Технологическая карта урока Повелительное наклонение глагола
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Мезенцева Екатерина Михайловна

Технологическая карта урока по русскому языку "Повелительное наклонение глагола" 6 класс с презентацией, оценочным листом, раздаточным материалом и самоанализом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК 184

Тема:         Повелительное наклонение глагола*  ( с   презентацией).

    Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы в схему).

ПР: распознавать глаголы в повелительном наклонении, образовывать формы повелительного наклонения, отличать глаголы в повелительном наклонении от глаголов в изъявительном и условном наклонении.

Планируемые результаты:

предметные:  знать об оттенках значения действий, обозначаемых глаголами в повелительном наклонении; об особенностях образования форм глаголов в повелительном наклонении; об изменении глаголов в  повелительном  наклонении;

метапредметные: извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы;

личностные:   способность к  самоопределению и самооценке.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность   учителя   и   учащихся.

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание, самооценка.

1.Оргмомент.

.

1 мин

Приветствие. Проверка готовности к уроку.  Начинаем наш урок русского языка. Давайте настроимся на работу.     (Ребята записывают в тетради число.)

  Приготовьте оценочные  листы, в которых будете выставлять баллы за выполненные задания, а в конце урока  подведёте итоги и оцените свою работу. (Ребята вписывают свою фамилию в листы учёта знаний)

Личностные:   способность

к самооценке. 

(внутренняя готовность выполнения нормативных требований учебной деятельности).

2.Актуализация знаний.

Задание №1

3 мин

1 мин

Ребята, мы с вами продолжаем знакомство с глаголом,   и мне  интересно, что вы   знаете о глаголе.

  1. Блиц­опрос ( 1 задание)

Если утверждение правильное, поставьте знак «+», если неправильное –  «–».

1) Наклонение – это постоянный морфологический признак глагола.

2) С помощью наклонения выражается, как соотносятся действие и действительность.

3) Глаголы имеют два наклонения.

4) Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, которые происходили, происходят или произойдут.

5) Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам.

6) Глаголы  в условном наклонении обозначают реальные действия, которые происходили, происходят или произойдут.

7)Глаголы в условном наклонении изменяются по числам,  а в единственном  числе -  по родам.

Взаимопроверка: – +  – + +  -  +

2 Представьте              на доске составленные дома схемы для глаголов в условном наклонении. ( 2 уч-ка у доски)  Комментируют схемы.

УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

                Н.ф.                   +      Л    А/О/И +  БЫ                                                                                         

Наклонение

Время

Лицо

Число

Род

условное

     ―

  ―

ед.,мн.

м.р.,ж.р., ср.р.

(в ед.ч.)

Личностные: 

осознают границы собственного знания и «незнания»

Взаимоконтроль

Коммуникативные УУД:

1. Выступать с небольшими сообщениями  перед аудиторией сверстников.

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу, схему).

3. Формулирование темы и целей урока.

Выход на определение темы и  цели урока.

Мотивация

3 мин

 Презентация .

                                                                                                               С  №2

  • Закончите ряд ключевых слов и сформулируйте новую тему:

Изъявительное,   условное  …..   повелительное.

  • Выскажите предположения, какова будет цель урока.

(Узнать особенности повелительного наклонения глагола.)

  • Какие УЗ вы поставите ? Составьте план урока в форме УЗ (вспомните предыдущие темы).

1.Что выражает  повелительное наклонение?

2. Как изменяются глаголы в повелительном наклонении?

3. Как образуется повелительное наклонение?

  • Кое – что об особенностях наклонений  мы знаем , но  всё ли?

Я предлагаю вам задание, с которым вам придётся столкнуться на ЕГЭ в 11 классе.

  • №6   В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

БОЛЕЕ  КРАСНЫЙ                          ПОЛОЖЬТЕ на полку

С ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями                   ЧЕТВЕРО волчат            

Регулятивные УУД:     1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока, планировать деятельность в соответствии с УЗ.

Личностные: 

осознают границы собственного знания и «незнания»

4. Открытие новых знаний.

Задание №2

5 мин

Работа в «парах»

7 мин

Задание №3

Работа в «группах»

10 мин

Задание №4

1.Наблюдение над значением глаголов в тексте, выявление глаголов, обозначающих действия желаемые, требуемые.                      С №3

 Ученики работают по заданиям, выписывают глаголы. Проверьте себя.

Самопроверка по слайду     Оцените, как вы выполнили работу.                                                

 Учитель также обращает внимание, что в некоторых формах есть два слова (пусть будет).

– Почему эта форма наклонения получила такое название?

«Повелевает»

 Практическая работа по наблюдению в учебнике стр. 121- стихотворение

по заданию.  Сделайте вывод.

2. Чтение текста в учебнике  на  стр. 121. ( читаем с карандашом в руке)

– Сколько частей в тексте?

Поставьте вопросы к каждой части. Что обозначают глаголы повелительного наклонения? Решили первую УЗ? Какая вторая УЗ?

  1. Как изменяются глаголы в повелительном наклонении?

     Наш мудрец- учёный заявляет,  что       С  №  5  Проверьте,  прав  ли  он.

Читают 2-е правило.

– Что общего между глаголами в повелительном и условном наклонении? (Не имеют форм времени, т.е. не изменяются по временам.)

– Составьте таблицу «Изменение глаголов в повелительном наклонении».

Продолжите заполнение обобщающей таблицы «Изменение глаголов в разных наклонениях».

Наклонение

Время

Лицо

Число

Род

изъявительное

настоящее

будущее

прошедшее

1, 2, 3

1, 2, 3

ед., мн.

ед., мн.

ед., мн.

м.р., ж.р., ср.р.

(в ед.ч.)

условное

ед.,мн.

м.р., ж.р., ср.р.

(в ед.ч.)

Дополните таблицу формами повелительного наклонения.

По клику мыши. Проверьте себя.

Наклонение

Время

Лицо

Число

Род

изъявительное

настоящее

будущее

прошедшее

1, 2, 3

1, 2, 3

ед., мн.

ед., мн.

ед., мн.

м.р., ж.р., ср.р.

(в ед.ч.)

условное

ед., мн.

м.р., ж.р., ср.р.

(в ед.ч.)

повелительное

1, 2, 3

ед., мн.

(кроме 1л.ед.ч)

Самопроверка по эталону

  1. – наблюдение за образованием форм повелительного наклонения.

Какая была 3- я УЗ?  Давайте поработаем в « группах».               С № 6           

Работа с таблицей:  извлечение информации из таблицы, её преобразование.

– Какие формы повелительного наклонения вы обнаружили?

Установите, как они образуются.

– У каких форм есть «дополнительные слова»?

Назовите ключевые слова для образования форм повелительного наклонения. (Нулевой суффикс, суффикс и, частица пусть (пускай) и давай (давайте).)

Представьте  формы повелительного наклонения в виде схемы (учитель предлагает заготовку с указанием форм: ед. и мн.ч., 1, 2, 3­е л.).

                Ед.ч                                 Мн.ч.

        1­е л.                                        давай(те) + изъяв. накл.

        2­е л.        О/ , и                                О/ , и + те 

        3­е л.         пусть + изъяв. накл.        пусть + изъяв. накл.

Самопроверка по эталону                                                       С № 7

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. Самоконтроль

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим) и технологией продуктивного чтения (механизмами и приемами читательской деятельности).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу, схему).

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

2. Работать в парах, оказывать друг другу помощь, координировать действия.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Самоконтроль

Самоконтроль

5. Развитие учебно­языковых умений.

физминутка

Задание №4

10мин

1. Словарная работа.  На столах школьные орфографические словари.

–  Отгадайте загадки:

 По асфальту едет дом,                      Дом на рельсах тут как тут,

И народу много в нём.                      Всех умчит он в пять минут.

А над крышей дома вожжи,              Ты садись и не зевай,

Ехать он без них не может.              Отправляется… (трамвай).

                        (Троллейбус.)

--  А какой ещё транспорт может быть на перекрёстке?          (автомобиль)

– Найдите эти  слова в орфографическом словаре, выпишите их.

– Какие орфограммы нужно подчеркнуть? (Проверьте себя по ключу на доске).

– Что обозначают эти слова? (Версии учеников.)

– Как это можно проверить? (Посмотреть в толковый словарь.)

С толковым словарём работают два ученика (один ищет слово трамвай, другой – троллейбус).

 Трамвай – городская наземная электрическая железная дорога, а также её вагон.

Троллейбус – электрический пассажирский транспорт, идущий по безрельсовым путям.

Автомобиль   - транспортное средство на колёсном ходу  с собственным  двигателем для перевозки по безрельсовым путям.

2.Упр. 548 (выборочное списывание) – развивается умение находить в тексте формы повелительного наклонения, определять признаки этих форм (лицо и число).

Выполняется самостоятельно с последующей  взаимопроверкой   проверкой.

(Ученик в роли учителя)

  1. Образуйте формы повелительного наклонеии 2л. ед. и мн. ч.   от глаголов

Бежать,  лечь,  класть, положить, поехать   ( вернуться к мотивации)                               С  №  8

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию из словарей (орфографического, толкового).

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, группировать,  делать выводы.

2. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Взаимоконтроль

6. Итог урока.

5мин

РефлЕксия.

Задание №5

Соотношение УЗ и результата.        

– Что нового узнали о наклонении глаголов?

– Чему учились?  Что было трудно?

– Найдите лишнее слово:

1) строю, любил, напишешь, таял бы;                                                  С № 9

2) пиши, были, сделал, идёшь.

Подведём итоги урока, Обратимся к оценочным листам. – Какие вы получили результаты? - Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал), пользуясь диагностической картой.               С № 10

?

Научился, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

!

Научился, но не уверен, что самостоятельно смогу. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

! ! !

Научился и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

Ребята подсчитывают заработанные баллы, и получают оценку и отметку за урок (слайд № 10)

От 15 до 18 баллов

5

Превосходно! Умница!

От 10 до 14 баллов

4

Здорово! Так держать!

От 7 до 9 баллов

3

Неплохо! Успех совсем рядом!

Меньше 7 баллов

Не отчаивайся! Мы ещё будем тренироваться!

- Кто получил сегодня на уроке «5»? «4»? «3»? (ребята встают или поднимают руки)       - Молодцы!   - Спасибо за работу!  Прощу вас сдать оценочные листы . Успехов вам при выполнении домашнего задания!

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

7. Домашнее задание.

 1.П Составить рассказ о значении, морфологических признаках и образовании форм повелительного наклонения.          2. Б упр.550


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Приложение №3     Раздаточный материал к уроку

Наклонение

Время

Лицо

Число

Род

изъявительное

настоящее

будущее

прошедшее

1, 2, 3

1, 2, 3

ед., мн.

ед., мн.

ед., мн.

м.р., ж.р., ср.р.

(в ед.ч.)

условное

ед.,мн.

м.р., ж.р., ср.р.

(в ед.ч.)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка в 6 классе по теме «Повелительное  наклонение   глагола».

Мезенцева Е.М. - учитель русского языка и литературы, учитель высшей категории МБОУ  Кутуликская СОШ, педагогический стаж – 43 г .

Цели урока: познакомиться  с  особенностями   и  способами   выражения  повелительного  наклонения.

Развивать  коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.

Планируемые результаты:

в направлении личностного развития: понимать необходимость изучения темы «Повелительное наклонение глагола» и её практического применения в жизни, критически оценивать полученный результат, творчески относиться к учебному труду;

в метапредметном направлении: анализировать и извлекать необходимую информацию, строить простейшую логическую цепочку рассуждений; пытаться точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;

в предметном направлении:  знать об оттенках значения действий, обозначаемых глаголами в повелительном наклонении; об особенностях образования форм глаголов в повелительном наклонении; об изменении глаголов в  повелительном  наклонении.

Оборудование: компьютер, проектор.

Методическое обеспечение урока:

презентация к уроку «Повелительное наклонение глагола» (Приложение 1);

раздаточный материал (Приложение 2).

Литература, использованная при подготовке урока:

Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ладыженская Т. А. , Баранов М. Т. , Тростенцова Л. А. и др. М. : Просвещение, 2012.

Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей. ФГОС. Н.В.Егорова.   Москва.  Вако. 2014

Елена Влодавская. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 6 класс. В двух частях».

Цель моих уроков – формирование функционально грамотной личности (умеющей применять полученные знания в любой ситуации).

Модель проблемно-диалогического урока на основе системно- деятельностного подхода  русского языка на данном уроке реализована. Урок прошел ………………    . Я ставила целью актуализировать полученные знания и подготовить к открытию нового знания. Моим ученикам удалось сформулировать УЗ, после чего они   были зафиксирована . Поиск решения осуществлялся в форме диалога учителя с классом. Совместно с учащимися открывались новые знания. Ученики делали свои выводы и сверяли свой результат с определением в учебнике. Формировались интеллектуальные умения (извлекать информацию из текста, сравнивать и группировать факты, делать выводы на основе обобщения знаний).  При этом развивались организационные умения (самостоятельно выбирать цель деятельности, действовать , сверять свои действия с целью), а также коммуникативные умения (объяснять свою позицию, слушать и понимать, принимать точку зрения другого).

На уроке при выполнении заданий формировалось умение находить глаголы в форме повелительного наклонения , применялась технология работы с текстом.

Особое внимание уделялось этапу оценивания. Так как на уроке реализовывалась технология оценивания учебных результатов, отрабатывался алгоритм самооценки. Мы пока работаем с 1-5 шагами.

В течение  урока мы возвращались к УЗ, повторяя «как мы ее решили».

 Урок на тему: «Повелительное  наклонение   глагола» продолжает знакомство учащихся с разделом « Морфология. Орфография». Он является одиннадцатым уроком в блоке: « Глагол». Но так как учащиеся с  темой  «Глагол»  знакомятся ещё в начальной школе, то главная цель уроков– обобщить уже имеющиеся знания и немного их углубить. Урок проведен в классе,  где 30% хорошо обученные  дети, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков, с сформированным познавательным интересом,  30 %  - средний  уровень  и у третьей части класса уровень обученности низкий. При разработке урока старалась учесть  особенности учащихся.

Исходя из особенностей класса и темы урока, обучающий аспект можно сформулировать так: создание условий  для формирования  метапредметных  и предметных  умений   через освоение знаний по теме: «Повелительное  наклонение   глагола»:  развитие и воспитание умения работать в коллективе, выдвигать свои идеи и версии, т.е. совершенствование коммуникативных умений, способствовать выявлению лидерских качеств у уч-ся, способствовать развитию интереса к предмету русского языка.

Основная задача этого урока – совершенствование умения уч-ся опознавать глаголы повелительного наклонения, знать об оттенках значения действий, обозначаемых глаголами в повелительном наклонении; об особенностях образования форм глаголов в повелительном наклонении; об изменении глаголов в  повелительном  наклонении. . Благодаря использованию презентации на уроке у детей наблюдается повышение концентрации внимания, включение всех видов памяти, повышение интереса к изучению предмета, возрастает мотивация к учебе.

В начале урока основной задачей являлось привлечение учащихся к занятию познавательной деятельностью и поддержка этого интереса в течение всего урока.

 Если говорить о мотивационной основе, то с неё следует начать урок. Мотивация – это установка на деятельность. Поэтому я ставлю перед собой задачу нацелить учащихся на успешное выполнение учебных заданий, заинтересовать своим предметом, сделать плавный переход от одного вида деятельности   к другому .

Далее работал принцип регулярного повторения  - возвращение к пройденному материала, т.е. актуализация  изученного.

На отдельных этапах урока происходил процесс взаимообучения – дети учат – принцип оптимального психического напряжения. т.е.желательно передать ученику как можно больше полномочий на уроке (все, что может делать уч-ся не должен делать учитель).

 Одной из задач, преследуемых мной, является формирование и развитие способностей у учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и осмыслению нужной информации. Раньше считалось, что цели урока должен ставить учитель. Но сегодняшний день требует воспитывать учеников творцами, поэтому функцию постановки задач урока я отдаю ученикам. Самостоятельно сформулировав цели, они четко и ясно увидят, что должны освоить в течение урока и к какому возможному результату прийти. В начале ребята осуществляют указанные учителем мыслительные операции ( решают поставленную проблему, определяют тему урока, выслушивают предположения) и в результате приходят к формулированию УЗ урока. В тех случаях, когда учащиеся не готовы самостоятельно определить УЗ(располагая необходимым материалом и опираясь на помощь учителя), я выбираю доступную форму их предъявления: «На этом уроке постарайтесь научиться …», «Изучение этой темы необходимо для того, чтобы…».

Шестиклассники  уже научились определять планку своих возможностей. И при разноуровневых  заданиях самостоятельно решают, какой сложности задание им выбрать. Хотя никто не мешает слабоуспевающим детям выбрать это задание и попытаться с ним справиться. «Творец», по мнению психологов, появляется в тот момент, когда человек пытается самостоятельно определить грань между доступным и недоступным ему в деятельности. И тогда его активность приобретает характер безграничного самосовершенства. Поэтому  я постоянно использую разноуровневые задания. Решающее слово в выборе вида задания принадлежит самому ребенку, я могу, в отдельных случаях, лишь посоветовать. Главное, я считаю, не само задание, а выбор, который делает ребенок. Поскольку в этом случае он производит самоанализ своих знаний и возможностей, и только после этого появляется желание учиться. И как следствие меняется активность на уроке  ( конечно не в 100 % случаев).

При распределении материала по этапам урока стараюсь учитывать психофизиологические возможности: во второй половине урока наступает спад ученической активности. Поэтому предлагаю им возможность физиологической  разгрузки. Учащиеся с удовольствием повторяют, что предлагается им,  и все это проходит в шутливой форме так, что ребята получают и эмоциональную разгрузку.

На этапе подведения итогов обращаем внимание на результат учебной деятельности, возвращаемся к УЗ, поставленным   в  начале урока.  Таким образом, происходит формирование и развитие рефлЕксии (размышлений о себе, о своей работе), в результате чего становится все больше учащихся, которые осознанно относятся к результатам своего труда. А это сказывается на активности познавательной деятельности. ( ЛЗ)

Стараюсь на уроке пользоваться принципом  педагогической мастерской – создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества и общения. Как видите, моя работа направлена на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно. Конечно, в моих классах есть ребята, которым не дается эта наука. Но я не вижу страха в их глазах, когда прошу выполнить какое-либо задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Повелительное наклонение глагола"

Урок разработан в соответствии с ФГОС ООО...

Технологическая карта урока «Условное наклонение глагола»

Включает полное описание урока русского языка с указанием цели, задач и структурыф урока....

Сценарий урока "Повелительное наклонение глагола"

Тип урока. Урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.ЛР: распознавать глаголы в повелительном наклонении, образовывать формы повелительного наклонения,отличать глаголы в повелительном ...

Конспект урока "Повелительное наклонение глаголов", 6 класс

Данный материал содержит конспект урока русского языка в 6 классе на тему: "повелительное наклонение глаголов"...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку по теме "Употребление наклонений" ("Изъявительное, условное и повелительное наклонения глагола")

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Употребление наклонений" ("Изъявительное, условное и повелительное накло...