Эффективные формы и методы подготовки к выпускным экзаменам
статья по русскому языку (11 класс) на тему

Преснякова Ирина Николаевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Чамзинская СОШ №2»

Республика Мордовия, Чамзинский район,ул.Титова,12

Эффективные формы и методы подготовки

учащихся 9,11 классов к итоговой аттестации

 по русскому языку

Подготовила: Преснякова И.Н.,

учитель русского языка и литературы

2017 г.

          Выпускные экзамены –  это  серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Поэтому подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. Ведь именно от него зависит  будущее ребёнка ,его выбор  специальности. У меня, как и у каждого учителя русского языка и литературы, сформировался свой стиль подготовки обучающихся к экзаменам. Девизом моей работы в данном направлении стали  слова известного  русского педагога  В.А. Сухомлинского: «Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя». Выбрала я его не случайно. Считаю, что качество сдачи экзамена прежде всего зависит от мотивации и целеустремленности учащихся, от того,  какого результата они хотят добиться? К сожалению , не все дети  осознают значимость знаний в их дальнейшей жизни, поэтому  очень важно оказать квалифицированную помощь ученикам.

       Учащиеся всегда  нуждаются в повторении изученного материала и в овладении более совершенными навыками. С этой целью на  уроке для повторения я  использую  лингвистические разминки, содержащие задания ЕГЭ и ОГЭ . Они помогают доводить до автоматизма некоторые разделы тем, которые включены в задания ЕГЭ. Также использую парную работу, которая является  идеальной  формой  для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ребята могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное. Эффективным считаю и задание  «Диалог у доски». Ученики задают вопросы по изученному материалу отвечающему у доски. Работа «Хочу спросить»  также полезна при проверке домашнего задания. Один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найти в домашнем упражнении слова на безударную гласную в корне, найти грамматическую основу предложения, определить тему и основную мысль и т.д. Провожу тестовую работу  с последующей взаимопроверкой, а также часто рекомендую  он-лайн тестирование. Для закрепления орфографических навыков считаю эффективной          графическую  работу – выделение орфограмм. В ходе выполнения задания  ученики запоминают условия выбора орфограммы, а потом и правописание этих слов. Такие упражнения развивают внимание, память, орфографическую зоркость. Эффективно также написание различных видов диктантов ,которое способствует обогащению  словарного запаса , одного  из важных аспектов развития речи школьников. В данном случае придерживаюсь мнения П.А. Грушникова, который  по этому поводу писал: «Ограниченность активного словарного запаса у детей…, а также их неумение отбирать из своего словаря и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные и точные для данного высказывания, являются одной из причин многочисленных и разнообразных речевых ошибок». Вот почему необходимо развивать у школьников внимание к слову, расширять и обогащать их активный словарный запас.       Деятельность  при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ осуществляю и  по направлениям информационная работа, содержательная подготовка, психологическая подготовка. Использую технологии проблемного обучения, групповой деятельности, информационно-коммуникационные технологии. Составляю тематические карточки для подготовки к экзаменам  из Открытого банка заданий ФИПИ. Наиболее эффективны   взаимопроверка усвоения правила, диалог у доски, работа «Хочу спросить», карточка для соседа, тестовая работа с последующей взаимопроверкой, он-лайн тестирования, работа с тренажером. Оптимальной формой работы при подготовке обучающихся к итоговой аттестации считаю  работу  с текстом, использование  которого  углубляет, расширяет и систематизирует знания учащихся о языке как системе, во-вторых, создает речевую среду, которая способствует совершенствованию языкового чутья, лежащего в основе развития речи, в основе понимания того, что такое языковая система. Такая работа с текстом с использованием элементов комплексного анализа становится обязательной на уроках русского языка в 5-6 классах. При этом беру  тексты небольшие, но яркие, образные, запоминающиеся. В начале работы с текстом предлагаю  задания для его осмысления, ученики учатся понимать текст, определять тему, основную мысль, авторскую позицию, находить аргументы, подтверждающие позицию автора. Анализ, направленный на выявление уровня понимания учениками текста, осуществляется по следующему плану:

 1. Определить тему (о чем текст?) и основную мысль текста (в чем пытается убедить читателя автор?). 2. Выписать ключевые слова. 3. Озаглавить текст. 4. Определить количество микротем. Составить план текста. 5. Определить стиль текста и доказать свое мнение. 6. Определить тип речи и доказать свое мнение. Следующим этапом работы становится языковой анализ текста. Эта часть включает в себя различные виды анализа слов и предложений (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический и синтаксический) и характеристику средств речевой выразительности. Следует отметить, что грамматический разбор является важнейшей составляющей урока русского языка, поскольку позволяет осуществить в системе повторение теоретических сведений из различных разделов о языке, способствует развитию орфографической и пункту ационной зоркости, а также выполнению тестовых заданий ОГЭ и ЕГЭ, поэтому такие задания – обязательный элемент работы с текстом. Важную роль играют задания, направленные на формирование лексической осведомлённости. Например, словарная работа, связанная с заменой заимствованных слов словами собственно русскими, слов, эмоционально окрашенных, словами с нейтральной окраской, подбором синонимов, антонимов, потому что работа со словом, с его словарным и контекстуальным значениями – это основа развития речи. Завершает работу над текстом его орфографический и пун- ктуационный разбор. При этом на втором и третьем этапе анализа даются задания, связанные с нахождением ответа в тексте, выполнение которых способствует формированию навыка выполнения заданий такого рода, развитию орфографической и пунктуационной зоркости, что является, в том числе, и залогом успешного выполнения тестовой части ОГЭ и ЕГЭ.

       Ученики  постоянно нуждаются в повторении изученного материала и в овладении более совершенными навыками. Почти на каждом уроке для повторения стараюсь  использовать лингвистические разминки, содержащие задания ЕГЭ. Они помогают доводить до автоматизма некоторые разделы тем, которые включены в задания ЕГЭ.

        Таким образом, на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяю  личности обучающегося,  его внутреннему  миру, где таятся его еще не развитые способности и возможности, на его проблемы в освоении программы, отработке основных умений и навыков. Все это позволяет  мне  подготовить выпускников к успешной сдаче экзаменов,  научить их быть незакомплексованными, свободно мыслящими, самостоятельными, компетентными и коммуникабельными, потому что я с уверенностью могу сказать ,что «Дорогу осилит идущий!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы организации итогового повторения, подготовки к выпускным экзаменам.

Подготовительные материалы и методические рекомендации по подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации по математике за курс основной школы. Геометрия....

ПАМЯТКА для учащихся и родителей при подготовке к выпускным экзаменам в форме ЕГЭ

Основные сведения, которые необходимо знать родителям выпускников...

ПАМЯТКА для учащихся и родителей при подготовке к выпускным экзаменам в форме ОГЭ

Материал поможет родителям познакомиться с основными положениями проведения ОГЭ...

Эффективные формы и методы подготовки к ЕГЭ

Эффективные формы и методы подготовки к ЕГЭ...

От эффективных форм и методов подготовки к ГИА к успешной сдаче выпускных экзаменов

Подготовка к ГИА – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно построен будет этот процесс, зависит наш результат.Для успешной сдачи ГИА учащимся необходима мотивация. Больши...

Эффективные формы и методы подготовки учащихся к ОГЭ по химии (19 задание).

Презентация, помогающая выполнить 18 и 19 заданий в ОГЭ по химии....