Конспект урока русского языка "В МИРЕ КРАСОТЫ"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

ЦЕЛИ: повторение  изученных  орфограмм  и  пунктограмм; применение УУД в условиях решения практических задач.

ЗАДАЧИ:

Учебные: повторить основные орфограммы и пунктограммы; способствовать  обогащению  словарного  запаса.

Развивающие: развивать умение систематизировать изученный материал; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать личностные качества – самоанализ, мотивацию, целеустремленность;  воспитывать  любовь  к  природе  и  Родине; воспитывать эстетический вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 2» с. Дивное

Апанасенковский район

        Чуркина Наталья Федоровна

«В МИРЕ КРАСОТЫ»

ЦЕЛИ: повторение  изученных  орфограмм  и  пунктограмм; применение УУД в условиях решения практических задач.

ЗАДАЧИ:

Учебные: повторить основные орфограммы и пунктограммы; способствовать  обогащению  словарного  запаса.

Развивающие: развивать умение систематизировать изученный материал; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать личностные качества – самоанализ, мотивацию, целеустремленность;  воспитывать  любовь  к  природе  и  Родине; воспитывать эстетический вкус.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные: интерес к изучению языка; положительное отношение к уроку.

Метапредметные: уметь работать с информацией на уроке, находить нужную информацию; строить речевое высказывание; контролировать и корректировать свою деятельность.

Предметные: уметь объяснять орфограммы и пунктограммы; уметь работать со словарем.

Ход урока:

1.Мотивация познавательной деятельности. Вступительное слово учителя. (слайд №1 – название урока)

«Чтобы  жить,  нужно  солнце,  свобода  и  маленький  цветок», -  говорил  великий  сказочник  Ханс  Кристиан  Андерсен.  Цветы  открывают  перед  человеком  возможность  познать  прекрасное,  ощутить  полноту  жизни.  Близость  к  цветам,  созерцание  их  неповторимой,  совершенной  и  тонкой  красоты  смягчают  душу  и  раскрывают  лучшие  грани  человеческого  характера.  Мир  цветов  таинственен  и  прекрасен.  Многие  цветы  наших  лугов  и  лесов  занесены  в  Красную  книгу.  Но  запрет  сам  по  себе  ничего  не  дает,  если  люди  не  осознают,  что  без цветов,  лесов  и  зелени  они  и  сами  будут  обречены  на  вымирание.

-А как вы понимаете значение слова «прекрасное»? (ответы учащихся).

2.Работа со словарями. ( у детей распечатки из словарей).

В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»

Прекрасное – весьма красивое, благообразное, изящное, одаренное красой. Прекрасное прилагается ко всему, что хвалят.

Философский словарь.

Прекрасное – категория эстетики, в которой находят отражение и оценку явления действительности и произведения искусства, доставляющие человеку чувство эстетического наслаждения.

Советский энциклопедический словарь.

Прекрасное – центральная категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Прекрасное тесно связано с понятием эстетического идеала.

Эстетика. Словарь под редакцией А.А.Беляева.

Прекрасное – категория эстетики, характеризующая явления с точки зрения совершенства, как обладающие высшей эстетической ценностью. Поэтому восприятие прекрасного вызывает состояние радости, бескорыстной любви, чувство свободы, подтверждает и обогащает эстетические идеалы.

Словарь русского языка. С.И.Ожегов.

Прекрасное – то, что воплощает красоту, соответствует ее идеалам.

(слайд №2 - №6 – «Прекрасное» смена фотографий)

3.Беседа с учащимися. Актуализация знаний.

- Можно ли запечатлеть прекрасные моменты жизни, явления природы? Конечно, и сделать это можно разными способами: при помощи фотографии, рисунка, картины, художественного текста.

- Вернемся к высказыванию Андерсена. Запишите его под диктовку. Объясните знаки препинания.

В словах Ханса Кристиана Андерсена одним из ключевых слов является слово «цветок». Обращение к этим прекрасным созданиям  поможет нам рассмотреть тему данного урока и повторить пройденный материал.

4.Работа по лексике.

-По лексическому значению определите, о каком растении идет речь.

Светло-синий  полевой  цветок-сорняк,  растущий  во  ржи  и  других  злаках.  (  Василек ) (слайд №7)

5.Работа с текстом.

1)На  слайде  приведен  деформированный  текст  о  васильках.  В  нем  нарушена  последовательность  абзацев.  Ваша  задача  -  восстановить  нужную  последовательность,  вставить  пропущенные  буквы,  раскрыть  скобки. (слайд №8)

Такова  л…генда,  р…дившаяся  на  Руси.

«Хорошо, - согл…силось  небо,  -  если ты  (не)мож…шь  поднят…ся  ко  мне,  так  я  сойду  к  тебе».Мгнове…о  случил…сь  чудо.  Среди  колосьев  выр…сли  вел…колепные  синие  цветы,  схожие  своей  синевой  со  знойн…м  небом.  С  тех  пор  колосья  хлебных  злаков  при  каждом  дуновении  ветерка  скл…няются  к   посланцам  неба-василькам,  шепча  им  нежные  слова.

Однажды  небо  упр…кнуло  ниву  в  (не)благодарности:  «Все,  что  нас…ляет  землю,  благодарит  меня.  Птицы  посылают  мне  пение,  цветы-благоухание  и  цвет,  леса-таинстве…ый  ш…пот,  и  только  ты  (не)выражаеш…  пр…знательности,  хотя  я  нап…лняю  корни  злаков  дожд…вой  водой  и  заст…вляю  вызр…вать  колосья».

«Я  тебе  благодарна,  -  отвечала  нива.  -  я  украшаю  пашню  вечно  волну…щейся  зеленью,  а  осенью  покрываю  ее  золотом.  (По)другому  я  не  умею  выразить  своей   благодарности.  Помоги  мне,  и  я  буду  осыпать  тебя  ласками  и  говорить  о  любви.

2) Проверка текста (слайд №9).

6.Выразительное чтение текста. (слайд №10)

-Есть  ли  в  данном  тексте  приложения?

-Как  вы  думаете:  почему  майор  Д.Петраков  именно  так  поступил  с  цветком?

7.Загадка.

Во  лугах  сестрички  -  золотой  глазок.  Белые  реснички.  (Ромашка)

-Подберите  определения  -  эпитеты  к  слову  ромашка.  (скромная,  обаятельная,  нежная,  милая,  доверчивая,  глазастая,  привлекательная ) (слайд №11)

8.Анализ синтаксических конструкций текста.

-Проанализируйте  синтаксис  следующего  текста  (слайд №12)

-Пользуясь  толковым  словарем,  объясните  лексическое  значение  слов  ДЕВИЧНИК  и  КРАЛЯ.

ДЕВИЧНИК  -  в  народном  свадебном  обряде:  вечеринка  с  подругами  в  доме  невесты  накануне  венчания,  а  также  вообще  вечеринка, на  которую  собираются  девушки, женщины.

КРАЛЯ  -  то  же,  что  красотка.

9.Беседа с учащимися. Творческое использование сформированных умений и навыков.

1)Что вы знаете об эдельвейсе?

Эдельвейс  -  горное  травянистое  растение  семейства  сложноцветных  со  звездообразным  серебристо-белым  цветком. (слайд №13)

2)Соберите предложения из рассыпанных слов. (слайд №14)

3)Проверка предложений. (слайд №15)

Эдельвейсом  покоряют  сердца  самых  недоступных  красавиц.

В  качестве  доказательства  преданной  любви  юноши  приносят  девушкам  гордые  эдельвейсы,  которые  растут  на  труднодоступных  склонах  альпийских  гор.

10.Объяснительный диктант.

Легенда  рассказывает,  как  одна  жестокосердная  красавица  объявила,  что  выйдет  замуж  только  за  того,  кто  подарит  ей  букет  эдельвейсов.  Один  за  другим  уходили  юноши  в горы  за  цветами  и  возвращались  ни  с чем.  Но  красавица  настаивала  на своем.  Спустя  несколько  лет  она  получила-таки  букет  эдельвейсов  от  юноши,  но  взять  ее  замуж  он  отказался,  потому  что  увидел  перед  собой  состарившуюся  женщину.

Растет  эдельвейс  на  высоте  1700-2300  метров  над  уровнем  моря,  в  более  доступных  местах  редкое  растение  почти  уничтожено.  Поэтому  в  Австрийских  Альпах  стоят  сторожевые  посты  с  радиопередатчиками,  и  стоит  только  туристу  сорвать  растение,  как  о  поступке  станет  известно  и  браконьер  понесет  наказание.

11.Заключительное слово учителя.

Завершая  урок,  хочу  призвать  вас  включиться  в  охрану  окружающей  среды.  Живя  на  Земле,  мы  постоянно  должны  помнить  о  природе,  о  приумножении  ее  естественных  богатств, о сохранении ее прекрасных созданий.

12.Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке? Чему научились? (слайд №16)

13.Домашнее задание. (слайд №17)

-Напишите  сочинение – миниатюру  «Цветы,  цветы,  я  таю  от  восторга!»

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 6 классе по УМК С. И. Львовой и В.В. Львова на тему: «Красота и богатство родного языка».

План-конспект описывает организацию деятельности преподавателя во время урока русского языка и позволяет обеспечить формирование представления о красоте и богатстве русского языка, об особенностя...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА: "РУССКИЙ ЯЗЫК -ОДИН ИЗ РАЗВИТЫХ ЯЗЫКОВ МИРА"

Цели: формировать представление о русском языке как об одном из развитых языков мира; познакомить с учебником для 6 класса, его особенностями, структурой.Планируемые результаты: умение самос...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...