Программа кружка по русскому языку "Язык-знакомый незнакомец" 5класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Сергеенко Людмила Вячеславовна

цели занятий данного курса:

-помочь учащимся «вглядеться» в язык, задуматься над тем, как он устроен, как он работает. Не надо думать, что языковые правила и законы - это то, что хранится в толстых книгах да еще в памяти ученых. На самом деле, язык со всеми его правилами содержится в сознании говорящего коллектива всего народа. И не стоит считать, что в языкознании все сводится к сухим наставлениям: как  «надо говорить и писать» и как «не надо». Здесь много загадок, спорных вопросов, неразрешимых противоречий.

- обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью; сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи; научить свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Кружок русского языка60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение -

 средняя общеобразовательная  школа №8 г.Томмот

                                                                                                                       

                                                       

                                                     Утверждаю:

                                                 Директор

                                                                           МОУ - СОШ №8 г.Томмот

                                                              Плышевский Ю.Н.

                                                                               «31» августа  2010 г.

Программа кружка

культурологической направленности «Язык – знакомый незнакомец»,             5 класс

Программу разработал  учитель русского языка и литературы Сергеенко Людмила Вячеславовна

                                                                                                           

                                                                   2010г

Пояснительная записка.

Русский язык  в школе относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников.

В отличие от других учебных предметов, русский язык  в школе выполняет две функции: во - первых, он является предметом изучения и обучения ему и, во - вторых, средством изучения всех остальных предметов.

Чтобы достичь высокого уровня преподавания, необходимо учитывать цели и задачи обучения русскому языку в современной школе.

Общие цели обучения русскому языку;

1.Общепредметные:

-воспитание учащихся средствами данного предмета;

-развитие логического мышления;

-обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке;

-формирование общепредметных умений:  работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

2.Познавательные:

-формирование у учащихся научно - лингвистического мировоззрения на язык;

-вооружение учащимися основами знаний о языке и речи;

-эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

3.Практические:

-формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

-вооружение учащимися нормами литературного языка;

-обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

-развитие умения связно излагать свои мысли.

Опираясь на вышесказанное и в соответствии с возрастными данными учащихся (5 класс), определяются следующие цели занятий данного курса:

-помочь учащимся «вглядеться» в язык, задуматься над тем, как он устроен, как он работает. Не надо думать, что языковые правила и законы - это то, что хранится в толстых книгах да еще в памяти ученых. На самом деле, язык со всеми его правилами содержится в сознании говорящего коллектива всего народа. И не стоит считать, что в языкознании все сводится к сухим наставлениям: как  «надо говорить и писать» и как «не надо». Здесь много загадок, спорных вопросов, неразрешимых противоречий.

- обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью; сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи; научить свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Таким образом, отмечаю, что программа кружка культурологической направленности «Язык – знакомый незнакомец» отражает обязательное для усвоения в основной школе содержания обучения русскому языку и расширяет кругозор знаний по предмету, развивает речевые способности ребенка.

Для каждого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности:

-чтение;

-воспроизведение устного и письменного высказывания и его анализ;

-воспроизведение текста (устного и письменного);

-создание высказывания (устного и письменного);

-совершенствование устного и письменного высказывания.

В связи с тем, что 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному и на уроках идет углубленное повторение пройденного, в программе предполагается отработка наиболее трудных тем по орфографии и пунктуации, большее внимание уделяется работе со словом, усиливающей интерес к природе языка, воспитывающей у учащихся чуткость к красоте и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдений за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

Данные занятия предполагают как традиционный коллективный, так и индивидуальный подходы; работу в группах; творческие задания и прочее.

Данная программа кружка  культурологической направленности «Язык – знакомый незнакомец» составлена на базе учебного комплекса под редакцией  М.М. Разумовской.

Список литературы:

1.В.В. Белова. Дополнительное образование: вопросы программирования... - М., 2002г.

2.Учебный комплекс под ред. М. М. Разумовской - М.,2006г.

3.Р.И. Аванесов русское литературное произношение. - М., 2000г.

4.Б. Ю. Лотман. Язык - знакомый незнакомец. - М., 1987г.

5.Словари

6.Раздаточный материал, подготовленный учителем.

Тематическое планирование  курса «Язык – знакомый незнакомец». (5 класс)

№ п./п.

Тема

Кол-во

часов

1.

Зачем человеку нужен язык. Роль языка в жизни общества. Что мы знаем о языке. М.В. Ломоносов - создатель первой научной грамматики.

2

2.

Что такое речь. Речь устная и письменная; монологическая и диалогическая.

1

3.

«Слово - единица всех фактов, всех мыслей». Повторяем виды разборов слова (фонетический, морфемный, лексический, орфографический, морфологический).

3

4.

Литературная норма. Работа с орфоэпическим словарём.

1

5.

Не нарушай правил лексической сочетаемости.

1

6.

Культура речевого поведения. Поговорим о жаргонизмах.

1

7.

Зачем людям письмо. Сведения из истории письма.

1

8.

Лингвистика. Разделы лингвистики. Выдающиеся учёные-лингвисты.

1

9.

Повторим орфографию (трудные случаи по текущему планированию).

2

10.

Что изучает стилистика. Разговорная и книжная речь.

1

11.

Разговорный и литературный язык.

1

12.

Многословие - враг ясности.

1

13.

Сочинение-миниатюра: «Неспроста слово молвится».

1

14.

Повторим орфографию и пунктуацию (трудные случаи по программе).

1

15.

О том, что нельзя рассказать словами (язык искусства).

2

16.

«Игры в язык и более серьёзные дела».

1

17.

«И то, да не то; и так, да не так».

1

18.

Составляем рассказ по картинке; обсуждение.

2

19.

Трудные случаи орфографии и пунктуации (по текущему планированию).

2

20.

О взаимосвязи разделов лингвистики. Почему изучаем каждый раздел?

1

21.

Язык в зеркале сравнений.

1

22.

Слово слово роднит, третье само бежит.

1

23.

О чём, с кем, зачем и как.

1

24.

Систематизация и обобщение изученного.

2

25.

Говорить, то есть творить.

1

26.

Защита творческих работ, подведение итогов, планы на будущее...

3

Итого

36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа кружка "Исключительный русский"

Особое место в сфере  национальной культуры занимает язык. Он является одним из самых  эффективных средств  интернациональных связей. Основным направлением обновления содержания обучени...

Рабочая программа кружка по русскому языку для 5 класса "Мой верный друг - русский язык!"

Рабочая пронрамма для 5 класса. Кружок по русскому языку "Мой верный друг - русский язык!"...

Рабочая программа кружка по русскому языку 8 класс "Трудные вопросы по русскому языку"

Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной  аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по п...

Рабочая программа кружка по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ"

Рабочая программа кружка по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» в 11 классе составлена на основе программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». 10-1...

Учебно-методическое пособие по русскому языку. Программа кружка по русскому языку "Юный оратор"

Учебно-методическое пособие представляет собой Программу кружка по русскому языку «Юный оратор», в составе которой теоретический и практический материал, касающийся работы над голосом, ора...

Рабочая программа кружка по русскому языку «Русское слово» на 2015-2016 учебный год Класс: 9

Рабочая программа кружка по русскому языку  «Русское слово»на 2015-2016 учебный годКласс: 9...