Урок русского языка в 6 классе "Имя числительное как часть речи.Книга рекордов Конёвской школы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Чернокова Валентина Леонидовна

Цель: получение знаний о числительном как самостоятельной части речи.

Задачи:

Образовательные: познакомить с морфологическими и синтаксическими признаками числительного, с его видами.

Развивающие: развить умение извлекать и отбирать необходимую информацию для решения учебных задач, систематизировать полученные знания, сравнивать, делать выводы; развить навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательные: воспитать любовь к слову, научить слышать и слушать друг друга.

Оборудование: электронная презентация урока, подготовленная в программе Power Point, карточки для групповой работы.

Тип урока: изучения нового материала.

Технология: интеграция, использование ИКТ.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chislitelnoe_kak_chast_rechi.docx321.45 КБ
Office presentation icon kniga_rekordov.ppt2.49 МБ

Предварительный просмотр:

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК АСТЬ РЕЧИ

«Книга рекордов Конёвской школы»

В.Л.Чернокова, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Конёвская школа», высш. кв. категория

Цель: получение знаний о числительном как самостоятельной части речи.

Задачи:

Образовательные: познакомить с морфологическими и синтаксическими признаками числительного, с его видами.

Развивающие: развить умение извлекать и отбирать необходимую информацию для решения учебных задач, систематизировать полученные знания, сравнивать, делать выводы; развить навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательные: воспитать любовь к слову, научить слышать и слушать друг друга.

Оборудование: электронная презентация урока, подготовленная в программе Power Point, карточки для групповой работы.

Тип урока: изучения нового материала.

Технология: интеграция, использование ИКТ.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Ход урока

  1. Актуализация  знаний.
  1. Зарядка в начале урока.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня вы ещё раз убедитесь, как удивительно интересен русский язык. Начнем урок с разминки.

-Энергично потрите ладошки с внутренней и внешней стороны. Произнесите афирмацию: « Я люблю русский язык! Я с удовольствием учу его».

2. Запись числа и рисование смайлика + ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ

- Нарисуйте на полях смайлик, показывающий, с каким настроением вы пришли на урок.

3.Целеполагание

-Сегодня мы начинаем изучение новой темы, название которой вы определите и сформулируете сами чуть позже. В процессе работы над этой темой мы будем сравнивать, делать выводы, анализировать, продолжим работу в парах. Вы будете и самостоятельно отбирать необходимую для решения учебных задач, информацию, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

4.Введение в тему

 -Известный писатель К.Г.Паустовский сказал о русском языке так: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом…»

- Есть в русском языке  и слова, которые называют… А что называют, вы узнаете, если отгадаете ребус.

1.

  1. 135  ???

Составьте и запишите предложение с числительным 135 (В  2017 году нашей школе исполняется 135 лет. У нашей школы юбилей, ей исполняется 135 лет. Наша школа будет праздновать свой 135- й  день рождения.).

Учитель: Я думаю, вы бес труда определите тему нашего урока??

Слайд 3 (тема урока)

-Что же мы должны узнать сегодня на уроке? Чему научиться?

( - определить, что такое числительное,

  - научиться находить его в предложении или тексте,

  - научиться отличать имя числительное от других слов с числовым  

     значение).

II. Работа с учебником. Стр. 54.

- Что же такое числительное?

1.. Верите ли вы, что    ученик Конёвской сельской школы занял 1 место на Всероссийской олимпиаде по математике в Москве.    

2.  Верите ли вы, что          были годы, когда выпускников школы было больше 100  человек

3. Верите ли вы, что          в школе можно было получить специальность шофёра, тракториста-машиниста, швеи, продавца, монтёра связи, оператора почтовой связи

4. Верите ли вы, что          стоимость обеда в школьной столовой могла быть  248 рублей

5. Верите ли вы, что          школа стала победителем в национальном проекте «Образование»  и выиграла 2 млн рублей.

- На какие вопросы оно может отвечать?

5. Знаете ли вы, что… Физкультминутка

Национальную окраску имеют жесты, употребляемые при счёте. Считая один, два, три, русский загибает пальцы на открытой правой или левой руке, начиная с мизинца, при помощи указательного пальца другой руки. Немец или венгр в такой ситуации произносит соответствующие числительные, предварительно сжимает правую руку в кулак и на каждый счет распрямляет по одному пальцу, начиная с большого.

III. Творческая работа в группах

1.Творческая группа «Школа вчера»

Карточка «Реорганизация школы»

1.Прочитайте текст, назовите числительное, встретившееся в этом тексте.

2. Вы, конечно, обратили внимание на числительные, которые встретились в этом тексте.  

3. Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение? (Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные  можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.).

4. Как изменяются имена числительные?

2.Творческая группа «Школа сегодня»

1.Прочитайте текст, назовите числительное, встретившееся в этом тексте.

2.Задайте вопросы к именам числительным.

3. Понаблюдайте, из скольких слов состоят числительные. Найдите в учебнике ответы, как называются такие числительные?

4. Как изменяются имена числительные?

В Конёвской  средней школе до 2016 года

3953 ученика получили основное общее образование.

2522 ученика среднее общее образование.

Школа выпустила 32 медалиста, 23 выпускника окончили её с серебряной медалью, 9 – с  золотой.

С 1999 г получили аттестат особого образца 13 человек.

 145 выпускников получили квалификацию тракторист-машиниста.

63 выпускницы получили свидетельство швеи-машинистки.

С 1956 по 2008 год  560 человек получили профессию тракториста, 120  - профессию шофера, 12 человек  профессию монтера связи и 100 чел. профессию кинодемонстратора.

3.Творческая группа «Я в школе»

1.Составьте небольшой рассказ о себе и своем классе, вставляя вместо точек имена числительные.

Мне_______ лет. Мой рост -_____, вес -_____ Я учусь в ____ классе. В нашем классе _____ учеников. Я встаю в _____ часов, а ложусь спать в ______ часов. Смотрю телевизор по ______часов в день, играю в компьютер _______ часов.  В этом году я прочитал … новые книги, выучил наизусть  _________ стихотворений.

2.Составьте небольшой рассказ о себе и своем классе, вставляя вместо точек имена числительные.

Меня зовут ______________.        Мне …    лет.  Я учусь в …    классе.  В нашем классе …     человек:     … девочек и …  мальчиков. Сегодня по расписанию у нас …    уроков.  Сейчас заканчивается …      урок.

3.Составьте небольшой рассказ, ответив на вопросы:

  • Сколько минут идет урок?
  • В каком классе учитесь?
  • Сколько шестых классов в нашей школе?
  • Каким уроком по счету у вас сегодня русский язык?

4. Творческая группа «Рекорды школы»

Обратите внимание на числительные, встретившиеся в этом тексте. Они выделены.

1945 г. - Экзамены сдавали в Каргополе из-за нехватки в школе учителей с высшим образованием. Первый раз ездили на грузовой машине. Второй раз пять девушек вместе с учителем Комаровой Н.С. пошли пешком в Каргополь сдавать химию за 10 класс. Сдали все.

1955г. - 234 ученика заготовили 16 тонн сухой ивовой коры коры на сумму 16000 рублей.

1965 г. - Посажено в селе 3000 деревьев и кустов, изготовлено 200 скворечников.

1971 г. - Собрано золы – 15 т, макулатуры – 1,2 т, металлолома – 10 т.

1989 г. - В совхозе заработано за три смены летом и на уборке урожая осенью 12025 рублей.

IV.  Представление результатов работы групп

Учитель: У нас есть чем гордиться, что показать многочисленным гостям. Но ведь главное богатство нашей школы – это люди. Учителя и ученики  трудились десятилетиями, создавая славу школы. Работали и учились и продолжают работать, не покладая рук.  

V. Итог урока.

Задания (на слайде).

  1. Числительное может обозначать количество предметов.
  2. Числительное может отвечать на вопрос ЧТО?
  3.  Все числительные могут отвечать на вопрос КАКОЙ?
  4.  Количественные числительные обозначают номер по порядку.
  5.  Числительные изменяются по падежам.

Ключ (1+, 2-, 3-, 4-, 5+)

Итак, ребята, мы сегодня не только узнали о числительном как части речи, но и узнали много интересного из истории школы. Конечно, за столь короткое время  трудно рассказать всё о школы, которой 135 лет,  но узнавайте новое – и вы будете мудрее!.

Снова смайлик – на полях.

ДЗ  

  1.  Составьте небольшой рассказ о себе и своем классе, вставляя вместо точек имена числительные.
  2. Придумать слова подобного типа Смор1а, По2л, Элек3к, 100л, Па3от, О5, 100рона, 100янка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом…» К.Г.Паустовский Есть в русском языке и слова, которые называют… А что называют, вы узнаете, если отгадаете ребус.

Слайд 3

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ «Книга рекордов Конёвской средней школы»

Слайд 4

Имя числительное I . Общее значение Обозначает число, количество предметов и их порядок при счете, отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)

Слайд 5

Школа вчера…

Слайд 7

Школа сегодня… 3953 ученика получили основное общее образование. 2522 ученика среднее общее образование. Школа выпустила 32 медалиста, 23 с серебряной медалью, 9 – с золотой. С 1999 г получили аттестат особого образца 13 человек. 145 выпускников получили квалификацию тракторист-машиниста. 63 выпускницы получили свидетельство швеи-машинистки. С 1956 по 2008 год 560 человек получили профессию тракториста, 120 - профессию шофера, 12 человек профессию монтера связи и 100 чел. профессию кинодемонстратора.

Слайд 8

Рекорды школы… 1955г. - 234 ученика заготовили 16 тонн сухой ивовой коры коры на сумму 16000 рублей. 1965 г. - Посажено в селе 3000 деревьев и кустов, изготовлено 200 скворечников. 1971 г. - Собрано золы – 15 т, макулатуры – 1,2 т, металлолома – 10 т. 1989 г. - В совхозе заработано за три смены летом и на уборке урожая осенью 12025 рублей.

Слайд 9

числительные Обозначают количество СКОЛЬКО? количественные Обозначают порядок при счете КАКОЙ? КОТОРЫЙ? порядковые

Слайд 10

Порядковые Количественные Могут быть любым членом предложения. Изменяются по падежам. Числительное один изменяется по родам и числам, два только по родам. Сколько? Называет число ( количество ) предметов при счёте. Изменяются по падежам, числам и родам. 3. Морфологические признаки Какой (по счёту)? 2. Вопрос Определение, реже – сказуемое и подлежащее. 4. Синтаксическая функция Называет порядковый номер предметов при счёте. 1. Значение Имя числительное как часть речи

Слайд 11

Древнерусские имена давались не по святцам, а по порядку появления на свет детей. Первыми именами стали числительные. И если в крестьянской семье было семеро детей, то их могли назвать так: Первуш, Второк, Третьяк, Четвертак, Пяток, Шесток, Семый. К этим именам добавлялись еще и клички, например: Ждан Первуш (то есть желанный первенец), Неждан Семый (то есть нежеланный седьмой ребенок), Крикун Пяток, Егоза Шесток, Пузан Четвертак, Веселка Третьяк. Эти имена числительные впоследствии стали фамилиями. Это интересно

Слайд 12

Тест «+» «-» 1. Числительное может обозначать количество предметов. 2. Числительное может отвечать на вопрос ЧТО? 3. Все числительные могут отвечать на вопрос КАКОЙ? 4. Количественные числительные обозначают номер по порядку. 5. Числительные изменяются по падежам.

Слайд 13

Домашнее задание Составить ребусы с числительными, нарисовать фразеологизмы, подобрать пословицы с числительными. ( Смор1а ) 2. Составьте небольшой рассказ о себе и своем классе, используя числительные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

Урок русского языка "Склонение порядковых числительных"

Использован краеведческий материал как дидактический материал урока....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

урок русского в 6 классе "Числительное как часть речи"

Урок русского языка по ФГОС в 6 классе на тему "Числительное как часть речи"  по технологии деятельностного метода. Урок открытия нового знания....

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...

Технологическая карта урока русского языка Тема: "Имя числительное как часть речи" 5 класс

Технологическая карта урока разработана для обучающихся с нарушением слуха по Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования, с учетом требований Примерной основной обр...