Открытый урок по теме "Имена существительные, которые имеют только множественное число"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Ондар Урана Анатольевна
Технологическая карта урока по теме "Имена существительные, которые имеют только множественное число" в 5 классе по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchestvitelnye_kotorye_imeyut_tolko_formu_mn.chisla.rar106.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5  классе

Составитель: учитель русского языка и литературы Ондар Урана Анатольевна МБОУ Терлиг-Хаинской СОШ

Тема урока: Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.        

Тип урока:  Открытие нового знания.

Цели урока:

  • создание оптимальных условий для открытия нового знания по теме «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.»;
  • развитие мотивации к познавательной деятельности;
  • развитие навыков лингвистического анализа(формирование лингвистической компетенции)
  • формирование навыков работы в паре и  группе (формирование коммуникативной компетенции)

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся находить  существительные, которые имеют форму только множественного числа;
  • использовать в речи существительные, имеющие форму только множественного числа;
  • включать в систему знаний новый материал и повторять пройденный.
  • предупреждать речевые ошибки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения!

Откроем рабочие тетради запишем дату, вид работы, оставим 2 строчки для темы.

Здороваются с учителем и улыбаются друг другу и учителю.

Личностные:

  • готовность и 
    способность к саморазвитию и
    мотивация к 
    познанию нового

   

Коммуникативные:

  • умение слушать и понимать других

2.Актуализация изученного.

Фронтальная устная  работа

Групповая работа

- Самые активные ребята получат звездочки.

- Ребята, сегодня мы с вами продолжаем путешествие по замечательной сказочной стране «Имя существительное». На воротах в страну стоят стражники и пропустят нас только в том случае, если мы выполним следующее задание (прием «Верные и неверные утверждения»). На листочках запишите ответы: верно или неверно.

  1. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. (верно) Приведите пример.
  2. Имя существительное отвечает на вопросы какой? чей? (неверно)
  3. Имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными. (верно)
  4. Имена собственные пишутся с маленькой буквы. (неверно)
  5. Имена существительные изменяются по родам. (неверно)
  6. Имена существительные могут быть 1 и 2 склонения.(неверно)
  7. Имена существительные изменяются по падежам и числам.( верно)

  • записывают существительные,
  • выделяют суффиксы,
  • вспоминают алгоритм написания суффиксов ИК и ЕК,
  • осуществляют взаимопроверку.

Познавательные:

  • анализ объектов с целью выявления признаков;

  • осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

  • изложение своего мнения;
  • аргументация своего мнения;

3.Создание проблемной ситуации.

Открытие нового знания.

Фронтальная устная работа.

Учитель подводит учащихся к осознанию противоречия.

1.Какой частью речи являются данные слова? (Существительные)

2. Что мы узнали нового или повторили на прошлом уроке, изучая тему «Имя существительное? (имеют форму единственного и множественного числа)

Давайте поиграем в игру «Верни слово». Я вам буду называть слово во множественном числе, а вы мне возвращать в единственном (ученики- ученик, столы- стол, гости – гость, каникулы-…, ножницы -…, духи…, - консервы…).

4.Почему не смогли вернуть мне слова каникулы, ножницы, духи, консервы?)

5.Какое же мы можем сделать открытие?

Открытие.

  1. Не все существительные могут иметь два числа: единственное и множественное.
  2. Есть существительные, которые имеют форму только множественного числа.

- Какова же будет тема нашего урока?

Запишем ее в тетради и на доске: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».

1. Осознают противоречие и делают открытие.

2. Отвечают на вопросы учителя.

3. Выявляют проблему, которую надо решить.

4. Записывают  тему урока: Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Познавательные:

  • анализ объектов с целью выявления признаков;

• осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивное:

  • обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя.

Коммуникативные:

  • изложение своего мнения;
  • аргументация своего мнения;
  • учет разных мнений;
  • участие в диалоге.

4. Постановка учебной задачи.

Фронтальное обсуждение.

Учитель вместе с учащимися формулирует цели урока.

Какими могут быть цели нашего урока? Попробуем сформулировать вместе.

  •  находить  существительные, которые имеют форму только множественного числа;
  • использовать в речи существительные, имеющие форму только множественного числа.

Задание. В рабочем листе прочитайте, на какие группы разделены существительные, которые употребляются только во множественном числе.

В форме только множественного числа употребляются следующие группы существительных:

Существительные, имеющие форму только множественного числа

Предметы для передвижения

Сани, салазки, лыжи, коньки, ролики, дрожки

Предметы для управления лошадьми

Вожжи, удила

Предметы для украшения

Бусы, блестки

Игры

Жмурки, прятки, шахматы, кегли, горелки, нарды

Одежда

Брюки, брючки, штаны, колготки, шорты, рейтузы, подтяжки,   доспехи, джинсы

Инструменты, орудия труда

Пяльцы, ножницы, клещи, грабли, плоскогубцы, щипцы, тиски

Отходы пищевые

Очистки, объедки, помои

Явления природы

Хлопья, сумерки, потемки, заморозки

Периоды времени

Сутки, каникулы, будни

Растения, лес

Джунгли, дебри, всходы

Вещества для письма

Чернила

Приборы

Счеты, весы, очки

Домострой

Ворота, перила, нары

Материал для труда

Обои, опилки

Географические названия

Карпаты, Сочи, Альпы, Мытищи

Действия людей

Именины, хлопоты, похороны, выкрутасы, крестины, проводы, проводины,  встречины,  козни, поминки, сплетни

Названия газет

«Известия»

Учреждения

Ясли

Обувь

Чувяки. Унты. Кеды. Катанки

– Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение  у них определить невозможно)

– Давайте сделаем вывод: У существительных,  имеющих форму только множественного числа нельзя определить  род и склонение.

Учащиеся вместе с учителем формулируют цели урока.

Регулятивные:

  • определять цель;
  • планировать деятельность с помощью учителя.

5. Первичное закрепление.

Работа в парах.

Учитель организует поисковую работу.

Просматривает правильность выполнения и дает рекомендации.

Работа в парах.

Работа по рядам по карточкам с текстами «Из мира простых вещей».

Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим рядам назвать описываемое в тексте слово. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. 

Карточка 1Эту ткань изг_тавливали в XVI веке в городе Генуя который итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это… ___________ (джинсы).

Карточка 2

Кто и когда их изобрел – неизвес_но. В Древней Грец_и для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец_я – царица зеркал и стекля_ой посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это... _______ (очки).

Карточка 3

На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда Сириус которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди о_дыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осе_ий отдых, и зимний, и весе_ий. Это _______ (каникулы).

– Слово очки получило свое название от древнерусского слова. Какого? (Очи, т.е. глаза, в единственном числе – око.)

2задание

Работа в паре

Задание. Выпишите из списка слова одной тематической группы. 1-й ряд выпишет слова, которые мы можем найти на кухне, 2-й ряд – в шкафу, 3-й ряд – в мастерской. Отмечайте знаком вопроса слова, значения которых вам непонятны.

Слова для справок

Бигуди
Будни
Бриджи
Брюки
Белила
Бусы
Брызги
Вершки
Весы
Выжимки
Ворота
Вилы
Граффити
Грабли

Дрожжи
Джинсы
Джунгли
Дрова
Дровни
Духи
Дебаты
Деньги
Жалюзи
Жмурки
Заморозки
Заносы
Именины
Кальсоны

Обои
Объедки
Опилки
Прятки
Помои
Пельмени
Панталоны
Ползунки
Плавки
Плоскогубцы
Плечики
Похороны
Рожки
Сласти

Каникулы
Каперсы
Консервы
Колготы
Качели
Клещи
Лосины
Макароны
Мемуары
Ножницы
Носилки
Оковы
Отруби
Очки

Сухофрукты
Сливки
Спагетти
Сани
Сумерки
Стансы
Тропики
Торги
Тефтели
Узы
Фижмы
Фисташки
Хлопоты
Хлопья

Хоры
Ходики
Цимбалы
Чернила
Четки
Чресла
Чары
Шашки
Шорты
Шахматы
Штаны
Шаровары
Ясли

Ответ:

На кухне: брызги, вершки, весы, выжимки, дрожжи, каперсы, консервы, макароны, отруби, объедки, помои, пельмени, рожки, сласти, сухофрукты, сливки, спагетти, тефтели, фисташки, хлопья.

В шкафу: бигуди, бриджи, брюки, бусы, джинсы, духи, кальсоны, колготы, лосины, ножницы, очки, панталоны, ползунки, плавки, плечики, фижмы, штаны, шаровары.

В мастерской: белила, ворота, вилы, грабли, дровни, клещи, ножницы, носилки, опилки, плоскогубцы, сани, чернила.

Учащиеся  выполняют задание: отгадывают слова, вставляя пропущенные слова.

Познавательные:

  • подведение под понятие;
  • осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

  • оценить степень успешности выполнения задания;
  • корректировка.

Коммуникативные:

  • изложение своего мнения;
  • аргументация своего мнения;
  • учет разных мнений;
  • участие в диалоге.

Учащиеся выполняют  задание по карточкам.

Познавательные:

  • извлечение нужной информации;
  • осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

  • изложение своего мнения;
  • аргументация своего мнения;
  • учет разных мнений.

6.Самостоятельная работа с проверкой.

Игра

Учитель организует игру «Найди четвертое лишнее»

Индивидуальная работа

1.Джинсы, штаны, юбки, шорты

2.Соки, супы, макароны, напитки

3. Шашки, шахматы, викторины, прятки

4.  Сумерки, потёмки, сутки, дни

Слушают ответы одноклассников, высказывают свое мнение, корректируют результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

  • соблюдение правил речевого поведения;
  • вступление в учебный диалог с одноклассниками.

Познавательные:

  • осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

  • коррекция результатов своей деятельности.

7.Включение новых знаний в систему.

Работа в паре.

Организует работу по уточнению и конкретизации знаний, открытых на уроке.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Определяет степень усвоения материала каждым ребёнком.

1. Какая форма мн. ч. образована неправильно?

1) учителя
2) торты
3) партизанов
4) шофёры

1. Какая форма мн. ч. образована неправильно?

1) повара
2) торты
3) офицеры
4) тренера

2. -А(-Я) в форме И.п. мн.ч имеет слово

1) выбор
2) мастера
3) тренер
4) месяц

2. -Ы(-И) в форме И.п. мн.ч имеет слово

1) столяр
2) купол
3) сторож
4) доктор

3. Какая форма мн. ч. образована неправильно?

1) учителя
2) торты
3) докторы
4) шофёры

3. Какая форма мн. ч. образована неправильно?

1) повара
2) торты
3) офицеры
4) инженера

4. -А(-Я) в форме И.п. мн.ч имеет слово

1) выбор
2) директор
3) тренер
4) месяц

4. -Ы(-И) в форме И.п. мн.ч имеет слово

1) герб
2) купол
3) сторож
4) доктор

5. Речевая ошибка допущена в словах
1) 100 граммов
2) пляска цыган
3) нет сапог
4) пара носок

5. Речевая ошибка допущена в словах
1) группа кадет
2) много ананасов
3) 1 кг помидор
4) 1 кг яблок

Предлагает учащимся шкалу  оценивания   теста  для  самооценки  своей деятельности. (Слайд №12)

Шкала оценивания теста

 5 правильных ответов оценка «5»

 4 правильных ответа  оценка «4»

 3 правильных ответа  оценка «3»

 2 и менее правильных ответа   оценка «2»

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Познавательные:

  • представлять информацию в сжатом виде ( кластер)
  • осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза. , сравнения , классификации, делает обобщения, выводы;
  • осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивная:

  • оценивание степени успешности достижения цели.

Коммуникативные:

  • изложение своего мнения;
  • участие в диалоге.

Личностные:

  • самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в учебной деятельности.

8.Рефлексия.

-Какие выводы вы сделали?  Заполните  таблицу-памятку №1. Памятки распечатаны для каждого учащегося. (Приложение №2)

Морфологическая норма

Памятка № 1

Именительный падеж во множественном числе

1) Норма употр. сущ.     в  ___роде с  ___ окончанием.

2) Большинство сущ. имеют окончание _________ (это свойственно
_________________________)

3) Некоторые сущ. имеют _____________окончание_________ 
(это свойственно _________________________)

Предполагаемые письменные  ответы учеников:

  1. В основном здесь даны имена сущ. в м.р. с нулевым окончанием.
  2. Большинство имен сущ. имеют окончание -Ы(-И).
  3. Некоторые имена сущ. имеют ударное окончание -А(-Я)

Устно:

  1. Сегодня на уроке я узнал, что…
  2. Урок помог мне…
  3. Урок был интересным, потому что…
  4. После урока мне захотелось…
  5. Я хочу похвалить себя за…

Письменно:

……………………….Сегодня на уроке я (хочу, постараюсь, смогу)………………………………………………………………………… Я думаю, что сегодня я потрудился на ……………

Регулятивные:

  • оценка процессов и результатов деятельности.

9. Домашнее задание.

Домашнее задание: Запишите предложения. Определите число существительных и названия групп,  к которым  они относятся. Постарайтесь вспомнить, из каких произведений эти предложения. ( на «5»)

1. И вмиг ворота на запор. (Крылов «Волк на псарне»)

2. Пустился мой хитрец в переговоры.

( Крылов «Волк на псарне»)

3. Очки не действуют никак. ( Крылов «Мартышка и очки»)

4. Он спросил себе щей с мясом. ( Тургенев «Муму»).

Упражнение  № 511( на «4»)

Делают выбор, записывают домашнее задание.

Регулятивные:

  • умение объективно оценивать степень усвоения изученного материала.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

Урок проводится по модульной технологии в игровой форме....

Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа).

Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа)....

Презентация к уроку для 5 класса "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа"

В презентации по теме даны все основные этапы урока, помещён разнообразный материал, с опорой на краеведение. Мы живём в Карелии, этот урок я давала в старинном заонежском селе Великая Губа. Поэтому с...

Конспект урока "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа"

Конспект урока предназначен для учащихся 5 класса. Тип урока -  урок открытия новых знаний. Методы/приёмы обучения: беседа, наглядно-иллюстративный прием, лексическая работа, проблемный вопрос, д...