Программа кружка по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Степанова Алина Юрьевна

Пояснительная записка, план кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Занятия по программе данного кружка имеют большое познавательное и воспитательное значение. Углубленное изучение словарного состава русского языка формирует у детей представление о необыкновенном богатстве его лексики, желание обогатить свой словарный запас, развивает языковой эстетический вкус. Занятия способствуют развитию любви к русскому языку, уважения к народу – творцу языка.

        Кружок также имеет большое практическое значение. Занимаясь лексикой, обучающиеся повышают культуру речи, развивают умение пользоваться справочной литературой. На занятиях обогащается словарный и фразеологический запас школьников.

        Кружок способствует формированию у школьников интереса к работе исследователей  языка и закладывает профессиональный интерес к занятиям лингвистикой – наукой огромной социальной значимости.

        Занятия данного кружка посвящены наиболее интересному для обучающихся 5 – 7 классов разделу науки о языке – лексике. В нём рассматривается слово как единица языка, которое, обозначая реалии окружающего мира, в предложении и тексте участвует в оформлении мысли, в обмене ими между говорящими или пишущими.

        Обучающихся 5 – 7 классов, пожелавших углубленно изучать лексику, интересуют в первую очередь не языковые факты (они тоже привлекают детей), а комплекс научно-лингвистических проблем: что такое слово, системные связи слов, причины изменений в семантике слов, пути пополнения словарного состава языка, связь лексики с жизнью общества и др., методика лексикологических исследований. С учётом указанных потребностей учащихся и была составлена программа занятий кружка «Русское слово».

     Основная цель кружка русского языка – пробудить интерес к речевым явлениям, поддержать свойственную школьникам пытливость ума.

    Основным тематическим стержнем работы кружка является показ всестороннего богатства и красоты русского языка.

   Задачи кружка:

  • формирование грамотной и выразительной речи обучающихся;
  • повышение  речевой компетентности детей;
  • развитие интереса к читательской деятельности;
  • развитие интереса к научной деятельности;
  • подготовка  обучающихся к успешному участию в олимпиадах по русскому  языку.

       

Курс рассчитан на один год, всего 30 часов.

 

Ожидаемые результаты выполнения программы:

  1. Повышение уровня языкового развития школьников, формирование лингвистической компетенции.
  2. Повышение речевой культуры учащихся, формирование коммуникативной компетенции.
  3. Совершенствование навыков лингвистического анализа.
  4. Повышение любознательности, зоркости к явлениям и фактам языка.
  5. Развитие самостоятельности и творческой инициативы учащихся.
  6. Формирование социальной активности и коммуникабельности.
  7. Активная творческая деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах.

Учебно-тематический план кружка

Раздел,  тема

Количество часов

Форма занятий

1

Организационное занятие «Понемногу о многом»

1

Беседа с элементами занимательности

2

Великий и могучий

2

Занятие - игра

3

Звук и буква

1

Коллективная деятельность

4

Откуда взялись названия букв?

2

Занятие – семинар с элементами занимательности

5

Жизнь слов

1

Беседа с элементами занимательности

6

Почему мы так называемся?

3

Занятие – исследование. Индивидуальные выступления.

7

Слова - родственники

2

Беседа с элементами занимательности

8

Словари – наши добрые спутники

2

Практическое занятие

9

«Тезки наоборот»

О словах разных, одинаковых, но разных

2

Театрализованное занятие с элементами игры

10

Фразеологические обороты

3

Беседа с элементами занимательности, практическая работа.

11

Расскажи о фразеологизме.

2

Семинар (индивидуальные сообщения)

12

Биография слов

2

Занимательная викторина.

13

Язык имеет свои краски.

2

Беседа с элементами исследовательской деятельности

14

Вечер грамматических игр.

2

Занимательные игры – соревнования.

15

Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников»

2

Экскурсия. Беседа.

16

Выпуск стенной газеты

«Тайны языка»

1

Практическое занятие.

Содержание программы

Тема  1.     Организационное занятие «Понемногу о многом»

Содержание  материала: Язык – «самая лучшая и самая худшая вещь в мире». Значение языка для общения. Мировые языки. Языки малых групп. Различие языков по фонетике, лексике, грамматике. Язык – хранитель всего с древнейших времен до современности. Русский язык – наша гордость. Великие люди о языке. Игра «Дежурная буква».

Форма занятий: Беседа с элементами занимательности.

Тема  2.     Великий и могучий. Где в мире изучается русский язык. Почему мы так говорим? (происхождение некоторых фразеологизмов). Древнее начертание букв. Алмазный язык (язык фольклора). «Дождевые слова» К. Паустовского. Полминутки шутки (ребусы, занимательные вопросы, шарады).

Тема  3.     Звук и буква. Язык - звучащая речь. Различие звука и буквы. Основные фонетические процессы. Омолаживание слов (процессы аллитерации в поэзии). Игра «Звук заблудился», «Кто больше», «Кто скорее». Ударение в русском языке. Нормы ударения. Интонация и ее оттенки. Аудиозаписи стихотворений и басен в исполнении известных актеров.

Тема  4.    Откуда взялись названия букв? Первый алфавит (гиксы – народ Аравии). Рисунки древних букв. Путешествие букв. Изменение начертаний греческих букв. Старославянская азбука Кирилла и Мефодия. Создание на основе византийского алфавита азбуки. Кириллица. Обозначение цифр кириллицей. Изменения в кириллице, внесенные в алфавит (утрачивание звучания Ъ и Ь, традиционное написание). Индивидуальные сообщения «Веселая буква», «Обиженная буква», «Волшебная буква» по книге Н.Ф. Александровича «Занимательная грамматика».

Тема  5.   Жизнь слов. Как родятся, живут и умирают слова. Составляем список слов, появившихся в языке после 1917 года. Разница между неологизмами и словами-старичками, но с новым значением (дружина, звено). Книга Л. Успенского «Слово о словах». Обстоятельства «гибели» слов (дворянин, городничий, кафтан и др.).  Происхождение знакомых слов (зонтик, чулок, лента, шпора, кнопка и др.). Полногласие и неполногласие.

Помощь происхождения написанию («терра» - земля).

Тема  6.    Почему мы так называемся?

Язык – явление живое. Неологизмы и историзмы. Названия месяцев. Названия дней недели. Названия монет. Происхождение имен и фамилий. Названия улиц. Названия городов. Названия сел области. Индивидуальные сообщения. Названия частей света. Названия государств. Названия рек, озер, гор. Исследовательские сообщения. Игра «Почему мы так называемся?»

Тема  7. Слова – родственники. Слова с общими корнями. Способы образования гнезда слов. Значения суффиксов и приставок. Практическая работа «Образование слов от одного корня с помощью различных суффиксов», «Образование слов различными способами от корней молод, ловк, лож. Сложносокращенные слова. Аббревиатура. Новые слова и форма слова. Игра «Родственники» (присоединение различных слов к группе родственных).

Тема 8.  Словари – наши добрые спутники.

Виды словарей. Толковые словари. «Собирал человек слова…» (о толковом словаре В. Даля).  Язык и история народа (фразеологические словари). Близкие слова (о кратком словаре синонимов русского языка). Как образовано слово? (словообразовательные словари). «Свердловец или свердловчанин» (О словаре названий жителей). Новое в языке. (словари неологизмов). «Как говорил Пушкин?» (словари языка того или иного писателя).  «Всё наоборот» (обратные словари).

Тема 9. «Тезки наоборот». О словах разных, одинаковых, но разных.

Понятие антонимов. Анти - «против», нома – «имя». Названия известных произведений, где есть антонимы. Антонимы в пословицах и поговорках. Игра «Найдите спрятанные слова».  Подготовка занимательных вопросов и кроссвордов с использованием антонимов. Омонимия. Слова – близнецы. Инсценирование стихотворения Я. Козловского «Сев в такси…». Работа со словарями.

Тема 10. Фразеологические обороты. Понятие фразеологического оборота. Состав слов в оборотах. Нечленимость оборота. Игра «Закончи начало фразы…». Идиома. Потеря прямого смысла. Метафорические сочетания. Происхождение фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи. Практическая работа по замене фразеологизмов синонимами, слов фразеологизмами, нахождение антонимов к фразеологизмам.

Тема 11.  Расскажи о фразеологизме. Самостоятельный подбор материала и сообщение учащихся о происхождении, значении и употреблении фразеологизма (как с гуся вода, держи карман шире, из-под земли достань, подготовить почву, проглотить пилюлю, играть роль, петь с чужого голоса, на точке замерзания, великое переселение, гордиев узел, прокрустово ложе.

Игра «Замени нас».

Тема 12. «Голос возвысил и бросил крылатое слово». Немного истории. «Крылатые слова» - меткие, образные выражения.  Исследование басен И.А. Крылова. Прослушивание и чтение басен «Щука», «Ларчик», «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Гуси», «Чиж и голубь», «Пустынник и медведь», «Лжец», «Волк и журавль»,  и т.д. (групповая работа). Создание общего плаката «Крылатые выражения басен Крылова» с иллюстрациями учащихся.

Тема 13.  Биография слов. Викторина по фразеологии:

  • Откуда пришли выражения?
  • Пять фразеологизмов из сказок.
  • Названия литературных произведений, ставших крылатыми.
  • Подобрать синонимы к фразеологизмам.
  • Привести фразеологизмы наших дней.
  • Написать короткий рассказ про фразеологизм.
  • Вопросы занимательной грамматики.
  • Шарады.

Тема 14.  Язык имеет свои краски. Анализ отрывков из художественных произведений. А.П. Чехов. «Степь» (картина грозы). Аллитерация. Тютчев «Люблю грозу…». Н.В. Гоголь «Чуден Днепр…». Звукопись. Музыкальность и благозвучие языка. Роль в мелодичности сонорных звуков. Сочетания звуков. Роль ритма в благозвучии речи. Исследование текста. А. Барто. Стихотворения.. В. Казин «Рубанок». А.С. Пушкин «Полтава». Примеры звукописи.  Роль скороговорок в выработке дикции и гибкости голоса.

Тема 15.  Вечер грамматических игр:

  • Запишите как можно больше слов из букв слова ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.
  • Соберите слова из разбежавшихся в разные стороны букв: рбаанаб (бабаран),  ририятоет (территория), ыакамрон (макароны), сивкагтинил (лингвистика), турретаила (литература)
  • Расшифруйте и запишите слова-ответы в веселых примера:

К первому слогу ПО+электрический заряд=целенаправленное движение чего-либо в определенную сторону (ПО+ТОК= ПОТОК).

РЫ+ железный сосуд большого объема = любитель рыбной ловли.

НО + напиток из свежих фруктов= предмет одежды.

  • Орфоэпическая минутка (проговаривание скороговорок в различном темпе).
  • Назовите как можно больше слов-названий всех имеющихся разновидностей обуви.
  • Напишите сочинение – сказку «Почему гласные Ы,Ю,Я не хотят жить по соседству с согласными шипящими?»

Тема 16. Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников». Знакомство с энциклопедическими изданиями, помогающими в изучении языка.

Тема 17. Выпуск стенной газеты «Тайны языка» с рубриками «Говорим правильно», «Вопросы и ответы», «Наше творчество», «Русский язык за рубежом», «В творческой мастерской писателя», «Занимательно о языке» и т.д.

Список литературы

  1. Нестандартные уроки по русскому языку: 5-8 классы/ Ю.В. Долбилова. – Ростов н/д: Феникс, 2011, - 348 с.
  2. «Язык родной, дружи со мной».  А.А. Шибаев. – Москва: Детгиз, 2008.
  3. Вартьян Э.Н. Эти мудрые слова. – М.: Просвещение, 2005.
  4. Волина В.А. Весёлая грамматика. – М.: Просвещение, 1995.
  5. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. – М.: Просвещение, 2004.
  6. Внеурочная деятельность: сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов/ Н.А. Криволапова.- М.: Просвещение, 2012, - 224 с.
  7. Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе.- М.: Просвещение, 1966, - 205 с.
  8.  В. А. Иванова, Г. А. Панова, З. А. Потиха. Тайны родного языка.-  Нижне-Волжское книжное издательство, 1969, - 304 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по русскому языку "Язык-знакомый незнакомец" 5класс

цели занятий данного курса: -помочь учащимся «вглядеться» в язык, задуматься над тем, как он устроен, как он работает. Не надо думать, что языковые правила и законы - это то, что хранится в толстых к...

Рабочая программа кружка по русскому языку для 5 класса "Мой верный друг - русский язык!"

Рабочая пронрамма для 5 класса. Кружок по русскому языку "Мой верный друг - русский язык!"...

Рабочая программа кружка по русскому языку 8 класс "Трудные вопросы по русскому языку"

Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной  аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по п...

Рабочая программа кружка по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ"

Рабочая программа кружка по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» в 11 классе составлена на основе программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». 10-1...

Учебно-методическое пособие по русскому языку. Программа кружка по русскому языку "Юный оратор"

Учебно-методическое пособие представляет собой Программу кружка по русскому языку «Юный оратор», в составе которой теоретический и практический материал, касающийся работы над голосом, ора...

Рабочая программа кружка по русскому языку «Русское слово» на 2015-2016 учебный год Класс: 9

Рабочая программа кружка по русскому языку  «Русское слово»на 2015-2016 учебный годКласс: 9...