Конспект урока русского языка в 7 классе "Систематизация и обобщение по теме "Деепричастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Урок систматизации и обобщения  по теме " Деепричастие"предназначенн для проведения урока русского языка в классе по программе Т.А. Ладыженской. В данный урок включены материалы по подготовке учащихся  к ЕГЭ ( задание типа А4)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skhema_konspekta_uroka.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока

Аттестуемый педагог                 Исалиева Людмила Николаевна                                                                                      .

Предмет                       русский язык                                         Класс  7                                                                               .

Тема урока           Систематизация и обобщение  изученного по теме « Деепричастие»

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент

ЦЕЛЬ ЭТАПА: психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

ЗАДАЧИ:

 доброжелательный настрой учителя и учащихся;

 готовность класса и оборудования к уроку;

 быстрое включение класса в деловой ритм;

 кратковременность организационного момента;

озвучивание темы и цели урока.

МЕТОД: словесно - наглядный.

Учащиеся слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока.  

Слово учителя.

 Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение и постарайтесь определить слова какой части речи преобладают в нем.

Учитель читает стихотворение Роберта Саути «Лодорский водопад»

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь. Смеясь и болтая,

Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, -

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре! (Ответы уч-ся)

- С какой целью используются в этом тексте деепричастия?

-  Хорошо. Я согласна  с вашими высказываниями. Спасибо.

-  А теперь попробуйте определить, какая задача стоит сегодня пред вами?

 ( Учащиеся определяют цели  урока)

 - Результатом нашей работы должны стать хорошие оценки, полученные за работу на уроке

- Итак, запишите в тетрадях дату и тему нашего урока. Начинаем работу.

2.

3.

Актуализация знаний

Систематизация и обобщение знаний и умений

Цель: повторить теорию по теме « Деепричастие»

  1. Работа со «слепой» таблицей

           Деепричастие

Морфологические признаки

Глагол

           Виды деепричастий

- а-, ( -я-)

Несовершенный

Цель: обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Деепричастие».

Задачи: отличать деепричастия от других частей речи;

правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания;

употреблять  деепричастия  в речи.

- Теорию вы знаете, а вот умеете ли применять свои знания на практике?! Перед вами  текст (СЛАЙД №3).

1. Работа с текстом.

Цель: развивать навыки  анализа текста

Прочитайте текст и выполните задания

1.Мы выходим на л…д  покр…тый снегом  ступаем на берег. 2.Скользя по осыпа…щимся камням поднимаюсь на нас…пь  протянувшуюся вдоль бер…га. 3.Поправив за спиной ружьё  застегнув плотно куртку  б…рясь с дующим с лицо ветром, иду берегом.4. Я смотрю на камни, грудой свалившиеся с берега в м…ре. 5.Солнечный луч  прорвавшись  осв…щает край н…висшей тучи. 6.Подн…мая бинокль  вгл…дываюс…. в сверкающее поле. 7.Чуждый окружающему миру  ма…ча в сн…говой д…мке  застыл "Седов".
(По И. Соколову-Микитову)

1)  В каком предложении заключена главная информация текста?

2) Определите  стиль, тип  текста. Докажите.

4)  Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные  орфограммы

5) Определите вид деепричастий.

       

- Для чего нам нужны в речи деепричастия? (Делают нашу речь более точной, выразительной, деепричастие  дописывает, дорисовывает основное действие)

- Как называют деепричастие с зависимыми словами? ( Ответы учащихся)

2. Комментированное выполнение задания А4 ЕГЭ по русскому языку.

Цель: подготовка к ЕГЭ.

- Основное действие, выраженное сказуемым, и  добавочное действие, выраженное в деепричастном обороте, выполняет одно лицо. Именно это и проверяется  в задании А4 на ЕГЭ по русскому языку.

 Следующее задание выполним  письменно в тетрадях (задания на слайдах)

1.  Прочитайте и  выберите из 4 вариантов ответ, где дано  грамматически правильное продолжение  предложения. Запишите ответ, а затем обменяйтесь тетрадками и проверьте друг друга.

Говоря о богатстве языка,

1) в аудитории началась дискуссия.

2) у меня возник интерес к этой проблеме.

3) требуются конкретные примеры.

4)мы имели в виду главным образом его словарный запас.

  • 2. Укажите грамматически правильное продолжение  предложения.
  • Исполняя эту пьесу,
  • 1)было чувство радости.
  • 2) я старался передать свое настроение.
  • 3) должен учитываться авторский замысел.

4) зал хорошо слушал пианиста.

  • 3. Укажите грамматически правильное продолжение  предложения.
  •  Возвратившись из поездки,
  • 1) произошел интересный случай.
  • 2) мы поделились яркими впечатлениями с друзьями.
  • 3) мне не спалось.
  • 4) надолго запомнились интересные случаи в пути.
  • 4. Укажите грамматически правильное продолжение  предложения.
  • Разбивая виноградники,
  • 1) крестьяне учитывали рельеф местности.
  • 2) большое значение имеют географические факторы.
  • 3) учитывается состав почвы.
  • 4)торговцами определялись потребности в винограде.
  • 5. Укажите грамматически правильное продолжение  предложения.
  •  Не рассчитывая на помощь,
  • 1) меня начали покидать силы.
  • 2) ученики самостоятельно справились с заданием.
  • 3) самостоятельность очень  важна.
  • 4)учебник помогает лучше справиться  с трудным материалом.
  • 6. Укажите грамматически правильное продолжение  предложения.
  • Играя в шахматы,
  • 1) у меня заболела голова.
  • 2) мы развиваем логическое мышление.
  • 3) незаметно пролетел вечер.
  • 4) воспитывается воля и наблюдательность.
  • 7. Укажите грамматически правильное продолжение  предложения.
  • Возвращаясь из школы,
  • 1) наступил вечер и стало темно.
  • 2) меня обогнал автомобиль соседа.
  • 3) пошел сильный снег.
  • 4) мы встретились с родителями Максима.

2.  Взаимопроверка.

  • 1-4
  • 2-2
  • 3-2
  • 4-1
  • 5- 2
  • 6- 2
  • 7-4

3.Оценивание. 

  •  7 баллов  -  «5»
  • 5-6 баллов -  «4»
  • 4-3 балла – «3»
  • 1-2 балла – «2»

3. Игра “Подскажи словечко”. (СЛАЙД № 13)

Цель: уметь правильно подбирать и употреблять  деепричастия в предложениях

-Ребята, а теперь немного поиграем. Перед вами пословицы, прочитайте и постарайтесь их  восстановить, подобрав подходящее по смыслу деепричастие.

  • Дружба как стекло, … не сложишь. (Разбив)
  • Не … броду, не суйся в воду. (Зная)
  • Не … несчастья, счастья не увидишь. (Узнав)
  • Не … семени, хлеба не добудешь. (Посеяв)

4. Работа по развитию речи.

Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов.

- Мы часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи, так как это способствует повышению образности высказывания. Но, к сожалению, не всегда замечаем грамматические ошибки. Давайте обратимся к записям, которые находятся  на слайде,  и  постараемся исправить  их. Работа выполняется устно (по цепочке)

1. Глядя вдаль, у нее возникают грустные мысли. ( Слайд №14 )

(Глядя вдаль, она грустит). ( Слайд № 15)

2. Думая о прошлом, в ее воспоминании оживают счастливые дни. ( Слайд № 16)

(Думая о прошлом, она вспоминает счастливые дни). ( Слайд №17)

3. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к одинокой Аленушке. ( Слайд № 18)

(Рассматривая картину, мы чувствуем отношение художника к одинокой Аленушке).

( Слайд № 19)

3.

Итог урока

Цель: подведение итогов урока. Рефлексия

Учитель: Пролетел и наш урок,

                 Скоро прозвенит звонок.

                 Все трудились, не ленясь,

                 Не медля и не торопясь,

                 Говорили ,улыбаясь,

                 Отвечали, не теряясь,

                 В работе приняли активное участие.

                 Скажем спасибо …. (
Деепричастию). Дети отвечают  хором.

Вот и закончился  наш урок, давайте подведём итоги

-  А теперь, ребята, пришел и ваш черед  поделиться  своими  впечатлениями  об уроке и для этого  нужно составить предложения, используя деепричастия: (СЛАЙД № 21).

  • Побывав на уроке, я узнал(а)….
  • Заполняя таблицу, я вспомнил(а)…
  • Повторив весь изученный материал по теме « Деепричастие», я думаю….

4.

Задание на дом

Цель:   прослушать  домашнее задание,  понять цель, содержание  и способ выполнения домашнего задания.

 

Домашнее задание ( Слайд № 22)

- Написать сочинение-рассуждение по теме « Какова роль деепричастий в тексте»?

- Подготовиться к контрольной работе по теме «Деепричастие»

-  Спасибо, ребята, за творчество. Любите русский язык! Уважайте и берегите его! (СЛАЙД №23).

5.

Комментирование и выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Презентация к уроку русского языка по теме "Систематизация и обобщение изученного о СКС", 7 класс

Цели урока:•повторение и обобщение знаний учащихся о словах категории состояния;•развитие навыков связной речи;•формирование умения употреблять слова данной морфологической категории в речи. През...

Урок русского языка по теме "Систематизация и обобщение знаний по теме "Наречие"

Разработка включает в себя конспект урока, презентация и ЭОР...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...