны – голубей использовали для доставки донесений. В Японии вывели даже новую породу голубей, способных летать ночью: неприятель и не подстрелит воздушного почтальона, дневные хищные птицы его не схватят.

 

  Рассказ 3 группы. А еще существовала морская почта. Моряки запечатывали свои послания в бутылки и бросали в океан. Почитайте об этом в книгах Жюля Верна.

   

  Рассказ 4 группы. В наше время существует почтовая связь между странами и городами, селами и деревнями, даже между материками. Центральным почтовым узлом в городе является почтамт ( от немецкого слова Postamt – почтовое место). На почтамте сейчас не только почтовое отделение, там расположены также телеграф и телефон. На почтамт стекаются письма из всех почтовых ящиков. Сюда привозят посылки и бандероли со всех концов города. Именно отсюда, рассортировав почту по адресам, отправляют ее на поезда, самолеты или пароходы, развозят по почтовым отделениям и домам.

  Рассказ 1 группы. А мы расскажем о марках. Первые на свете почтовые марки появились в Англии в 1840 году и с тех пор они несут свою службу повсюду, выполняя обязанности проездного билета письма. Ведь письмо – это пассажир, хоть и бумажный. А «зайцем» возить пассажиров никто не станет.

  У нас в стране первая почтовая марка была наклеена на конверт в 1845 году, более 160 лет тому назад. Вернее, даже не наклеена на конверт, а прямо на нем напечатана.

  Прабабушки теперешней марки носили скромные серенькие платьица. Не то что современные марки – красочные, нарядные, похожие на маленькие картины. Знаете ли вы, что выпускались круглые марки? Что есть марки, нарисованные от руки?

  Марки посвящаются важным событиям в жизни страны, великим людям: писателям, художникам, космонавтам, ученым, общественным деятелям, героям войны и др.

 

    Рассказ 2 группы. Письма побывали даже в космосе. Первые письма доставили на борт космического корабля «Союз-4» летчики-космонавты Евгений Хрунов и Алексей Елисеев на космическом корабле «Союз-5». Министерство связи выпустило к этому полету специальный конверт. Место и время получения письма отметил космонавт В.Шаталов: «Борт корабля «Союз-4» - 16.01.69». Сейчас конверт находится на выставке в Центральном музее связи имени А.С.Попова в Санкт-Петербурге.

  Рассказ 3 группы. Обычно на почте место и время отправления и получения отмечают особой печатью – штемпелем.

  После выступлений всех групп учитель объявляет практическую часть урока-игры – различные конкурсы и задания.

  1 задание. Всем группам дается конверт с письмом Ивана Семенова, второклассника и второгодника – героя повести Л.Давыдычева. Иван не любит учиться, и жизнь для него – сплошная мука. Однажды он решил бросить учиться и попроситься на пенсию. Весь вечер трудился он над заявлением. Заявление он положил в конверт, на котором написал:

  Вопрос. Можно ли эту запись назвать адресом? Сколько ошибок допустил Иван Семенов? Попробуйте их исправить. Что вы посоветуете второкласснику?

  2 задание. На экране – крупным планом конверт с написанным индексом.

  Вопрос. Что обозначают цифры индекса?

  Выигрывает группа, которая правильно указала значение первых и вторых трех цифр.

  3 задание. Всем предлагается текст, в нем нужно вставить нужные слова.

  1. Правила хорошего тона требуют ответа на … письмо.

  2. Бумага для письма  ни в коем случае не должна быть …

  3. Поля … .

  4. Дата ставится в … углу под заголовком.

  5. После даты, посредине первой строки, обычно пишут … .

  6. В конце письма следует отчетливо … .

  7. Если вы случайно забыли написать о чем-то, можете добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы … .

  8. Письмо складывается текстом… .

  9. Нельзя смачивать языком …  конверта.

  10. Адрес нужно писать …  .

  11. Не забывай указать на конверте…  .

  Правильность выполнения задания проверяем по памятке «Переписка», спроецированной на экране.

  4. Игра в почту. Выбирают почтальона – он же ведущий. (Для него готовятся форменная фуражка и сумка.)

  У каждого участника на парте 2 конверта( второй – запасной). Ведущий объясняет, что каждый должен написать свой домашний адрес( получатель – кто-нибудь из родных) и обратный адрес – адрес школы. Выигрывает тот, кто быстрее, аккуратнее, грамотнее надпишет конверты. Специальное жюри – из представителей каждой группы – определяет победителя. Он получает в награду красивые марки. (Письма собирает почтальон.)          

  5. Пишем письма (конкурс).

  Учитель: Ребята, в  рассказе К.Д.Ушинского «Сумка почтальона» почтовые пакеты( так автор называет письма) в сумке почтальона болтали между собою о том, что они несут людям. Один пакет нес «известие бедной, дряхлой старушке» о том, что ее сын «жив, здоров и скоро будет в отпуск»; другой – грустную новость; третий – «забавные пустяки». А письмо, которое послал своей бабушке мальчик Коля, было пустым листом: он забыл написать письмо или случайно вложил в конверт не тот листок.

  Сейчас каждая группа получит конверт с пустым листом, а на конверте будет написано, от кого это письмо. Попробуйте сочинить, что мог написать вам этот герой в данном письме.

  Дети пишут письма от имени героев, чьи имена написаны на конвертах: Маленького Принца, бабушки Красной Шапочки, Айболита, Чебурашки и др.

 

  Когда письма сочинены, представители групп зачитывают их всему классу. Дети определяют, чье письмо получилось самым интересным.

  В конце урока – обсуждение: анализируются ошибки, определяются наиболее активные ребята, выставляются отметки. Каждому участнику урока-игры – памятка «Переписка».        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

новогодний сценарий "В гости к Дедушке Морозу" для дошкольников

Данный сценарий новогоднего утренника для детей дошкольного возраста. Для малышей можно сократить, а для детей 4-6 лет использовать полностью....

Урок-обобщение по теме "Деепричастие" 7 класс

Урок обобщения важен в изучении темы «Деепричастие», так как позволяет увидеть степень её усвоения. В данной разработке использованы различные виды работ: фронтальный опрос, выборочно-распределительны...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Систематизация и обобщение по теме "Деепричастие"

Урок систматизации и обобщения  по теме " Деепричастие"предназначенн для проведения урока русского языка в классе по программе Т.А. Ладыженской. В данный урок включены материалы по подготовке уча...

Игровая программа "В гостях у Дедушки Мороза"

Игровая программа "В гостях у Дедушки Мороза" разработана для праздновния Нового года в разновозрастной группе детей (от 8 до 14 лет).Полностью соответствует возрастным особенностям детей. В...

Сценарий новогоднего праздника в 5-А классе "В гости к Дедушке Морозу"

Сценарий новогоднего праздника в 5-А классе"В гости к Дедушке Морозу"Цель: организация досуга пятиклассниковЗадачи: развивать познавательный интерес у школьников, логическое мышление, познав...

Конспект урока русского языка по теме Повторение и обобщение по теме «Деепричастие»,7класс

Материалы конспекта урока по пройденным темам позволят обобщить и закрепить знания учащихся...