Контрольные работы по русскому языку 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Максимова Наталья Дмитриевна

Предварительный просмотр:

Контрольные диктанты по теме «Наречие»

7 класс

ЦЕЛЬ: Проверка навыков правописания, пунктуационных навыков, умения находить и разбирать наречия, делать синтаксический разбор предложения.

ОБОРУДОВАНИЕ

Тетради для контрольных работ.

Чертежные принадлежности.

I

Объяснительный или свободный диктант (ИЗЛОЖЕНИЕ).

В японском городе Хиросима жила девочка Сасаки Садако. Когда девочки еще не было на свете, на её родной город сбросили атомную бомбу. Когда Сасаки рдилась, атомного гриба уже не было. Но его ядовитая частица попала в кровь девочки. И Сасаки заболела лучевой болезнью.

Однажды ей приснился сон. Она переборет болезнь, если сделает тысячу бумажных журавликов.

Сасаки принялась за дело. Она работала каждый день. Но до тысячи было далеко. Тогда доктор рассказал детям Хиросимы о журавликах Сасаки. И дети решили ей помочь. Скоро у девочки была огромная стая.

Весть о болезни японской девочки долетела и до Москвы. Московские дети послали в Хиросиму своего бумажного журавлика. Но журавлики не спасли девочку.

Тогда японские дети собрали деньги на постройку памятника Сасаки. И стоит на площади в городе Хиросима памятник девочке Сасаки и всем японским детям, которые погибли от атомной бомбы.

Дети приносят к памятнику белых журавликов. Иногда ветер подхватывает бумажную стаю. И журавлики разлетаются по всему свету.

Московский журавлик не застал Сасаки в живых. Он сел у подножия памятника. И никакой ветер не может его унести.

А журавлик, сделанный маленькой японской девочкой, отправился в Москву. Он поселился в одной из комнат Дома пионеров. (175 слов.)                      (По Ю. Яковлеву.)

II

Зазимок

Еще не пахнуло по-настоящему холодом. Еще стояли зелеными ивы в густой листве. И вдруг с низкого темного неба медленно посыпал тихий-тихий снег.

Сначала падали едва заметные пушинки, которые, едва касаясь теплой земли, тут же таяли, превращаясь в обильную холодную росу.

Но вот крупные хлопья снега белыми ватными клочьями закружились, заплясали в тяжелом влажном воздухе. И за какие-то полчаса побелело поле. Под тяжестью влажной белизны упали луговые травы. Пестрым лоскутным одеялом лежало только что вспаханное поле.

Кругом было серо, влажно, тихо. Природа готовилась отойти к длительному зимнему сну и сосредоточенно молчала. И только беспокойный стрекот откуда-то взявшейся вдруг сороки нарушал эту тишину. Она, как бы удивлялась, извещала:

- Люди добрые, пташки небесные! Смотрите, зима! Зима!

Сидя на заборе, она беспрерывно стрекотала и старательно при этом кланялась на все четыре стороны света, приветствуя первый снег, приход зимы, белое обновление природы.                                                                                               (По А. Рыжову)

III

Кое-как выбравшись из густых ветвей, отдыхает перед дорогой стареющий месяц, расположившись на верхушках прибрежных кустов.

Набравшись сил, он стал подниматься выше, выше. От натуги сгорбился и так надул живот, что явственно обозначился круг

Звёзды засверкали ярче, и на земле стало светлее. Трава, слегка посеребрённая морозом, увеличила отражение потоков света.

Большая Медведица подставила свой огромный ковш для падающих звёзд, и он быстро начал наполнятся ими.

Вот через какое-то время ковш стал переворачиваться от тяжести. Ручка оказалась внизу, ковшик приподнялся, и звёзды посыпались, покатились по небесному простору, сбиваясь, как белые козочки, в табунки.

А самое большое стадо скопилось в огромной долине далёкого пространства, где лёгкая беловатая пыль нависла по краям. Вот почему это место называется Млечным путём.

Небо ещё больше заблестело. Горизонт расширился. Раскрылась запланетная бездна.

124 cл                                                                                     (Ф.Нестеров)

 

Грамматическое задание:

1.      Найдите в тексте наречия, подчеркните их как члены предложения, надпишите смысловую группу.

2.  Выполните морфологический разбор:

 1 вариант — одного наречия и одного причастия (на выбор);

 2 вариант — одного наречия и одного деепричастия.

3.  Выпишите из текста диктанта наречия в сравнительной степени, выполните их морфемный разбор.

IV

Дорога к лесу удивительно красива и привлекательна. Сначала она идет прямо,| поднимаясь вверх|, потом опускается вниз, |поворачивая то вправо, то влево| и, наконец, уходит вдаль, |исчезая совершенно|. Мы идем то быстро и легко, то осторожно и медленно, |обходя болотистые колеи дороги|. Навстречу попадаются пешеходы, а впереди нас тоже спешат грибники. Иногда проносится вскачь верховой. Слева от дороги видишь низкий можжевельник, а справа бесконечные овсяные поля. Вдалеке синеет сосновый бор. Кое-где сверкают канавы, наполненные дождевой водой. Небо по-летнему чисто и безоблачно. Воздух пахуч и свеж. Когда идешь впервые по этому пути, залюбуешься прелестью здешних мест. Еще немного, и мы приближаемся к цели.

Как чудесно, таинственно, торжественно в сосновом бору! Вокруг смолистые_высокие сосны, под ногами сплошь заросли вереска, черники или брусники. Вот невдалеке послышался шорох. Напряженно вслушиваешься и смотришь вокруг: спереди, сбоку, сзади. Испуганно думаешь: «Змея или ящерица?». Поспешно идешь прочь от этого места.

Внимательно смотришь вниз, ищешь желанных грибов. Вот неожиданно мелькнула красная шляпка небольшого подосиновика. Быстро и радостно наклоняешься, а вот сзади  второй, неподалеку  третий…

V

МОЙ ДОМ

  Мой дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от него высоким частоколом. Этот частокол - западня для деревенских котов, любящих рыбу. Они постоянно шныряют вокруг, беспрестанно подвывают друг на друга и ждут вечера.

  Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Я выхожу с фонарём, и коты, застигнутые врасплох, бросаются прочь. Застряв между кольями, они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать.

  Осенью весь дом сплошь засыпан листьями. Но в нём я ночую лишь изредка. Чаще я сплю в старой беседке в глубине сада. Особенно хорошо там в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый дождь. 

  На рассвете я просыпаюсь, обливаюсь колодезной водой и слушаю звук пастушьего рожка, доносящийся издалека.

  Цепной пёс Дивный давным-давно привык к моим уходам на рассвете и только зевает мне вслед. Впереди по-осеннему пустынный день, затерянность в мире пахучей листвы и низкого неба. И всё это, по-видимому, и есть счастье.

(По К. Паустовскому)                                                                             (159 слов)

 

Задания к тексту:

  1) Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

  2) Обозначьте орфограммы в наречиях:

  1-й вариант: 2-й абзац;

  2-й вариант: последний абзац.

VI

МШАРЫ

  Влево от боровых озёр лежат громадные мещёрские болота - мшары. Это сплошь заросшие озёра, занимающие площадь в триста тысяч гектаров. Кое-где на мшарах видны песчаные бугры, поросшие сосняком и папоротником.

  Как-то в конце сентября мы подошли к Поганому озеру. Берега у него - густое скопление трав, мхов, корней, качающихся под ногами. Под тощей травой стояла бездонная вода. К вечеру над озером нежданно-негаданно собралась гроза, которая росла на глазах. Маленькое грозовое облако стремительно превращалось в зловещую тучу. Молнии без устали хлестали в мшары рядом с нами, и на душе у нас было неважно. Темнело быстро, по-осеннему. Идти по завалам в темноте было невыносимо трудно, каждые десять минут мы проверяли направление по фосфорному компасу и только за полночь наткнулись на заброшенную дорогу и дошли по ней к озеру, где жил приятель.

(По К. Паустовскому)

(131 слово)

Задания к тексту:

  1) Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).

  2) В тех же предложениях обозначьте части речи.

  3) Придумайте и запишите предложения, употребив в них наречия:

  1-й вариант: изредка, досуха;

  2-й вариант: сначала, вплотную.

  4) Сделайте морфемный разбор наречий из предыдущего задания.

VII

КУПАНИЕ В РЕКЕ

  Обоз расположился в стороне от деревни около реки. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. От жары было некуда деться. На берегу стояло несколько верб, но тень от них бесполезно падала в воду. Вода в реке, голубеющая от отражающегося в ней неба, страстно манила к себе. 

  Дымов и Кирюша быстро разделись и попадали с громким криком в воду. Тихо журчавшая речка огласилась фырканьем, плеском, криком. Егорушка, разбежавшись, прыгнул с вышины в речку. Описав в воздухе дугу, он глубоко погрузился, но дна не достал. Какая-то сила подхватила его и понесла обратно наверх. Он нырнул, фыркая, пуская пузыри. Вскоре Егорушка подплыл к берегу и стал шарить около камышовых кореньев.

(По А.П. Чехову)                             (108 слов)

Задания к тексту:

  1) Сделайте синтаксический разбор последнего предложения первого абзаца. Обозначьте в нём все части речи.

  2) Разберите по составу выделенные наречия.

  3) Составьте и запишите предложения с фразеологизмами:

  1-й вариант - ни свет ни заря;

  2-й вариант - в два счёта.

VIII

МЕДВЕДИ

  Маленькие медвежата очень забавны и игривы. Жаль только, что редко удаётся видеть их. Медведица на далёкое расстояние не подпускает никого к своей семье. Иногда в целую часть леса никто не может сунуться, зная, что там бродит со своими детенышами медведица.

  Медвежата ходят долго с матерью, привыкают к ней и к своей берлоге. Когда же мать покидает их, бродят часто неподалёку от старой берлоги. В ненастное время они заходят туда даже ночевать.

  Раз медведица с медвежатами направлялась через большую широкую реку Каму. Медведица переплыла и пошла уже по другому берегу, как видит, что старший сын её крадется потихоньку за ней, а младшие братья его остались на другой стороне реки. Он крался робко, а не шёл смело и прямо. Он чувствовал, что не должен был уходить, оставив меньших, да поленился перетаскивать их. Но медведица, увидев его, дала ему пощёчину. Медвежонок сейчас же понял, за что его побили, потому что поплыл назад, взял в зубы одного братца и перенёс его через реку. Потом он поплыл за другим, а мать стояла на берегу и смотрела за ним. Но на середине реки старший медвежонок, устав, вдруг выронил младшего изо рта. Медведица бросилась в реку и побила снова своего старшего сына. Тогда тот постарался поправить свою ошибку. Он снова поймал зубами барахтавшегося в воде братишку и перенёс его через реку. И тут, отряхнувшись от воды, всё семейство двинулось дальше.

(По В. Л. Дурову)                             (223 слова)

Задания к тексту:

  1) Над каждым словом первого предложения надпишите, какой частью речи оно является.

  2) Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

  3) Выполните морфемный разбор двух наречий из текста.

 

IX

Огоньки

Как-то давно, темным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек.

Мелькнул ярко, сильно, очень близко. Я обрадовался, что близко ночлег, и сказал об этом гребцу. Он повернулся, посмотрел через плечо на огонь, буркнул, что еще далеко, и опять молча (апатично) налег на весла.

И долго еще мы плыли (дальше) по темной, как чернила, реке. Ущелья и скалы выплывали, надвигались и уплывали, теряясь в бесконечной дали. Огонек все стоял впереди, одновременно близко и далеко.

Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится сильнее налегать на весла.

Но все-таки впереди – огни!

(По В. Короленко)

X

      Зеленую иву увидишь повсюду: в огородах, в садах, у проезжих дорог. Немало растет ее по берегам лесных речонок, вдоль ручьев. Люди по-разному называют иву.
      Еще не зазеленел по-весеннему лес, а уж цветет, отражаясь в талой воде желтыми пуховками, нежная ива. Чуть-чуть пригреет солнце — вьются над цветущими ивами, собирая золотую пыльцу, вылетевшие из ульев пчелы.2
      Ива — неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать ее тонкий ствол и воткнуть даже неглубоко в землю — примется, пустит корни, начнет расти.2
      В ивовых зарослях с начала весны поселяются соловьи и без устали распевают свои песни. Корни ив защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины. Изредка вздрагивая от невзначай набежавшего ветра, негромко шепчется ива, обнажая серебристую изнанку своих листьев.
      Как хороша эта ива, свесившаяся вниз над водой, в которой отражаются небо и облака, плывущие вдаль. (129 слов)
 

      (По И. Соколову-Микитову)

XI

      Обоз расположился в стороне от деревни около реки. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. От жары некуда было деться. На берегу стояло несколько верб, но тень от них бесполезно падала в воду. Вода в реке, голубеющая от отражающегося в ней неба, страстно манила к себе.
      Дымов и Кирюша быстро разделись и с громким криком попадали в воду. Тихо журчавшая речка огласилась фырканьем, плеском, криком. Егорушка разделся. Разбежавшись, он прыгнул с вышины в речку. Описав в воздухе дугу, Егорушка глубоко погрузился в глубь реки, но дна не достал. Какая-то сила подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул, фыркая, пуская пузыри. Егорушка поплыл к берегу и стал шарить возле камышовых зарослей. (112 слов)    (По А. Чехову)

XII

      Сначала они долго продвигались по равнине. Зеленых предгорий, поросших лесами, здесь не было и в помине. Горы начинались слева неожиданно, отвесной стеной, поднимавшейся куда-то вверх. Ветер, вода и просто минувшие века немало потрудились над ней. Во многих местах отчетливо были заметны слои разноцветного камня, немыслимо перекошенные и изломанные. Кое-где они напоминали каменную кладку.
      Стена смотрела на север, и солнце никогда не освещало ее. Граница вечных снегов спускалась низко, и задолго до нее деревья редели, потом совсем пропадали. Под стеной тянулась едва-едва заметная дорога. Она, по-видимому, старалась не прижиматься вплотную к  стене.3  Но упрямая жизнь все-таки повсюду брала свое. Даже по самой стене карабкались цепкие кустарники, выросшие из семян, принесенных издалека ветром или птицами.
      Вдали дорога взбиралась в верх горы, следуя изгибам каменного откоса. (123 слова)

(По М. Семеновой)

XIII
      Первая гроза

      Я надолго запомнил этот ясный по-весеннему и теплый по-летнему день. Кое-где уже появились едва-едва заметные зеленые листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть-чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настежь, в-третьих, солнце светило по-царски, но не горячо, а ласково, по-доброму. На дорожках было видимо-невидимо воробьев, и они по-прежнему сновали вверх и вниз.
      Но неожиданно небо потемнело. Небрежно, неряшливо поползли растрепанные тучи. Сначала мелькнула неяркая молния и разрезала надвое темно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где-то кто-то вдребезги расколол стеклянную посуду.
      И хлынул ливень, точь-в-точь занавес опустился на землю и закрыл все вокруг. Пропал куда-то город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.
      Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по-праздничному весело. (120 слов)                   (По А. Иллюминаторской)

XIV

      Ребята поднимались по крутому склону горы, сплошь усеянному камнями. Справа и слева отвесно вздымались черные стены. Вверху виднелась далекая полоска синеющего неба. В ущелье было свежо, но скоро мальчикам стало жарко. Они, тяжело дыша, упорно шли вперед, торопясь засветло добраться до лагеря.
      «Берегитесь, ребята!» — неожиданно крикнул Никита. Толстая змея с блестящей чешуей скользила навстречу мальчикам.  В нескольких  шагах от них она замерла, потом чуть-чуть пошевелила хвостом, вскинула голову и, разинув розовую пасть, зашипела, раскачивая голову. Раздвоенный язычок ее беззвучно метался в пасти.
      Никита швырнул в змею камень. Она стрелой метнулась в его сторону. Он едва-едва успел отбежать. Ребята, спотыкаясь и падая, бросились врассыпную, но бежать по камням было нелегко. А змея и не собиралась их преследовать.
      Отдышавшись, друзья снова стали карабкаться вверх. (123 слова)
 

      (По В. Губареву)



Предварительный просмотр:

Дата_____

ТЕМА: "ДЕЕПРИЧАСТИЕ"
Цель:  проверить  знания,  умения  и  навыки     учащихся  по  теме  «Деепричастие» 


Снег

Неожиданно подул ветер. Он прошёлся вдоль берега, зарябив зеркало воды, обломав сухие ветви. Кроты, строившие подземные царства, спрятались в свои лабиринты. Солнце, послав на землю последний луч, закрылось в серую мглу. Вся природа, затаив дыхание, замерла в ожидании чего-то. Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка.

И вот бесшумно пошёл снег, засыпая все неровности на земле. Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил вековую ель, лёг на ветви берёзы. Большой снег накрывает лесной поток, останавливая течение у берегов, глуша шум на перекатах. Снег поглотил все звуки, создал бесконечные группы белых фигур, погрузив всё лесное царство в мир безмолвия и справедливости.       97 слов)

Задания к тексту:

1) Проведите морфологический разбор двух причастий из текста диктанта.
2) Подчеркните как член предложения деепричастные обороты.
3) Выполните морфемный разбор двух деепричастий.

На  озере

        Наступили  дни  поздней  осени.  По  небу  плыли  тяжёлые  тучи, едва  не  цепляясь  за  верхушки  сосен,  сеяли  день  и  ночь  на  землю  мелкий,  холодный  дождь.

       Теперь  в  эту  осеннюю  пору    шёл   утиный  пролёт…  Далеко  на  севере   уже  наступила  зима,  сковав  реки  и  озёра льдом.  И  вся  масса  водоплавающих  птиц  тронулась  в  далёкий  путь  на  юг,  к  берегам  тёплых,  незамерзающих  морей.  Огромные  стаи  северных  уток  каждый  день  прибывали  с  той  стороны,  откуда  вслед  за  серыми  тучами,  за  отлетающей  птицей  движется   к  нам  зима.

       Но  пока  она  ещё  не  добралась,  не  покрыла  воду  и  землю  снегом  и  льдом,  утки  не  торопились  дальше  на  юг.  Они,  отдыхая  на  озере,  кормились  и  набирались  сил  на  дальнейший  путь.

  (112  слов)                                                                                              (По  Г. Скребицкому)

Грамматические  задания

 

1. Сделать  фонетический  разбор  слова:

Сеяли  -  1-й  вариант                                            землю  -  2-й  вариант

 

2. Разобрать  слова  по  составу:

Цепляясь,  (за)  отлетающей  -  1-й  вариант                  незамерзающих,  набирались  -  2-й  вариант

 

3. Произвести  морфологический  разбор  слова:

Сковав  -  1-й  вариант                                           отдыхая  -  2-й  вариант

 

4. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

  Далеко  на  севере   уже  наступила  зима,  сковав  реки  и  озёра льдом.  -  1-й  вариант

Они,  отдыхая  на  озере,  кормились  и  набирались  сил  на  дальнейший  путь.  -  2-й  вариант

Дата_________

Тема: Контрольный диктант по теме «Деепричастие», 7 класс

Цель деятельности учителя: определить границы знания и «незнания» у семиклассников, уровень изученного материала.

Тип урока: урок контроля ЗУН по теме.

Планируемые образовательные результаты:

1.Предметные: научиться корректировать свой маршрут проблемных зон.

2. Метапредметные:

- коммуникативные: адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разними стилями аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным).

- регулятивные: самоконтроль и самооценивание.

- познавательные: структурировать знания.

3. Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Методы и формы обучения: анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, фронтальная.

ХОД УРОКА

  1. Мотивирование к деятельности(включение в учебную деятельность-блиц турнир):

а) дайте определение деепричастия?

б) как пишется не с деепричастиями?

в) Что называется деепричастным оборотом?

г) какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты? На какие вопросы отвечают?

д) Как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида?

  1. Диктант по теме: «Деепричастие».

ДИКТАНТ

Чудесная ночь.

В эту ночь чудеса приходят без приглашения. Поздним вечером, успокоившись у окна, ты ясно ощущаешь, что кто-то пробирается к дому. Распахнув окно, прикасаешься к падающим с неба голубовато-серебряным снежинкам и говоришь: «Здравствуй, Новый год!»

Шепот, шорохи, таинственный перезвон – признаки приближающейся прелестной сказки.

Загорается на небе луна, с крыш слетает снежок, и метель, кружащая под окном, словно окутывает тебя с головы до ног. Забыв о времени, о празднике, прикрываешь глаза и погружаешься в сладкий сон. Тебе снится, что ты, оторвавшись от земли, летишь над сонным городом, заснеженным лесом, небольшой речонкой, покрытой ледяным панцирем. Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.

Утром, проснувшись с легким сердцем и радостной улыбкой, вспоминаешь необыкновенную встречу с чудом. (121 слово)

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

1. Синтаксический разбор предложений.

I вариант: Загорается на небе...          II вариант: Долетев до звездного неба…

2. Произвести морфологический разбор деепричастия.

I вариант:   устроившись              II вариант:  Проснувшись

3. Обозначить в тексте вид деепричастий.

I вариант: Деепричастия сов. в.             II вариант: Деепричастие несов. в.



Предварительный просмотр:

Русский язык, 7 класс

Контрольная работа по теме «Предлог»

Вариант 1

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

Летучая мышь*

1) (В) течени_ долгого врем_ни биологи (не) могли определить вид_т (ли) в т_мноте летучая мыш_. 2) Пр_делали такой опыт. 3) Пр_несли в к_бинет летучую мыш_ зашторили окна заткнули все щели и дыры следя за тем чтобы в комн_ту не проникал свет. 4) (Не) смотря на полный мрак летучая мыш_ сп_койно л_тала по комн_те (не) задевая мебели  (не) натыкаясь на стены. 5) Затем пластырем закле_ли ей глаза. 6) Мыш_  (по)прежнему л_тала так,  как буд(то) всё пр_крас_но вид_ла.

7) (С) начал_ ученые предпол_жили что мыш_  (не) натыкае(т/ть)ся на окружающие пр_дметы (в) следстви_  (не) обычайно развитого осязания позв_ляющего ей чу_ствовать пр_пятствия на ра_стояни_. 8) Но в дальнейшем выяснилось что всё дело в особом строении голосового и слухового а(п/пп)аратов пр_способле(н/нн)ых для подачи и приёма ультразвуков. 9) (На) лету мыш_ издаёт (не) улавлива_мые человеческим ухом звуки. 10) Отр_жаясь от встречных предметов звуковые волны возвращаются (на) зад и пр_дупреждают мыш_ об опас_ности.

2. Выпишите из предложений 1-5 производные предлоги.

Ответ: ______________________________________________________________

3. Выпишите из предложения 7 все предлоги.

Ответ: ______________________________________________________________

4. Выпишите из предложений 3-7 составной предлог.

Ответ: ______________________________________________________________

5. Выпишите из предложения 8 причастие. Определите способ словообразования.

Ответ: ______________________________________________________________

6. Найдите среди предложений 7-10 предложение с деепричастием. Запишите номер этого предложения.

Ответ: ______________________________________________________________

7. Выпишите из предложений 7-8 слово с орфограммой «Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных».

Ответ: ______________________________________________________________

8. Выпишите из предложений 6-7 слово с непроизносимой согласной в корне.

Ответ: ______________________________________________________________

9. Выпишите грамматическую основу предложения 10.

Ответ: ______________________________________________________________

Русский язык, 7 класс

Контрольная работа по теме «Предлог»

Вариант 2

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

Ласточки в доме Пушкина*

1) В 1951 году в Михайловском рядом с основным домом во(с/сс)танавливали со(ж/жж)ё(н/нн)ый флигелёк в котором (не) когда была кухня.

2) Закончив работу стр_ители увид_ли как на крыльцо вл_тела ласточ_ка п_кружил_сь и стала л_пить гнездо на низ_ньком косяке вх_дной двери.

3) В отстрое(н/нн)ом доме открылся музей стали пр_ходить люди чтобы поклони(т/ть)ся з_мле  так горяч_ любимой Пушкиным.

4) (С) начал_  (ни) кто (не) зам_чал птич_ки и её гнезда сл_пле(н/нн)ого под крышей. 5) Заметили лишь тогда, когда появились пт_нцы (не) пр_кращавшие п_щать       (в) продолжени_ дня.

6) Многие пос_тители п_реступающие порог дом_ка думали что гнездо и ласточка (не) настоящие а музейный макет. 7) Они пытались потрогать их пальцем.

8) Какой (то) з_ботливый человек з_щищая птичек повесил об_явление Граждане входите осторожнее. 9) Здесь живут ласточки которых любил Пушкин.

10) (В) последстви_ экскурсанты не трогали птич_к.

2. Выпишите из предложений 3-7 производные предлоги.

Ответ: ______________________________________________________________

3. Выпишите из предложений 3-4 все предлоги.

Ответ: ______________________________________________________________

4. Выпишите из предложений 3-7 составной предлог.

Ответ: ______________________________________________________________

5. Выпишите из предложения 4 причастие. Определите способ словообразования.

Ответ: ______________________________________________________________

6. Найдите среди предложений 7-10 предложение с деепричастием. Запишите номер этого предложения.

Ответ: ______________________________________________________________

7. Выпишите из предложений 1-2 слово с орфограммой «Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных».

Ответ: ______________________________________________________________

8. Выпишите из предложений 2-5 слово с орфограммой «Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-»

Ответ: ______________________________________________________________

9. Выпишите грамматическую основу предложения 10.

Русский язык, 7 класс

Контрольная работа по теме «Предлог»

Вариант 3

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

1) (Не)смотря на начало с_нтября было (по) летнему жарко. 2) Чай накрыли в г_сти(нн/н)ой выходивш_й ра_пахнутыми настеж_ окнами в еще (не) убра(н/нн)ый от опавших лист_ев сад.

3) В помещени_ (в)доль стен ст_яла полирова(н/нн)ая стари(н/нн)ая мебель обитая б_рдовым плюш_м. 4) Бл_годаря ажурным наки_кам и (бело)снежной дом_тка(нн/н)ой скатерти  ра_шитой пр_чудливым орнаментом  комната выгляд_ла (по)празднич_ному торжестве(н/нн)ой. 5) Золоч_(нн/н)ая и посеребре(н/нн)ая посуда была н_чище(н/нн)а до блеска а (по)середине стола во_вышался отражая солнечные лучи кувшин (в) виде цветка. 6) (Во)круг него были ра(с/сс)тавле(нн/н)ы (не)высокие но изящ_ные бокалы из граненого хрусталя.

 7) (В) течени_ часа ра_говор (не) смолкал. 8) Говорили в основном (на)счет поез_ки которая (во)преки опасениям закончилась благополучно. 9) (В) заключени_ ча_пития кто(то) ра_веселившись  предл_жил осмотреть жив_писное озеро ра_ливш__ся (в)следстви_ (не)давно пр_шедших дождей.

2. Выпишите из предложений 2-4 производные предлоги.

Ответ: ______________________________________________________________

3. Выпишите из предложений 6-7 все предлоги.

Ответ: ______________________________________________________________

4. Выпишите из предложений 3-6 составной предлог.

Ответ: ______________________________________________________________

5. Выпишите из предложения 9 причастия. Определите способ словообразования.

Ответ: ______________________________________________________________

6. Найдите среди предложений 7-9 предложение с деепричастием. Запишите номер этого предложения.

Ответ: ______________________________________________________________

7. Выпишите из предложений 1-2 слово с орфограммой «Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных».

Ответ: ______________________________________________________________

8. Выпишите из предложений 2-5 слово с орфограммой «Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-»

Ответ: ______________________________________________________________

9. Выпишите грамматическую основу предложения 1.

Ответ: ______________________________________________________________

Русский язык, 7 класс

Контрольная работа по теме «Предлог»

Вариант 4

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

1) (В)течени(е, и) (не)скольких часов можно сидеть (не)подвижно и смотреть на море. 2) (В)близи оно прозрачное, зеленоватого цвета а в отд_лени(е, и) лежит (темно)синей плосой (чуть)чуть подернутой дымкой. 3) Кр_сиво море на ра(с,з)свете  когда (из)за г_ризонта выплыва_т огне(н,нн)ый шар тысяч_кратно отраж_(н/нн)ый ряб_ю моря.


4) (Не)смотря на хорошую погоду берег пуст. 5) Близ него носят_ся (бел_)крылые чайки. 6) Вдруг они буд(то) (с,з)гворившись пр_спокойно ул_тают проч_ от берега.
7) Ветер ласково глад_т атласную гладь моря со_нце гре_т ее своими лучами и море дремотно в_дыхая  насыща_т жаркий воздух соле(нн/н)ым ароматом и_парений.

8) (В)продолжени(е, и) трех недель своего отпуска я каждое утро х_дил к морю. 9) (В)последстви(е, и) с большим удовольствием в(с,з)поминал эти прогулки по м_рскому берегу

2. Выпишите из предложений 2-5 производные предлоги.

Ответ: ______________________________________________________________

3. Выпишите из предложений 6-8 все предлоги.

Ответ: ______________________________________________________________

4. Выпишите из предложений 3-6 составной предлог.

Ответ: ______________________________________________________________

5. Выпишите из предложения 2 причастие. Определите способ словообразования.

Ответ: ______________________________________________________________

6. Найдите среди предложений 7-8 предложение с деепричастием. Запишите номер этого предложения.

Ответ: ______________________________________________________________

7. Выпишите из предложений 2-3 слово с орфограммой «Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных».

Ответ: ______________________________________________________________

8. Выпишите из предложений 4-7 слово с орфограммой «Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-»

Ответ: ______________________________________________________________

9. Выпишите грамматическую основу предложения 4.

Ответ: ______________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Зачётная работа по теме «Предлог»

  1. Запишите слова, раскрыв скобки.  Определите часть речи.

(В)следстви(е,и) сильного снегопада; узнать (на)счет экскурсии; (в)заключен(е,и) выступления; (в)продолжени (е,и) утра; (в)течени(е,и) бурной реки; (в)виду ряда обстоятельств; (не)смотря на неудачу; перевести деньги (на)счет фирмы; сделать (на)перекор желанию, вмешаться (в)следств(е,и) по уголовному делу; идти, (не)смотря под ноги, (не)смотря на плохую погоду; в продолжени(е, и) книги; (на)подобие цветка; иметь (в)виду; (в)связи с поручением; (на)встречу солнцу; на(встречу) с другом.

  1. Найдите производные и непроизводные предлоги, распределите их в две колонки.

Вокруг окон и дверей были красные отводы. Уже около недели Тарас Бульба жил с сыновьями своими на Сечи. Из-за леса солнце всходит. Пойти навстречу опасностям. Поезд ушел согласно расписанию. Вследствие болезни я не был в театре.

Производные

Непроизводные

  1. Составьте предложения с производными предлогами и омонимичными деепричастиями. Укажите предлоги.

благодаря мне___________________________________________________

благодаря меня__________________________________________________

включая свет____________________________________________________

включая семиклассников__________________________________________

несмотря на обстоятельства________________________________________

не смотря ни на кого______________________________________________

  1. Спишите, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Обозначьте орфограммы.

(В)течени(е, и) нескольких часов можно сидеть (не)подвижно и смотреть на море. (В)близи оно прозрачное, зеленоватого цвета а в отд…лени(е, и) лежит (темно)синей п…лосой (чуть)чуть подернутой дымкой. Кр…сиво море на ра(с,з)свете, когда (из)за г…ризонта выплывает огне(н,нн)ый шар.

(Не)смотря на хорошую погоду, берег пуст. Близ него носятся бел…крылые чайки. Вдруг они будто (с,з)г…ворившись ул…тают проч… от берега.

(В)продолжени(е, и) трех недель своего отпуска я каждое утро х…дил к морю. (В)последстви(е, и) с большим удовольствием в(с,з)поминал эти прогулки по м…рскому берегу.

Зачётная работа по теме «Предлог»

  1. Запишите слова, раскрыв скобки.  Определите часть речи.

 (В)следстви... сильного снегопада, (по)прибыти... на место, узнать (на)счет подписки, перевести деньги (на)счет фирмы, (в)следстви... по делу, (в)виду приближения осени, иметь (в)виду, (в)связи с собранием, (в)силу аттестации, иметь (в)виду ряд обстоятельств, (в)продолжени... романа известного автора, (в)продолжени... утра, идти, (не)смотря по сторонам, (не)смотря на обстоятельства, (в)место благодарности, (в)течени... пяти лет, (в)течени... бурной реки, (в)виду недостатка времени, узнать (в)последстви..., (не)что (в)роде шара

  1. Найдите производные и непроизводные предлоги, распределите их в две колонки.

Прийти через неделю, водить хоровод вокруг елки, искать под землей, достать из-под земли, отдыхать около реки, только для вас, выглянуть из-за дерева, идти вдоль по улице, построили по среди старых домов, тучи над городом, сделать в течение дня.

Производные

Непроизводные

  1. Составьте предложения с производными предлогами и омонимичными деепричастиями. Укажите предлоги.

благодаря мне___________________________________________________

благодаря меня__________________________________________________

включая свет____________________________________________________

включая семиклассников__________________________________________

несмотря на обстоятельства________________________________________

не смотря ни на кого______________________________________________

  1. Спишите, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Обозначьте орфограммы.

(В)течени(е, и) нескольких часов можно сидеть (не)подвижно и смотреть на море. (В)близи оно прозрачное, зеленоватого цвета а в отд…лени(е, и) лежит (темно)синей п…лосой (чуть)чуть подернутой дымкой. Кр…сиво море на ра(с,з)свете, когда (из)за г…ризонта выплывает огне(н,нн)ый шар.

(Не)смотря на хорошую погоду, берег пуст. Близ него носятся бел…крылые чайки. Вдруг они будто (с,з)г…ворившись ул…тают проч… от берега.

(В)продолжени(е, и) трех недель своего отпуска я каждое утро х…дил к морю. (В)последстви(е, и) с большим удовольствием в(с,з)поминал эти прогулки по м…рскому берегу.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Причастия» в 7 классе

1 вариант

1. Образовать от данных глаголов действ. прич. настоящего времени :

      Чувствовать – …;  скакать – …;       пилить –… .

2. Образовать от данных глаголов страд. прич. прошедшего времени :

      Прожить – …,    показать – …,     приготовить – … .

3. Спишите, вставьте пропущенные буквы :

      Та..щий снег, ро..щий канаву, маяч..щие огни, скач..щие на лошади, се..щий пшеницу, бор..щийся за справедливость, стро..щий замок, стреля..щий метко, стон..щий от боли, вер..щий в добро.

4. Спишите, вставьте пропущенные буквы :

      Колебл..мый, вид..мый, подбива..мый, поджида..мый, преследу..мый.

5. Выписать краткие причастия :

      Побежденная, читающий, продолжены, заглушаемый, потеряны, распаханный, переплетенная, наполнена, освещен.

6. Дописать окончания причастия в каждом падеже.

      И.п. увидевшая ;

      Р.п. увидевш…

      В.п. увидевш…

      Д.п. увидевш…

      Т.п. увидевш…

      П.п. увидевш…

7. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные знаки препинания:

Пламя то разг..ралось то затухало а из (шумящий) тьмы выступали стволы золотых сосен.

Она была в лайковых перчатках немного не (доходивший) до худых, острых локтей.

8. Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания.

    1) Разлившаяся по широкому лугу речка отражает ясное небо и легкие облака.

    2) Воробьи слетевшиеся к кормушке быстро склевали брошенные им крошки.

    3) Шум машины приближавшейся по шоссе спугнул лося.

    4) Недавно смазанные лыжи отлично скользили по снегу.

    5) Сквозь пелену тумана смутно виднелись деревья чернеющие вдали.

Контрольная работа по теме «Причастия» в 7 классе

2 вариант

1. Образовать от данных глаголов действ. прич. прошедшего времени:

      Участвовать – …,  надеяться – …,   везти – … .

2. Образовать от данных глаголов страд. прич. настоящего времени :

      Приподнимать – …,   подставлять – …,      видеть – … .

3. Спишите, вставьте пропущенные буквы :

Завис..мый от обстоятельств, колебл..мый ветром, взвешива..мый продавцом, отпира..мый замок, изготовля..мый вручную, сопровожда..мый в поездке, встреча..мый братом, заглуша..мый шумом, увлека..мый мною, муч..мый жаждой.

4.  Спишите, вставьте пропущенные буквы :

Кача..щийся, капа..щий, та..щий, держ..щий, пол..щий, став..щий, ве..щий.

5. Выписать краткие причастия :

    Измучены, заснеженный, подарена, построенный, оторванный, поняты, оценена,                   обучена, овеянные, отраженная.

6.  Дописать окончания причастия в каждом падеже.

    И.п. сгонявший;

    Р.п. сгонявш…

    Д.п. сгонявш…

    В.п. сгонявш…

    Т.п. сгонявш…

    П.п. сгонявш…

8. Спишите, раскрывая скобки., вставляя пропущенные знаки препинания:

Ключ бьет из расселины берега  (превратившийся) в небольшой овраг.      

Холодные ключи и родники в жаркое время года служат (спасающий) убежищем косулям.

9. Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания.

1) В коробке находился поплавок сделанный из пробки.

2) Это была высокая четырехугольная башня возвышавшаяся над всеми окрестными зданиями.

3) Стенные часы висящие в моей комнате иногда останавливаются.

4) Шедшие впереди люди разговаривали о чем-то.

5) Лестница ведущая вниз вдруг сделала резкий поворот.



Предварительный просмотр:

Контрольный диктант в 7 классе по теме “Причастие”

Цели урока:

  • Контроль усвоения темы, выявление типичных ошибок
  • Поддержание интереса к предмету
  • Расширение кругозора учащихся

I. Записать текст.

Первый снег

        Шумевший за окнами осенний дождь вдруг стих, и в воздухе закружились редкие мохнатые снежинки. Они долго плясали в лучах ночных фонарей, затем мягко укладывались на пожухлую траву, блестящую от воды, на чёрную землю, не успевшую замёрзнуть.

        Не прошло и часа, как природа преобразилась до неузнаваемости. Пушистое белоснежное покрывало, накрывшее всё пространство вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в сказочных незнакомцев. Легковые машины, одетые в тёплые тулупы, уткнув тупые носы в сугробы, мирно задремали. Деревья, недавно потерявшие свои жёлтые одежды, получили новый пушистый наряд. Их ветви  под тяжестью дорогих мехов наклонились к земле. Ночное небо, озарённое снизу ровным белым светом, заблестело нарядными звёздами.        В мире воцарилась особенная тишина, иногда нарушаемая мягким шелестом машин, проезжающих по заснеженной дороге.

        Природа тихо радовалась своему обновлению, причиной которого стал первый снег. (126 слов)

II. Выполнить грамматическое задание к диктанту в тетради:

  • Графически обозначить причастные обороты
  • Выделить суффиксы причастий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме «Речевые и лексические нормы русского языка и их нарушение»

Целью данной контрольной работы является проверка уровня знаний по темам , связанным с разными видами нарушений языковых норм (лексической, морфологической, грамматической, синтаксической). Учащийся д...

Контрольно-измерительные материалы контрольных работ по русскому языку,рабочие программы,презентации в 5- 6-м классе

Контрольно-измерительные материалы контрольных работ по русскому языку в 6-м классе ...

Контрольно-измерительный материал по русскому языку «Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5-го класса»

Тестовые задания включают в себя 35 вопросов с вариантами ответов, где нужно выбрать один верный и записать в соответствующий столбец....

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме: "Лексика и фразеология. Нормы русского языка"

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология. Нормы русского языка" рассчитана на обучающихся  10 класса вечерней школы, обучающихся по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. Задания...

Контрольная работа по русскому языку в 5 классе. Работа с текстом

Контрольная работа по русскому языку в 5 классе. Работа с текстом...