Обучение в сотрудничестве. Урок в 5-ом классе по теме "Служебные части речи"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Презентация к уроку и технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация1.64 МБ
Файл Технологическая карта39.39 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Л и нгвистика, м о рф о логия, к о торая, все, м е жд о метие, реч ь , изуча е т, пр е длоги , р а здел, тща тельно , ч а стиц ы , наука, п о ст о я нн о , ру сс кий, ч а сть, я зык, служебные , сам о ст о ятельные , с о юзы.

Слайд 2

Или Же С И пусть чем

Слайд 3

Морфология. Служебные части речи. Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет, Нельзя отыскать в них морфемы – И в этом их главный секрет.

Слайд 4

Научиться отличать самостоятельные части речи от служебных частей речи; 2.Закрепить особенности и роль каждой части речи в русском языке; 3.Научится распознавать служебные части речи в текстах; 4. Закрепить дефисное написание предлогов и частиц. Служебные части речи Цели:

Слайд 5

Вопрос о частях речи - один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н. э., в Греции в IV в. до н. э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Страничка истории

Слайд 6

Части речи Все слова в языке распределяются по частями речи. самостоятельные служебные

Слайд 7

Самостоятельные части ре чи – это слова, которые имеют лексическое значение и могут быть членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями и обстоятельствами. Служебные части речи – это слова, которые, не имея лексического значения и не являясь членами предложения, играют в предложении различные служебные роли.

Слайд 8

ЧАСТИ РЕЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ( кто? что?) СОЮЗ ( а, но, да, или, либо, как, что) ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (какой ? чей? ) ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ ( который? какой? сколько?) МЕСТОИМЕНИЕ ( кто? что? какой? сколько?) ПРЕДЛОГ ( в, на, за, к, под НАРЕЧИЕ (как? где? когда? ) ГЛАГОЛ (что делать? что сделать?) ПРИЧАСТИЕ ЧАСТИЦА ( не, ни, ли, же, -ка ) ДЕЕПРИЧАСТИЕ МЕЖДОМЕТИЕ (ах, ох, ой-ой, ура) и звукоподражательные слова (кря-кря, ко-ко-ко , гав-гав)

Слайд 9

Минутка чистописания Помните о правилах письма: Все - таки т е традь я правильно кл а ду, и им енн о ручку правильно д е ржу, еще и за п о садкою сл е жу, ура, работу на «отлично» при этом напишу!

Слайд 10

Служебные части речи – это предлоги, союзы, частицы. Они не имеют собственного значения, не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, поэтому к ним нельзя поставит вопрос. Их роль- быть помощниками самостоятельных частей речи, служить им.

Слайд 11

Предлог – часть речи, слова которой служат: -для связи слов в словосочетаниях и предложениях, -помогают определить падеж существительного, местоимения и числительного. Прочитайте предложения из сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» «Мне ужасно хочется посмотреть кукольный театр! – сквозь слезы сказал Буратино. - Купите у меня за четыре сольдо мою чудесную курточку». Буратино сел в первом ряду и с восторгом глядел на опущенный занавес. Из-за картинного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами Укажите предлоги и самостоятельные слова, которые они связывают

Слайд 12

Предлог - в переводе с греческого обозначает «перед словом». Их немного, около 200, но по частоте употребления они занимают четвертое место (после существительного, глагола и местоимения ) В некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым относятся. Например, в языке народа коми русское выражение «на дороге» звучит так: ТУЙ ВЫЛЫН – «дороге на» ( туй – «дорога», вылын – «на»). В венгерском языке предлоги тоже стоят после слова и даже пишутся слитно с тем существительным, к которому они относятся: БУДАПЕШТБЕН – « в Будапеште» ( бен – предлог «в»)

Слайд 13

Словарная работа. Из-за, из-под + по-над , по – за ( в разговорном стиле)

Слайд 14

Прочитайте словосочетания, распределите слова, раскрыв скобки, в два столбика. (По) шѐл (по) дороге, (За)глянул (за) угол, (В)лез (в) окно, (На)ступил (на) кнопку.

Слайд 15

Союз! Союз – часть речи, слова которой служат для соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения : В этот осенний день пасмурно и зябко. Дождь закончился, однако дует ветер. Листья опадают, а под ногами лужи

Слайд 16

Перед одиночными союзами И, ИЛИ, ДА=И не ставится, если они соединяют однородные члены предложения. Если они соединяют самостоятельные простые предложения, запятая ставится. !!!Перед А, НО, ДА=НО ставится всегда.

Слайд 17

Осталась я – часть речи и частица, Встречаюсь вам почти на всех страницах. Могу оттенки придавать значеньям, Могу усилить их без напряженья.-!!! (Модальные частицы) Могу помочь я форм образованью, Когда Глагол на службу призовет.-!!!Формообразующие частицы. Могу вообще подвергнуть отрицанью Все то, что кто-нибудь произнесет (Отрицательные частицы).

Слайд 18

Частица – часть речи, слова которой придают предложению или отдельным словам различные смысловые, эмоциональные оттенки (МОДАЛЬНЫЕ); образует формы глаголов (ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ) : Это же грустно, когда льет дождь ! Ни за что не поверю в обратное ! Пусть грянет буря! Показалось бы солнышко из-за туч.

Слайд 19

Междометие! Междометие – слова отдельной (не самостоятельной и не служебной) части речи, которые выражают чувства, настроения, эмоции говорящего, не называя их: Ах , как хорошо было летом! Ой , какая грустная природа в дождливые осенние дни! Ура ! Скоро наступит волшебница – зима! Звукоподражательные слова: Чик-чирик мы не услышим до весны!

Слайд 20

Предлог, союз, частица. Служебные части речи. Связывают, служат, выражают. Не имеют собственного значения. Помощники. Синквейн:



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

ФИО учителя: Ищенко Валентина Павловна

Предмет/класс: 5 класс/ Русский язык

                                           

Дата: 13.10.2015

Тип урока: урок обобщения (урок повторительной системы знаний)

Цель деятельности учителя:

Научиться отличать самостоятельные части речи от служебных частей речи,

употреблять их в соответствии с ролью каждой в языке.

Задачи:

1.Закрепить особенности и роль каждой части речи в русском языке;

2.Научиться распознавать служебные части речи в текстах;

3. Закрепить дефисное написание предлогов и частиц.

Планируемые образовательные результаты.

М/п: учиться анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы, перерабатывать, преобразовывать информацию, пользоваться навыками аудирования.

М/к: приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный и самоконтроль, строить рассуждения.

ЛР: конструировать предложения со служебными частями речи, определяя их, указывая роль каждой части речи(служебной) в языке.

Методы и формы обучения.

Методы обучения: рецептивный, репродуктивный, продуктивный, проектный, частично-поисковый, исследовательский .

 Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, взаимная.

 Вид контроля: текущий, тематический, предварительный.

Оценочная характеристика: внутренняя, субъективная, объектизированная.

Образовательные ресурсы.

Русский язык 5 класс (учебник М.М.Разумовской и др.), технологическая карта урока, презентация.

Оборудование.

 Интерактивная доска(экран), компьютер, проектор.

Организационная структура(сценарий) урока

Формируемые умения.

Основные этапы организации учебного времени:

1.Организационный момент урока. Мотивация к учебной деятельности.

Целеполагание:

Языковая разминка.

Определить части речи, объяснить правописание слов, записать:  

Лингвистика, морфология,  которая, все, междометие, речь, изучает, предлоги, раздел, тщательно, частицы, наука, постоянно,  русский, часть, язык, служебные, самостоятельные, союзы.
 

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения:

Эмоционально, психологически, мотивационно подготовить учащихся у к повторению и обобщению темы.

Словарная разминка.

Деятельность учителя

Создаёт условия для возникновения  у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Помогает организовать формулировку темы и постановку цели урока учащимися:

Составьте лингвистический текст, используя записанные слова и добавляя нужные. Назовите слова, не относящиеся к самостоятельным  частям речи. Какие это части речи?

Рефлексия! Докажите!

Выпишите их. Что получилось? СЛАЙД №2.  Рефлексия! Докажите, что они не относятся к самостоятельным частям речи. Почему?

Зачем мы проделали этот вид работы?

Формулируем тему СЛАЙД 3,4.

Деятельность учащихся

Записывают диктуемые слова с последующей проверкой, называя лексические значения слов и разделы лингвистики(СЛАЙД №1), составляют и записывают лингвистический текст, используя данные слова, добавляя необходимые. Обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать.

(СЛАЙДЫ№3,4)

Формы организации и взаимодействия на уроке

Фронтальная, коллективная, индивидуальная.

ПК

МПК(УУД)

Планируемые рузультаты

Форма контроля

Коммуникативная(овладение устной и письменной речью Лингвистическая(освоение необходимых знаний о языке

Формирование способностей к анализу)

Регулятивная: самостоятельно формулируют тему, формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Коммуникативные:   совершенствование речемыслительной деятельности

Познав ательные:

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать Регулятивные: умение формулировать тему, цель деятельности, планировать ее

 

Актуализация знаний и пробные действия:

Работа с заданием на СЛАЙДЕ №5

Страничка из истории.

Когда впервые заговорили о частях речи? СЛАЙД №5.

Учащиеся знакомятся с предлагаемыми сведениями, запоминают предложенные сведения.

Фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Культуроведческая компетенция(взаимосвязь языка и истории народа.

2.Ход урока.

Обобщение и закрепление:

-Локализация места и причины затруднения

 (Построение проекта и выхода из затруднения).

Реализация построенного проекта.

Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Включение в систему знаний

Обобщение затруднений

-Практическая деятельность

- Опережающее обучение.

Включение в систему знаний

-Постановка учебной задачи.

-Дальнейшая практическая деятельность

Самостоятельная работа.

3. Итог урока.

4. Дом. задание.

РефлексияКак распределяются части речи? СЛАЙД №6.

По каким признакам?

СЛАЙД №7

Синтаксическая и орфографическая  разминка. СЛАЙД №9.Работа в группах.

Работа по учебнику

Чтение сведений о служебных частях речи на СЛАЙДЕ№10

Рефлексия: роль предлогов в речи?

Работа с заданиями на СЛАЙДЕ №12.

Рефлексия

Отличие предлогов от приставок СЛАЙД №14

Чтение сведений на слайде №15 и п.24(стр.56) о союзах и выявление их особенностей.

Рефлексия

Самостоятельное выполнение упражнения с дальнейшими лингвистическими выводами

Рефлексия

Знакомство со сведениями на слайде №19. Рефлексия

Обобщение полученных знаний

Рефлексия

Инструкция по выполнению дом. задания.

Проблемная ситуация:

Особенности каждой части речи? СЛАЙД №8.

Есть ли в предложении служебные части речи?

Выявим особенности служебных частей речи.

Убедимся в правильности ваших доводов. СЛАЙД №10

Назвать предлоги.

Рефлексия: Возможны  ли без них словосочетания?

Возьмите на заметку

Это интересно!!! (о предлогах в других языках)СЛАЙД №12

Есть предлоги,

которые пишутся через дефис. СЛАЙД №13.

Работа с заданием на СЛАЙДЕ №14

Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания. Вводится и закрепляется понятие «вводное слово»

Вспомним другую часть речи – союзы.

Что вы скажете об одиночных союзах И, ИЛИ, ДА=И?

Рефлексия:

когда не ставится запятая перед союзами И, ИЛИ, ДА=И?

Попробуем выполнить задания упражнения №157. Что нам предлагают сделать?

А какая это часть речи? СЛАЙД №17

Работа с частицами

Рефлексия:

особенности частиц в языке? Их роль?

-Рефлексия: а какая часть речи не относится ни к служебным, ни к самостоятельным?

Выполните задание на СЛАЙДЕ №19

Составить синквейн

п 4(стр.54,56,57)  мини-сочинение с использованием служебных частей речи и междометий

«Осенняя пора- очей очарованье».

(Художественный стиль. На выбор: прозаическая речь или стихотворная.

 С последующей проверкой учителем домашнего задания).

Делают вывод, что все части речи существуют вместе, каждая имеет свои особенности и определяется по индивидуальной роли в языке.  Слайд №8

Записывают предложение, объясняют знаки препинания, указывая на однородные члены.

Учащиеся называют все служебные части речи, какие встретились в предложении (работа в группах).

Читают п.24, стр.54.Делают лингвистический пересказ текста. Выполняют упр.№148. Работа  в группах.

Называют роль предлогов, делают вывод о том, что предлоги связывают слова в словосочетании и в

предложении.

Читают п.24. стр.54 СЛАЙД 11.

Делают вывод.

Записывают, осваивают, усваивают.

 

Записывают,

усваивают.

Сопоставляют, сравнивают, делают выводы об особенностях предлогов и их написании.

Выполняют упр. №150 (1-я часть), выписывая словосочетания со словами в скобках, выделяя отличительные особенности предлогов и приставок.

Выполняют работу. СЛАЙД №15. Отмечают функции слова «однако», его значение и роль в соответствующих конструкциях.

Читают п.24, стр.56.

Делают лингвистический пересказ.

Выполняют упр.153;

формулируют выводы о роли союзов, о постановке запятых СЛАЙД №16

Делают выводы о роли частиц и о раздельном и дефисном написании частиц.

СЛАЙД № 18.

(Называют модальные, отрицательные и формообразующие частицы)

С помощью учителя называют

междометия и звукоподражательные слова,

выполняют задание, записывают примеры: предложения с междометиями,

указывают роль междометий.        

Составляют синквейн. Проверяют СЛАЙД №20:

-Предлог, союз, частица.
-Служебные части речи.
-Связывают, служат, выражают.
-Не имеют собственного значения.
-Помощники.

Фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Взаимная

Взаимная,

Групповая

Групповая,

Индивидуальная

Групповая, индивидуальная

Коллективная, фронтальная.

Коллективная

Индивидуальная

Индивидуальная, фронтальная

Фронтальная,

групповая

Фронтальная,

Групповая

Индивидуальная, групповая

Групповая коллективная индивидуальная

Групповая, коллективная, индивидуальная.

Групповая, индивидуальная.

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Культуроведческие (формируется владение нормами русского речевого этикета).

Лингвистическая(обогащение словарного запаса и грамматического строя речи)

Коммуникативная (овладение основами культуры устной и письменной речи)

Лингвистическая

(формирование способностей к анализу языковых явлений).

Лингвистическая(обогащение словарного запаса и грамматического строя речи)

Коммуникативная (овладение основами культуры устной и письменной речи)

Коммуникативная (овладевание базовыми умениями и навыками)

Лингвистическая (обогащение словарного запаса и грамматического строя речи)

Культуроведческая (овладение нормами речевого этикета).

Культуроведческая: (овладение нормами русского речевого этикета)

Лингвистическая (овладение основными нормами русского литературного языка)

Коммуникативная (овладение основными, базовыми нормами русского языка).

Коммуникативная (овладевание базовыми умениями и навыками)

Лингвистическая(формирование необходимых знаний о лингвистике как науке)

Культуроведческая: (овладение нормами русского речевого этикета и национально-культурной специфики русского языка)

Коммуникативная (овладевание базовыми умениями и навыками)

Лингвистическая(формирование необходимых знаний о лингвистике как науке)

Культуроведческая: владение нормами русского речевого этикета

Коммуникативная (овладение устной речевой деятельностью)

Культуроведческая (осознание языка как формы выражения национальной культуры)

Лингвистическая (освоение необходимых знаний о лингвистике. Коммуникативная (овладение устной и письменной речью по поставленному вопросу)

Коммуникативная (овладение устной и письменной речью по поставленному вопросу)

Лингвистическая (формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов)

Коммуникативная:

Овладение основами культуры устной и письменной речи

Лингвистическая:  обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении.

Культуроведческая (осознание национально-культурной специфики языка)

Коммуникативная

(овладение основами культуры устной и письменной речи, совершенствование речемыслительной деятельности, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию.

Регулятивные(самоконтроль, самооценка),

Познавательные (сравнение, сопоставление, соотнесение).

Коммуникативные  (совершенствование речемыслительной деятельности)

Познавательные:

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать Регулятивные(умение формулировать тему, цель деятельности, планировать ее)

Регулятивные(проводят самокоррекцию).

Познавательные: формировать умения соотносить, синтезировать, обобщать материал.

Регулятивные: формировать навыки и умения самооценки, самокоррекции

Коммуникативные: формировать умения овладения всеми видами речевой деятельности

Познавательные: формировать умения соотносить, синтезировать, обобщать материал.

Регулятивные: формировать навыки и умения самооценки, самокоррекции.

Коммуникативные: формировать умения овладения всеми видами речевой деятельности

Познавательные: формировать умения

сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать, синтезировать материал.

Коммуникативные:

формировать умения владения устной и письменной речью, навыками использования языка

Регулятивные(формировать

умение формулировать цель деятельности, планировать ее)

Регулятивные: уметь соотносить цель деятельности и ее результаты

Познавательные:

Умение работать с текстом, соотносить, синтезировать, классифицировать.

Регулятивные: уметь соотносить цель деятельности и ее результаты

Познавательные:

Умение работать с текстом, соотносить, синтезировать, классифицировать.

Коммуникативные: владение всеми видами речевой деятельности и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях.

отмечают глубокие стилистические ресурсы русского языка, правильно идентифицируют себя с позиции школьника.

Совершенствование речемыслительной деятельности, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию.

Регулятивные: уметь осуществлять самоконтроль.

Познавательные: формирование умений преобразовывать, классифицировать, анализировать необходимую информацию.

Коммуникативные:  совершенствование речемыслительной деятельности, умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком воспитание сознательного отношения к языку как к основному средству общения.

Познавательная:

Формирование умения осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.  

Регулятивная: умение планировать цель деятельности.

Познавательная:

Формирование умения осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

урок русского в 6 классе "Числительное как часть речи"

Урок русского языка по ФГОС в 6 классе на тему "Числительное как часть речи"  по технологии деятельностного метода. Урок открытия нового знания....

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (раздел грамматические категории основных частей речи)

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА(раздел: грамматические категории основных частей речи)...

Урок русского языка 7 класс "Причастие как часть речи"

Данная разработка поможет учителю в организации  первого урока по теме "Причастие". Урок русского языка для 7 класса по теме "Причастие какчасть речи" полностью соотвествует с...

урок русского языка 7 класс « Союз как часть речи»

Тип урока : открытие новых знаний...